рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методический принцип

Работа сделанна в 2007 году

Методический принцип - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2007 год - Игра как метод обучения грамматике и правописанию Методический Принцип. Несколько Слов О Методическом Принципе, Наиболее Важном...

Методический принцип. Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке - принципе открытой методики.

Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Поэтому можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования, освоения сложных правил, решение возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил, попытки его изменить - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которая так не хватает не только детям, но и взрослым.

Это лучший путь к развитому, гибкому мышлению, способному учесть сразу несколько точек зрения и при этом увидеть главное.

Можно провести отдельные занятия, посвященные теме игры зачем люди играют, что мы называем игрой, какие игры нам нравятся и почему, как правильно описывать игру, как можно ее модифицировать, к каким последствиям приводят те или иные изменения в правилах и какие могут быть критерии хороших и плохих изменений. Успех игры зависит, прежде всего, от атмосферы, которая сложится в группе.

Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений.

А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. При этом чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный перерыв в учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру. 2.3 УЧЕБНЫЕ ИГРЫ Учебными названы игры, помогающие закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.

В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят Я и не знал, что я это знаю. Если же играют в командах, то сам процесс горячего обсуждения задания, исключения неверных вариантов может дать ребятам больше, чем систематические объяснения учителя. Особенно полезны игры, которые как бы обратны привычным заданиям не написать правильно встретившиеся в тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме.

Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, расчленить на элементы явления языка, а в этом случае они, опираясь на свои знания, реализуют возможности, заложенные в языке.

Учебных игр можно придумать множество. В принципе в форму игры можно облечь любое задание, вплоть до кто быстрее и правильнее сделает упражнение 127 . Вряд ли стоит этим злоупотреблять. Сами по себе учебные игры довольно примитивны и быстро надоедают, но в умеренных количествах, особенно при изучении скучноватого, требующего запоминания материала они незаменимы. Кроме того, эти игры развивают быстроту мышления, критичность оценки сделанного, речевую изобретательность, приучают сосредоточенно работать в условиях цейтнота.

Предлагаемые игры можно использовать при изучении различных разделов курса русского языка. Они достаточно типовые, поэтому по аналогии с ними не трудно придумать учебные игры для любого случая. ПРОВЕРКИ Игра предназначена для детей младшего школьного возраста и пятиклассников, но иногда может быть полезна даже выпускникам, не освоившим или забывшим правила работы с проверяемыми гласными и согласными.

Продолжительность игры зависит от числа играющих, но минимум 15 минут на игру уйдет. Понадобятся ручки и бумага. Детям младшего школьного возраста лучше играть с ведущим. Ход игры. Задача играющих - найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову, например кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову ломать? Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде. Когда отведенное время истекло, списки проверок читаются вслух.

Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок. Обратный вариант игры кто за 5 минут больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово дом? Далее все так же, как и в первом варианте. Варианты. Очень полезный вариант поиск типовых проверок. Если ребята раньше не были знакомы с этим понятием, можно объяснить его перед игрой. Типовые проверки - это удобные проверки, которые подходят сразу ко многим словам, а то и ко всем словам определенного грамматического класса.

Например, очень часто существительное в единственном числе удобно проверить существительным множественного вода - воды или сказка - сказок, а глагол часто можно проверить формой другого вида вставать - встать. Игра описана в книге М. В. Панова Занимательная орфография М 1984 . В игре с типовыми проверками играющие должны за отведенное время привести как можно больше пар проверяемое слово - проверочное слово заданного типа. Например вода - воды, река - реки, нога - ноги сказка - сказок, маска - масок, пробка - пробок вставать - встать, давать - дать, бросать - бросить.

Выигрывает тот, у кого будет больше пар, относящихся к заданному типу проверок. Можно играть и по командам, только они не должны быть большими 7-8 человек. При командном варианте лучше принять более строгие правила и начислять штрафное очко за каждую неправильную проверку. Иначе в азарте ребята будут предлагать все, что придет в голову, и пользы от игры не будет. Цели. Главная цель - закрепить навык работы с проверочными словами и увеличить запас проверок, находящихся в активной памяти ребят.

Особенно полезна процедура проверки списков, отбраковки неподходящих проверочных слов. Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, приучает к быстрой сосредоточенной работе. ЧЕПУХА Игра любима детьми младшего и среднего школьного возраста, для старшеклассников она слишком проста. Понадобятся ручки и листки бумаги, лучше длинные и узкие. Игра проходит по кругу, каждый должен знать, от кого он получает листок и кому передает.

Если играющих много, можно образовать несколько кругов. Обязательно нужен ведущий. Ход игры. Ведущий последовательно задает вопросы Кто? Когда? Что делал? и т. п. Каждый игрок на своем листке записывает ответ, затем заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде ведущего соседу, например, по часовой стрелке. Ведущий предлагает 5-8 вопросов, из ответов на которые должно получиться синтаксически правильное предложение.

Игра заканчивается тем, что все разворачивают оказавшиеся у них листки и читают получившуюся чепуху вслух, под общий хохот. Проигравших быть не может. Имеет смысл прямо подчеркнуть, что игра не является соревнованием, все в равной мере заинтересованы в хорошем результате. Цели. Игра эта довольно популярна у ребят, но именно на уроках русского языка они начинают играть в нее более осмысленно. Можно обсудить с детьми, почему над одними полосками все долго смеются, а другие получились неудачны- ми. В ходе размышлений и наблюдений выясняется, что непременное условие - правильные синтаксические связи при смысловом абсурде употребление именно того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т. д. Поэтому самый удачный момент для игры в Чепуху - начало разговора о синтаксисе.

Игра позволяет освежить в памяти полученные ранее знания, обостряет синтаксическую интуицию. 2.4 КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ Игры этого типа наиболее популярны, и, скорее всего, в этом разделе вы не найдете ни одной незнакомой игры. Комбинаторных игр множество это и всем известные кроссворды разных типов, и чайнворды, ребусы, шарады, головоломки.

Они многократно описываются в самой разной учебной и методической литературе, периодических изданиях. Есть даже люди, профессией которых стало сочинение заданий такого типа для газет и журналов. В центре внимания в комбинаторных играх - внешняя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант. Процесс игры напоминает игру в конструктор из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать разнообразные модели.

Иногда ставится противоположная задача по готовой модели слову определить, из каких деталей ее можно построить. Сложные комбинаторные игры особенно Палиндромы или Шарады часто требуют огромного словарного запаса и невероятной речевой изобретательности. Всегда очень хорошо проходит многоборье по комбинаторным играм, сочетающее конкурсы шарад, палиндромов, каламбуров, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов, состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный турнир по игре Почему не говорят. Один раз в четверть или в год можно устроить настоящий праздник комбинаторных игр. Другой вариант большой игры - парад головоломок, который может длиться от недели до четверти.

На стене вывешиваются листы ватмана, и каждый желающий может написать на них придуманную головоломку, шараду, вопрос. Заранее выбирается жюри. Тот, кто отгадал ту или иную головоломку, записывает решение на листке и, подписав его, отдает в жюри. Парад завершается тем, что жюри, присудив баллы всем авторам хороших заданий и всем, кто сдал правильные решения, объявляет победителей, набравших наибольшее число баллов.

Можно определять победителей по номинациям ребусы, шарады, Почему не говорят и т. д. Наиболее интересны игры, построенные на разотождествлении внешнего облика слова и его значения такие, как Почему не говорят и Этимологический словарь. Играющий смотрит на слово как бы глазами иностранца, он сознательно игнорирует включенность слова в ткань живого языка и может трактовать и членить его самым невероятным образом.

Но, конечно, эти экзерсисы вызывают смех благодаря эффекту двойного видения - ведь мы ни на миг не забываем подлинного места слова в системе языка. Поскольку комбинаторные игры достаточно широко распространены, в этот раздел включены лишь игры, во-первых, наиболее интересные, во-вторых - не вынуждающие учителя заранее готовить к ним задания.

Во все предлагаемые игры ребята могут играть самостоятельно. При необходимости большое количество игр этого типа можно найти в литературе. СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР Играть можно уже с детьми младшего школьного возраста, для старшеклассников игра скучновата. Понадобятся ручки и бумага. При большом числе играющих потребуется запас времени не менее 15-20 минут. В младших классах нужен ведущий. Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например словесность.

Задача играющих - за отведенное время около 5 минут составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова соль, нос, слово, сев, новость и др. Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов. Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова. Цели. Игра развивает способность находить новые варианты комбинирования, работать быстро и сосредоточенно, расширяет словарный запас.

ШАРАДЫ Разгадывать шарады могут уже дети младшего школьного возраста, составлять - семи-восъмклассники. Игру лучше проводить как длительный конкурс, чтобы ребята могли сочинять в свободное время. Ход игры. Игра достаточно широко известна, хотя сейчас и о ней многие ребята слышат впервые. Шарада представляет собой стихотворную загадку, в которой по слогам зашифровано какое-то слово. Например Слог первый - звук испорченного крана, Для поцелуя нет второго слаще, А целое найдешь ты в ресторане, Что для крольчат открыт в зеленой чаще. Ответ капуста.

Легко заметить, что понятие слог в шарадах весьма относительно, слово делится на слоги далеко не всегда правильно с фонетической точки зрения, строго соблюдается только количество слогов. Шарады можно просто разгадывать, и с этого лучше всего начать. Играть можно по командам, начисляя очки за правильный ответ. Ведущему в этом случае понадобится довольно большой запас шарад. Но, конечно, гораздо полезнее и интереснее шарады сочинять заодно и учитель избавляется от необходимости их выискивать. Для сочинения хорошей шарады требуется время, поэтому лучше проводить игру в виде длительного конкурса, заранее объявив день, когда будут подводиться итоги.

В этот день все, кто сочинил шарады, могут предложить их для решения остальным, прочитав или вывесив в классе. Жюри или все вместе называют авторов лучших шарад. Цели. Игра в шарады может надолго стать любимым развлечением ребят. Некоторые достигают такой виртуозности, что сочиняют по нескольку очень неплохих шарад в день. Разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки.

При втором, активном варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворчества. Приведенные здесь шарады составлены слушательницами Летней лингвистической школы Машей и Надей Фрид. Их можно предложить ребятам для знакомства с жанром и в качестве вдохновляющего примера.

В скобках даны ответы. Хотите знать мой первый слог - Просите, чтоб козел помог. Второй мой слог словарь составил И тем навек себя прославил. А целым наградить нас надо За гениальную шараду! Медаль О первом слоге говорить не будем Второй слог очень нужен людям, хотя не для него они живут. А целое между собой ведут. Беседа См. брошюру Летняя гуманитарная лингвистическая школа М 1996 и газету Русский язык 1995, 1 . 2.5 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат рассуждать логически.

Использование аналитического подхода в этих играх отличается от механического раскладывания по полочкам, которое в школе обычно называют анализом. Аналитические игры не требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его эффективность. Они воссоздают в миниатюре ситуацию научного открытия, когда требуется не только беспристрастный логический анализ, но и интуитивное видение ответа, прозрение, которое приходит в момент творческого подъема и позволяет в один миг сконцентрировать опыт предшествующего долгого пути познания.

Самые простые задания, предлагаемые в этих играх, можно быстро решить с помощью одной только логики - для решения остальных нужны ассоциативное мышление, интуиция, способность мыслить раскованно, видеть неожиданные связи между явлениями.

Способность к такому мышлению может развиваться. После нескольких игр ребенок, мыслящий очень зажато, ограниченно, вдруг удивит всех, составив оригинальную задачку. А это особенно важно для детей примерных и благополучных часто именно они панически боятся всего нестандартного, не такого, как мы проходили. Когда играешь в подобные игры с группой детей, непременно находятся два-три человека, которые поражают своей способностью просто видеть ответ. Складывается впечатление, что они вообще его не обдумывают - сразу знают, что имелось в виду. Часто это даже не самые лучшие ученики, иногда и вообще записные бездельники.

Может быть, успех в аналитических играх поможет и учителю, и ребятам посмотреть на себя по-новому. Конечно, вкус к более красивым, оригинальным задачкам появляется не сразу. Требуется время, чтобы дети по нескольку раз проиграли все стереотипные, очевидные варианты и сами начали стремиться к более сложному и интересному. Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к аналитическому мышлению оно должно быть, с одной стороны, свободным, незаморенным, с другой - корректным, строго дисциплинированным.

Мысль о том, что дисциплина мышления и его свобода не противоречат друг другу, а, наоборот, неразрывно связаны, наверняка будет для ребят совершенно неожиданной, их школьная практика, к сожалению, чаще свидетельствует о другом все правильное скучно, все интересное неправильно. Сначала они легко пренебрегают корректностью своих построений.

Хорошо, если постепенно ребята на собственном игровом опыте убедятся, что по-настоящему хорошо получается только то, что и правильно, и интересно. ЧТО ОБЩЕГО Играют с удовольствием и дети, и взрослые. В командах не должно быть более 7-9 человек, а количество команд зависит от числа играющих. Времени в запасе нужно иметь минут двадцать, а при четырех и более командах - не меньше получаса. Командам необходимо иметь условия для совещаний, так чтобы участники разных команд не слышали друг друга.

Ведущий проводит игру и начисляет очки. Ход игры. Играющие делятся на команды, команды расходятся по разным углам помещения. Ведущий объявляет задание Сейчас команды получат 5 минут на обдумывание и постараются найти как можно больше разных ответов на вопрос Что у всех нас, членов команды, общего? Команды готовятся, затем по очереди предлагают свои ответы. За каждый ответ команда получает балл, при этом запрещено повторять уже звучавшие ответы и давать однотипные варианты. Например, после ответа Мы все одеты вариант Мы все обуты не засчитывается.

Команда, которая в течение минуты не смогла дать ответ, выбывает из игры. Побеждает команда, ответившая последней. Чем старше играющие, тем быстрее они переходят от ответов Мы все учимся в школе или У нас у всех есть джинсы к версиям более интересным М все родились, все ходим на двух ногах или У нас у всех есть совесть. Игра проходит в быстром темпе, очень азартно и весело, и хорошо иметь запас времени, чтобы не прерывать ее насильственно.

Следует учесть, что сильные игроки способны обмениваться все новыми и новыми ответами, продолжая игру до 40-50 кругов! Во время игры обязательно возникнут дискуссии о том, считать ли те или иные варианты ответов однотипными. Чтобы это не сбивало темпа игры, лучше сразу оговорить, что последнее слово остается за ведущим и после того, как он огласил свое решение, все споры должны быть прекращены. В эту игру можно играть один-два раза, потом становится неинтересно, варианты ответов начинают переходить из тура в тур. Тем более важно использовать игру максимально.

Прекрасный момент для нее - ситуация вновь созданного коллектива, когда всем хорошо бы ближе познакомиться - игра Что общего поможет сделать это быстро и весело. Цели. Игра раскрепощает мышление, развивает способность динамично менять угол зрения, переосмысливать известные факты. Развиваются и внимание, наблюдательность, умение концентрироваться и работать быстро, приспосабливаясь к меняющейся ситуации.

Да и чувство юмора, способность посмотреть на себя с улыбкой задействуются в этой игре. 2.6 АССОЦИАТИВНЫЕ ИГРЫ Ассоциативными здесь названы игры, которые активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма. Есть интересные психологические исследования о феномене творческого беспорядка - известной манере творческих людей разбрасывать вещи в самых неожиданных местах. Так вот, некоторые психологи утверждают дело не в том, что занятые творчеством люди не могут поддерживать порядок в силу своей рассеянности.

Все наоборот случайным образом расположенные предметы дают пищу ассоциативному мышлению, наталкивают на новые творческие идеи, и одаренные люди подсознательно стремятся обеспечить себя этим топливом. Возможно, так оно и есть, и наше стремление любой ценой приучить детей к порядку, режиму, систематичности снижает их творческие способности. В таком случае детям просто необходимы ассоциативные игры. Играя в них, ребята вступают в мир намеков, сравнений, ассоциаций, мир причудливых, непредсказуемых движений человеческой психики и их не менее причудливых отражений в языке.

Игры этого типа требуют теплой, раскованной атмосферы, ситуация жесткого соревнования, спортивного апорта сводит пользу от них к нулю. Ведь в ассоциациях и намеках не может быть правильного и неправильного, может быть только более или менее яркое, точное, образное. Поэтому проводить эти игры по крайней мере, большинство из них в командном варианте лучше не слишком часто и только после того, как они хорошо освоены.

Самый важный результат ассоциативных игр - способность ребят ценить яркое, индивидуальное видение мира, умение доверять своей интуиции. Ассоциативные игры, с одной стороны, противоположны аналитическим, с другой - дополняют их. Можно сказать, что аналитические игры развивают, прежде всего, свойства мышления, ценимые западной цивилизацией систематичность, последовательность, точность, а ассоциативные - то, что в большей степени присуще восточной культуре медитативность, созерцательность.

Две стороны интеллекта, которые развивают эти игры интуиция и логика, как раз и образуют вместе свободное, точное, творческое мышление. ВЕНОК СРАВНЕНИЙ Играть можно и нужно уже с дошкольниками, впрочем, более старшим ребятам игра не менее интересна. Количество играющих 3-10 человек, класс можно разделить на группы. Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает.

Ведущий нужен ребятам дошкольного возраста. Ход игры. Играющие выбирают какое-либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Например, играют со словом река. Возможные варианты Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить. Задача каждого следующего игрока - привести убедительное сравнение, повторяться запрещено.

Тот, кто не сумел ответить, выходит из игры. Побеждает ответивший последним. Во время игры часто возникают дискуссии о том, можно ли засчитать то или иное сравнение. Обсуждение само по себе полезно. В этой игре не стоит вводить слишком жесткие ограничения в подборе сравнений. Снимать сравнения как неубедительные следует только тогда, когда игрок не может назвать сходных черт или говорит очевидную нелепицу. Варианты. На первых порах, особенно с младшими детьми, хорошо попробовать командный вариант игры, который дает возможность более робким ребятам постепенно войти в игру. Позже они смогут отвечать самостоятельно.

Для игры с дошкольниками и учащимися младших классов лучше выбирать слова, называющие предметы, А вот старшеклассники с удовольствием работают со словами, обозначающими абстрактные понятия. Использование этой группы слов расширяет сферу поиска сравнений, хотя и делает его существенно сложнее. Цели. Игра развивает ассоциативное, метафорическое мышление, ребенок начинает воспринимать предметы окружающего мира объемнее, глубже, обращает внимание на неочевидные связи между ними. Игра активизирует способность видеть разнообразные признаки предмета, а эта способность всегда считалась одним из основных критериев общего развития. 2.7 КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ В этом разделе приводятся описания игр, привлекающих внимание ребят к смысловому строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и переносным значениями языковых единиц.

Игры этого типа развивают способность к глубокой и разносторонней интерпретации текстов и высказываний, к возможно более исчерпывающему пониманию предоставленной информации.

Задача в играх может быть сформулирована прямо понять текст, восстановить недостающие звенья, а может быть обратной создать контекст, который будет соответствовать определенным условиям. Для того чтобы эффективно использовать контекстные игры, лучше предлагать ребятам задачи обоих типов. Стиль предлагаемых игр и их вариантов тоже совершенно разный от вдумчивой неспешной индивидуальной работы до шумных азартных соревнований.

Для всех вариантов особую ценность будет иметь разговор об игре, ее особенностях, о том, почему так трудно выполнить те или иные условия, какие языковые, речевые или даже психологические закономерности за этим кроются. Контекстные игры помогут компенсировать один из самых серьезных пробелов в сегодняшнем обучении родному языку отсутствие работы с текстом. Любое количество теоретических сведений будет лежать мертвым грузом, если у ребят нет отношения к тексту как к живому воплощению системы языка, нет опыта наблюдения за текстом, за проявлением в нем всех сложных и разнообразных языковых закономерностей.

Поэтому не стоит жалеть времени на контекстные игры, главный герой которых - текст, исследуемый или создаваемый ребятами. ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ Возраст любой, чем раньше начинать знакомство с игрой, тем лучше. Количество играющих тоже любое, игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, за кем он вступает. Ведущий заранее готовит текст, который должен быть у всех играющих можно сделать ксерокопии или воспользоваться книгой, которая есть у всех - учебником, например. Ход игры. Играющие получают текст и в течение нескольких минут знакомятся с ним. Затем все по кругу начинают задавать любые вопросы по этому тексту.

Повторять уже названные вопросы нельзя, снимаются с игры и однотипные варианты, то есть после вопроса Какое первое слово в тексте уже нельзя спрашивать Какое второе слово в тексте? Тот, кто не сумел задать очередной вопрос, выходит из игры. Побеждает ответивший последним.

В ходе игры периодически возникают дискуссии о корректности того или иного вопроса. Например, можно ли спрашивать Чем отличается этот текст от рассказа Муму ? или Что сказал бы по поводу этого текста президент США? Выработать критерии, по которым можно отличить вопросы по тексту от вопросов не по тексту, не так просто. Подобные дискуссии не стоит пресекать, важно только, чтобы спор велся аргументировано.

Варианты. Возможен командный вариант игры, когда команды задают вопросы по очереди и побеждает команда, ответившая последней. Но лучше играть по командам изредка, например, во время игрового марафона, и использовать в этих случаях краткие тексты пословицы, афоризмы, четверостишия. Командный вариант более веселый, азартный, но при этом многие ребята остаются в стороне. Возможны разнообразные ограничения, связанные с характером вопросов.

Например, можно задавать только вопросы, предусматривающие ответ да или нет, могут быть запрещены вопросы по форме текста типа Какое первое предложение текста? или Есть ли в тексте словарные слова Цели. Игра дает очень полезный навык вычерпывания информации, практику внимательного, вдумчивого восприятия текста. Развиваются и способность находить нестандартные ходы, изобретательность. Игра может быть полезна в практике обучения, так как текст, прошедший процедуру такого выспрашивания, запоминается практически дословно и навсегда, а главное - при этом дотошно выясняется содержание текста.

Это будет особенно ценно для ребят, привыкших к поверхностному схватыванию материала. ПОДСКАЗКА Возраст и количество участников любые, время игры 15-20 минут. Необходим ведущий. Ход игры. Одного или двоих игроков просят выйти из класса. Ведущий делает небольшое сообщение рассказывает о каком-либо животном, интересном историческом факте, случае из жизни известного человека и т. п. Затем возвращается игрок, который был за дверью.

Его задача - воспроизвести рассказ ведущего как можно точнее, пользуясь подсказками остальных игроков. Варианты подсказок могут быть разными, например каждый может подсказать по одному слову или изобразить подсказку пантомимой, рисунком. Способ, каким даются подсказки, обсуждается заранее. Получив подсказки, игрок воспроизводит рассказ, которого не слышал. Затем ведущий напоминает свой текст, и все вместе оценивают качество воспроизведения и, следовательно, качество подсказок.

Важно, чтобы ребята поняли прямую связь между эффективностью подсказок и успешным пересказом. Варианты. После нескольких туров можно попробовать командный вариант игры. В этом случае одна команда отправляет одного-двух играющих за дверь, а другая предлагает оставшимся игрокам рассказ для воспроизведения. Выигрывает та команда, игроки которой точнее перескажут сообщение. Для старших ребят игру можно усложнить, запретив использовать в качестве подсказки слова, употреблявшиеся в рассказе но о таком условии должен, конечно, знать тот игрок, который будет воспроизводить рассказ, или ограничив количество подсказок, время на подсказки и их обдумывание. Существенно усложняет игру использование не сюжетного или описательного текста, а текста-рассуждения с аргументами, выводами, примерами.

Цели. Игра развивает способность правильно интерпретировать полученную информацию, анализировать, связывать в единое целое отрывочные сведения.

Те, кто подсказывают, имеют возможность ощутить значимость информации, научиться отбирать для подсказок наиболее точные слова, символы, учитывая при этом и подсказки других игроков. Игра развивает и способность взаимопонимания, дает навык совместных сложно скоординированных действий. Со старшеклассниками можно иногда использовать игру при объяснении новой темы, только это должно быть всегда неожиданным для ребят. Такой общими усилиями подсказанный материал усваивается обычно очень хорошо и прочно. 2.8 ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ Языковыми можно назвать игры, которые не только развивают речь и интеллектуальные способности, но и построены на работе с единицами языка и его законами. В этих играх равноценны и процесс игры, и обсуждение затронутых в ней языковых явлений.

К языковым играм можно отнести лингвистические задачи, задания для лингвистических олимпиад. Языковые игры, по сути, моделируют ситуацию лингвистического исследования, обычно прагматически ориентированного подобрать название, придумать шифр. Такие игры требуют много времени, доброжелательной атмосферы в классе и предъявляют достаточно высокие требования к учителю. Они производят впечатление на ребят, прежде всего тогда, когда с ними играет взрослый, увлеченный лингвистическими проблемами.

В то же время эти игры не назовешь элитарными, предназначенными лишь избранным. Конечно, в них трудно играть слабо подготовленным ребятам, не имеющим четких знаний по предмету. Но с помощью этих игр если не предъявлять сразу непомерных требований можно быстро привести в рабочее состояние запущенный класс, пробудить у ребят интерес к языку, систематизировать сумбурные знания. Даже если в результате языковых игр ребята поймут только то, что язык не сводится к правилам орфографии и пунктуации, что это сложное, интересное, не познаваемое до конца явление можно считать время и силы потраченными не зря. 2.9 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Своеобразная разновидность игр - творческие игровые задания, предлагающие сочинить связный и желательно остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные условия.

В этих играх не бывает победителей и проигравших, если получается хорошо, выигрывают все. Но самый ценный результат таких игр в том, что исчезает свойственный многим детям страх перед сочинительством - в азарте общей работы, а часто и в условиях ограниченного времени не приходится хныкать А я не умею А у меня никогда не получается Попробовав раз и другой, все убеждаются, что могут, входят во вкус. Важно, чтобы ребята знали, что, кроме трудного серьезного сочинительства с раскрытием темы, логическим построением текста, сочинительства, которого требуют от них, например, на уроках литературы, бывает и творчество легкое, игровое.

И так сочинять, сочинять по-своему талантливо, неповторимо может каждый, если не убедит сам себя в обратном.

Ведь известно, что люди, умеющие рисовать или музицировать просто так, для себя, легче справляются с душевными драмами, меньше скучают и живут более полной жизнью.

А человек, который умеет сочинять, не только всегда найдет способ самовыражения, но и избавится от мучительной неспособности связать два слова, отравляющей жизнь очень и очень многим. Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой - совершенно понятными. Их можно анализировать -Вы написали сочинение без единого прилагателъного, что можете сказать о своем тексте? При сочинении рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву или все слова каждого последующего предложения начинаются на очередную букву алфавита, больше все го трудностей создают служебные слова - почему? Са мый интересный рассказ, в котором 40 раз употребле ны слова с удвоенными согласными в корне, можно ис пользовать в качестве контрольного диктанта.

СНЕЖНЫЙ КОМ Игра подойдет детям любого возраста. Количество участников по возможности не должно превышать 10-15 человек, класс можно разбить на группы.

Игра проходит по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает. Время игры от 5 минут и больше, Ведущий нужен младшим детям, старшие могут играть сами. Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком Мальчик идет в кино Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Варианты. Эта игра совершенно по-разному воспринимается маленькими и старшими детьми. Младшие все силы тратят на то, чтобы правильно запомнить, правильно вставить слово. После некоторой тренировки они без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причем учатся синтаксически правильно связывать слова на первых порах за этим следит учитель, потом подключаются все. Ребята постарше играют иначе, с ними играть труднее, но интереснее.

Они любят составлять абсурдные фразы типа Синий откусанный стул с задушевным хохотом свисал с потолка, которые обретают неожиданный сюжет особое мастерство состоит в том, чтобы своим вставленным словом дать сюжету новый поворот. Можно усложнять игру и разными условиями не употреблять причастий, не использовать союзов, вставлять слова только на определенную букву и др. Цели. Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга.

Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами. Со старшеклассниками имеет смысл анализировать, менять и усложнять правила. Они с интересом обсуждают вопросы можно ли вставлять фразеологизм, ведь это несколько слов? или все-таки одно? Можно ли вставить неполнозначный глагол, типа начал ? А если следующий игрок не захочет его дополнять и он странно повиснет ? Почему не учитываются служебные слова? Таких чисто лингвистических вопросов в ходе игры возникнет множество.

РАССКАЗ ПО КРУГУ В эту игру с удовольствием играют и дошкольники, и взрослые. Время зависит от количества играющих. Желательно сесть в круг, во всяком случае, каждый должен знать, после кого он вступает. Ведущий нужен для дошкольников. Ход игры. Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу, например Однажды. темным зимним вечером вся семья сидела за столом.

Второй подхватывает, говоря фразу, продолжающую повествование, и т. д. В зависимости от количества играющих можно пройти один или несколько кругов так, чтобы получился хотя бы десяток фраз. Особенно азартно игроки пытаются своей фразой придать сюжету новый поворот или поставить в сложное положение следующего игрока. Долго раздумывать нельзя, для поддержания темпа можно считать до трех, пока игрок думает если он не начнет говорить, то выходит из игры. Если играют маленькие дети, ведущий может предупредить, что рассказ приближается к концу, иначе они увлекутся и вряд ли смогут плавно завершить его. Варианты. Эту игру легко изменять и усложнять многими способами.

Вот некоторые из них. Можно задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму. Игроки должны придерживаться избранного жанра и отвергать чужеродные фразы. В результате получается забавная пародия.

За основу можно взять общеизвестный сюжет сказки, фильма и сочинить по нему триллер, официальный отчет или приторное нравоучение для детей. Жанр может быть задан и более узко описываем пейзаж, портрет, создаем диалог, текст трржествен-ной клятвы, инструкцию по использованию фантастического прибора и т. п. Другой вариант. Все игроки выбирают себе ключевые слова или выражения, которые употребляют всякий раз, когда очередь дойдет до них. После первого круга это становится особенно весело, потому что каждый старается подготовить своему соседу сюжет так, чтобы тому пришлось проявить больше изобретательности. В качестве таких ключевых элементов подойдут рекламные штампы, литературные образы, поговорки, даже языковедческие термины.

В сильной группе можно попробовать сочинять поэму. Для начала выбирайте простой ритм и парную рифму. В этом варианте игры не стоит пресекать подсказки и слишком жестко ограничивать время Если удастся создать хотя бы небольшое осмысленное стихотворение, всех можно поздравить! Вариант для ребят постарше сочиняйте с конца.

Первый игрок говорит И на этом все разошлись, второй Он объяснил им, как было дело, и заверил, что опасности больше нет и т.д к началу рассказа. Очень помогает детям слишком серьезным, стремящимся все-все делать как надо. Интересно попробовать спародировать манеру некоторых людей совершенно некстати рассказывать что-нибудь кстати. Для этого каждый игрок, кроме фразы, продолжающей рассказ, должен сообщить что-нибудь кстати, зацепившись за любое слово в своей фразе, например И они в ужасе побежали прочь.

Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт. Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато еам рассказ получается очень смешным. Может быть, кому-то эта игра поможет избавиться от досадной привычки. Цели. Прежде всего, с помощью этой игры можно быстро повысить настроение, снять напряжение, усталость. Игра развивает речевую изобретательность, учит не лезть за словом в карман, думать быстро.

При этом важно, что высказывание каждого игрока связано с фразами остальных, и именно обыгрывание этой связи приносит успех. Это развивает умение внимательно слушать, естественно входить в общий сюжет.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Игра как метод обучения грамматике и правописанию

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимания на эффективность использования игры в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. С приходом в школу…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методический принцип

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности развития познавательных процессов
Особенности развития познавательных процессов. младших школьников Восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Одна

Формы игры
Формы игры. В сфере игровой деятельности каждая конкретная игра имеет свое место и время. Как нам различить их по формам? Если взять и подсчитать, сколько человек играют в ту или иную игру,

Классификация игр
Классификация игр. Есть множество способов классифицировать игры. Чаще всего объединяют в один раздел игры, имеющие общую методическую цель, развивающие определенную грань способностей. Таки

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги