рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материально-технические средства рисования

Материально-технические средства рисования - раздел Педагогика, Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников Материально-Технические Средства Рисования. К Материально-Техническим Средств...

Материально-технические средства рисования. К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело использовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бумага имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, способную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество.

Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чертежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверхностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая поверхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необходимыми надписями, можно рисовать только на одной стороне. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и прямо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола. Карандаш простой. Для рисования применяют графитовый карандаш, преимущественно граненой формы, среднее мягкости - М и 2М. Острием графита рисуют тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушевку. Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголочка.

В процессе работы карандаш держат за середину оправы и время от времени повертывают в руке, чтобы рисовать острой частью графита. Притупившийся графит вновь заостряют ножом или наждачной бумагой. Правильная заточка и длинная оправа позволяют на разных этапах работы держать карандаш то тремя пальцами, то всей кистью руки, чтобы извлечь все заложенные в нем изобразительные возможности.

Карандаш цветной. Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный, блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо считывать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу. Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправляются резинкой и изменяют свой цвет. Уголь. Уголь для рисования представляет собой круглый стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается. Однако уголь дает глубокий матово-черный след, хорошо видимый на расстоянии.

Он легко смахивается сухой тряпкой и стирается резинкой. Им можно рисовать разнообразные линии, выполнять любую штриховку и тушевку как концом, так и плашмя.

Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль обойной, газетной, оберточной и рисовальной. Мел. Применяется для рисования на классной доске, позволяет выполнять линейные рисунки, а также штриховку и тушевку. Для стирания нужно иметь две тряпки - сухую и слегка увлажненную сухой устраняют ошибки и наносят тушевку растиркой меловой пыли влажной освежают наиболее темные места и начисто стирают рисунок с доски. Существенные затруднения могут возникнуть при выполнении мелового изображения из-за его негативности все темное в натуре становится в рисунке белым, а светлое - темным.

Преодолеть помеху в некоторой степени помогает цветной мел. Пастель - толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки. Пастелью работают на шероховатой бумаге как цветными карандашами, нанося штрихи и полосы, которые можно растушевать пальцем или растушкой - бумажной или замшевой палочкой. Дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Как и уголь, пастель плохо соединяется с бумагой и осыпается.

Акварель - самая распространенная водяная краска приготовляетя из тончайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом гуммиарабиком, вишневым клеем, растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однородной смеси определенной густоты и цвета.

Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых частей предмета, а густую - при завершении работы для обводки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели - ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом.

Густой красочный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глухим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия. В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричневый. Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей.

Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей. Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту - на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по размеру - на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники акварели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть 11-14 . Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом.

Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать маленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загрязнить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить пальцами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.

Палитра. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рисунок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палитре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой.

По краям возвышается невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некоторые палитры имеют овальное отверстие для надевания на большой палец левой руки. После работы палитра очищается от красок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры. Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка.

Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской. 4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами К изобразительным средствам относятся точка, штрих, линия, тон и цвет. Точка. Получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, то есть расстояния от вертикальной и горизонтальной линии контура, от вспомогательных, специально для этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.

Штрих - черта, короткая линия. В рисовании штрихами пользуются значительно чаще, нежели точкой. Ими отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхностей и объемность его формы. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делают ее динамичной, а форму - живой и связанной с окружающей средой. Штрихи, как и точки, бывают опорными, например при делении линии на части, при откладывании размеров. Мазок - изобразительное средство кистевой техники.

Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием примакиванием кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное - кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком.

Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета. Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту - тон передают штриховкой, тушевкой и окраской.

Штриховка - это прием нанесения тона штрихами. Острием карандаша, удерживаемого тремя пальцами, быстро наносят близко друг от друга раздельные или соединенные в зигзаг тонкими волосными линиями штрихи. Направление этих штрихов вертикальное, горизонтальное и наклонное определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр. Направление штрихов служит активным элементом изображения оно может зрительно изменить размеры и форму предмета.

Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического… Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния,… В работах Запорожца А.В Давыдова В.В Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материально-технические средства рисования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие графика . Ее характеристика и виды
Понятие графика. Ее характеристика и виды. Графика от гр. grapho - пишу, рисую - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как с

Процесс создания рисунка графическими материалами
Процесс создания рисунка графическими материалами. Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисун

Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупно

Требования программ по рисованию
Требования программ по рисованию. Известно, что дети любят рисовать. Дошкольники рисуют охотно, не задаваясь вопросом, насколько профессионально они это делают. Просто рисуют, отображая свои

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги