рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовные истоки народной педагогики

Работа сделанна в 2006 году

Духовные истоки народной педагогики - раздел Педагогика, - 2006 год - Этнопедагогические аспекты воспитательной работы Духовные Истоки Народной Педагогики. Этнопедагогика - Сравнительно «Молодая» ...

Духовные истоки народной педагогики. Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь пе¬дагогической науки.

Системные исследования в этой об¬ласти начались во второй половине XX в хотя в той или иной степени проблема народного воспитания на¬шла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского. Проана¬лизировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа - своя система воспитания.

Опыт других наро¬дов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемир¬ной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педаго¬гической системе, как бы ни была она стройная хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пи¬тать собственные силы». Народная педагогика - это духовный феномен, при¬сущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, уста¬новки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической де¬ятельности народа.

Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной сторо¬ны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методи¬ческий инструментарий научной педагогики.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разра¬батывались в Чебоксарах, Москве, в педагогических ву¬зах Северного Кавказа. К сожалению, в советское время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт. В редких случаях интегрировался опыт народного вос-нитания, накопленный этносами одной языковой груп¬пы, например, адыго-черкесской.

Такой сугубо националь¬ный подход нельзя признать объективным. П. А. Кропот¬кин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия - главные истоки нрав¬ственности. Поэтому вполне естественно, что у ногайцев и ингушей, относящихся к разным языковым группам, вследствие близкого хозяйственного уклада сложились однотипные нормы неписаного права регулирования се¬мейных отношений - адаты, а нартский эпос - это тво¬рение и достояние и адыгских народов, и осетин, и бал¬карцев, и карачаевцев, и народов нахской группы.

Рядом живущие ногайцы.и калмыки, исповедующие соответ¬ственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая на¬ука освободилась от. идеологических императивов, необ¬ходима объективная интерпретация народных воспита¬тельных традиций.

Интерес к народной педагогике не является случай¬ным, ибо она - часть духовной культуры народа, фор¬мирующей основы этики и морали. Как это ни удиви¬тельно, но принципы народной педагогики на всех мате¬риках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориенти¬ров. Это так важно знать каждому из нас в век межна¬циональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда в силу ряда при¬чин небольшая этническая группа попадала в инонацио¬нальное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этничес¬кое самосознание, чувство этнической общности и наро¬дные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев. По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успе¬хов в педагогике необходимо опираться на систему, со¬зданную самим народом, в которой учитываются природ¬ные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоя¬тельств.

Знание устного народного творчества, т. е. отра¬женного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития наро¬да, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка. В свое время выдающийся итальян¬ский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа - из религии.

Именно такой концептуальный подход был взят нами за основу при разработке программы курса «Этнрпедагогика» для Ростовского педагогического университета - головного педагогического вуза Северного Кавказа, од¬ного из самых пестрых в этническом и конфессиональ¬ном отношениях регионов нашей планеты.

Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих на¬родов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское на¬селение появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань. Руси¬чи проникли до нынешнего с. Преградное Ставрополь¬ского края. Естественным образом здесь, в плотном со¬циальном пространстве, сформировался тугой узел меж¬личностного общения и межэтнического сосуществова¬ния народов. В обострившихся в последние годы много¬численных социально-политических конфликтах лиде¬ры противоборствующих сторон разыгрывают националь¬ные и религиозные карты.

Такая пестрая палитра национального состава насе¬ления Северного Кавказа обязывает нас пристально изу¬чать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе может утверждаться только через языки, обра¬зование и культуру. По этой причине воспитательным традициям народов Северного Кавказа мы уделяем под¬черкнутое внимание.

К тому же этнопедагогика северо¬кавказских народов, как и этнопсихология, до послед¬него времени оставалась как-то в тени, хотя система их семейного воспитания, ставившая целью вырастить здорового, стойкого и смелого человека, безусловно, пред¬ставляет большой интерес. Л. Н. Толстой утверждал: «Мы гораздо ближе к Вос¬току, и скорее следовало бы Изучать языки индусский, китайский, даже персидский и их удивительную фило-еофскую литературу». География Северного Кавказа та¬кова, что нам ближе культура и традиции тюркоязыч-ных народов, чем, скажем, народная педагогика славян-еких стран Центральной Европы.

Этим-то и объясняется значительный удельный вес той части учебника, кото¬рая отведена этнопедагогике народов, исповедующих ислам и буддизм. Курс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования у сту¬дентов творческого отношения к педагогической деятель¬ности, начатого при изучении курсов общей педагогики и психологии.

К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются природа и религия, в значительной мере будет способ¬ствовать формированию планетарного мышления учите¬ля, характерного для современной педагогики всех ци¬вилизованных стран. Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания.

Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу». Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного». Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания.

От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление.

А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству. 3. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений Духовность нации - сложное понятие.

В русской ре¬лигиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстан¬ции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характе¬ризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и ка¬честв ее ментальной структуры. Как писал русский фи¬лософ П. И. Новгородцев, «не политические партии спасут Россию» ее воскресит воспрянувший к свету вечных, истин святой народный дух». В работе «Этика» П. А. Кропоткин доказывал, что этические нормы предшествовали религии.

Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Спра¬ведливость этой точки зрения не требует особых доказа¬тельств: даже самая обычная кошка может убедительно продемонстрировать, как мы, люди, несовершенны. Эти¬ка животных и растений может быть образцом подража¬ния для человека. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьян¬ская семья могла существовать только при условии стро¬гого соблюдения принципов рационального природополь¬зования и охраны окружающей среды.

И, как ни стран¬но, эти принципы реализовывались неграмотными рус¬скими крестьянами, которые при этом умудрялись мак¬симально эксплуатировать природную среду. Естественные природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем очень интен¬сивно. Интересен опыт крестьян по использованию растений-феноиндикаторов при проведении сельскохозяйственных работ: «Береза распустила листья - пора сажать карто¬фель»; «Зацвела черемуха - быть похолоданию»; «От¬цвела черемуха, зацвела рожь - пора сеять гречиху». Часто календарь полевых работ облекался в форму пого¬ворок и присказок: «Сей овес в грязь - будешь князь»; «3 июня - льносейка»; «13 июня - раепрягальник, севу край - коня распрягай» и др. Из поколения в поколе¬ние передавались народные приметы, предсказывающие погоду: «Туман сядет на землю - к ведру, поднимается вверх - к дождю», «Солнце садится в тучу - завтра дождь». Такая система не опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устрой¬ство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продол¬жением рода. Бережное отношение к природе проявлялось и в тра¬дициях донского казачества.

Весной, когда рыба шла на нерест в донские займища и вверх по реке, запрещался не только лов рыбы, но даже звон церковных колоколов, дабы не беспокоить рыбные стан. Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармо¬нии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Достижение гармонии - многоступенчатый и мно¬гогранный процесс, происходящий в условиях измеряе¬мых и неизмеряемых явлений.

Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на¬рода, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс соци¬ально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта -трудолюбие». В советское время по ряду экономических и социаль¬ных причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользова¬ния стадо на определенном этапе даже экономически невыгодным.

При этом преемственность традиций пре¬рвалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных тра¬диций и необходимость бережного к ним отношения. Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее.

Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п. Преемственность реализуется во времени и пространстве.

Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность.

Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства. В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов.

Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу. В истории воспитания не просто много, а невероятно много белых страниц, нераскрытых тайн. Представим себе всемирную общечеловеческую историю воспитания в виде одного тома из тысячи страниц - каждому тысячелетию отдадим одну страницу этой единой, общей «Книги судьбы» племен, народов и человечества. Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции.

Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов.

Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания. Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании.

Его заповедь: история дает молодым разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа. Сказанное о русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений. Этическая культура является органической… Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом… Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштаб¬ного терроризма, носили откровенно национальную окраску.Создалось…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовные истоки народной педагогики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие этнопедагогики и ее функции
Понятие этнопедагогики и ее функции. Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго¬гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги