рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зарождение систем воспитания

Работа сделанна в 2007 году

Зарождение систем воспитания - раздел Педагогика, - 2007 год - История развития педагогики Зарождение Систем Воспитания. Система Воспитания — Это Совокупность Взаимосвя...

Зарождение систем воспитания. Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принци¬пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа¬лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу¬дарства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существу¬ет до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного пе¬риода развития человечества — XX и начала XXI века. В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире? Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.

Этот процесс проходил в три этапа. На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но глав¬ным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообраз¬ным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрас¬тала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетичес¬кому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предо¬ставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточа¬лись: Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвяща¬лись в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус пол¬ноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипер¬трофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого, поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен¬но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму¬щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос¬питание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии — общественном учреждении по совер¬шенствованию военного мастерства. Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво¬бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет¬рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно¬гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос¬питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не¬бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской). В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти¬лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире. В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста¬дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча¬ются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.). Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования.

В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспи¬тания джентльмена (Дж Локк). Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по¬слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержа¬ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе¬ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль¬чик получал домашнее воспитание.

С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме¬ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах.

Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, преж¬де всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физи¬ческого развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах. Идеал воспитания по Локку — джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспи¬тание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей.

Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности лег¬ли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков. Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав¬ными составляющими его системы были: • физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; • трудовое воспитание; • развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, сре¬да и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, станов¬ление человека как индивидуальности. 2. Развитие педагогических систем зарубежом Педагогическая система Жан-Жака Руссо Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей.

По его мнению, воспитание не долж¬но мешать развитию этого совершенства, а потому следу¬ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи¬ли начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интереса¬ми и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книж¬ный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником раз¬вития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому вос¬питанию.

Педагогические принципы Ж Ж. Руссо таковы. 1.Содержание и методика обучения должны способ¬ствовать развитию самодеятельности и активности учени¬ка. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в по¬ложение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не за¬учивает науку, а выдумывает ее сам». 2.Знания следует получать не из книг, а из жизни.

Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны. 3.Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. 4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непо¬средственного общения с природой, жизнью, практикой. Педагогическая система Генриха Песталоцци – XIX век. Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак¬тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармо¬ническом развитии всех сил и способностей человека.

Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней де¬ятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основоположников дидактики на¬чального обучения.

Его теория элементарного образова¬ния включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармо¬нично развитого человека. Его идею развивающего обу¬чения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, геогра¬фии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспи¬тания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как осно¬вы их нравственного развития. В практической педаго¬гической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посиль¬ного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспи¬тательного коллектива, для нравственного формирова¬ния своих питомцев.

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы. 1. Всякое обучение должно основываться на наблюде¬нии и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям. 2. Процесс обучения должен строиться путем последо¬вательного перехода от части к целому. 3. Основой обучения является наглядность. Без приме¬нения наглядности нельзя добиться правильных представ¬лений, развития мышления и речи. 4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рас¬судочностью образования, способной формировать только пустых болтунов» и т.д. Педагогическая система Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга Заметную роль в разработке педагогических основ вос¬питания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер.

Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую рез¬вость», используя для этого физические наказания, а так¬же осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит). С прогрессивно-демократических позиций разрабаты¬вал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистерверг.

Особенно полезными являются его идеи акти¬визации учебной деятельности учащихся, усилении значи¬мости их самостоятельной работы. Он был последователем Песталоцци и основными прин¬ципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Под природосообразностъю он понимая раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложен¬ным в нем стремлением к развитию.

Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уров¬нем культуры данного времени и страны. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История развития педагогики

В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи.В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков… На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания… Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существу¬ет до тех пор, пока сохраняет свою…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зарождение систем воспитания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление и развитие педагогики в России
Становление и развитие педагогики в России. Активно разрабатывались идеи воспитания в россий¬ской педагогике. Необходимо отметить, что в России с дав¬них времен открывались школы. Сохранились сведе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги