рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура мастерства преподавателя

Структура мастерства преподавателя - Реферат, раздел Педагогика, Педагогическая компетентность и мастерство преподавателя Структура Мастерства Преподавателя. Технологическая Подсистема. В Педа...

Структура мастерства преподавателя. Технологическая подсистема.

В педагогике мастерство преподавателя как целостная структура подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы: технологическую, социально-психологическую (отношения) и этическую.

Технологическая подсистема, или, как её иногда называют технологией, представляет собой «систему точных средств воздействия на личность и коллектив, позволяющих педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов». В чём же заключаются основы профессиональной техники? Разумеется, в организации педагогом практической деятельности учащихся, т. Е. разумном вовлечении их, особенно старшеклассников, в выполнении ими определённых педагогических функций.

Речь идёт о посильном участии школьников в организации своей жизни, о самоуправлении – одном из основных рычагов в механизме нравственных отношений, эффективной форме привлечения учащихся к активной практической деятельности.

Это тот фундамент, на котором строится воспитание.

К сожалению, ещё можно встретить классных руководителей, которые сами организуют дежурства, коллективное посещение кино, театров, музеев, оповещают родителей о собрании, проведении сборов, праздников, диспутов и т.д. Дело порой доходит до того, что детям без учителя запрещается убирать помещение, играть, входить в раздевалку.

Ни о каком успехе руководства говорить ни приходится, если преподаватель – активная сила управления, а учащийся – пассивный объект.

Опыт лучших школ даёт нам образцы действительно умелого самоуправления. Есть школы, где учителя освобождены от дежурства. Это с успехом выполняют старшеклассники. Они проводят рейды по всеобучу, осуществляют самообслуживание, организовывают субботники, умеют решительно, бескомпромиссно спросить с нерадивых. Преподаватели же помогают готовить конференции, предметные олимпиады, спортивные соревнования, ведут кружки и многое другое.

Без учителя в классе не бывает ни диспута, ни похода, ни обсуждения спектакля. Технологический процесс строится так, что неизбежно выводит преподавателя к творческим поискам, вызывая к жизни детскую инициативу, которая становится неиссякаемым источником новых находок. Идёт самоуправление. Совместная работа преподавателя с органами ученического самоуправления высвобождает ему время для решения новых и более сложных вопросов и, в свою очередь, вовлекает всё большее количество учащихся в самоуправление.

Важное место в технологической подсистеме мастерства преподавателя занимают мероприятия. По поводу их много спорят, но на примерах работы мастеров – преподавателей можно увидеть, что мероприятия способствуют умственному развитию учащихся, формированию правильных представлений, суждений, понятий, дают много полезного для воспитания нравственных качеств личности школьника, их физического развития.

Любая деталь педагогического мероприятия станет в полную меру воспитывающей, если педагог сумеет придать детской активности высокий гражданский смысл. Поэтому так важны личная идейная убеждённость преподавателя, принципиальность и верность идеалам, глубокое знание своей работы, понимание детей, сохранение в себе чувства детства. Мудрость и мастерство преподавателя заключается в том, чтобы найти подход к каждому школьнику, разбудить его активность в той сфере деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его задатки, способности, наклонности; чтобы утвердить в коллективе подлинно гуманную систему отношений между учащимися.

Но если мероприятие становится самоцелью, то организаторская работа неизбежно превращается в формальное дело, имеющее мало общего с подлинным воспитанием. Даже самые интересные мероприятия не могут компенсировать идейную, содержательную сторону воспитательного процесса. Как только мероприятие навязывается сверху, как только способ навязывания становится основным стержнем организаторства, это мероприятие перестаёт будить мысль и чувства.

Оно может увлечь, нравиться и захватывать, но не в состоянии способствовать воспитанию гражданина. Важнейшие требования к воспитательному мероприятию, которые должен реализовать преподаватель, следующие: любое воспитательное мероприятие не должно быть случайным и рассматриваться как относительно самостоятельная часть всей системы воспитания учащихся; каждое воспитательное мероприятие готовится и проводится комплексно.

Для молодого учителя очень важно овладеть технологией коллективной творческой деятельности, которая известна в литературе под названием «коммунарская педагогика», «орлятская педагогика», методика И.П. Иванова, в трудах которого она является органическим продолжением идей Н.К, Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Иванов раскрывает принципы и приёмы интенсивного творческого развития коллектива: создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни; построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа - и общих дел, и отношений, и поступков; организация деятельности, общественно значимой («для людей»), личностно значимой («творчески – иначе зачем»), художественно инструментированной (ритуалы, законы, традиции); особая позиция педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками.

Весь смысл методики направлен на то, чтобы ребят с первого по выпускной класс учить коллективному общественному творчеству.

Клеточкой такой деятельности является коллективное творческое дело. А теперь рассмотрим, как организуется КТД (коллективное творческое дело). Как правило, в шесть этапов – стадий. Можно ограничиться и тремя: коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ.

Но шестиэтапная разработка даёт более чёткое представление о специфике этой работы. Рассмотрим их, опираясь на материалы И.П. Иванова. Первая стадия – предварительная работа коллектива. Она может проходить в форме «стартовой беседы». Ведёт её преподаватель с целью увлечь радостной перспективой интересного и полезного дела. Здесь важно осознание: что и для кого будем делать? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Кому быть организатором? Вторая стадия – коллективное планирование.

План разрабатывается сначала в микроколлективах (звеньях, группах), а решения их выносятся на общий сбор-старт, где по кругу, от имени микроколлективов даются предложения для общего плана. Эти предложения обсуждаются (сначала в микрогруппах), затем утверждаются сбором. В ходе разработки плана применяются такие приёмы, как анкета предложений («Что бы ты хотел сделать? Для кого?»), разведка дел и друзей (например, по маршрутам «Класс», «Микрорайон» и др.), конкурс на лучшее предложение, шкатулка предложений, стенды с предложениями звеньев, «молнии». Третья стадия – подготовка КТД. Для создания центров коллективной подготовки конкретного дела избирается совет дела. – временный руководящий орган, включающий представителей каждого коллектива.

В совете дела и старшие друзья – консультанты: педагоги, выпускники, родители учащихся. Задача совета – совместное решение вопросов, конкретизация плана, контроль за подготовкой и проведением, обмен опытом.

Четвёртая стадия – проведение КТД, где уже реализуется коллективное планирование. Этот период насыщен подготовленными сюрпризами, экспромтами, импровизацией. Работа идёт микрогруппами в зависимости от содержания дела. Приёмы: общий сбор по тревоге с обсуждением экстренных дел, «молнии», фото, живые газеты посвящённые ходу выполнения дела), десант совета дела в отстающие коллективы для совместной ударной работы и пр. Пятая стадия – коллективное подведение итогов – сбор «Огонёк». На этом сборе сначала по первичным коллективам (микрогруппам), а затем сообща обсуждаются итоги проведения дела по вопросам – задачам: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечём на будущее? Используются анкеты – оценки, газеты, линейки с творческими рапортами.

Преподаватель заботится о том, чтобы каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях. Шестая стадия – последствие. Это педагогический «Огонёк», где обсуждаются возможности полученного опыта в дальнейшей работе, анализируются методические находки, характер педагогической позиции.

Оформляется летопись – эстафета жизни коллектива, пополняются методические рекомендации. Использование технологии коллективной творческой деятельности обеспечивает личностную включённость каждого школьника в жизнь класса, школы, стимулирует быстрый рост коллективных отношений, одухотворяет жизнь детей высокими идеалами, наполняет опытом общественно полезной деятельности. Давайте посмотрим на организацию коллективного творческого дела пятиклассников с целью формирования гуманных отношений к малышам.

Замечено, что при общем положительном отношении к дошкольникам, пятиклассники в работе с ними быстро остывают из-за однообразной деятельности, отсутствия опыта общения с большой группой и вообще из-за выполнения несвойственных им функций – подмена учителя, воспитателя, старшего вожатого. Чтобы вызвать интерес к работе с малышами, классный руководитель прогуливаясь вместе с тремя пятиклассниками мимо детского сада, обратив как бы невзначай их внимание на засыпанный снегом двор с узкими глубокими дорожками.

Услышав во время беседы в классе (стартовая беседа), что малышам мало места для прогулок, нет развлечений во дворе, некоторые пятиклассники вызвались расчистить дорожки пошире, но тут же было внесено новое предложение: «Дорожки и дворник почистит, а мы построим снежный город, пусть малыши порадуются». Здесь же были выдвинуты такие мотивы деятельности: мотив важности и незаменимости (кроме нас, это сейчас некому сделать), мотив интереса (организуем дело в виде сюрприза, будем работать вместе, сообща). Продумали организацию дела: сформировали бригады, выбрали бригадиров; избрали совет дела, куда вошли «архитектор», «инженер», «бригадир». Обсудили в бригадах и утвердили на сборе всю программу действий.

Пятиклассники пришли в назначенное время к садику. И хотя обнаружили, что снег плохо лепится, город не сделать, всё же решили строить снежную горку, поставить нарядную ёлку, украсив её заготовленными заранее цветными ледышками. Все работали с удовольствием: «Мы собрались все вместе», «Вот дети обрадуются!», «Как интересно!» На сборе при проведении итогов ребята отметили тех, кто помогал, работал с увлечением.

Интересная деталь. Возникла ситуация: предложили написать о работе в «Пионерскую правду», но тут же отбросили – не для похвалы, а для детей старались. Утром побежали смотреть на малышей и были очень довольны, увидев, с какой радостью они карабкались по горке.

Большое коллективное творческое дело, интересное для ребят и важное для окружающих, с элементами игры, создаёт педагогически ценные ситуации, формирующие гуманное отношение, положительные нравственные качества. А основе успеха – владение педагогической технологией организации коллективного творческого дела, которое даёт возможность управлять дисциплиной учащихся, вырабатывать крайне необходимую преподавателю гибкость, правильно применять поощрения и наказания. Приведём такой пример.

Анна Петровна застала класс в полном беспорядке. Ничего не сказав, она села за свой стол. Ученика, который готов был произнести дежурную оправдательную фразу, она остановила чуть приподнятой рукой, другому, как бы невзначай, пригладила волосы, не сказав ни слова. Подняла с пола разорванную тетрадь, долго расправляла скомканные страницы и затем окинула притихших ребят своими лучистыми глазами, в которых ребята прочли всё, что она выразила бы словами: «Мне больно от того, что эта тетрадь – труд людей, что вы с нашим добром так жестоко, хищнически расправились.

Я вам верила, а вы » Эти слова она произнесла когда-то, не сейчас. Ученики снова их ждали, но она молчала. Она хорошо знала, что кричать бесполезно – не придёшь к искомому, не пробудишь желание поступать иначе, правильно. И она предпочла в данный момент промолчать. Кто – то из учащихся все-таки не выдержал. Поднялся, стал извиняться за ребят… Анна Петровна остановила ученика: «Не стоит об этом говорить… Все понятно.

Лучше подумаем вместе, что мы будем делать, как жить, чтобы этого не было» И ребята стали думать, говорить предлагать…» Из этого примера видно, что воспитатель умеет работать с коллективом, выбрать нужный приём знает учеников, как лучше повлиять на них. Одного он может пожурить, другого отчитать наедине, третьего похвалить, а в данном случае, где, казалось, нужно реагировать очень бурно, он промолчал. Позиция хорошего воспитателя, как видно, ясна- отыскать точную меру воздействия 2. ПОДСИСТЕМА ОТНОШЕНЙ Организация взаимоотношений, внутри коллективных влияний как по содержанию и форме, так и по способу связи между взрослыми и детьми является одной из важнейших в воспитательной работе.

Мастерство преподавателя – это искусство ориентироваться в детских отношениях. Учащиеся каждый день встречаются друг с другом в школе, они вместе радуются, огорчаются, переживают большие и маленькие обиды. Опытные преподаватели разбираются в тонкостях человеческих отношений, знать которые – их важный долг. Однако, каким бы чутким и вдумчивым не был преподаватель, ключ к сердцу ученика он сможет найти при условии, если создан детский коллектив.

Именно коллектив как средоточие всей совокупности общественных отношений приобретает значение главного, ведущего фактора формирования сущности детской личности и индивидуальности. Подсистема отношений базируется на формировании правильных оценочных суждений, благодаря которым раскрывается ценность каждого члена коллектива как личности.

Поэтому в организации коллективной творческой деятельности так важен разговор – завершающий этап проведения дела: как изменился каждый из ребят, какие качества у него сформировались, какие преодолел. Причём оценка должна даваться в атмосфере доброжелательности. Содействует формированию правильных отношений и такие примеры, как заключительные линейки, выпуск «молнии», сбор «Огонёк», обсуждение и выставление оценок по поведению и прилежанию. Интересен и такой приём – обсуждение оценки работы дежурного командира – главного дежурного в классе, назначаемого на три дня. Введение обязанностей дежурного командира помогает поставить каждого учащегося одновременно в позицию субъекта – деятеля и объекта оценки.

Помимо развития организаторских навыков, положение дежурного командира, который все три дня на виду, позволяет ребятам проследить отношение каждого одноклассника к делу, к товарищам, к себе. Оценка имеет большое воспитательное значение для дежурного. Целесообразны периодические обсуждения в классе выполнения школьниками длительных поручений: шефский сектор, санитар и пр. Эта оценочная деятельность создаёт возможность каждому ощутить отношение коллектива и выразить своё. Для умелого руководства отношениями в детской среде преподавателю - мастеру важно также знать внутриколлективные и межколлективные зависимости, природу противоречий и конфликтов.

Структуре оформленной (официальной) группы присущи противоречия между формальной организацией и истинным распределением влияния внутри неё. Исследователи проблем межличностных отношений в коллективе выделяют несколько частных противоречий.

В их числе такие: противоречие между официально зафиксированным статусом каждого члена классного коллектива (звеньевой, председатель совета отряда, член бюро, член учкома, староста) и влиянием отдельных учеников, которые не определены должностным поведением; несоответствие целей, преследуемых организацией деятельности (официальный план), целям собственно – личным, отражающим стремления каждого члена коллектива; противоречие между правовыми и нравственными факторами; несоответствие нравственного опыта микросреды, в которой воспитывается ученик, с установками общественной морали; несоответствие престижных устремлений ученика и его заслуг перед классным коллективом; отсутствие у воспитанника достаточно развитой волевой сферы, собранности, с одной стороны, и требовательности воспитателя – с другой.

От личности воспитателя, от характера его отношений между воспитанниками, от направленности его мастерства в значительной мере зависит разрешение этих противоречий.

Настоящий преподаватель – мастер – тот, кто в разрешении противоречий, как и во всей деятельности педагога, осознанно использует силу детского коллектива, детского общения. Очень важно при взаимодействии с учеником обеспечить ему активную позицию субъекта, потому что в условиях субъектно-субъектных отношений у ученика рождается ответственность и за себя, и за других, и за результаты общего дела. Особое внимание у опытного преподавателя всегда вызывают ученики, у которых отношения со сверстниками сложились неблагоприятно.

Включение каждого школьника в систему коллективных отношений, обеспечение ему достаточного места в коллективе обусловливаются следующим: постановкой ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; созданием атмосферы взаимной доброжелательности, взаимопомощи и правильно понимаемого товарищества; введением в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых детьми, усиливающих уважение к общественным ценностям; учётом преподавательского воздействия семьи; использованием информации о структуре коллектива, о личностных качествах учеников, занимающих различные положения в классе; организацией совместной деятельности, усиливающей контакты детей, дающей возможность для возникновения общих переживаний, развивающей творческую активность детей; справедливым, ровным отношением ко всем учащимся, объективной оценкой поступков детей независимо от их положения; оценкой не только учебной деятельности, но и поведения.

Преподаватели, организуя какое – либо мероприятие, пользуются самыми разными способами.

Одни приказывают, другие уговаривают, третьи увлекают собственным примером, четвёртые в начале работы советуются с учащимися. Чаще всего используются три основных подхода к ученикам. Командная позиция, когда необходимо приказать, дать распоряжение, когда нужно действовать.

Это бывает во время какого – то чрезвычайного происшествия. Командный подход должен быть редким в воспитательной практике. Вторая позиция – включение, когда преподаватель показывает личный пример, зная о том, что дети учатся раньше подражать, чем познавать. Преподаватель увлекает за собой своей преданностью делу, убедительностью, бескорыстным стремлением быть полезным обществу, а также умением включиться на равных в школьную деятельность – учебную, спортивную, трудовую, туристскую.

У опытного преподавателя включение в работу проходит легко, как бы само собой, без всякого нажима извне. Такая позиция – соуправление. Есть ещё и нейтральная позиция преподавателя. Смысл её – непосредственно не включаться в деятельность ребят, а находиться в роли наблюдателя. При любой позиции очень важным является поведение преподавателя, выражающееся в заинтересованности, уверенности, положительном отношении к делу. 3. Этническая подсистема Технологическая подсистема и подсистема отношений в структуре мастерства преподавателя могут быть хорошо освоены, но не давать высоких преподавательских результатов, если за воспитательным средством, блестящей системой методов и приёмов не стоит ведущая идея. В центре внимания педагога и коллектива должны находиться мотивы – во имя чего действует школа, класс, отдельные школьники.

Это сегодня главное. Но в умении организовать интересное дело, коллективное и творческое, не просто в общении в коллективе

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогическая компетентность и мастерство преподавателя

Становление мастерства преподавателя является для многих учителей более трудным процессом, чем мастерство обучения.В основе этого, конечно, лежит… Однако затрудняют формирование основ мастерства воспитания и субъективные… Это, бесспорно, важно, но не набором приёмов силён мастер – преподаватель. А именно этого часто и жаждут начинающие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура мастерства преподавателя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность мастерства преподавателя
Сущность мастерства преподавателя. Она в способности увлечь школьников светлыми идеалами, делами по улучшению окружающей жизни. Как формировать эти идеалы? Здесь полезно снова вернуться к ме

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги