рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Считаете ли Вы себя верующим (религиозным человеком)?

Считаете ли Вы себя верующим (религиозным человеком)? - раздел Педагогика, РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА) Таблица 1   Да, Безуслов...

Таблица 1

  Да, безусловно Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее нет Нет, категорически Другое Всего
Кол-во чел.
% 20,6 41,6 15,1 12,4 8,6 1,7 100,0

 

Результаты, представленные в таблице 1, нисколько не удивили нас, так, например, согласно данным аналитического доклада РНИС и НП[1] 2000 года «Россияне о судьбах России в XX веке», категоричный тезис о том, что «нельзя жить без веры в Бога» поддержали 18,7% лиц до 30 лет (www.riisnp.ru/PUBLIC/russia100/htm). Авторы статьи «Представление современной вузовской молодежи о будущем» также считают, что «результатом изменившейся духовной атмосферы в обществе <…> является и рост религиозности среди молодежи»[2]. Подобная точка зрения так или иначе представлена во многих других исследованиях религиозности молодежи[3].

Немаловажный интерес представлял для нас и вопрос, как студенты приобщились к религии (религиозной вере) (см. таблицу 2).

Таблица 2

Как вы приобщились к религии? (%)
Самостоятельно, вследствие личной духовной потребности 23,7
Посвящен (крещён) в детстве, но не считаю себя верующим 18,9
Воспитывался в религиозной семье 13,1
Затрудняюсь ответить 11,7
Оказали влияние друзья, близкое окружение 9,6
Другое 8,2
В результате сложных жизненных ситуаций 6,2
Не посвящен (не крещен), но считаю себя верующим 2,1

 

Нам кажется, что результаты ответов представленные в таблице 2 могут говорить о полной победе реализации демократического принципа свободы совести в нашей стране. Молодежь сама выбирает, верить ей или не верить и если верить, то во что, а если не верить, то почему (оглядки на кого-то другого, нет или она минимальна). Выбор осознанный. Хотелось бы обратить внимание на второй пункт, а именно «посвящен (крещён) в детстве, но не считаю себя верующим». Мы рассматриваем приобщение к вере как некий механический момент, здесь не важен факт дальнейшего участия в религиозной жизни той или иной группы, важно то, что подтолкнуло, что стало причиной того, как человек вошел в мир религии, «через какую дверь».

Что касается религиозной принадлежности студентов, то 71,2% из них назвали себя православными; 19,8% - не относят себя к какой-либо конкретной религии, веруют, но по-своему; 2,7% считают себя язычниками; 2,3% - являются буддистами, один человек причислил себя к католицизму и 1 респондент – к новому религиозному течению. Как мы покажем ниже субъективно оцениваемая религиозность и объективные ее признаки (например, посещение церкви, соблюдение постов, религиозных норм и т.п.) не одно и тоже. Причисление большинством студентов себя к православным вовсе не будет означать, что они воцерковленные православные на деле, такова лишь их субъективная оценка (!), сильно отличающаяся от тех требований, которые православная церковь предъявляет к тем, кого называет «чадами церкви». Но может быть, мы ошибаемся, делая такие категоричные заявления?

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои представления, мы задали вопрос, как часто респонденты молятся, как часто они посещают храм, читают религиозную литературу, общаются с духовным наставником по вопросам веры. Анализируя ответы на эти вопросы, мы пришли к выводу, что внешнее позиционирование себя как православного человека (в нашем случае таких большинство, поэтому мы делаем на них особый акцент), не переходит в практическую плоскость. «Православные» не молятся, не читают религиозную литературу, не посещают церквей и т.п., они лишь просто заявляют «мы православные», за этим утверждением ничего не стоит[4].

Степень религиозности студентов, %

Таблица 3

  Никогда Один раз в год и реже В особых жизненных ситуациях По большим праздникам Раз в месяц и чаще Раз в неделю и чаще Это часть моей жизни Затрудняюсь ответить
Как часто вы молитесь 20,9 8,4 26,2 1,1 4,6 8,7 12,5 17,5
Как часто Вы совершаете религиозные обряды 41,5 13,8 12,3 11,9 2,3 1,2 3,1 13,8
Как часто Вы посещаете храм/ молитвенный дом 13,0 22,2 23,0 17,2 13,0 2,3 1,9 7,3
Как часто Вы читаете религиозную литературу 37,9 26,1 7,7 0,8 5,4 2,3 3,8 16,1
Как часто Вы общаетесь с единоверцами по вопросам веры 51,9 15,8 6,2 2,3 4,2 1,9 3,1 14,6
Как часто Вы индивидуально общаетесь со своим духовным наставником по вопросам веры 78,2 7,6 5,3 0,8 2,3 0,8 0,4 4,6
Как часто Вы общаетесь с иноверцами по вопросам веры 61,5 14,1 1,5 1,5 5,0 0,4 3,8 12,2
Отмечаете ли Вы религиозн. праздники 7,8 10,1 6,0 56,0 1,8 13,8 3,7 0,5

Как можно увидеть из данных таблицы 3, молитва (один из основополагающих признаков религиозности) лишь для немногих является частью жизни (12,5%). Большинство же (26,2%) молится только в особых жизненных ситуациях, среди них 5 человек, которые не считают себя верующими!

20,9% никогда этого не делают, хотя среди них есть 8,3%, которые считают себя, безусловно верующими, а 11,7% – скорее верующими! 41,5% респондентов никогда не совершают религиозные обряды, из них 20,3% – безусловно верующие и 37,0% – скорее веруют. Для 10,2% безусловно верующих исполнение религиозных обрядов является частью их жизни. Никогда не посещают храм/молитвенный дом –13,0%, из них 6,8% считают себя верующими. 10,2% безусловно верующих посещают его один раз в год и реже. Только 8,5% (из категории «безусловно верующих») считают посещение храма частью своей жизни. Таким образом, большую часть респондентов по признаку посещения храма можно по меткому выражению одного священнослужителя отнести к разряду «захожан», а не прихожан. Нам думается, что результаты представленные в таблице 3 с полной очевидностью свидетельствуют, что вера большинства респондентов есть внешне декларируемый факт, который на практике ничем не подтверждается.

Религиозность студентов низкая, напускная (с полной очевидностью мы покажем это на примере соблюдения студентами постов. См. таблицу 6). В подтверждение своей позиции мы считаем возможным упомянуть результаты исследований крупного отечественного исследователя молодежи В.Т. Лисовского, который в своих работах отмечал, что лишь каждого пятого влечет в храм вера в Бога. Он также совершенно справедливо указал, что рост религиозных настроений в социуме есть не что иное, как очередной миф, т. к. глубоких корней, по мнению В.Т. Лисовского, религия в российском обществе все же не имеет. Это больше «мода». Своего рода «стихийная религиозность»[5].

Ученые отмечают, что «при поисках объективных критериев религиозности необходимо ориентироваться, прежде всего, на те акты поведения, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием. Они совершаются под влиянием религиозных представлений, чувств, настроений. Только в том случае, если религиозная вера служит мотивом поведения, можно судить о религиозности индивида»[6]. В нашем случае, лишь минимальное количество опрошенных может подпадать под эту формулу.

Однако при таких показателях религиозности важно учитывать и то, что само понятие «религиозность» может восприниматься студентами неоднозначно. Его мы тоже попытались уточнить в проводимом исследовании (см. таблицу 4). Подавляющее большинство согласилось с тем, что религиозный человек верит в Бога (91,2%), в душу (ее наличие) (86,1%), в посмертное воздаяние (рай и ад) (78,0%), в ангелов (75,9%), в Страшный суд (68,9%), в загробную жизнь (68,1%) и в духов (55,2%). При этом вера в конец света представляется значимой только для 42,1% опрошенных. Не соответствует понятию «религиозный человек» («верующий человек») вера в астрологические прогнозы (65,0%), в гадание по руке (56,3%), в инопланетные цивилизации ⁄ НЛО (54,7%), в колдовство и магию (49,1%), в приметы (42,5%) и в вещие сны (35,3%).

.

Таблица 4

  Считаете ли вы следующие аспекты совместимыми с понятием «религиозный человек» («верующий человек»)? Да Не знаю Нет Затрудняюсь ответить
Вера в Бога 91,2 3,5 1,8 3,5
Вера в душу (ее наличие) 86,1 8,0 2,1 3,8
Вера в посмертное воздаяние - блаженство (рай) после смерти за «благую» жизнь и или муки (ад) – за «грешную» 78,0 10,5 5,6 5,9
Вера в ангелов 75,9 9,4 9,4 5,2
Вера в Страшный суд 68,9 15,4 6,6 9,1
Вера в загробную жизнь 68,1 19,3 7,7 4,9
Вера в духов 55,2 20,3 19,9 4,5
Вера в демонов 50,3 20,3 22,7 6,6
Вера в конец света 42,1 26,0 23,9 8,1
Вера в богов 41,5 20,6 31,4 6,6
Вера в реинкарнацию (переселение души в другое тело) 37,8 28,3 24,5 9,4
Вера в вещие сны 34,6 23,0 35,3 7,1
Вера в одушевленные силы природы 33,6 28,7 29,4 8,4
Вера в спиритизм (общение с духами и душами умерших) 27,5 28,9 34,5 9,1
Вера в приметы 22,1 27,4 42,5 8,1
Вера в колдовство и магию 18,8 23,3 49,1 8,7
Вера в гадание по руке (хиромантию и пр.) 14,3 22,4 56,3 7,0
Вера в астрологические прогнозы 11,2 17,8 65,0 5,9
Вера в инопланетные цивилизации ⁄ НЛО 9,8 26,1 54,7 9,4

 

Полученные данные интересно соотнести с ответами на вопросы таблицы 5, где студенты ответили, что для них является нормой в вопросах веры

Таблица 5

  Считаете ли вы, что для вас является нормой следующие положения? Да Не знаю Нет Затрудняюсь ответить
Вера в душу (ее наличие) 74,1 13,4 7,9 4,5
Вера в Бога 73,1 9,7 12,1 5,2
Вера в ангелов 51,9 17,9 20,3 10,0
Вера в приметы 48,1 21,8 23,9 6,2
Вера в вещие сны 46,2 26,2 19,7 7,9
Вера в загробную жизнь 42,3 28,0 20,3 9,4
Вера в астрологические прогнозы 41,7 21,0 31,0 6,2
Вера в колдовство и магию 39,3 26,9 24,1 9,7
Вера в духов 37,7 25,3 28,7 8,3
Вера в инопланетные цивилизации / инопланетян / НЛО 37,2 24,1 27,2 11,4
Вера в посмертное воздаяние - блаженство (рай) после смерти за «благую» жизнь и или муки (ад) – за «грешную» 32,4 26,6 28,6 12,4
Вера в гадание по руке (хиромантию и пр.) 31,0 25,5 36,9 6,6
Вера в конец света 23,6 19,1 47,6 9,7
Вера в реинкарнацию (переселение души в другое тело) 23,3 25,3 41,7 9,7
Вера в одушевленные силы природы 22,9 25,0 39,2 12,8
Вера в демонов 22,2 25,0 43,8 9,0
Вера в спиритизм (общение с духами и душами умерших) 20,6 26,6 40,2 12,6
Вера в Страшный суд 20,5 27,1 39,6 12,8
Вера в богов 11,8 23,5 57,4 7,3

 

Результаты показали, что «нормальным» для себя студенты считают веру в душу (ее наличие) (74,1%), в Бога (73,1%), в ангелов (51,9%), в приметы (48,1%), в вещие сны (46,2%), при этом не приемлемой номой является вера в богов (57,4%). Странно, что важные догматы христианства здесь практически не учтены: веру в конец света (считают нормой только 23% , а не считают 47,6%, а веру в Страшный суд – 20,5% и 39,6% соответственно.

Таким образом, можно заключить, что представления о религиозном (верующем) человеке у студентов не связываются с «суевериями», гаданиями, магией и колдовством, т.е. рассматриваются как связанные с определенными конфессиями. Можно говорить о преобладании положений авраамических религий, в особенности христианства, хотя некоторые его догматы обходятся стороной (возможно в силу незнания). Сами же студенты разделяют лишь некоторые из положений, определяемых как «религиозные» и «нерелигиозные», что может свидетельствовать о их самоопределении как нерелигиозных (неверующих) людей (в уточненной нами конфессиональной принадлежности). Об этом же свидетельствуют и особенности соблюдения ими обрядовых норм, например постов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА)

К с н доцент кафедры прикладной социологии факультета социальных наук... РГПУ им А И Герцена... Beloysov mail ru...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Считаете ли Вы себя верующим (религиозным человеком)?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ
Из общего числа опрошенных 39,6% - мужчин, 60,4%- женщин. Подобный уклон в сторону преобладания женщин можно объяснить тем, что РГПУ им. А.И. Герцена – вуз с традиционно доминирующим количеством де

III. ПОСТ И КУЛЬТОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
  Во многих религиях пост является важнейшей составляющей религиозной жизни, поэтому в нашем исследовании мы не могли обойти столь значимый момент. Для начала, считаем возможным дать

РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЯХ, ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Вопрос о степени информированности студентов о ряде перечисленных в таблице 10 религиозных течениях, объединениях, организациях является немаловажным и одним из ключевых в данном исследовании. При

V. РЕЛИГИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ, ЧТО ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ СТУДЕНТЫ?
  В настоящее время, в российском обществе широко обсуждается возможность введения в школах предметов религиозной направленности, споры о том, можно и нужно ли вводить в учебных завед

VI. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РАЗЛИЧНЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ТЕЧЕНИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ
Богатый материал для анализа представляют данные об отношении студентов к различным религиозным течениям, объединениям, организациям. Обратимся к таблице 15. Таблица 15

VI. СТУДЕНТЫ И «МИССИОНЕРСКАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЯДА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
  За годы реформ в России появились несколько сотен новых религиозных организаций, течений, движений, которые стали активно проводить миссионерскую работу, стараясь охватить все слои

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги