рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление и развитие педагогики в России

Работа сделанна в 2007 году

Становление и развитие педагогики в России - раздел Педагогика, - 2007 год - История развития педагогики Становление И Развитие Педагогики В России. Активно Разрабатывались Идеи Восп...

Становление и развитие педагогики в России. Активно разрабатывались идеи воспитания в россий¬ской педагогике. Необходимо отметить, что в России с дав¬них времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Весьма плодотворной была теоретическая и практичес¬кая деятельность в области педагогики выходца из Бело¬руссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царе¬вичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблю¬дением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разрабо¬тал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значи¬тельно расширила высшее образование в российском го¬сударстве.

С. Полоцкий считал главными факторами вос¬питания пример родителей и учителей, а также окружаю¬щую среду.

Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую граммати¬ку» (1755) и др. Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просве¬тительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям.

В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Но¬виков впервые в русской педагогической литературе объя¬вил педагогику наукой.

С ХУШ века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учи¬тельская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало от¬крытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой науч¬ной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Тол¬стой, который в своем имении Ясная Поляна организо¬вал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самосто¬ятельности детей, стремился к воплощению теории «сво¬бодного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». Дидактическая система К. Д. Ушинского В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.

Ушинский отмечал: «Если пе¬дагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особеннос¬ти. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог бу¬дет не только учителем, но и психологом. В своем капи¬тальном труде «Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходи¬мость их учета в процессе обучения. Особое внимание об¬ратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и пере¬довых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личнос¬ти, подготовка человека к физическому и умственному тру¬ду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравствен¬ном воспитании он отводил одно из главных мест патри¬отизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспи¬тания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка.

Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.) Новой педагогической идеей Ушинского была поста¬новка перед учителем задачи научить учеников учить¬ся: « Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность са¬мостоятельно, без учителя, приобретать новые позна¬ния». Ушинский утвердил принцип воспитывающего обуче¬ния, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос¬новоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского 1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка.

Оно дол¬жно быть посильным и последовательным. 2. Обучение должно строиться на основе принципа на¬глядности и т.д. Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере¬даны Народному комиссариату просвещения. В его дея¬тельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дорево¬люционной России: •разносторонний состав учебных предметов, включа¬ющий гуманитарные, физико-математические и естествен¬ные науки; • большое количество учебных часов на язык и лите¬ратуру, математику и естественные науки; • значительное количество часов на физическое воспи¬тание.

В дальнейшем учебные планы советской школы мно¬гократно перерабатывались, однако эти характерные чер¬ты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьны¬ми предметами и соединить обучение с жизнью и практи¬кой. Вводились новые методы и приемы обучения. Шко¬ла имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязатель¬ном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразова¬тельной школе: обеспечить высокий уровень знаний, поли¬техническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным ус¬воением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком оп¬ределении продолжительности и структуры учебного года. Школа была ориентирована на образование информа¬ционного типа, продуцирующее знания, умения, навыки.

С помощью образования решались острые социальные про¬блемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идео¬логизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России име¬ла ряд характерных особенностей: основная педагогичес¬кая идея того времени — идея трудовой школы, основан¬ной на принципах политехничности и индустриализации. Политехнический принцип заключается в том, что тру¬довые занятия любого специального вида являются сред¬ством изучения общих основ производства.

Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской. «Трудовая школа есть орудие выработки нового чело¬века и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обо¬сновывая принцип индустриализации, понимаемый как тес¬ная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называ¬емых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества стави¬ли своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта.

В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеоб¬разовательные дисциплины, и учащиеся получали образова¬ние в объеме школы-семилетки. Трудовое воспитание считалось важнейшей частью пе¬дагогической практики. С. Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой педагогичес¬кой работы является детский труд, существенно отличаю¬щийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразо¬вательным». Вопросы трудового воспитания рассматрива¬лись в трудах А. С. Макаренко.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеуст¬ремленной личности разрабатывались в трудах практичес¬ки всех крупных ученых — педагогов того времени.

Педагогическая система П.П. Блонского Павла Петровича БЛОНСКОГО (1884—1941) часто назы¬вают «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополага¬ющие педагогические идеи: обучение и воспитание долж¬но осуществляться на основе знаний закономерностей разви¬тия ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (ум¬ственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследова¬ния Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка.

Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рас¬сматривая его как «естественное целое». В учебнике «Пе¬дология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенно¬стей воспитания и обучения. Блонский выдвинул ориги¬нальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом по¬ведения человека.

Блонский сформулировал принцип ин¬дустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением. Блонский — автор первого учебного пособия но педа¬гогике в советской России. Педагогическая система А.С. Макаренко Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (прак¬тически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в комму¬ну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в ли¬тературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систе¬му воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества.

Он создал теорию воспитательного кол¬лектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения.

Макаренко разработал вопросы строе¬ния и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, созда¬ния воспитывающих традиций. Опыт творческого разви¬тия личности в коллективе по методике Макаренко прин¬ципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. « В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.

Макаренко подчеркивал решающее влияние социаль¬ной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни а живут и трудят¬ся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обя¬занности, включая право на радость и обязанность ответ¬ственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы.

На¬стоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллек¬тива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного уч¬реждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован опреде¬ленным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, ме¬тодов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что вос¬питать ребенка правильно легче, чем потом его перевос¬питывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей.

В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что се¬мья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязан¬ностями, в том числе и ребенок. Личный пример родите¬лей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отноше¬ния между собой — все это влияет на ребенка, формиру¬ет его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслужен¬ный авторитет.

Педагогические открытия Макаренко послужили ос¬новой для развития социальной педагогики, исправитель¬но-трудовой педагогики. Он выступал против использова¬ния для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственно¬го уклона. Педагогическая система В.А. Сухомлинского Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его пе¬дагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь прора¬ботал в сельской школе. Важное место в его деятельнос¬ти занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым ди¬ректором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хоти¬те, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ве¬дите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он про¬должил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным уче¬ником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоцио¬нальная и организаторская общность.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бес¬конечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия — «коллек¬тивная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об¬мен духовными приобретениями, знаниями повышает «ин¬теллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе.

Глубоко и ори¬гинально разработаны Сухомлинским вопросы воспита¬тельного воздействия традиций, фольклора, природы. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко по¬казал, что успех работы воспитателя, направленной на гар¬моничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Дидактические системы педагогов-новаторов В конце 70-х — начале 80-х годов на арену обществен¬но-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность сво¬им предметом, умение построить урок так, чтобы все уче¬ники участвовали в учебном труде, любовь к детям, уваже¬ние к личности ребенка с того самого дня, когда он пере¬ступил порог школы, — это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педаго¬гическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили. Педагогика сотрудничества, которую развивают педаго¬ги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценнос¬тям и качествам.

Индивидуальный подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллек¬тивной, увлеченной я творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использу¬ет такие приемы: объясняет учебный материал макси¬мально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, учени¬ки отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначаль¬но решают те же задачи, которые рассматривались на уро¬ке, — в результате даже «слабые», но желающие учить¬ся ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы ученики имеют право творчес¬ки выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при про¬верке исправляются ошибки, но оценки не ставятся.

Оценка знаний производится после усвоения темы каж¬дым учеником.

Шаталов утверждает, что главные методические инст¬рументы учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей. Индивидуальное воздействие на личность ребенка че¬рез работающий, (созидающий, творящий коллектив харак¬терно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонно¬стей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности.

В его «свободной мастерской» собраны всевозможные ин¬струменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам — научи товарища». В своем творчестве педагоги-новаторы стремились пре¬одолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в современных трудах педагогов конца 20 века.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История развития педагогики

В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи.В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков… На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания… Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существу¬ет до тех пор, пока сохраняет свою…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление и развитие педагогики в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Зарождение систем воспитания
Зарождение систем воспитания. Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принци¬пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа¬лизации в рамках опре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги