рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - раздел Педагогика, Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы Игровые Методы Обучения В Современной Школе. Понятие Игровых Технологий Челов...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Понятие игровых технологий Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших по¬колений младшим люди использовали с древности. Широ¬кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика¬цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освое¬ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар¬ница», «Орленок», КТД и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» вклю¬чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра облада¬ет существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре¬зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо¬щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб¬ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле¬ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче¬стве ее средства.

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [5] Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго¬гических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду де¬ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль¬ные (умственные), трудовые, социальные и психологические. [6] По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб¬щающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Укажем лишь важнейшие из применя¬емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими¬тационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значи¬тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Рис. 1. Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко) Классификационные параметры игровых технологий: По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные. По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлек¬торные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП. По характеру содержания: все виды + проникающие. По типу управления: все виды — от системы консуль¬таций до программной. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8] По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории. Спектр целевых ориентации: - Дидактические: расширение кругозора, познаватель¬ная деятельность; применение ЗУН в практической дея¬тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще¬учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. - Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано¬вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель¬ности, коммуникативности. - Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше¬ния; развитие мотивации учебной деятельности. - Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос¬тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [11] Концептуальные основы игровых технологий • Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само¬регуляции, самореализации. • Игра — форма психогенного поведения, т.е. внут¬ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе). • Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Вы¬готский). • Игра — свобода личности в воображении, «иллюзор¬ная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев). • Способность включаться в игру не связана с возрас¬том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо¬бенности. • Содержание детских игр развивается от игр, в кото¬рых основным содержанием является предметная дея¬тельность, к играм, отражающим отношения между людь¬ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. • В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) осо¬бая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей де¬ятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. [9] Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — обще¬ственно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а про¬должают включать ее в процесс. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жиз¬ни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, откры¬вает у себя наличие переживаний и начинает ориентиро¬ваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культур¬ного выражения, что позволяет ребенку включаться в кол¬лективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в до¬школьном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья. [13] Технология развивающих игр Б.П. Никитина Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особен¬ностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конст¬руктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин пред¬лагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушка¬ми, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строи¬тельно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде мо¬дели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосиль¬ных среднему взрослому.

Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обу¬чения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абст¬рактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.

Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основ¬ных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоя¬тельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил раз¬решить в игре сразу несколько проблем, связанных с раз¬витием творческих способностей: - развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; - их задания-ступеньки всегда создают условия, опере¬жающие развитие способностей; - поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; - развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свобод¬ного и радостного творчества. [5] Для младшего школьного возраста характерны яр¬кость и непосредственность восприятия, легкость вхожде¬ния в образы.

Дети легко вовлекаются в любую деятель¬ность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушка¬ми, появляются неимитационные игры.[18] В игровой модели учебного процесса создание проблем¬ной ситуации происходит через введение игровой ситуа¬ции: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг¬ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис¬ходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со¬участника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно- познавательный результат.

Дидактическая фун¬кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

Важнейшая роль в данной моде¬ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж¬дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре¬зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, спо¬собствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие чис¬ловых представлений, обучение счету, и игры, развивающие па¬мять, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. [2] Результативность дидактических игр зависит, во-пер¬вых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обыч¬ными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, фор¬мирующие умение выделять основные, характерные призна¬ки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивает¬ся умение отличать реальные явления от нереальных; груп¬пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту ре¬акции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со¬держанию обучения, помогает активизировать учебный про¬цесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется ряд таких игро¬вых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изум¬рудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встро¬енных в основное содержание обучения. [9] Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модифи¬кации деловых игр: имитационные, операционные, роле¬вые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется дея¬тельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (ка¬бинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процес¬сов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать вы¬полнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделиру¬ется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются так¬тика поведения, действий, выполнение функций и обязан¬ностей конкретного лица. Для проведения игр с исполне¬нием роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, меж¬ду учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навы¬ки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — на¬учить подростка ориентироваться в различных обстоятель¬ствах, давать объективную оценку своему поведению, учи¬тывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятель¬ность, не прибегая к формальным атрибутам власти, при¬казу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанно¬сти действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ис¬полнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начина¬ется с разработки сценария — условного отображения си¬туации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и эк¬спертов.

Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и вы¬бора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведуще¬му и экспертам за консультацией. Допускаются предвари¬тельные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность нарушать этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход, Только ведущий может корректировать действия участни¬ков, если они уходят от главной цели игры. В зависимос¬ти от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, ди¬агност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор. [12] Таблица 4. Технологическая схема деловой игры Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план деловой игры . - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультация Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником Межгрупповая дискуссия - выступления трупп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.М. Скаткин Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно… Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать… С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин.Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР. Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе Любая деятельность может быть либо технологией, либо иск

Критерии отбора технологий обучения
Критерии отбора технологий обучения. Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совмес¬тима как с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги