рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников - раздел Педагогика, Оглавление Введение Глава I. Своеобразие Графического Изображения 1. Понятие ...

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 1. Понятие графика . Ее характеристика и виды 2. Рисунок - основа графического искусства. Виды рисунка 3. Материально-технические средства рисования 4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 1. Процесс создания рисунка графическими материалами 2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста 3. Требования программ по рисованию 4. ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В Давыдова В.В Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по рисованию.

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено. Задачами курсовой работы являются 1. Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения работы по развитию изобразительного творчества в процессе рисования. 2. Проведение исследовательской работы в средней группе по выявлению уровня сформированности ЗУН по рисованию. 3. Проектирование работы по развитию творчества средствами интересных, занимательных занятий по рисованию с детьми средней группы.

Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 1.

Понятие графика. Ее характеристика и виды

Ее характеристика и виды. 2. Во-первых, рисунок выполняют от руки. Печатные делают с клише оттиском на бумаге и называют эстампами. Академический рисунок - это длительный рисунок, выполняемый с целью об...

Материально-технические средства рисования

К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резин... Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо считывать на ... Мел. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластм... Светлоту - тон передают штриховкой, тушевкой и окраской. Штриховка - э...

Процесс создания рисунка графическими материалами

Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов ... Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать о... Рассмотренные нами способы рисования широко применяются в современной ... Действительно, для грамотного рисования требуется умение осмысленно ви...

Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста

Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, ... Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются за... Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интере... Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к рабо... Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединя...

Требования программ по рисованию

Васильевой - М 2005 . в траве ползают жучки и червячки колобок катится по дорожке и др Задач... Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветно... и соотносить их по величине. Задачи обучения рисованию в старшей групп... Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропо...

выводы. Занятие 1. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОЖДИ Цель. Знакомства с вертикальным направлением листа.

Тип. Комплексный, обучающий. Вид. Информативно-репродуктивная деятельность с поисковыми элементами. Задачи.

На основе словесных объяснений педагога сформировать у детей образы явлений природы. Подкрепить их мимикой и жестикуляцией. Найти адекватные образам изобразительные линейные средства. Развить внимание и наблюдательность. Переключать детей с одного вида деятельности на другой. Развить ассоциативное мышление, образное восприятие. Развить движения рук от грубой моторики до тонких, напоминающих письмо. Обучить ориентации на листе верх - низ вертикальное или горизонтальное направление листа ребенок выбирает по своему усмотрению. Материалы к занятию.

Иллюстрации репродукции с картин И. И. Левитана Перед грозой , К. А. Сомова Радуга. Музыка ноктюрн К. Дебюсси Облака из триптиха для оркестра Три ноктюрна , Сказка про дождик и тучу Л. Шестаковой фрагменты. Литература стихи А. Н. Майкова Летний дождь , Ф. И. Тютчева Как неожиданно и ярко первая строфа , Неохотно и несмело. Народные заклички, песни, загадки про дождь, облака, тучи и радугу. Оборудование бумага, цветные карандаши, фломастеры или шариковые ручки.

Подготовка Помещение оформляется облаками разного формата и цвета, белыми, серыми, черными, вырезанными из бумаги. По одну сторону доски вешается репродукция с картины И. И. Левитана, по другую - с картины К. А. Сомова. Ход занятия Этап I. Тихо звучит музыка К. Дебюсси. Этап П. Педагог предлагает загадку Без рук, без ног По свету рыщет, Дует, свищет, Калитку открывает, Деревья наклоняет. Дети отгадывают загадку и показывают, как дует ветер. Педагог - Ветер гонит белые, пушистые Что? Дети - Облака.

Педагог Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Педагог предлагает детям продирижировать музыкой сонаты Дебюсси, показать руками, как образуются облака, как они клубятся, какие формы принимают. Дети выполняют упражнение. Педагог выключает музыку и вместе с детьми произносит народную закличку Тучи, тучи, Набегайте в кучу! Солнышко заволоките, Дождем землю примочите! Педагог обращает внимание детей на репродукцию с картины И. И. Левитана - Как любое явление дождь имеет начало и конец.

Вначале дождик робкий. Педагог предлагает детям пальцами показать, как дождь капает, голосом сопроводить движения Кап, кап, кап, отстукать ручками ритм падающих капель. Затем педагог и дети рисуют тучу и капли на доске, а освоив движения, делают изображения туч на своих листах синим цветом. Педагог продолжает - Дождь становится грозным. Дети топотом и хлопками по сигналу педагога могут показать сильно идущий дождь и гром. Синим или черным цветом дети рисуют тучу, прямыми линиями сверху вниз показывают дождь.

Педагог - Дождик может быть и не грозным, а веселым. Дети пальцами по столам отбивают веселый ритм, одновременно произнося закличку Дождик, дождик, сильно лей, Ты воды не жалей, Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Хлеба каравай, Целый день поливай! Рядом с грозной тучей голубым цветом дети рисуют доброе облако, из которого идет веселый дождь. Дождь дети изображают штрих-пунктирными линиями. Педагог - Стихающий дождик похож на начинающийся, это редкие капельки, падающие из небольшого облака, которое освещает солнышко.

Дети желтым цветом рисуют маленькое облако и редкие капельки. Пальцами показывают формы капель, карандашами фломастерами и пр. выстукивают ритм стихающего дождя, мимикой и жестами рассказывают о дожде движение капель могут показать прыжками. После раскрытия характера образов идут поиски графических средств для передачи облаков, туч, начинающего дождя, грозного дождя, веселого и стихающего дождя.

На каждый поворот сюжета можно давать музыкальные фрагменты. Педагог - После того, как прошел дождь и земля напилась благодатной влаги, стали быстро расти травы и цветы. Движением фломастера снизу вверх, штриховыми линиями дети изображают травы, цветы. Педагог - Еще после дождя бывает чудо! Цветное коромысло На небе повисло, Все его видят, А достать не могут. Педагог указывает на репродукцию с картины К. А. Сомова. Радугу дети рисуют по желанию. Цвета радуги они вспоминают самостоятельно - это способ проверить их знания цветов.

Педагог рассказывает о чудесном крошечном зернышке, которое лежало в земле и после дождя, обогретое солнцем, проросло. Вскоре оно превратилось в чудесный голубой цветок. Через движения и жесты показывается, как цветок рос и распускался. Затем педагог на доске, а дети на листах рисуют голубой цветок. Что за чудесный голубой цветок, дети узнают на другом занятии. Этап III. Выставка рисунков и придумывание названий к ним. К графически неудачной работе надо придумать такое название, чтобы образ композиции получил логическое обоснование и у ребенка не возникло чувство неудовлетворенности от работы по теме. Этап IV. Педагог и дети исполняют хореографические миниатюры на сюжет занятия. Или педагог читает стихи А. Н. Майкова и Ф. И. Тютчева, а дети иллюстрируют их пантомимой.

Педагогические рекомендации Через некоторое время или на следующий день педагог знакомит детей с другими закличками о дожде, туче и радуге.

Хлопая в ладони и топая ногами, дети передают ритм и характер веселого, грозного, грустного, стихающего дождя. Педагог читает стихи Ф. И. Тютчева. Летний дождь А. Н. Майкова дети выучивают наизусть. Педагог предлагает детям нарисовать дождь, который им больше всего понравился. Анализируя детскую работу, следует обращать внимание на соблюдение вертикального направления линий, на их характер, на интенсивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инструмент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, чтобы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями.

Занятие 2. ПАУЧОК-ДОМОВИЧОК Цель. Работа над центричной спиралевидной композицией с дугообразными линиями. Тип. Комплексный, развивающий и закрепляющий графические навыки. Вид. Репродуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами. Задачи. Установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данными. Содействовать осмыслению основ орнаментальной композиции, отражающей явления окружающего мира. Развить навыки работы над центричной композицией с использованием для разметки и компоновки приемы сложения листа.

Воспитывать бережное отношение к природе. Материалы к занятию. Иллюстрации репродукции с фотографий Лесное кружево осени , Соломенный паук. Литература книги Ю. Аракчеева Кто развесил в лесу кружева и Л. Яхнина Воздушные узоры. Оборудование бумага шариковые ручки или фломастеры. Подготовка Педагог оформляет помещение, где проводится занятие, используя вязальные крючки или коклюшки, вязаные изделия.

Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографий. Рассказывает детям о кружевоплетении крючком и на коклюшках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотографиям и натурному материалу. Если педагог умеет работать крючком, показывает изготовление несложного вязаного изделия. Если не умеет - можно пригласить на занятие кого-нибудь, кто владеет этим искусством. Детей старшей и подготовительной группы может научить вязать цепочку и простые узоры на ее основе.

Педагог сообщает, что бывает настолько тонкое вязаное изделие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с лесным паучком, которого в отличие от кружевницы никто не учит, он умеет вязать от природы. Ход занятия Этап I. Проверяется наличие материалов для работы. Педагог напоминает материал подготовительного этапа. Дети вспоминают, как получаются льняные нитки. Педагог загадывает загадки о пауке 1. Восемь ног, как восемь рук, Вяжут шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Кому нужен чудо-шелк? 2. Серый маленький Денис На веревочке повис.

Ответ на эти загадки один - это паук. Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске. Рассказывает о пауке какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых. Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных с пауком.

Подводит к сюжету рисунка. Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий. Этап П. Из прямоугольного листа ребенок делает квадрат накладывает правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не разворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников. Линию сгиба обводит фломастером ручкой коричневого, серого или черного цвета.

Можно для передачи цвета паутины использовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем. Сначала в воздухе, затем на листе рисует паутину в центре изображает спираль, которую разворачивает через два-три оборота дугообразной линией, передающей особенности структуры паутины. В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука. Этап III. Каждый ребенок придумывает своему паучку имя. Педагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хорошая рукодельница, и выводит мораль Даже если ты очень способный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не навлечь беды будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в первую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству. Заканчивает - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.

Дети убирают рабочие места. Этап IV. Проводится игра Ловкий паучок. Выбирается водящий, им может быть и педагог.

Дети превращаются в мушек, комаров, бабочек. Очерчивается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внимательно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест или не подойдет время заняться другими делами.

Педагогические рекомендации Сюжетно занятие можно связать не с домом, а с природой, с ее особым осенним состоянием. Образ бабьего лета поможет детям создать цветной фон для рисунков. Если во время прогулки педагог заметит паутину, ее следует показать воспитанникам. Рекомендуется прочитать детям сказку К. И. Чуковского Муха-Цокотуха, разыграть ее с ними. Инсценировка поможет детям лучше представить образы сказки. Следует обратить внимание детей на то, что в сказке муха и комар - положительные герои Муха очень гостеприимная, комар храбрый.

Однако в жизни дело обстоит по-другому мухи и комары противные, они досаждают человеку. Тем не менее без разбора мух и комаров убивать не надо, они полезные служат пищей для птиц и пауков. Подвести итог В природе все нужны, нет лишних. При анализе детского рисунка педагогу следует обратить особое внимание на характер и направление выгиба дуги выгиб должен быть направлен к центру листа, на ритмичность линий и безотрывное их проведение.

Занятие 3. ПУТЕШЕСТВИЕ С ОБЛАКАМИ Цель. Выработка осмысленного применения изобразительных средств точки, штриха, линии в соответствии с образными задачами. Тип. Комплексный, развивающий графические навыки. Вид. Поисковая и творческая деятельность. Задачи. Развить навыки свободного владения графическими приемами. Формировать ассоциативно-конкретное и абстрактное мышление. Развить образные представления на основе детского опыта. Формировать отношение к земной природе как к части мироздания.

Материалы к занятию. Иллюстрации репродукции с картин Ф. В. Васильева После грозы , Н. К. Рериха Небесный бой, фотографии облаков. Музыка сюита К. Дебюсси Облака фрагменты, песня В. Шаинского и Л. Яхнина Кораблики. Литература стихи А. С. Пушкина Туча , В. Я. Брюсова Облака , В. В. Маяковского Тучкины штучки, книга А. Веретиннико-ва Ознакомление дошкольников с природой. Оборудование ножницы, вата бумага фломастеры, карандаши, ручки. Подготовка Во время прогулок педагог обращает внимание детей на форму, характер и цвет облаков, на состояние дня солнечную освещенность. Напоминает детям Сказку о том, как дружили солнце, ветер и море и Разноцветные дожди. Читает стихотворение А. С. Пушкина Туча и по нему проводит беседу, объясняя непонятные слова. ТУЧА Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес.

Тебя с успокоенных гонит небес. Оформляет помещение, где проходит занятие, вырезанными из бумаги облаками, похожими на сказочных героев, животных, растения или даже на какие-то вещи, например шляпу, ведро. Ход занятия Этап I. Дежурный ребенок проверяет на столах у детей наличие необходимых инструментов и материалов. Звучит песня Кораблики. Незадолго до конца педагог музыку останавливает и спрашивает у детей, о каких корабликах идет речь. Дети отвечают.

Педагог рассказывает об облаках. К беседе привлекает детей, те вспоминают материалы подготовительного этапа. Дети слушают фрагменты из сюиты Дебюсси, под руководством педагога дирижируют, затем руками показывают рост и движение облаков. Педагог демонстрирует репродукции с картин Ф. А. Васильева и Н. К. Рериха. Рисует на доске облако линией, штрихами и точками. Спрашивает - Какими изобразительными средствами лучше передать облака, которые написали художники? Точкой, штрихом или линией? Почему? На что похожи облака? Показывает на оформление помещения.

Образные представления об облаках развиваются и закрепляются пантомимой. По просьбе педагога дети поочередно показывают облака, похожие то на зайца, то на медведя, то на шляпу, то на лодку и т. д. Этап П. Педагог читает стихотворение В. В. Маяковского. Дети вслед за каждой строчкой изображают облака на доске большом листе. Можно вызывать по три-четыре человека одновременно.

При неудаче ребенок может обратиться за помощью к детям, те помогут исправить рисунок. Рисунки могут быть самыми приблизительными, только слегка напоминать обозначенные персонажи. Затем на бумаге дети самостоятельно рисуют облака, какие хотят. Этап III. Педагог устраивает вместе с детьми выставку рисунков. Дети дают имена своим облакам, придумывают про них рассказы на основе полученных на занятии знаний. Этап IV. Под песню Облака дети пляшут и поют. Педагогические рекомендации Педагогу следует обратить внимание на эмоциональную свободу ребенка, на его желание участвовать в общем рисовании на доске, на готовность помочь товарищам. Для развития коллективистских качеств на занятии по труду детям предлагается выложить из ваты или мятой бумаги рельефную композицию Облака. Педагог распределяет детей на рабочие группы, в каждой на основе анализа личности ребенка назначает лидера.

Работа в такой группе - это начало социализации маленького человека, формирование у него чувства ответственности как за себя, так и за окружающих.

На занятиях по изобразительному искусству к теме Облака можно вернуться и показать детям следующие техники письмо по влажной бумаге, письмо гуашью сухой кистью при помощи трафарета и шаблона, которые дети или педагог вырезают из плотной чертежной бумаги, работу воском с последующей заливкой рисунка акварелью разных цветов. Последнее рекомендуется использовать на занятиях с детьми, которые плохо контролируют нажим ручки или слишком слабо на нее нажимают или слишком сильно давят.

Техника акварель, воск вследствие контрастности работы с каждым материалом позволяет ребенку ощутить характер своего движения и усилий руки. Для закрепления образа облака, на занятии по развитию речи рекомендуется прочитать детям стихотворение В. Я. Брюсова. Желательно, чтобы дети через выразительные движения пережили услышанные сюжеты. При анализе детского рисунка педагог отмечает работу по всей плоскости листа, равномерность компоновки, непрерывность проведения линий, самостоятельность выбора персонажей и делает вывод о развитии мышления, сформированности графических навыков, уверенности в себе у ребенка. Плохая компоновка, прерывистость линий, бедность рисунка свидетельствуют о необходимости дополнительных занятий с ребенком или поиска методических приемов, более соответствующих его индивидуальности.

Занятие 4. ТРИ ПРИЯТЕЛЯ БОЛЬШИХ - ТОЧКА, ЛИНИЯ И ШТРИХ Цель. Развитие образных представлений и осознания изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих.

Тип. Комплексный, развивающий графические навыки. Вид. Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность. Задачи. Раскрыть особенности графических средств путем использования их в передаче образной поэтической формы. Развить навык работы с шаблоном, ориентацию на листе в трехчастной композиции. Материалы к занятию. Иллюстрации фотографии собак разных пород, лохматых и гладкошерстных.

Музыка пьеса Н. Артоболевской Дрессированные собачки , Собачий вальс фольклор. Литература книга Дж. Палмер Ваша собака, стихотворение Ю. Филиппова Три приятеля больших - точка, линия и штрих. Оборудование шаблоны-треугольники бумага фломастеры. Подготовка Педагог оформляет помещение, в котором проходит занятие, фотографиями и рисунками с изображением собак разных пород, проводит беседу о породах собак, о том, как собаки служат человеку. Ход занятия Этап I. Педагог проводит с детьми физкультминутку, во время которой дети создают театрализованные образы бульдогов, пуделей, овчарок, мимикой, жестами и телодвижениями передавая повадки животных.

Этап II. Педагог спрашивает у детей - Каких размеров бывают собаки? Какая у собак шерсть? Есть ли у вас дома собака? Какой она породы? Что вы знаете о породах собак? Любите ли своих четвероногих питомцев? Дети отвечают. Педагог подводит к теме занятия - Как вы думаете, трудно ли нарисовать собаку? Дети на рабочих листах пробуют нарисовать животное.

Педагог вызывает детей к доске и предлагает нарисовать собаку. Кто хочет, тот идет. Педагог - Сейчас мы с вами нарисуем сразу трех собак и узнаем, кто нам в этом поможет. Читает стихотворение Ю. Филиппова Три приятеля больших - точка, линия и штрих Дорогие мои дети, Может в шарик превращаться Много есть чудес на свете. И в зигзаги изгибаться, Смело их рисуют люди Может сеточки плести, Это яблоко на блюде, Ведь она всегда в пути. Дом, забор, собака, миска, По секрету всему свету Вертолет, корабль и киска, Я хочу совет вам дать. Сковородка, стол, вагон, Подружиться с ними можно, Дерево, магнитофон.

Научившись рисовать! Только кто же их создал, Точкой, линией, штрихом а точней, нарисовал? Можно буквы написать Три приятеля больших - И зверей изображать - Точка, линия и штрих! Что хотите рисовать. Штрих - от линии кусочек, Только помните, друзья, Точка - маленький кружочек, Рисовать старательно - Ну, а линия большая Это обязательно! И прямая, и кривая Вот Педагог разбирает стихотворение, предлагает детям разделить бумагу на три части, используя шаблоны.

Ребенок придерживает шаблон левой рукой, правой обводит его фломастером. Педагог просит по левой стороне центрального треугольника поставить точки, считая вслух Раз, два, три, чтобы точки наносились равномерно и развивалось чувство ритма, по правой стороне на счет Раз, два, раз, два, три - штрихи. Педагог рассказывает сказку О путешествии собачек по городу и попутно объясняет, где, что и как рисовать.

Дети под сказку делают зарисовки. Педагог рассказывает - Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из-за разбежавшихся дождевых туч, вышла на прогулку кудрявая собачка. Она посмотрела на солнце в верхнем углу треугольника нарисуйте солнце при помощи линии, на редкие облака не отрывая руки от листа, нарисуйте облака и на лужи. Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собачка смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапкой.

Педагог прерывает сказку и показывает на доске последовательность рисования собачки - Давайте нарисуем собачку в центральном треугольнике и дадим ей имя. Дети выполняют рисунок и называют собачку, например Маня. Педагог продолжает сказку - Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные ромашки и розы, колокольчики и одуванчики. Нарисуйте цветы. Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район.

Там тоже светило солнце, но оно было не такое, как в Линейном районе, и облака, лужи, цветы были другие. Педагог на доске рисует штрихом солнце, лужи и цветы, дети на листах повторяют за ним Но самое любопытное, что Маня встретила там пса, похожего на нее, только лохматого, совсем непричесанного нарисуйте его в треугольнике. Пес оказался очень компанейским и веселым. Правда, его манеры не были так хороши, как у Мани, которая выступала в цирке и была на редкость дрессированной. Извините за беспокойство, будьте добры, скажите, пожалуйста, куда я попала обратилась Маня к взъерошенному псу. Гав, гав ответил тот наш район называется Штриховой, а меня зовут Дети придумывают кличку собаке, например Тобик Тузик, Лохмач Собаки бегали, играли и сами не заметили, как оказались в незнакомом месте.

Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек, что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, которая представилась Кнопочкой.

Она вся была в точках и действительно напоминала кучу кнопок. Нарисуйте ее в треугольнике. Куда мы попали осведомились Маня и Тобик. В Точечный район ответила Кнопочка. Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Маня забеспокоилась, что ее, наверное, давно ищет хозяин. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостиками, тявкнули на прощание и разбежались по своим домам. Кнопочка осталась в Точечном районе. Тобик побежал в Штриховой. А Маня Кто угадает, как назывался район, где жила Маня? Дети отвечают Линейный Однако собачки не забыли о своем знакомстве.

Иногда они ходили друг к другу в гости и весело проводили вместе время. Дети дорисовывают в треугольниках солнце, лужи и цветы, используя соответственно точки и штрихи. Этап III. Педагог устраивает выставку детских рисунков и проводит по ним беседу. Предлагает детям придумать свои рассказы о собачках. Этап IV. Под музыку Н. Артоболевской и фольклорного Собачьего вальса дети играют в Собачий цирк собачки танцуют, вскакивают на стулья, прыгают через обручи, головами отталкивают воздушные шары и т.д. Педагогические рекомендации Если у детей после занятия появится желание нарисовать животных на доске больших листах бумаги, это следует поощрить.

О животных и о собаках, в частности, существует много произведений. Педагог по возможности знакомит детей с ними песни и стихи дети могут выучить наизусть. Если дети смотрели мультфильм Об умной собачке Соне, то можно предложить им сделать групповую композицию коллажного типа с облаками из мятой бумаги, с вырезанными из цветной бумаги лужами и нарисованными героями.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления движением, словами, мимикой.

Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Материал для рисования карандаши и бумага, всякий материал для построек, научить, как общаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.

Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей. Рисование - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Владение умением изображать невозможно без развития целенаправленного восприятия - наблюдения.

Для того, чтобы нарисовать какой либо предмет предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами бумага, краски, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Дети осваивают так же опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности карандаш, кисть. Овладение этими действиями способствует их умственному развитию. На занятиях по рисованию развивается речь детей усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев дети приобретают опыт использования простейших орудий карандаша, кисти, усваивают их специфику узнают свойства различных материалов краски, гуаши и др. возможности и особенности работы с ними. Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.

Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития.

В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.

Так ребенок в детском саду овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации движений под углом зрения. Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения.

Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства.

Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить. Основными свойствами движения, пишет С.Л. Рубинштейн, является 1. скорость быстрота прохождения траектории 2. сила 3. темп количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями 4. ритм временной, пространственный, силовой 5. координированность 6. точность и меткость 7. размах 8. пластичность и ловкость.

В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

ЛИТЕРАТУРА 1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать Ярославль, 1997. 2. Донин А. Введение в искусствознание Н. Новгород, 1998. 3. Казакова Р.Г Сайганова Т.И Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий М. Сфера, 2005. 4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет Пособие для педагогов дошкольных учреждений М. ВЛАДОС, 2001. 5. Комарова С. Как научить ребенка рисовать М 1998. 6. Комарова Т Савенко А. Коллективное творчество детей М 1998. 7. Костерин Н. Учебное рисование М 1980. 8. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников Киев, 1986. 9.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. В.И.Васильевой М. Академия, 2005. 10. Мелик-Пашаев А Новлянская 3. Ступени творчества М 1987. 11.Пластические искусства Краткий терминологический словарь М 1995. 12. Сакулина Н Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду М 1982. 13. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста М 1996. 14. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства М 1985. 15. Субботина Л. Развитие воображения у детей Ярославль, 1998.

– Конец работы –

Используемые теги: Занимательное, рисование, процессе, художественного, творчества, дошкольников0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Процесс художественного творчества
Акт творчества демонстрирует умение художника выйти за пределы себя ("ex-stasis", "ис-ступление"), когда его душа проникает в мир запредельных… Действительно, по самому своему определению творчество - это создание того,… Но с другой стороны, творческий процесс вполне подвластен изучению и структурированию.Принципы художественного…

Устранение слабых сторон заводского технологического процесса, а также снижения трудоемкости и себестоимости технологического процесса механической обработки путем перевода технологического процесса с устаревших моделей оборудования на более современные
Графическая часть содержит 10 листов формата А1, в качестве приложений приведены спецификации на разработанные нами приспособления и… Объектом разработки является технологический процесс механической обработки… Эффективность данного производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от…

Критические точки – это точки, контролируемые при переходе от процесса к процессу. Для описываемого процесса критическими точками являются:
На сайте allrefs.net читайте: Критические точки – это точки, контролируемые при переходе от процесса к процессу. Для описываемого процесса критическими точками являются:...

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Понятие и сущность нового уголовного процесса. Сущность уголовного процесса как отрасли права. Принципы уголовного процессуального права Украины
ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ... Экономико правовой факультет в г Симферополе... КАФЕДРА УГОЛОВНО ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН...

Лекция 8. Общие представления о геодинамических процессах. Магматизм – ведущий эндогенный процесс
Лекция Общие представления о геодинамических процессах Магматизм ведущий...

Основные бизнес-процессы Процессы управления o Классификация процессов управления
o Классификация процессов управления... o Управленческие циклы... o Менеджмент ресурсов и менеджмент организации Процессы обеспечения...

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

Химические процессы, происходящие в пищевых продуктах при хранении и группы пищевых продуктов, для которых характерны эти процессы
Введение... Хранение консервов Химические процессы происходящие в пищевых продуктах при хранении и группы пищевых продуктов для которых характерны эти процессы...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам