Реферат Курсовая Конспект
Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского - раздел Педагогика, Педагогика Коменского Философско-Религиозные И Педагогические Взгляды Я.а.коменского. Даже Самый Об...
|
Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского. Даже самый общий обзор эпохи Коменского, его жизни и деятельности позволяет выделить ряд факторов, которые оказали весьма сильное влияние на формирование философской позиции Коменского, его социально-политических убеждений, взглядов на науку и нравственность, т.е. в целом на его мировоззрение Ускоренное развитие капиталистических общественных отношений в ХVI-XVII столетиях, связанное с возникновением машинного производства, повлекло за собой серьезные изменения в области технологии.
Совершенствование же и разработка новых, более сложных технологических методов, стремление к более рациональному использованию оборудования повлекли за собой принципиальные изменения в отношениях к естественным наукам, которые раньше, в общем считались второстепенными. Отказ от умозрительной философии средневековья, признания важнейшим источником знаний ощущений, получаемых от внешнего мира с помощью органов чувств, явились фундаментом естественнонаучной концепции Коменского и легли в основу его педагогической системы, которая с предельной точностью была изложена еще в «Великой дидактике». Здесь, несомненно, чувствуется материалистический элемент философских учений Ф.Бекона, Телезия, Кампанеллы и Декарта.
На мировоззрение Коменского в первую очередь повлияли идейные устремления многочисленных крестьянско-плебейских сектантских движений, направленных против католицизма и поддерживаемых им феодальных порядков.
К числу таких движений в Чехии относилось движение гуситов и наиболее радикальных их последователей – таборитов.
Ряд их идей был унаследован религиозной общиной чешских братьев, последним епископом которой был Коменский. В этом идейном наследии наиболее характерным было требование установления всеобщего равенства людей; устранения наследственных привилегий, признания равноправия женщин и т.д. Не меньшее влияние на мировоззрение Коменского, а следовательно и на его педагогическую концепцию, оказали труды ряда утопистов, на которых он весьма часто ссылается в своих сочинениях.
Среди этих утопистов прежде всего были Т. Кампанелла и И. В. Андреэ. Утописты в изображавшихся ими идеальных государствах с равенством всех граждан большое место уделяли содержанию и методам воспитания и обучения. Но вместе с тем со всей силой нужно подчеркнуть, что развивавшиеся Коменским на протяжении всей его жизни педагогические идеи носили далеко не утопический характер, система его требований и предложений была реалистична благодаря разнообразной аргументации, в значительной степени уже опиравшейся на достижения науки нового времени. Исследователи философских, социальных и педагогических воззрений Коменского прежде всего подчеркивают их гуманистический характер.
Вместе с этим они особое внимание обращают на пансофию как одну из сквозных идей, пронизывающих все его педагогические труды.
Идеи гуманизма и пансофии являются поистине стержневыми идеями Коменского, определяющими все его социальные и педагогические устремления. Последовательное развитие этих идей, их конкретизация в рамках стройной педагогической системы позволили Коменскому уйти далеко вперед по сравнению с его современниками, стать провозвестником многих положений, которые были восприняты наукой о воспитании лишь в последующие столетия. Педагогические взгляды Я.А. Коменского непосредственно выражают его общее философское видение мира. Мировоззрение его складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, религии, идей Возрождения.
Мировоззрение Коменского является своеобразным знаменателем новых и уходящих людей, когда чаша весов неизменно склонялась в сторону прогресса и гуманизма. Сын века, религиозный человек, Я.А.Коменский, однако, с необыкновенной силой выразил идеи эпохи Возрождения.
Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья. Великий гуманист, он видел совершенное явление природы в каждой личности, отстаивал ее право на развитие всех своих возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны сформировать людей, способных служить обществу. Я. А. Коменский высказывает полный оптимизма взгляд на возможности каждого ребенка при соответсвующей организации учебно-воспитательного процесса взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования.
Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, Я.А.Коменский провозглашает обязательность реального, общественно полезного обучения. Ян Амос Коменский прожил яркую, интересную и разностороннюю жизнь. Он жил в период становления опытных наук и с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы. Отказавшись от умозрительной философии средневековья, Коменский признал важнейшим источником знания – ощущения, которые человек получал от внешнего мира с помощью органов чувств.
Взгляды Яна Амоса Коменского выражают его общее философское видение мира. Многие исследователи педагогических трудов Коменского приходят к единому мнению о том, что его взгляды, идеи и их анализ долго еще будут служить предметом интереса для педагогической науки. Глава 2. Дидактические взгляды 2.1.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и… Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать… Актуальность педагогического наследия Яна Амоса Коменского, разработанность в трудах известных педагогов …
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов