Реферат Курсовая Конспект
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского - раздел Педагогика, Педагогическая теория К.Д. Ушинского Элементы Принципа Народности Воспитания По Учению К. Д. Ушинского. Тру...
|
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.
Труд — основа воспитания Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отража¬ет принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.
Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого суще¬ствования, и, во-вторых, он представляет собой источник физи¬ческого, умственного и морального совершенствования человека.
Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умствен¬ном, физическом, социальном (граждан¬ском) и нравственном аспектах.
К.Д.Ушинский определял труд как «сво¬бодную и согласную с христианской нрав¬ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не¬обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз¬ни» [5, стр. 58]. Указы¬вая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности.
Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60]. Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспи¬тание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой дея¬тельностью.
Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.
Придавая большое значение для теории и практики воспита¬ния вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат¬ривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности — соотносимости и взаимосвязи физическо¬го и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребен¬ка чрезмерный физический и умствен¬ный труд, разрушительно действующий на молодой организм.
Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си¬стему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже¬ния, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины.
Всего полез¬нее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда. Соз¬давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно¬сти, возвышению души, тогда он оказыва¬ет живительное и освежающее влияние на чувства человека. Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя и из книг должны полу¬чать знания, — они должны непосредственно наблюдать окру¬жающую действительность и принимать посильное участие в тру¬довой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду.
Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический. Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ни¬ми страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения.
Ушинский считает неизменным психологиче¬ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова¬нии человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143]. Кроме того, ученик должен уяснить, что достижение чувства удовлетворения и радости в результате труда связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических и иных сил и возможностей.
Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования дея¬тельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лиша¬ет эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требую¬щего напряжения и мобилизации ресур¬сов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рожда¬ется логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм.
Таким образом, педагогом была опре¬делена генеральная педагогическая ли¬ния в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им труд¬ностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, вос¬питывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления актив¬ности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.
На основе вышеизложенных рассужде¬ний К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья че¬ловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэс¬сенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического тру¬да, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребен¬ка и обретения им в будущем своего мес¬та в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного соци¬ального бытия.
Другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психи¬ческого значения труда, по мнению Кон¬стантина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только долж¬но развить разум человека и дать ему из¬вестный объем сведений, но должно за¬жечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни до¬стойной, ни счастливой». Потребность в труде — врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по об¬стоятельствам, и в особенности сообраз¬но тем влияниям, которые окружают че¬ловека в детстве и в юности» [12, с. 139]. Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние фи¬зического труда на физическое развитие ребенка.
Одним из главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда.
Смена деятельности и состав¬ляет суть отдыха: отдых после умственно¬го труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переме¬нить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отды¬хом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого на¬пряжения и внимания [12, с. 142].
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ… При раскрытии содержания образования и методов обучения, воспитания учащихся предпринимались попытки сопоставлять его…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов