рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обоснование классно-урочной системы

Обоснование классно-урочной системы - раздел Педагогика, Педагогика Коменского Обоснование Классно-Урочной Системы. Коменский Не Только Впервые Предложил Ст...

Обоснование классно-урочной системы. Коменский не только впервые предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющих юношеству достигать высот научного образования, но и разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позже название классно-урочной.

Закладывая основы современных форм коллективного обучения в классе, Коменский исходил из необходимости упорядочить, сделать планомерной всю работу школы. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:  Определенные ежегодные начала учебного курса.  Деление на классы.  Распределение времени.

В традиционных школах времен Коменского, хотя учащиеся и находились в одном помещении, занимались они индивидуально, каждый, продвигаясь вперед своим темпом и получая от учителя только ему одному предназначавшиеся указания и задания. При предлагавшейся Коменским системе обучения дети одного возраста и приблизительно одинакового уровня знаний под общим руководством учителя одновременно продвигаясь вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учащихся, учебный год со строго определенным началом и концом, определенная продолжительность учебного дня от четырех уроков школе родного языка до шести уроков в день в латинской школе, что поразительно напоминает общую организацию обучения и в современной школе.

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала.

Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем. Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика.

Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель, прежде всего, дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая е имеет не только звено восприятия и понимания материала.

Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память. Коменский впервые ввел возрастную периодизацию и систему школ. Он доказал, что обучение детей отдельно друг от друга в соответствии с их возрастом более действенно.

Ян Амос Коменский предложил несколько принципов дидактики. Великий чешский педагог выдвинул идею о том, что все заимствовано из природы и подчинено ей; обучение должно быть всесторонним; знания следует получать на основе жизненного опыта. Коменский также впервые предложил принцип наглядности. Он считал, что первоисточник знаний сама жизнь, сами предметы. Я.А.Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы. Все это в той или иной степени дошло и до наших времен.

В наше время система обучения и образования строится по идеям выдвинутым Коменским. Глава 3. Коменский о нравственном воспитании. Конечная цель воспитания, по Коменскому, внешне совпадала с религиозно-христианской – подготовка человека к вечному существованию после смерти. Эта мысль развивалась им во II, III, IV главах «Великой дидактики», где в полном соответствии с христианским вероучением он писал о первородном грехе человека. Коменский не отвергал христианского догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному христианству утверждал, что уже в процессе своей земной жизни человек может быть исправлен с помощью воспитания и способен достигнуть высокого совершенства.

Но Коменский высказал еще одну исключительно важную и новую мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Вот почему Коменский неустанно и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю. Главный педагогический труд Коменского назван «Великая дидактика». Термином «дидактика» Коменский часто пользуется и в других своих сочинениях.

Однако следует учитывать, что Коменский и его современники трактовали этот термин значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержание этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельность учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию. В своих дидактических трудах Коменский постоянно обращается к причинам пороков человеческого общества и путям их устранения, главным из которых он считал правильно организованное воспитание, как в широком смысле слова, так и в более узком значении нравственного воспитания.

Поэтому многие его дидактические высказывания имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, а само воспитание и образование, по Коменскому, является фундаментом человеческой нравственности. Поэтому безнравственными, порочными людьми становятся те, кто или лишен образования, или же получил образование неправильное, извращенное.

Коменский призывал внедрять в сознание и поведение детей все человеческие добродетели – мудрость, умеренность, мужество, выносливость в труде, справедливость, честность и т.п. Все эти добродетели должны развиваться в детях с раннего возраста путем соответствующих наставлений, постоянного подкрепляемых конкретными делами и поступками. Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного воспитания самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературе.

Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность ребенка. Особенно он предостерегал педагогов не допускать детского безделья, чтобы дети «не научились делать дурное или не отупели умственно». В системе школьной работы, особенно в деле нравственного воспитания, Коменский придавал огромное значение дисциплине – исполнительности, выполнению установленных порядков.

Общеизвестна крылатая фраза Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды». В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности. Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения.

Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним. Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д. Во всяком случае, с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа.

Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением.

Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости". Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям он относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д. В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане.

В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности". Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств.

Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение. Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе.

У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие. Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным. Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки.

Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены.

Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании". Наравне с системой обучения Коменский предложил свою систему нравственного воспитания. Ян Амос Коменский считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его, становятся безнравственными и порочными. Он настаивал на том, чтобы нравственное воспитание начиналось с самых ранних лет, пока порок не овладел душами детей. По мнению Коменского в деле нравственного воспитания огромное значение имеет дисциплина.

Без дисциплины невозможно воспитать ребенка и сделать из него полноценную личность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика Коменского

Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и… Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать… Актуальность педагогического наследия Яна Амоса Коменского, разработанность в трудах известных педагогов …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обоснование классно-урочной системы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского. Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Я

Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского
Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского. Даже самый общий обзор эпохи Коменского, его жизни и деятельности позволяет выделить ряд факторов, которые оказали весьма сильное вли

Возрастная периодизация и система школ
Возрастная периодизация и система школ. Реализацию задачи универсального образования юношества Коменский возлагал на школу, которая из «застенка для умов» должна быть превращена в «мастерскую челов

Формы и методы учебной работы
Формы и методы учебной работы. Коменский внимательнейшим образом изучил и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. Е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги