рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятийно-терминологический аппарат исследования

Работа сделанна в 2011 году

Понятийно-терминологический аппарат исследования - раздел Педагогика, - 2011 год - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Понятийно-Терминологический Аппарат Исследования. Для Более Глубокого Исследо...

Понятийно-терминологический аппарат исследования. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение. В толковом словаре В.И. Даля можно найти следующее определение «патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [18, с.24]. В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [46, c.510]. К.Д. Ушинский, великий педагог, писал о глубоком воспитательном потенциале патриотизма: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [60, c.321]. С точки зрения дифференциации многообразных определений патриотизма мы поддерживаем мнение М.И. Боровикова, что наиболее удачной современной классификацией трактовок патриотизма является классификация, предложенная В.И. Лутовиным.

Он обоснованно выделил шесть направлений патриотизма: 1. Возвышенно-эмоциональное чувство к Родине, Отечеству, позитивное, нередко ярко выраженное отношение к Отечеству, ограничивающееся главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому и т.д; 2. Деятельностное направление.

Сила патриотического чувства не ограничивается выражениями глубокой и возвышенной любви к Отечеству, она побуждает к активным действиям и поступкам на благо своей Родины; 3. Патриотизм как общественное явление, содержание и характер которого в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты; 4. Государственное направление заключается в том, что патриотизм как проявление его субъектами чувства национальной гордости за державу предполагает их активное участие в укреплении государственности в качестве первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности; 5. Духовно-творческий акт возвышенного состояния, до осознания нераздельности, единства с Отечеством как высшей ценности, необходимости служения Родине, своему народу; 6. Этап развития личности, а именно ее духовного самовыражения [11, с. 84]. На наш взгляд важно отметить тот факт, что патриотизм может интерпретироваться на личностном и макроуровне (уровне общественного сознания). На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая интегративная характеристика человека, в которой выделяются 3 признака: 1) Любовь к Родине, в основе которой лежит чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. 2) Патриотическая направленность мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека.: уважение к прошлому Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению могущества Родины, готовность к ее защите, содействие прогрессивному развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. 3) Социально-нравственный императив, характеризующий ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждающим его к патриотически направленной деятельности [10, с.21]. А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский выделяют 4 уровня общественного патриотического сознания: государственный, российский, национальный, местный или региональный. 1) В основе государственного патриотизма лежат отношения «личность - государство». Политической платформой государственного патриотизма выступает отечество, а политическим принципом – державность.

Государственный патриотизм выявляет у российских граждан общие интересы, общие цели. Государство следит за соблюдением прав граждан.

А граждане, в свою очередь, выполняют свои обязанности перед государством. 2) Российский патриотизм объясняется эмоциональным миром человека.

Через освоение патриотического опыта, закрепленного в моральных нормах, обычаях, традициях, ценностях, осваиваются индивидуальные и групповые поведенческие программы. 3) Национальный патриотизм имеет базовой опорой национальную культуру.

Он способствует пробуждению чувства любви к Родине, национальной гордости, воспитанию национальных традиций. 4) Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к малой родине, духовной культуре своих предков, семье, родным [63, c.330]. Г.Н. Филонов определяет гражданственность как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений [10, c.39]. На основании этого определения можно сделать вывод о том, что гражданственность – качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм.

Для того, чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». В нашем исследовании мы будем придерживаться определения данного А.В. Гаврилиным.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека для формирования определенных установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития [13, c.56]. Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главная направленность гражданского воспитания – формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса.

Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов.

Среди гражданских качеств личности выступает ответственность – осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм является одним из слагаемых гражданственности [14 , c.40]. Патриотическое воспитание, в отличие от гражданского, имеет значительно более высокую степень теоретической разработанности и опыта практической реализации, благодаря чему предоставляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм в контексте и взаимосвязи с гражданским воспитанием.

Это позволяет увидеть ту общую, объединяющую их основу, которая делает возможным определение конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания.

Однако не стоит забывать о том, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга.

Первое в большей степени ориентированно на правовую сферу и в меньшей – на гуманитарную, рассматриваемую через призму антропологического подхода [40, с.58]. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания, безусловно, доминирует. Патриотическое воспитание имеет в своем основании духовно-нравственную природу, определяя его суть, содержание и другие структурные компоненты.

Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, военному и другим. Это объясняется тем, что патриотизм тесно связан с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В настоящее время исследования, в том числе фундаментального научного уровня не привели к пониманию гражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике.

В связи с современным пониманием этого явления, которое сводится к доминированию в нем первого компонента, приходится констатировать, что многие исследователи, специалисты фактически начисто забывают о патриотизме. В результате его отрицания или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, порождением гражданского воспитания становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и предоставляющая формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной.

В таком варианте абсолютизация гражданственности, представляется деформацией, совершенно не приемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой – служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России [там же, c.54]. В то же время не стоит забывать о том, что и патриотизм, как любое явление, имеет и отрицательную полярность, проявлениями которой являются национализм – проявление психологии национального превосходства, национального антогонизма, идеи национальной замкнутости [46, c.408] и шовинизм – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. [там же, c. 931]. Еще в 1858 году Н.А. Добролюбов (1836 – 1861) в статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» обозначил идею о важности воспитания патриотизма и борьбе с ложным патриотизмом.

По мнению автора, настоящий патриотизм отличается несовместимостью с неприязнью к другим народам.

В его основе лежит идея общечеловеческого блага, желание установить у себя на родине такие порядки, которые хороши для всех людей и народностей. Современная наука заключила эти идеи в термине «интернационализм» – идеология и политика равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности [там же, c .255]. Следует отметить, что широкое распространение этот термин получил в советский период развития педагогической науки. «Советский патриотизм писал Н.В Савин это сплав чувства любви к Родине, коммунистической убежденности и пролетарского интернационализма. » [62, с. 47]. В то время интернационализм осмысливался как дружба между народами, строящими социалистическое общество, а патриотизм проявлялся в чувстве советской национальной гордости.

О возможной опасности трансформирования гражданского патриотического чувства в псевдопатриотические отклонения в 1915 году говорил В.Н. Сорока-Росинский «… Пример Германии показал, до какой бесчеловечной, скотской жестокости, до какой атавистической дикости может довести то же национальное чувство одну из культурнейших наций, если оно воспитывается под многолетним контролем, непрестанным гипнозом дико шовинистической идеи «Германия выше всего в мире» [61, с. 60]. Возможность деформации патриотического чувства, а также ряд других противоречий породила противостояние мнений сторонников и противников патриотического воспитания.

В основу прений легли следующие противоречия, возникающие в ходе воспитания патриотизма: 1) Противоречие между любовью к Отечеству и любовью к человечеству.

С одной стороны любовь к людям шире, чем любовь к людям, живущим в государстве, соответственно любовь к человеку выше любви к Отечеству.

С другой, любовь к Отечеству начинается с любви к близким. 2) Противоречие между инстинктивным и сознательным характером патриотизма. Неоспоримо чувство любви к Родине человек испытывает первоначально инстинктивно, основанием для чего служит любовь и привязанность к месту жительства, в котором человек родился и вырос и с которым ассоциируются лучшие воспоминания его детства и юности. Патриотическое чувство пробуждается, развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте.

Оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности. Способствуют его росту и развитию каждодневные события и явления, картины окружающей жизни и окружающей природы порой лучше, чем специально организованные мероприятия. Однако в развитии человеческих чувств наступает момент, когда место инстинктам должно занять размышление, когда человек испытывает потребность оправдать перед самим собой свои естественные наклонности и привязанности, когда он позволяет себе оставить лишь то, из унаследованного, что окажется в согласии с его разумом. 3) Противоречие между государственным заказом на воспитание и свободой личности. Государственный заказ на воспитание личности школа зачастую понимает, как преданность существующему порядку, покорность властям, при этом забывается идея личности, свободы ее духовного развития.

Целью такой школы является приспособление к обществу, сохранение устойчивого порядка. В таких условиях педагоги воспитывают подрастающее поколение в духе послушания и покорности, умы детей наполняются однородным содержанием, чтобы они, не рассуждая, воспринимали как истину то, что им сообщают учителя.

В условиях игнорирования стремлений и желаний учащихся, воспитание патриотических чувств имеет насильственный характер, и результаты такой педагогической деятельность будут малоэффективны. Можно предположить, что разрешением этого противоречия будет создание школы, сторонники которой ориентируются на идеал здорового общества, умело и самостоятельно развивающего общественную жизнь во всей ее полноте и разносторонности.

Целью такой школы выступает развитие способностей и сил необходимых для плодотворного участия в процессе созидания общественной жизни. Идеал воспитанника – молодой человек сильны, самостоятельный, умеющий действовать и работать сообща. Интеллектуальное развитие при таком подходе сводится к развитию способности правильно представлять будущее и находить правильные пути к его приближению, стремления к самостоятельной и совместной познавательной деятельности.

Отношение к школе, в которой основным принципом выступает гармоничное сочетание деятельности педагогов с самостоятельностью учащихся, у ее воспитанников будет особенным. «Родной школу не называют. Но ей иногда дают другое имя, от которого веет такой же глубокой и чистой любовью – имя матери. Выполняя призвание человека, принимая участие в процессе созидания лучшей общественной жизни, бывшие питомцы этой школы будут вспоминать о ней, как вспоминают о той, которая растила… силы, развивала и «возделывала» их» [60 , c. 56-57]. Именно такое трепетное отношение к школе и чувство глубокой благодарности к учителям служит основой воспитания истинного, неподдельного патриотического чувства.

Подтверждением этому могут служить слова В.А. Сухомлинского: «Сознательная любовь к Родине является ответом на ее материальную заботу о нас, связана с чувством благодарности за то, что она нас выкормила, духовно воспитала, позаботилась о создании условий для продуктивной и творческой деятельности.

Она предполагает известную благоустроенность Отечества. В том заключается трудность воспитания такой любви. Внешние меры приносят мало пользы там, где государство не является заботливой, любви обильной матерью своих детей» [58, c. 12]. 4) Противоречие между интимным характером патриотических чувств и их развитием при помощи императивных средств. Как и всякое чувство, патриотическое требует глубины переживании, а возбуждаемое при помощи внешних средств становится поверхностным. Скрытый характер патриотизма является источником мужества, трудолюбия, героизма.

Искусственное побуждение любви к Родине способно привести к обратному результату. Воспитание патриотизма требует тонкой педагогической инструментовке. Специально организованные для возбуждения патриотического настроения праздники не достигают поставленных целей, хвалебные речи вызывают отвращение и скуку у школьников. Школьники скептически и насмешливо относятся ко всему патриотическому, что имеет следы официального происхождения.

Подчеркивая интимный характер патриотических чувств, В.А. Сухомлинский считал важнейшим условием их развития уважение к интимному миру подростков. «Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских» [58, c. 224]. Развитие таких высоких морально-политических идей у школьников как верность Родине, гражданский долг требует со стороны педагогов понимания и оберегания красоты их интимных чувств. 5) Противоречие между пассивным и активным характером патриотизма.

Платонической любви к Родине, выжидающей момент, когда можно принести себя в жертву недостаточно. Деятельностная любовь выражается в повседневной кропотливой, подчас скучной и трудной работе. Любовь к Отечеству по своей природе предполагает стремление к улучшению, усовершенствованию своего объекта, связана с желанием помочь, создать более благоприятные условия для его существования. Однако любовь к Родине не гарантирует умение быть полезным, использовать свое призвание так, чтобы оно способствовало процветанию Родины.

Для развития этого умения процесс образования должен включать в себя выработку у школьников представлений о том, каким они должны быть как сыны Отечества и члены общества. Школа предоставляет возможность ученикам основательно познакомиться с Родиной, ее вековым наследием культуры и науки. В средних классах происходит приобретение знаний и их систематизация, а в старших их объединение в целостное мировоззрение, на основе которого вырабатывается программа жизни.

Знание основ наук должны дать возможность юношеству почувствовать свою духовную связь с другими людьми своей страны, вызвать потребность в определении своих обязанностей по отношению к родной стране и подготовиться к участию в духовно-исторической жизни народа. Таким образом, 1) под патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. 2) В сущности патриотического воспитания заложены следующие закономерности:  зависимость проявления патриотизма от конкретно-исторических условий общественного развития;  зависимость проявления сознательного патриотизма от свободы личности;  зависимость патриотического воспитания от государственного заказа;  единство и взаимосвязь патриотического сознания, чувств и деятельности личности во благо Отечества. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

К.В. Ельницкий. Актуальность темы исследования обусловлена процессами, происходящими в… Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятийно-терминологический аппарат исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития идей патриотического воспитания
История развития идей патриотического воспитания. Воспитание, как отмечает советский педагог А.И Пискунов, явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим обществом и прошло вместе с

Обоснование структуры опытно-экспериментальной деятельности
Обоснование структуры опытно-экспериментальной деятельности. Основываясь на данных, полученных в ходе теоретического исследования, во второй главе выпускной квалификационной работы мы ставим цель п

Организация опытно-экспериментального исследования
Организация опытно-экспериментального исследования. Экспериментальной базой исследования было МОУ «Лицей-интернат №1» г. Владимира. За период проведения исследования было задействовано 87 че

Анализ результатов социально-педагогического исследования
Анализ результатов социально-педагогического исследования. Завершающим этапом осуществления опытно-экспериментального исследования воспитания патриотизма у старшеклассников стал контролирующий этап

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги