рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деятельность, психика и сознание

Деятельность, психика и сознание - раздел Педагогика, Диалектико-материалистические истоки психологического понятия деятельности Одной Из Фундаментальных Проблем Психологии Является Изу­чение Происхождения,...

Одной из фундаментальных проблем психологии является изу­чение происхождения, становления сознательной деятельности че­ловека в истории и онтогенезе. Сущность деятельности и сознания определена, как известно, в трудах классиков марксизма-ленинизма. Философская категория деятельности — это теоретическая абстрак­ция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исто­рический характер. Исходной формой всех видов деятельности лю­дей является общественно-историческая практика человеческого ро­да, т. е. целесообразная, чувственно-предметная, преобразующая, коллективная трудовая деятельность людей. В деятельности обна­руживается универсальность человеческого субъекта. «Человек, — писал К. Маркс, - ... относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному... Свободная сознательная

24 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 544.

25 Л е о н т ь е в А. Н. Избр. психол. произв. М., 1983, т. I, с. 113.

деятельность как раз и составляет родовой характер человека»26. Целеполагающая, сознательная деятельность человека является столь же объективным процессом, как и все процессы природы.

Иными словами, сущность деятельности человека может быть раскрыта в процессе анализа содержания таких взаимосвязанных понятий, как труд. общественность, универсальность, свобода, соз­нание, целеполагание, носителем которых выступает родовой субъект.

Все разнообразие духовной деятельности людей детерминиро­вано общественной практикой и имеет с ней принципиально род­ственную структуру. Деятельность является субстанцией человеческого сознания.

Марксистская психология опирается на диалектико-материалистическое понимание сущности человеческой деятельности и ее роли в становлении человеческого сознания. Многие советские пси­хологи изучали связь индивидуальной жизни человека с общест­венно-исторической практической и духовной деятельностью людей. Основы психологической теории деятельности разрабатывались в СССР Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Э. В. Ильенковым, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштей­ном и рядом других ученых. В результате в систему психологи­ческих знаний были введены такие взаимосвязанные понятия, как «совместная (коллективная) деятельность» и «индивидуальная деятельность», в процессе осуществления которых у человека проис­ходит психическое отражение действительности, формируется его сознание. Особенно много было сделано в этой области С. Л. Рубин­штейном и А. Н. Леонтьевым. Последнего можно считать созда­телем наиболее развернутой общепсихологической теории деятель­ности.

Понятие деятельности в теории А. Н. Леонтьева связано преж­де всего с утверждением мысли о том, что она носит предметный характер. Принцип предметности составляет ядро психологиче­ской теории деятельности. Предмет при этом понимается не как объект, существующий сам по себе и воздействующий на субъекта, а как «... то, на что направлен акт..., т. е. как нечто, к чему отно­сится живое существо, как предмет его деятельности — безразлично, деятельности внешней или внутренней»27.

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется плас­тичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В этой подчиненности объекту, упо­доблении ему заключается детерминированность деятельности че­ловека внешним миром. В процессе этого уподобления происходит «нащупывание» потребностью своего предмета, происходит ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности.

В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не са-

26 М а р к с К., Э н г е я ь с Ф. Соч., т. 42, с. 92—93.

27 Л е о н т ь е в А. Н, Избр. психол. произв., т. 1 с. 169.

мим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта. При этом порождение образа следует рассматривать не как одно­сторонний процесс воздействия объекта на субъект, а как двусто­ронний. Образ является по сути дела результатом как бы «опробо­вания» самого объекта.

Такие существенно важные особенности деятельности, как ее пластичность и уподобляемость, проявляющиеся в поисково-опробовающей активности субъекта, тесно связаны с построением об­раза объекта. Иными словами, поисково-опробовающие действия субъекта с внешними объектами порождают их психическое отра­жение.

Указанные особенности деятельности служат основой для пре­одоления как идеалистических, так и механистических концепций, получивших широкое распространение в буржуазной психологии. В частности, использование категории деятельности позволяет пре­одолеть «постулат непосредственности», характерный для меха­нистических направлений. Согласно этому постулату, состояние субъекта определяется непосредственно объектом по следующей схеме: при воздействии объекта на рецепирующие системы субъек­та у него возникают ответные реакции — образы и поведенческие акты. При таком понимании субъект выступает как реактивное существо, всецело подчиненное воздействиям среды.

При деятельностном подходе субъект активно взаимодействует с объектом, ищет и опробовает его, «встречает» его «пристрастно» и избирательно. Другими словами, при таком подходе принципу реактивности противопоставляется принцип активности субъекта.

Понятие деятельности рассматривается в психологии в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве пред­мета исследования28. Изучение первой функции было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном; в дальнейшем оно было продолжено А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и другими. Психоло­гическое изучение деятельности в качестве особого предмета иссле­дования также было начато Л. С. Выготским и другими, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Одним из основных методов изучения про­цессов возникновения и развития психического отражения (или психики) стал анализ изменений во внешней предметной деятель­ности, опосредствующей связь субъекта с реальным миром.

А. Н. Леонтьев рассматривал предметную деятельность как та­кой процесс, внутренние противоречия и трансформация которого порождают психику в качестве необходимого момента его развития. Поэтому внешняя предметная деятельность, как считал А. Н. Леонть­ев, должна изучаться психологической наукой (однако иначе, чем другими науками). Психологический анализ деятельности состоит не в выделении из нее психических элементов для дальнейшего изуче-

28 См.: Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятель­ности. М., 1978, с. 292—295.

ния, а в выделении таких ее единиц, екоторые несут в себе психи­ческое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредствуемых моментов человеческой деятельности»29. Посколь­ку психическое отражение рассматривается как порожденное в про­цессе деятельности, а затем опосредствующее ее, то оно не может быть понято вне целостной деятельности.

В психологии принято различать внешнюю предметную деятель­ность и внутреннюю деятельность. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется в про­цессе интериоризации внешней предметной деятельности. При этом важно иметь в виду, что интериоризация состоит не в простом пере­мещении внешней деятельности в предшествующий ей внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана.

А. Н. Леонтьев усматривал принципиальную общность строения внешней и внутренней деятельности в том, что обе они опосредствуют взаимосвязи человека с миром. Главный аргумент, благодаря ко­торому можно обосновать общность указанных форм деятельности, А. Н. Леонтьев видел в возможности переходов от одной ее формы к другой. При этом он обращал внимание не только на те переходы, которые обозначаются термином «интериоризация» внешней дея­тельности, но и на те, которые происходят в обратном направлении — от внутренней к внешней деятельности.

Положение об общем строении внешней и внутренней деятель­ности не следует рассматривать как признание их тождества. Прин­ципиальная общность строения этих форм деятельности связана прежде всего с их генетическим родством, а не с некоторым фор­мальным совпадением их структур. Внутренняя деятельность имеет такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невы­полнимые в плане внешней деятельности, и наоборот. Вместе с тем генетически первичной является внешняя предметная деятельность, а внутренняя — ее дериватом. Сохраняется между ними и функ­циональная связь, которая выражается в их взаимопереходах и вза­имопревращениях.

Остановимся на вопросе, связанном с пониманием сущности самого процесса интериоризации. Известно, что Л. С. Выготский истолковывал суть этого процесса как переход высшей психиче­ской функции из внешнего социального плана (плана отношений людей) к внутреннему индивидуальному плану ее осуществления30. А. Н. Леонтьев в своих экспериментальных исследованиях, прове­денных в конце 20-х гг., обосновывал именно это теоретическое положение3 . В дальнейшем он неоднократно отмечал фундамен­тальное значение социальной, коллективной деятельности людей как исходной основы индивидуальной деятельности человека. Так, в лекции, прочитанной в 1940 г. (к сожалению, она была опубликована лишь в 1983 г.), он утверждал: «... Переход к процессу труда обозна-

29 Л е о н т ь е в А. Н. Избр. психол. произв., т. 11 с. 100

30 См.: В ы г о т с к и и Л. С. Собр. соч. М., 1983, т. 3. с. 145.

31 См.: Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв., т. I, с. 62 63.

чает собой вместе с тем переход человека к совместной деятель­ности, к коллективной деятельности»". И далее: «В сущности деятельность... предполагает не только действия только отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т. е. предполагает некоторую совместную деятельность»33.

В последующих работах А. Н. Леонтьев подчеркивал социально-исторический смысл деятельности отдельно взятого человека, ее связь с процессами материального и речевого общения людей34. Следует, однако, отметить, что А. Н. Леонтьевым так и не были про­ведены экспериментальные исследования, специально направлен­ные на изучение психологических закономерностей процесса интери­оризации как перехода от совместной деятельности к ее индивиду­альному выполнению36. Исследования, связанные с реализацией концепции Л. С. Выготского, интенсивно проводились лишь в 70 - 80-е гг.36.

В работах А. Н. Леонтьева и представителей его научной шко­лы достаточно полно и развернуто рассмотрено психологическое строение деятельности. Согласно их взглядам, целостная деятель­ность имеет следующие составляющие: потребность – мотив - цель -условия достижения цели (единство цели и условий состав­ляет задачу) и соотносимые с ними деятельность- действие- операции.

Содержание целостной деятельности соотносимо с существен­ными признаками понятий потребности и мотива, с процессом опре­деления их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда бу-

32 Л е о н т ь е в А. Н. Анализ деятельности. - Вестник Москов­ского университета. Серия 14. Психология, 1983, № 2, с. 10.

33 Там же, с. 9.

34 См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, с. 422. 36 Исследования интериоризации, проводимые под руковод­ством П. Я. Гальперина, связаны с изучением лишь одной стороны этого процесса—поэтапного формирования умственных действий на основе их предметных аналогов. При этом не исследуются те действия, которые связаны с их коллективным, совместным выполнением. 38 См.: Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особен­ности учебной деятельности младших подростков.—В кн.:

Экспериментальные исследования по проблемам педагогичес­кой психологии. М., 1976, вып. 2, с. 130—140; М а т и с Т. А. Психологические особенности организации совместной учеб­ной деятельности школьников.—В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника/Под, ред. В. В.Давыдова. М., 1977, с. 126—132; Коростелев А.Ю. Психологические особенности совместного учебного дейст­вия.—Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 112—117;

Рубцов В. В., Г у з м а н Р. Я. Психологические особен­ности способов организации совместной деятельности- в процессе решения учебной задачи.—Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 48—57; Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников.— В кн.: Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983, с. 32—43.

дут определены потребность и мотивы этой деятельности при доста­точно четком формулировании их предметного содержания. И нао­борот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мо­тивах при определении их предметного содержания, то этим психо­логическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение (естественно, что в ином смысле термин «деятельность» употреблять в психологии просто нельзя).

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определен­ных условиях, требует выполнения действия, направленного на соз­дание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Способ и характер выполнения действия, направленного на решение задачи, определяется ее целью, в то время как условия задачи определяют конкретные операции, входящие в данное действие.

Особое внимание А. Н. Леонтьев обращал на изменение и трансформацию самого строения деятельности как целостной систе­мы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утра­тить свой мотив и превратиться в действие, а действие при измене­нии его цели может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате че­го последнее превращается в некоторую другую деятельность. Постоянно происходят такие взаимные превращения: деятельность-действие-операция и мотив- цель- условия. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или, наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некото­рое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели).

Общая характеристика строения деятельности и взаимопрев­ращения ее составляющих представляет большой интерес как для общей психологии, так и для ее отдельных областей. Эта характе­ристика может служить основой для дальнейшего тщательного ис­следования конкретных типов и видов деятельности и тех психо­логических образований, которые обеспечивают их построение и функционирование (в настоящее время в определенной степени это уже осуществлено при исследовании, например, целостных систем игровой и учебной деятельности)37.

Понятие деятельности не может быть рассмотрено в отрыве от понятия сознания, которое возникает в деятельности, а затем опо­средствует ее. Поэтому изучение деятельности должно протекать в тесной взаимосвязи с исследованием процессов возникновения и функционирования человеческого сознания. Это требует такого по­нимания сознания, которое действительно отвечало бы требованиям

37 См.: Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978;

Формирование учебной деятельности школьников/Под, ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.

деятельностного подхода к нему.

Прежде чем рассмотреть особенности сознания человека, необ­ходимо прежде всего указать на наиболее существенные свойства психики, присущие животным и человеку. Сознание — это высшая форма психики, которая имеется только у человека. Что же такое психика? При попытке ответить на этот вопрос (когда-то он был объявлен неразрешимой «мировой загадкой») поучительно обра­титься к анализу первооснов психологии, зародившейся, как извест­но, в недрах философии.

В одном высказывании, касающемся природы психики (души), содержится существенный для ответа на данный вопрос момент:

«Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ты ищешь, а если ты зна­ешь, что ищешь, то зачем же ты ищешь?» Для существа, обладаю­щего психикой, характерен именно поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие. Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, поз­воляющих так или иначе объяснить способ разрешения противоре­чия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что все-таки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, — это основная характеристика жизнедеятельности всякого ощущающего и мыслящего существа — субъекта. Парадоксальность поиска состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное. Аристотель, которого считают родоначальником науки психологии, писал: «[Душа] есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть [осуществленным]»38. Предвидение — это именно такое усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой, осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем — в будущем, которого еще нет! Здесь цель как образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта.

Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах многих мыслителей прошлого. Так, Августин писал: «Ожидание относится к вещам будущим, память — к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в дейст­вии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет» 39.

Глубочайшее своеобразие жизнедеятельности, продиктованное целями, образом возможного будущего, стало камнем преткнове­ния для многих наук. И пока не было выработано понятие о де­терминации деятельности ее целью, в изучении психики господ­ствовал механистический материализм, по сути дела не могущий выявить и научно описать этот своеобразный феномен жизни.

38 Аристотель. О душе. М., 1937, с. 42.

39 Августин. Творения. Киев, 1900—1905, ч. 2, с. 302—303.

Декарт создал теорию машинной детерминации поведения жи­вотных, согласно которой все в нем может быть предвычислено и предугадано. Однако он сразу же столкнулся с парадоксом при анализе поведения человека. Оказалось, что столь тонкая причин­ная предопределенность поведения, разработанная им, не позво­ляет объяснить универсальный характер действий человека. В лю­бой ситуации человек может поступить и так и по-другому, его действия не поддаются предпрограммированию, они невыводимы только из событий прошлого. Получалось, что цепочка «универсальность — целеполагание — душа» не может быть объяснена на основе изложенных Декартом причинно-следственных отношений.

Опираясь на опыт Декарта, Спиноза выдвинул глубоко материа­листическую идею о детерминированности психики (мышления) че­ловека, которую не смогли затем должным образом оценить мно­гие философы. Суть ее состоит в следующем. Мышление (или психи­ка, ощущение вообще) — это свойство мыслящего (ощущающего) тела. Значит, задача состоит в том, чтобы тщательно исследовать способ действия такого тела в отличие от немыслящего (от неоду­шевленного). Кардинальное отличие заключено в способности мыс­лящего тела активно строить траекторию своего движения в прост­ранстве сообразно с формой другого тела, причем любого другого тела (отсюда универсальность движения мыслящего тела).

Суть этой идеи Спинозы хорошо раскрыта в книге Э. В. Ильен­кова: «... Человеческая рука может совершать движения и по фор­ме круга, и по форме квадрата, и по форме любой другой, сколь угодно замысловатой и причудливой геометрической фигуры, об­наруживая тем самым, что структурно-анатомически она заранее не предназначена к какому-либо одному из названных «действий» и именно потому способна совершать любое. Этим она отличается, скажем, от циркуля, который описывает окружность гораздо точ­нее, чем рука, но зато не может описать очертания треугольника или квадрата... Иными словами, действие (хотя бы в виде прост­ранственного перемещения, в виде самого простого и наглядного случая) тела «немыслящего» определяется его собственным внут­ренним устройством, его «природой» и совершенно не согласуется с формой других тел, среди которых оно движется. Поэтому оно либо ломает формы других тел, либо само ломается, столкнувшись с неодолимым для него препятствием.

Человек — мыслящее тело — строит свое движение по форме любого другого тела. Он не дожидается, пока неодолимое сопро­тивление других тел заставит его свернуть с пути; мыслящее тело свободно огибает любое препятствие самой сложной формы»40.

Понятие о детерминации движений одушевленного тела их целью, а также понятие об универсальности его движений, строящихся по форме других тел, должны быть положены, на наш взгляд, в основу научного подхода к изучению природы психики.

Движение одушевленного тела связано с поиском, включающим

40 Ильенков Э. В. Диалектическая логика, с. 38

в себя процесс ориентации на будущее. Движения такого рода Н. А. Бернштейн называл «живыми движениями». Живое движе­ние — это не реакция, а акция, не ответ на внешнее раздражение, а решение задачи41.

Наиболее существенным признаком, отличающим живое движе­ние от механического, является то, что оно представляет собой не только и не столько перемещение тела в пространстве и времени, сколько преодоление пространства и времени и овладение ими.

Хотя движение осуществляется во внешнем пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Н. А. Бернштейн на основании обобщения всей совокупности свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие мотор­ного поля. Отсутствие устойчивых идентичных линий в моторном поле, неповторимость движения наводит на мысль о том, что живое движение каждый раз строится заново. Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих прост­ранство во всех направлениях.

Единство движения и психики проступает настолько отчетли­во, что его можно обосновывать положениями, подобными тем, ко­торые использовал А. Ф. Самойлов, говоря следующее: «Наш изве­стный ботаник К. А. Тимирязев, анализируя соотношение и значе­ние различных частей растения, воскликнул: «лист — это есть растение!» Мне кажется, что мы с таким же правом могли бы сказать: «мышца — это есть животное!» Мышца сделала животное животным, мышца сделала человека человеком»42.

Продолжая этот ход рассуждений, можно сказать, что живое движение — это и есть психика. В приведенном сопоставлении, на наш взгляд, действительно отражаются наиболее существенные черты соответствующих явлений.

Описание живых движений, действий и образов отражения по­требовало нового концептуального аппарата, основы которого закладывались в трудах А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и других. Специфика этих объектов исследования не может быть описана в терминах рефлекторной тео­рии или теории стимулов и реакций. Для этого необходимы терми­ны, соответствующие таким понятиям, как «модель потребного бу­дущего», «двигательная задача», «предвидение», «опробование», «поиск», «образ ситуации», «сукцессивные движения», «симультанные образы», «переход времени в пространство посредством движения», «повиновение движения предмету» и др. Эти понятия составляют фундамент психологической теории деятельности вооб­ще и теории ориентировочно-исследовательской деятельности в част­ности.

41 См.: Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, с. 97, 117, 337 и др.

42 Самойлов А. Ф. И. М . Сеченов и его мысли о роли мышц в нашем познании природы. — В кн.: Сеченов И. М.. Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. М., 1952, т. III, с. 938.

Эти теории имеют предметом рассмотрения специфические жи­вые движения, действия и образы и разрабатывают методы их изу­чения. Одна из проблем, формулируемых в рамках этих теорий, связана с определением условий того грандиозного скачка в разви­тии жизни, который привел к возникновению психики.

Интересную гипотезу о происхождении психики выдвинул П. Я. Гальперин. С его точки зрения, психика необходима в си­туации возникновения уникальной и неповторимой задачи. Решить ее субъект может правильно лишь в том случае, если его реальное действие предваряется опробованием и примериванием, которые выполнимы лишь в плане образов43.

Опираясь на проведенный анализ, можно дать краткую харак­теристику психики животных и человека. Основные функции их психики — построение образов объективной действительности (ее от­ражение) и осуществление на основе этих образов поиска и опробо­вания движений и действий, контролируемое выполнение которых приводит к удовлетворению потребностей44.

На ранних стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный материальный орган — нервная система и мозг, определенной функцией которых и явля­ется психика. Мозг как особая часть тела человека является ор­ганом его психики — сознания.

Животное удовлетворяет свои потребности посредством живых движений, осуществляемых в природной среде, совокупность ко­торых характеризует его поведение. Ориентирование животного в среде опирается на предваряющие его поиск и опробование движений, что возможно лишь на основе образов, отражающих ок­ружающую среду. В процессе эволюции животных психика разви­валась по биологическим законам от простейших ее форм до. сложных (наиболее сложными формами психики среди животных обладают человекообразные обезьяны).

Человек удовлетворяет свои потребности посредством живых движений (или действий), осуществляемых в общественной среде, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятель­ность человека, как и поведение животных, опосредствуется психи­кой, но приобретшей форму сознания (в сознании вместе с тем сохра­нились общие функции психики — построение образов действитель­ности, а также поиск и опробование действий на основе этих обра­зов). Сознание имеет общественно-историческую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробование действий на основе идеальных образов.

43 См.: Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976, с. 116—117.

44 Психологическая природа образов подробно рассмотрена в статье: Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии.—В кн.: Диалектика в науках о при­роде и человеке. Эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983, с. 160—165.

К. Маркс, характеризуя связь труда с идеальным, писал:

«... Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представ­лении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществля­ет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон опре­деляет способ и характер его действий и которой он должен подчи­нять свою волю»45.

Иными словами, человек в процессе труда предвидит и пре­дусматривает его продукт. Это предвидение имеет форму построе­ния идеального представления, которое вместе с тем как сознатель­ная цель предшествует производству продукта. Эта цель как за­кон определяет способ и характер действий человека, который подчиняет ей свою волю.

Потребности в учении К. Маркса также связаны с понятием идеального. Так, он писал следующее: «И если ясно, что производ­ство доставляет потреблению предмет в его внешней форме, то... столь же ясно, что потребление полагает предмет производ­ства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влече­ние и как цель»46. Следовательно, потребление служит «двигате­лем» производства, труда постольку, поскольку имеет внутренний образ предмета, влечение к нему, потребность в нем, которые ста­вят цель получения данного предмета. Понятия «внутренний образ», «потребность», «влечение» и «цель» хотя и отличаются по содержа­нию друг от друга, однако могут быть объединены понятием идеаль­ного как средством обозначения той стороны деятельности человека, которая предшествует производству предмета, осуществляемому реальными действиями.

В советской психологии принято считать, что в процессе об­щественно-исторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов его материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общее с ним строение47. Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение в голове че­ловека потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели, которые позволяют ему в идеальном плане предвидеть, пре­дусматривать и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность.

Нельзя не признать, что в советской философии и психологии разработке проблемы идеального мало уделялось внимания. Лишь в 70—80-х гг. появился ряд фундаментальных исследований, посвя-

45 М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 23, с. 189.

46 Там же, т. 46, ч. I, с. 28.

47 Так, А. Н. Леонтьев свое понимание общей структуры деятельности связал со строением трудовой деятельности (потребность — цель — действие).

щенных этой проблеме48. На наш взгляд, наиболее перспективный в научном отношении подход к ней содержится в работах Э. В. Иль­енкова.

Идеальное — это отражение внешнего мира в общественно опре­деленных формах деятельности человека. «Когда Маркс опреде­ляет идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней», — пишет Э. В. Ильенков, — он отнюдь не понимает эту «голову» натуралистически, естественно­научно. Здесь имеется в виду общественно развитая голова челове­ка, все формы деятельности которой, начиная с форм языка, его словарного запаса и синтаксического строя и кончая логическими категориями, суть продукты и формы общественного развития. Только будучи выражено в этих формах, внешнее, материальное превращается в общественный факт, в достояние общественного человека, т. е. в идеальное»49.

Идеальная форма материального предмета обнаруживается в способности человека активно воссоздавать его, опираясь на слово, чертеж, -модель, в способности превращать слово в дело, а через дело — в вещь. Материальное становится идеальным, а идеаль­ное — реальным лишь в постоянно воспроизводящейся деятель­ности, осуществляющейся по схеме: вещь — действие — слово — действие — вещь. В этих постоянных переходах внутри человеческой деятельности только и существует идеальный образ вещи. Идеаль­ное — это бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятель­ности субъекта, в виде ее потребности и внутреннего образа. Поэто­му идеальное бытие вещи отличается от ее реального бытия, как и от тех телесно-вещественных структур мозга и языка, посредством которых оно существует «внутри» субъекта. «Идеальное есть... форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности...»50.

Однако человек в отличие от животного не сливается со сво­ей жизнедеятельностью воедино, а благодаря общественному свое­му бытию отделяет ее от себя и превращает ее в предмет собст­венной особой деятельности. «Человек же делает самое свою жизне­деятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизне­деятельность — сознательная»51. Превращение самой деятельности человека в особый предмет, с которым он может действовать, не изменяя до поры до времени реального предмета, является процес­сом формирования ее идеального образа.

Измениться идеальный образ может тогда, когда человек бу­дет опредмечивать его, например, в языковых значениях, в черте­жах и т. д., действовать с ним как с вне себя существующим пред-

48 См.: Ильенко в Э. В. Диалектическая логика, с. 164— 188 Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984, с. 8—77; Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983, с. 3—47.

49 Ильенков Э. В. Диалектическая логика, с. 171.

50 Ильенков Э. В. Идеальное.—Философская энциклопе­дия. М., 1962, т. 2, с. 221.

51 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. с. 93.

метом. Непосредственно идеальное проявляется через «тело» слова, которое, оставаясь самим собой, в то же время оказывается «иде­альным бытием» другого тела, его значением. Значение «тела» сло­ва — это представитель другого тела, создаваемого человеком бла­годаря наличию у него соответствующей способности или умения. Когда человек оперирует со словом, а не создает предмет, опираясь на слово, то он действует не в идеальном, а лишь в словесном плане52.

Позиция Э. В. Ильенкова в истолковании сущности идеального позволяет высказать конкретную гипотезу о происхождении идеаль­ных форм деятельности человека. На наш взгляд, условия их проис­хождения внутренне связаны с процессом общественно-историче­ского наследования подрастающими поколениями умений (шире — способностей) производить орудия, различные вещи, реальное материальное и духовное общение. Для того чтобы одно поколение людей могло передать другим поколениям такие свои реально прояв­ляющиеся умения (способности), оно должно предварительно соз­дать и соответствующим образом оформить их общественно значи­мые, всеобщие эталоны. Возникает необходимость в изучении осо­бой сферы общественной жизни, которая создает и языковым спо­собом оформляет эти эталоны — они могут быть названы идеаль­ными формами орудий, вещей, реального общения (т. е. формами вещей вне вещей). Эта сфера- есть сфера культуры. Присвоение новыми поколениями ее продуктов (эталонов умений как идеаль­ных форм вещей) служит основой исторического наследования ими реальных производственных и прочих умений и способностей.

Подход к такому пониманию связи идеального и культуры со­держится в работах Э. В. Ильенкова. Он, в частности, писал:

«Идеальность» вообще и есть в исторически сложившемся языке философии характеристика таких вещественно зафиксированных (объективированных, овеществленных, опредмеченных) образов об­щественно-человеческой культуры, т. е. исторически сложившихся способов общественно-человеческой жизнедеятельности, противо­стоящих индивиду с его сознанием и волей как особая «сверх­природная» объективная действительность, как особый предмет, сопоставимый с материальной действительностью, находящейся с

52 Это обстоятельство было продемонстрировано нами на мате­риале экспериментального исследования, направленного на изучение закономерностей формирования математического действия сложения чисел у детей дошкольного возраста. Бы­ло показано, что с «идеальным бытием» словесно заданных чисел-слагаемых соотносится особая форма идеального действия сложения, связанная со своеобразным («сквоз­ным») движением руки ребенка вдоль предполагаемого ряда предметов, которые создают требуемое слагаемое. Без такого движения (и следовательно, без создания слагаемого в идеальном плане) ребенок оперировал не с числом-слагаемым, а со словом-числительным (см.: Давы­дов В. В., Андронов В. П. Психологические условия происхождения идеальных действий.—Вопросы психологии 1979, № 5, с. 40-54).

нею в одном и том же пространстве (и именно поэтому часто с нею путаемый) »53.

Предыдущие поколения передают последующим не только мате­риальные условия производства, но и способности производить ве­щи в этих условиях. Способности есть деятельная память общест­ва о его всеобщих производительных силах.

Перед психологами возникает задача специального исследова­ния исторического процесса становления способностей людей, средств и способов их выражения в культуре как идеальных форм человеческой деятельности, исследования процессов их присвоения и дальнейшего раз.вития новыми поколениями54.

Чтобы раскрыть содержание понятия сознания и его связь с понятием идеального необходимо иметь в виду, что деятельность людей носит общественный характер. Согласно К. Марксу, общест­венная деятельность людей существует как в форме непосредст­венно коллективной деятельности, проявляющейся в их действи­тельном общении, так и в форме индивидуальной деятельности, когда индивид действует, сознавая себя как общественное сущест­во55. «Практическое созидание предметного мира... есть самоут­верждение человека как сознательного—родового существа, т. е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу»56.

Сущность человека — это совокупность всех общественных от­ношений. Следовательно, человек относится к своим обществен­ным отношениям как к собственной сущности, а тем самым и к самому себе как к родовому существу. Здесь имеет место отноше­ние индивида к общественным отношениям, т. е. удвоение отно­шений, которое как раз и характерно для сознания: «... Чело­век удваивает себя уже не только интеллектуально, как это име­ет место в сознании, но и реально, деятельно...»57. Следовательно, человек удваивает себя и реально, опредмечивая в труде свою родо­вую жизнь58. В своем сознании человек «... только повторяет в мыш­лении свое реальное бытие...»59.

Таким образом, благодаря сознанию индивид вместе с тем явля­ется и родовым (или всеобщим) существом. «Индивидуальная и ро­довая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необ­ходимости способ существования индивидуальной жизни бывает

53 Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал, с. 40

54 Д. Б. Эльконин на историко-этнографическом материале

показал, как употребление детьми некоторых слаборазви­тых народов простых игрушек позволяет им «присвоить» ряд общих сенсомоторных способностей, необходимых в дальнейшем для овладения конкретными профессиональны­ми умениями и навыками (см.: Эльконин Д. Б. Психоло­гия игры, с. 54—64).

55 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.. 42, с. 118.

56 Там же, с. 93.

57 Там же, с. 94.

58 См.: там же.

59 Там же, с. 119.

либо более особенным, либо, более всеобщим проявлением родовой жизни...»60.

Всеобщность реальных общественных отношений может быть представлена в сознании (мышлении) индивида благодаря идеаль­ной природе сознания. «...Если человек, — писал К. Маркс, — есть некоторый особенный индивид и именно его особенность де­лает из него индивида и действительное индивидуальное общест­венное существо, то он в такой же мере есть также и тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мысли­мого и ощущаемого общества...»61.

Идеальная, субъективная представленность индивиду его реаль­ных общественных отношений (реального бытия) и есть его созна­ние. В идеальной форме индивиду дана целостность (тотальность) его реального бытия.

Идеальное как основа сознания возникает, как отмечалось выше, благодаря речевому общению людей, связанному с языковыми зна­чениями. Эти значения опираются на общественно-выработанные способы действия — в них представлена «свернутая» в материи языка идеальная форма существенных связей и отношений пред­метного и социального мира, раскрытых совокупной обществен­ной практикой62.

«... Язык есть практическое, существующее и для других лю­дей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание...»63.

Высказывания людей — это социальные (общественные) собы­тия их речевого взаимодействия. Поэтому при построении своих вы­сказываний каждый человек стремится учитывать, например, взгля­ды, убеждения, симпатии и антипатии своих слушателей64. При этом «высказывание занимает какую-то определенную позицию в данной сфере общения, по данному вопросу, в данном деле и т. п. Опреде­лить свою позицию, не соотнося ее с другими позициями, нель­зя»65.

В сознании индивида благодаря идеальному воспроизведению в нем определенных общественных отношений тем самым идеально представлены и определенные потребности, интересы, позиции дру­гих людей, включенных в эти отношения и первоначально уча­ствующих вместе с данным индивидом в коллективной деятельно­сти. Поскольку собственная деятельность этого индивида при ее идеальном воспроизведении является особым предметом его созна­ния, то он может рассматривать, оценивать и планировать свою деятельность как бы со стороны, так сказать, глазами других лю­дей, с учетом их потребностей, интересов и позиций. Иными слова-

60 Там же.

61 Там же.

62 См.: Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв., т. И, с. 176.

63 Марк с К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29.

64 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М„ 1979, с. 276.

65 Там же, с. 271.

ми, данный человек начинает действовать как общественный чело­век. Вместе с тем он и сам выступает при этом в качестве представителя определенных общественных отношений.

Эти особенности сознания обнаруживаются уже на уровне пер­цептивной деятельности человека, его непосредственного созерца­ния. «Уметь видеть предмет по-человечески, — писал Э. В. Ильен­ков, — значит уметь видеть его «глазами другого человека», гла­зами всех других людей, значит в самом акте непосредственного созерцания выступать в качестве полномочного представителя «че­ловеческого рода»...»66. Вместе с тем, «уметь смотреть на мир гла­зами другого человека — значит, в частности, уметь «принимать близко к сердцу» интерес другого человека, его запросы к дейст­вительности, его потребность. Это значит уметь сделать всеобщий «интерес» своим личным и личностным интересом, потребностью своей индивидуальности, ее пафосом»67.

Отметим, что, с точки зрения Э. В. Ильенкова, указанные уме­ния, позволяющие индивиду видеть предметы и действовать созна­тельно, т. е. по-человечески, в качестве представителя рода, тесно связаны с развитым воображением, которое позволяет индивиду как бы «сразу» и интегрально видеть вещь глазами всех других лю­дей, не ставя себя на место каждого из них68.

В индивидуальном сознании можно выделить несколько основ­ных функций. Во-первых, сознание идеально представляет в инди­виде позиции людей, включенных вместе с ним в определенные общественные отношения. Во-вторых, сознание позволяет индивиду самому быть представителем этих отношений. В-третьих, индивид благодаря сознанию активно строит собственную деятельность (это становится возможным благодаря тому, что развиваются такие ос­новные функции психики, как поиск и опробование, а также наличие идеального образа самой деятельности).

Остановимся на характеристике третьей функции сознания. Человек как общественное существо имеет много материальных и духовных нужд. Поиск и опробование средств их удовлетворения приводят индивида к построению образов объектов этих нужд, т. е. к возникновению потребностей в соответствующих пред­метах материальной и духовной культуры, которые побужда­ют субъекта к деятельности. Потребность вначале направлена на широкий и еще неопределенный круг предметов. Поиск и опробо­вание конкретных предметов, соответствующих потребности, приво­дит к возникновению мотивов деятельности. В условиях общест­венной жизни индивид не может непосредственно получить требу­емый мотивом предмет - его необходимо произвести. Этот предмет становится целью действия. При поиске и опробовании цели инди­вид определяет задачу, при решении которой он может произвести требуемый предмет. Для решения задачи индивид должен найти и

66 Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал, с. 241.

67 Там же.

68 См.: там жг, с. 142.

опробовать соответствующее действие, которое затем нужно реаль­но произвести, контролируя его выполнение волей, выраженной во внимании.

Индивид при построении идеальных составляющих своей дея­тельности (потребностей, мотивов, целей) и идеальных образов ситу­аций, в которых осуществляются действия, должен постоянно учи­тывать потребности, интересы и позиции других индивидов, т. е. действовать как сознательное, общественное существо. Поиск и опро­бование составляющих деятельности происходят на основе того пред­метного материала, который предоставляется индивиду ощущения­ми, восприятием, памятью, воображением и мышлением.

Наличие у индивида идеального образа его собственной дея-тельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, проконтролировать свои намерения, желания и чувства, сформулировать высказыва­ния, соответствующие конкретной ситуации. Поэтому идеальный об­раз деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего плана, в котором деятельность реально осуществляется.

Формирование у человека функций сознания происходит таким образом: вначале эти функции включены в построение коллектив­ной деятельности, а затем в измененном виде они начинают обеспечивать выполнение индивидуальной деятельности .

Опираясь на результаты проведенного анализа проблемы инди­видуального сознания, можно дать следующую его общую психоло­гическую характеристику: Осознание — это воспроизведение челове­ком идеального образа своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознательная деятельность человека опосредствована коллективом — при ее осуществлении индивид учитывает позиции других его членов.

Таким образом, понятия деятельности, идеального и сознания имеют глубокие взаимосвязи. Эти понятия необходимо рассматри­вать в их непрерывном единстве и вместе с тем четко их различать.

Так, идеальное является образом предметной деятельности че­ловека, а не самой деятельностью в ее плоти и крови. При этом необходимо иметь в виду, что идеальное — это коллективно сози­даемый людьми мир духовной культуры, мир исторически склады­вающихся и социально зафиксированных всеобщих представлений о реальном, материальном мире, который противостоит индиви­дуальной психике человека и которому подчиняется индивидуаль­ное сознание70.

69 См.: Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3, с. 145.

70 См.: Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал, с. 17—18, 30 и др.

 

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалектико-материалистические истоки психологического понятия деятельности

Глава I Основные понятия современной психологии... Диалектико материалистические истоки психологического понятия деятельности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деятельность, психика и сознание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Диалектико-материалистические истоки психологического понятия деятельности
В психологической науке определяющее зна­чение при разработке ее проблем имеют основ­ные положения диалектико-материалистической философии. Изучение многих фундаментальных психологических проблем о

Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребенка
Одна из центральных проблем общей, возрастной и педагоги­ческой психологии состоит в раскрытии связей развития психи­ки ребенка с его обучением и воспитанием. Можно выделить две наиболее важные при

Основные периоды психического развития ребенка
Одной из главных задач возрастной психологии является изучение проблемы периодизации психического развития человека. Лишь учи­тывая общие принципы ее построения, можно более или менее опре­деленно

Развитие личности в детском возрасте
Рассмотренная нами периодизация психического развития ре­бенка связана с анализом процесса формирования его деятель­ности и сознания. Правомерен вопрос: как такая периодизация соотносится с развити

Некоторые вопросы истории учебной деятельности
Для понимания сущности учебной деятельности необходимо проследить процесс ее становления в истории общества. Выше См.: Давыдов В. В. Исторические предпосылки учебной деятельности.—В кн.: Р

Связь теории учебной деятельности с построением учебных предметов
Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется на ос­нове усвоения школьниками содержания системы учебных предме­тов. Каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или и

Особенности экспериментальных учебных предметов начальной школы
Выше был рассмотрен ряд положений, касающихся логико-психологических основ учебных предметов, создаваемых в соот­ветствии с особенностями учебной деятельности школьников. Те­перь целесообразно конк

А.Русскийязык
Одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе связана с формированием у младших школьников орфографи­ческих умений и навыков. До сих пор вопросы обучения детей правописанию разра

Б. Математика
При описании содержания экспериментального учебного предме­та по математике мы сосредоточим внимание на той его особен­ности, которая связана с развертыванием учебного материала по принципу восхожд

В. Изобразительное искусство
В работах, посвященных проблемам формирования учебной деятельности, мало затрагивались вопросы эстетического воспитания школьников, хотя они интенсивно экспериментально разрабатыва­лись в процессе

Развитие психики младших школьников в процессе экспериментального обучения
Проблема развивающего обучения и воспитания разрабатывалась психологами и педагогами нашей страны на протяжении 20—50-х гг., когда закладывались основы метода формирующего эксперимента.

Взгляды Л. С. Выготского на детерминацию индивидуального сознания человека
Л. С. Выготский внес существенный вклад в развитие советской и мировой психологической науки. Он был одним из тех, кто принимал участие в создании советской психологии на основе марксистско-ленинск

Понятия деятельности и психики в трудах А. Н. Леонтьева
Исследования А. Н. Леонтьева были направлены на разработку проблемы общественно-исторической природы психики человека, на создание адекватного метода ее изучения. В работах А. Н. Леонтьева вопросы

Теоретико-методологические идеи в психологическом учении А. Р. Лурия
А. Р. Лурия внес большой вклад в развитие советской и мировой психо­логии. Вместе с другими советскими учеными он закладывал основы марксис­тской психологии. Опираясь на ее диалектико-материалистич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги