рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методические рекомендации к преподаванию музыки в младших классах

Методические рекомендации к преподаванию музыки в младших классах - раздел Педагогика, Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников Методические Рекомендации К Преподаванию Музыки В Младших Классах. Под Поняти...

Методические рекомендации к преподаванию музыки в младших классах. Под понятием метод в педагогике, по традиции, принято понимать упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. Метод характеризуется тремя признаками направленностью обучения цель, способом усвоения последовательность действий, характером взаимодействия субъектов преподавание и учение. При этом, способы учебной деятельности учителя и учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

В отдельные периоды развития музыкальной педагогики на первом плане оказывалось обоснование метода как последовательности действий учителя- по овладению учащимися учебным материалом. Современная система образования ставит задачи, основанные на организации совместной деятельности педагога и учащихся, при которой активность субъектов образовательного процесса становится главным и определяющим фактором методической оснащенности.

Нет живой программы пишет Д. Б. Кабалевский без соответствующей ей методики, нет методики, если она не соотносится с данной конкретной программой. Программа и методика в их диалектической, взаимодействующей и постоянно развивающейся связи образуют единую педагогическую концепцию. Эта связь не единственное, но обязательное условие успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

Существуют различные подходы к классификации методов. В педагогике одной из наиболее распространенных является классификация методов по источнику получения знаний словесные методы, когда источником знаний является устное или печатное слово наглядные методы, когда источник знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия практические методы, когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия.

Остановимся более подробно на особенностях применения каждой из этих групп методов на уроке музыки как уроке искусства. Словесные методы рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего.

Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Слово учителя писал В. А. Сухомлинский ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает лрежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке.

Будучи определенным ориентиром при восприятии музыки, слово не может исчерпать смысловую многозначность художественного образа. Оно дает лишь направление, в котором развивается творческое воображение ребенка. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М. 2001г. Наглядные методы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем, моделей.

В силу звуковой природы музыкального искусства наглядно-слуховой метод, или метод слуховой наглядности, обучения приобретает особое значение. Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми хоровое пение, пропевание отдельных тем-мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на воображемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально-педагогического процесса.

Среди широкого спектра методов и приемов слуховой направленности выдающиеся деятели массового музыкального воспитания Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский особо выделяли метод наблюдения и считали его основополагающим звеном музыкального образования.

Наблюдать искусство, по словам Б. В.Асафьева, значит, прежде всего, уметь воспринимать его. Это в первую очередь означает, что любая форма исполнительской деятельности, сочинение музыки детьми приобретает прочувствованный и осознанный характер. Наблюдение ее музыки Прим. ред. ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, как отдельности, а на взаимозависимость и сопряженность явлений как это обычно происходит при наблюдении за свойствами явлений только ощутимых, но невидимых 2, с. 52-53 . Только в этом случае, считает Б. В. Асафьев, музыка оказывает на детей воспитывающее воздействие, на основе которого обогащается их жизненный опыт, пробуждаются социально-ценные психические состояния, развиваются инициатива, находчивость, организаторское чутье, критическое отношение, учащиеся приучаются делать выводы и обобщения.

Школяр И.В. Музыкальное образование детей.

М. 2001г. В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-зрительный метод, или метод зрительной наглядности. Например, наглядные дидактические пособия, схемы, нотные таблицы, словарь эмоциональных характеристик. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке-и под музыку. По мнению известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева, применение наглядности должно учитывать два момента конкретную роль наглядного материала в усвоении и отношение его предметного содержания к предмету, подлежащему усвоению. Исходя из этого, необходимо использовать такую наглядность, которая обусловлена самой сущностью музыки как самостоятельного слухового интонационно-временного искусства, содержательной интонационно-звуковой формой произведения и собственно музыкальной деятельностью детей.

Учить своих воспитанников прослеживать, осмысливать и оценивать совершающиеся в музыке интонационные процессы, акцентировать слуховую направленность музыкально-воспитательных систем можно считать основополагающими установками отечественного музыкального воспитания.

Необходимо соблюдать гармонию во взаимодействии слуховой, зрительной наглядности, практического действования с музыкой. К практическим методам в общей педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий.

Наблюдение музыки писал Б. В.Асафьев прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений и, следовательно, к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух но необходимо вызвать в слушателе инстинкт исполнителя. Надо, чтобы возможно большее число людей активно, хоть в самой меньшей мере, но соучаствовало в воспроизведении музыки. Только тогда, когда такой человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, явнее почувствует он течение музыки вовне.

Участие в хоре создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости, к тому же, если еще исполняются произведения с развитым, подвижным и самостоятельным движением голосов Всякое пояснение извне, как бы совершенно оно ни было, раскрывает значение технических терминов, уясняет смысл той или иной формы, но оно не в силах дать понимание музыки, исходящее не от сухого анализа средств воплощения, а от живого ощущения и непосредственного чувствования. Личное участие в воспроизведении развивает эти свойства, ибо нельзя воспринять всем существом, а не рассудком только творческих достижений, если хоть на миг, на малый момент жизни не почувствовать себя творцом или соучастником-носителем чьих-либо творческих замыслов, т. е. исполнителем Школяр И.В. Музыкальное образование детей.

М. 2001г Та же закономерность действует и при восприятии инструментальной музыки детьми. Наиболее эффективно восприятие в том случае, если включается активность не только слуховая, но и зрительная, и моторно-двигательная.

Пение, по мысли Н. Л. Гродзенской активный и очень важный метод для развития восприятия музыки. В связи с этим, среди действий, с помощью которых ребенок может отразить воспринимаемую музыку, особое место занимает вокализация, а также пластическое интонирование, нотная, графическая запись. Все это помогает пережить музыку, точнее понять замысел композитора, тверже и быстрее ее запомнить. В то же время долгие годы восприятие музыки отождествлялось со слушанием музыки.

К активным и приоритетным видам музыкальной деятельности относились хоровое пение, игра на музыкальных инструментах и др. Главным становилось формирование умений и навыков по осуществлению этих видов деятельности. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель-Апраксина О.О Москва Просвещение 1987 г. Один из наиболее нетрадиционных, творческих вопросов педагогики музыкального обучения - вопрос о том, как можно достичь реализации воспитательной задачи программы в конкретной ситуации урока.

Каковы психологические условия достижения этого эффекта? Важнейшее условие - учет специфики воздействия музыкального искусства на личность школьника, что и определяет своеобразие всего комплекса воздействий учителя на учащихся. Можно выделить основные элементы психологического воздействия учителя возбуждение интереса -увлечение предметом - углубление представлений учащихся о. воспринятом - возвращение учащихся к исходной педагогической ситуации урока на новом уровне.

Все эти психологические стадии музыкально-педагогического воздействия в конечном счете направлены на преобразование целостной личности учащихся в процессе музыкальных занятий, их итогом является - шаг, вдеть скромный, но внутренне завершенный участок нравственно-эстетического развития детей, В самом деле, первая ступень музыкально-педагогического воздействия - связана с эмоциональным раскрытием радость, удивление, восхищение личности ребенка, с вовлечением не только перцептивных но и интеллектуальных способностей, жизненного опыта и мотивов личности в процесс музыкальных занятий. Вторая ступень музыкально-педагогического воздействия, естественно вытекая из предыдущей служит развертыванию этого возбужденного интереса в процесс.

Чтобы сохранить это увлекательный процесс на определенной временной дистанции урока, нужно не только привносить в вего нечто новое, новые грани, но и углублять его, В педагогическом руководстве этим процессом должна быть своя эмоциональная вершина, кульминация.

С этого момента наиболее естественно можно подвести ребят к осознанию, интеллектуальному осмыслению воспринятого учебного, содержания. Личностная позиция школьников и характеризует завершенность, а вместе с тем выход за пределы урока в перспективу музыкального сознания школьников. Эти условно выделенные четыре - основные стадии музыкально-педагогического воздействия не обязательно распространяются только на целостный урок, но и на отдельные, относительно завершённые в смысловом отношении его участки.

Следовательно, у каждого учителя может быть своя психологическая партитура увлекательного воспитательного построения урока. Хотелось бы обратить внимание на-то, что ка всех стадиях урока но на первой, в особенности важная роль принадлежит двум факторам новизне и устойчивой значимости факторов внешнего воздействия Первое обычно требует от учителя предварительных заготовок - оригинальных приемов, средств и способов эмоционального введения в урок, своего рода вариантов введения. Второе - связано с новой формой актуализации жизненного и музыкального опыта школьников, подкрепления их уверенности и стремления .к музыкальному развитию.

Более существенное значение имеет второй фактор, поскольку он определяет устойчивость и последовательную приемственность развития школьников в любых ситуациях музыкального обучения, а .также и вне музыкальных занятий. Он является более фундаментальным, чем первый фактор, однако первый фактор является необходимым условием его активизации в различных конкретных условиях и временных пределах. На претворение воспитательных задач программы в конкретных условиях урока ориентирует учителя метод эмоциональной драматургии, используемый в определенной связи и единстве с методом музыкального обобщения.

В ситуации урока музыки учитель должен максимально тонко учитывать эмоционально-образную природу педагогических воздействий, адресуемых ученику. Слово учителя должно быть поэтически образным и вместе с тем четко ориентирующим сознание ребят - лаконичным и ясным, что и будет отвечать психологической специфике воздействия музыки на личность школьников.

Это и будет претворением в педагогической практике учителя закономерностей музыкального искусства. Сказанное выше, безусловно, распространяется и на общую тактику поведения учителя во взаимодействии со шкельвика-ми. Гуманность, эмоциональная чуткость и тактичность не являются внешними требованиями к педагогу, а естественно вытекают из нравственной ситуации эстетического взаимодействия слушателя и музыки.

Ведь без теплоты и эмоциональной раскрепощенности, открытой личной заинтересованности школьника в музыкальном искусстве нельзя рассчитывать на полноценный, тем более .творческий эффект эмоционально-образного проникновения ? музыкальное искусство. Деятельность учителя музыки всегда ив большом, ив малом направлена на слуяение детскому развитию. Это - определявшая установка в творческом построении учебно-воспитательного процесса на уроке.

Итак, подводя итоги рассмотрения вопросов, составляющих содержание психологических основ музыкального обучения младших школьников, отметим что круг этих вопросов вращается вокруг трех центральных фигур процесса музыкального обучения музыка - учитель - учащийся, учитель является глубоко заинтересованным посредником творческого взаимодействия школьников с музыкальным искусством. Он соизмеряет все. свои шаги, связанные с организацией, стимулированием, контролем а оценкой учебных успехов ребят, с нравстгенно-эстетическим содерванием музыки, Демокра-тические установки црогрессивного музыкального искусства, преломленные в педагогических установках и принципах программы музыкального обучения, позволяет ему избрать верные психологические ориентиры в педагогическом руководстве музыкальным, а значит, в целом духовным развитием школьников на уроках музыки Школяр И.В. Музыкальное образование детей М. 2001г.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников

Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой,… Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое… Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методические рекомендации к преподаванию музыки в младших классах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика музыкального искусства
Специфика музыкального искусства. Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка - это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Всел

Музыка и живопись
Музыка и живопись. Музыка постоянно оказывала и оказывает воздействие на другие виды искусства и сама, в свою очередь, испытывает их влияние. Музыка способна не только выражать - она подражает и из

Общая характеристика системы дополнительного образования школьников
Общая характеристика системы дополнительного образования школьников. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и

Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста
Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста. В музыкально-методической литературе термины восприятие и слушание музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги