рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Построения начальной школы на принципах народности

Построения начальной школы на принципах народности - раздел Педагогика, Педагогическая теория К.Д. Ушинского Построения Начальной Школы На Принципах Народности. В Духе Идеи Народности Ст...

Построения начальной школы на принципах народности. В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и во¬прос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о шко¬ле в известном смысле можно было бы назвать учением о народ¬ной школе.

Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что ор¬ганизованное и целеустремлённое воспитание имеет решающее значение для формирования личности человека. Так как человек - существо общественное, то его подготовку к жизни лучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспита¬ние. Основным органом этого воспитания должно быть специаль¬но устроенное учебно-воспитательное учреждение - школа. «Без помощи народной школы дитя вырастает и успеет состариться и умереть, даже не ставши, может быть, ни человеком, ни полез¬ным гражданином Сколько борьбы предстоит им выдержать, скольким искушениям должны они подвергнуться при первых же шагах своих в мутном водовороте всех молочных обыденных расчётов и всякого рода обманов.

Где же наберут они силы, что¬бы укрепиться - в этой упорной борьбе, и выдут ли они из неё победителем, если не вынесут сил этих из народной школы» [3, стр. 151-152]. К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу.

Решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать истори¬ческие пути. Необходимость создания народной школы К. Д. Ушин¬ский рассматривал как обязательное условие, продикто¬ванное развитием жизни страны и народным мнением.

Общественное воспитание, углубляющее в человеке на¬родность, способствует развитию народного самосозна¬ния, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры. Считая необходимым, устранить опеку министерства просвещения над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и город¬ского, а также сельские общества, различные демократи¬ческие общественные организации и частную инициативу отдельных представителей демократической интеллиген¬ции. Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жиз¬ни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни.

Исходя из такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста. «Странно, писал он, — что идея обязательного обучения воз¬будила такое сильное противодействие со стороны некоторых из наших прогрессивных журналов.

Кажется, что им не понрави¬лось самое слово: «обязательный и принудительный», и они не разобрали, что под этим словом скрывается одна из либераль¬нейших идей. Обязательное учение стесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности, долж¬ны дать образование своим детям.

Обязанность учения детей есть самое справедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требование общества относительно отдель¬ного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хо¬роших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно постав¬ленное обязательное обучение даст возможность найти «разумные формы общественной жизни». Создание на¬родных школ он считал «самым государственным вопро¬сом» и рассматривал народную школу как первую сту¬пень дальнейшего развития народного образования.

Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вы¬рабатываемой самим обществом.

Обязательному обучению Ушинский придавал большое зна¬чение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной шко¬лы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность.

В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети зем¬ских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлю¬щих талантов, хранящихся в нём. К. Д. Ушинский уделял первостепенное вни¬мание необходимости изучения в народной школе родного языка и литературы, родной истории, природы.

Он с горечью кон¬статировал, что из русских школ выходили в жизнь лю¬ди, менее всего знакомые с тем, что должно стать им бли¬же всего со своей родиной и тем, что имеет к ней не¬посредственное отношение. «Только русский писал он изумляя иностранца своим безукоризненным выго¬вором на иностранных языках, в то же время часто гово¬рит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знает подробно историю других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма ча¬сто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что ка¬сается до какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если только ему самому не приходи¬лось купаться в ней» [1. стр. 128-129]. И это относится, подчер¬кивал педагог, к тем русским, которые учились в России, кончали русские гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились к общественной деятельности в родной стране.

Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности.

Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по¬мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу¬чении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий» [1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное сло¬во связывает ребенка со своим народом и всем его духов¬ным богатством.

Идея народности у К. Д. Ушинского, являясь идеей де¬мократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания.

Вся система народ¬ного образования должна прежде всего отражать жизнь своего народа, быть связана с его жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образо¬вание и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.

Женское образование Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве¬щения. Вопрос о положении женщины был одним из цент¬ральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе.

Для К. Д. Ушин¬ского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа. В первой главе книги мы уже говорили о преобразо¬вательной деятельности К. Д. Ушинского в Смольном ин¬ституте, но там решался вопрос об образовании девушек-аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положе¬ния женщины в самом обществе.

Сами общественные ус¬ловия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, ос¬новной принцип женского общественного воспитания и об¬разования, то скорее всего в общественном положении женщины Это новейшая идея, которую в отличие от прежних мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в ис¬торическом развитии народа. Идея эта нигде не высказа¬на вполне, но начинает уже более или менее прогляды¬вать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» [1, стр. 131-132]. К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно от¬ветственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин.

Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими.

Не сле¬дует забывать, что женщина является проводником «ус¬пехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества» [1, стр. 132]. К.Д. Ушинский резко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов.

Между образованным классом и народом проложена непроходи¬мая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно бла¬годаря неправильно, антинационально поставленному женскому образованию. «Жена — мать семейства, хозяй¬ка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с лю¬бовью, говорящая по-французски, усвоившая все изяще¬ство французских манер и видящая во всех русских на¬циональных особенностях нечто грубое и необразован¬ное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспи¬тание за границей.

То если были даже высоко поставле¬ны, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [1, стр. 461-462]. Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в зна¬чительной мере занята воспитанием детей.

К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большин¬стве европейских государств женщины были лишены воз¬можности получения высшего образования, а среднее да¬валось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образова¬ния в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того пе¬риода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на полу¬чение высшего образования наравне с мужчинами.

Этого хотел он и для России.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогическая теория К.Д. Ушинского

При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ… При раскрытии содержания образования и методов обучения, воспитания учащихся предпринимались попытки сопоставлять его…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Построения начальной школы на принципах народности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. Труд — основа воспитания Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй полови

Родной язык как средство воспитания
Родной язык как средство воспитания. Центральное место в педагогической системе Ушинского за¬нимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике факторе и средстве воспитания человека.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги