Реферат Курсовая Конспект
РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЯХ, ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ. - раздел Педагогика, РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА) Вопрос О Степени Информированности Студентов О Ряде Перечисленных В Таблице 1...
|
Вопрос о степени информированности студентов о ряде перечисленных в таблице 10 религиозных течениях, объединениях, организациях является немаловажным и одним из ключевых в данном исследовании. При составлении списка мы опирались в большей степени на те течения, объединения и организации и которые официально или неофициально действуют (действовали) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последнее время. В графическом изложении данные выглядят следующим образом:
Таблица 10
Ни разу не слышал | Знакомое название | Имею представление о ней/ много наслышан | У меня есть знакомые в этой религ. организации | Я состою в этой религ. организации | Я разделяю (частично разделяю) их взгляды | Я сам (а состоял (а), теперь -нет | |||
1. | Адвентизм (Адвентисты седьмого дня) (Адвентисседьмого дня) | 76,7 | 15,8 | 6,3 | 1,3 | - | - | - | |
2. | Англиканство | 39,0 | 36,9 | 23,7 | 0,4 | - | - | - | |
3. | Армия спасения | 33,6 | 45,1 | 20,0 | 1,3 | - | - | - | |
4. | Армяно-григорианская церковь | 35,1 | 46,4 | 15,9 | 2,1 | 0,4 | - | - | |
5. | Аум Сенрикё | 60,1 | 14,7 | 23,5 | 1,7 | - | - | - | |
6. | Баптизм | 23,0 | 38,1 | 31,0 | 7,1 | - | 0,8 | ||
7. | Бахаи (Вера Бахаи) | 91,2 | 5,9 | 2,9 | - | - | - | - | |
8. | Брахма Кумарис | 72,2 | 21,9 | 4,6 | 1,3 | - | - | - | |
9. | Буддизм | 4,6 | 12,6 | 63,4 | 13,4 | 0,8 | 5,0 | - | |
10. | Великое Белое братство (Мария Дэви Христос) | 62,3 | 22,6 | 13,0 | 2,1 | - | - | - | |
11. | Даосизм | 41,4 | 33,1 | 22,6 | 2,1 | 0,4 | 0,4 | - | |
12. | Движение «Анастасия» | 90,0 | 5,9 | 2,5 | 1,7 | - | - | - | |
13. | Движение Ошо шри Раджниша | 93,7 | 4,2 | 1,7 | 0,4 | - | - | - | |
14. | Духовные христиане (молокане, духоборы) | 64,7 | 26,1 | 8,4 | 0,8 | - | - | - | |
15. | Евангельские христиане | 33,6 | 40,3 | 21,0 | 2,1 | - | 2,9 | - | |
16. | Зороастризм | 70,0 | 19,6 | 10,4 | - | - | - | ||
17. | Индуизм | 7,5 | 31,0 | 59,0 | 2,5 | - | - | ||
18. | Ислам | 1,7 | 19,2 | 62,5 | 14,2 | - | 2,5 | - | |
19. | Иудаизм | 7,6 | 27,8 | 58,2 | 5,9 | - | 0,4 | - | |
20. | Кальвинизм | 63,2 | 20,1 | 15,5 | 1,3 | - | - | - | |
21. | Карма Кагью | 91,1 | 5,9 | 2,1 | 0,8 | - | - | - | |
22. | Католицизм (греко-католическая церковь, Униаты) | 20,2 | 37,8 | 39,1 | 2,1 | 0,8 | - | - | |
23. | Католицизм (римско-католическая церковь) | 7,1 | 19,6 | 59,6 | 12,1 | 0,4 | 1,3 | - | |
24. | Кришнаизм | 32,2 | 37,2 | 29,3 | 1,3 | - | - | - | |
25. | Лютеранство | 12,1 | 34,2 | 50,0 | 3,8 | - | - | - | |
26. | Меннониты | 95,4 | 3,3 | 0,8 | - | 0,4 | - | - | |
27. | Методистская церковь | 83,8 | 14,2 | 2,1 | - | - | - | ||
28. | Мормоны | 44,2 | 36,3 | 18,3 | 1,3 | - | - | - | |
29. | Неоязычество | 53,6 | 28,9 | 15,1 | 1,3 | 0,8 | 0,4 | - | |
30. | Новоапостольская церковь | 72,8 | 22,2 | 5,0 | - | - | - | - | |
31. | Нью Эйдж (Религии «Нового Века») | 91,7 | 6,7 | 1,7 | - | - | - | - | |
32. | Общество Рамакришны | 75,3 | 19,2 | 5,0 | 0,4 | - | - | - | |
33. | Последователи Порфирия Иванова | 84,5 | 9,7 | 4,6 | 0,8 | - | 0,4 | - | |
34. | Последователи Сатья Саи Баба | 91,2 | 4,2 | 4,2 | - | - | 0,4 | - | |
35. | Православие - Другие православные церкви в России | 9,3 | 22,4 | 38,0 | 15,6 | 5,5 | 8,9 | 0,4 | |
36. | Православие - Русская православная церковь | 4,6 | 13,5 | 28,7 | 11,8 | 24,9 | 14,8 | 1,7 | |
37. | Пятидесятничество | 54,0 | 30,5 | 12,6 | 2,5 | - | 0,4 | - | |
38. | Радастея | 94,6 | 5,0 | 0,4 | - | - | - | - | |
39. | Рерихианство | 83,3 | 10,5 | 5,9 | - | - | 0,4 | - | |
40. | Рэйки | 92,9 | 5,5 | 0,4 | 0,4 | - | 0,8 | - | |
41. | Саентология | 73,2 | 13,0 | 13,8 | - | - | - | - | |
42. | Сатанизм | 11,9 | 26,7 | 52,5 | 7,6 | 0,8 | - | 0,4 | |
43. | Свидетели Иеговы | 27,3 | 24,4 | 36,1 | 10,1 | 0,4 | 0,4 | 1,3 | |
44. | Старообрядчество | 14,3 | 28,6 | 52,9 | 2,9 | 0,8 | 0,4 | - | |
45. | Тантризм | 67,6 | 21,8 | 10,5 | - | - | - | - | |
46. | Теософия | 74,8 | 22,3 | 2,9 | - | - | - | - | |
47. | Трансцендентальная медитация | 68,9 | 24,4 | 5,9 | 0,4 | - | 0,4 | - | |
48. | Церковь Божьей Матери Державная | 61,0 | 31,9 | 6,3 | 1,3 | - | 0,4 | - | |
49. | Церковь объединения Церковь Муна) | 84,5 | 12,6 | 2,5 | 0,4 | - | - | - | |
50. | Церковь Последнего Завета | 72,8 | 23,8 | 3,3 | - | - | - | - | |
51. | Церковь Христа (Бостонская Церковь Христа, Петербургская Церковь Христа) | 50,0 | 35,6 | 12,3 | 1,7 | 0,4 | - | - | |
52. | Чуриковцы (духовные христиане-трезвенники) | 93,3 | 4,2 | 2,1 | 0,4 | - | - | - | |
53. | Шаманизм | 19,3 | 33,6 | 40,8 | 5,5 | 0,8 | - | - | |
54. | Эзотеризм и оккультизм (астрология, хиромантия, спиритизм) | 30,8 | 20,7 | 38,4 | 4,6 | 0,8 | 4,6 | - | |
55. | Экстрасенсорика, нетрадиционная медицина | 23,4 | 23,4 | 42,7 | 6,7 | 0,8 | 2,9 | - | |
56. | Язычество | 5,4 | 25,0 | 62,1 | 2,1 | 2,1 | 3,3 | - |
Среди самых неизвестных религиозных течений, объединений и организаций, выделяются следующие: адвентизм, меннониты, Методистская церковь, Радастея, чуриковцы[7], движение Ошо шри Раджиниша, движение «Анастасия», вера Бахаи, Брахма Кумарис, Церковь объединения (Церковь Муна), Карма Кагью, рерихианство, теософия, рэйки, а также все то, что связано с именами Сатьи Саи Бабы и Порфирия Иванова и др.
Как можно увидеть из таблицы, движения, имеющие восточные (индийские, китайские, японские) корни, известны мало или практически о них никто ничего не слышал и не знает. Исключение из этой группы составляют последователи кришнаизма, которые благодаря красочным шествиям по Невскому проспекту и широкой пропаганде в городе известны лучше, чем остальные выше перечисленные религиозные организации, религиозно-философские и мировоззренческие течения. Также не удивляет незнание студентами, таких представителей протестантизма как меннонитов, методистов и адвентистов, поскольку какой-либо более менее активной и продолжительной миссионерской работой (в отличие от Свидетелей Иеговы) в нашем городе они не занимались и потому в памяти у людей не остались.
Среди наиболее известных можно назвать: буддизм, индуизм, ислам, католицизм, лютеранство, православие, сатанизм, старообрядчество, язычество и др. В основном, это религии (организации, течения и т.п.), имеющие либо давнюю историю, которая ко всему прочему оказалась тесно связанной с историей Петербурга, либо те, которые получили широкую известность благодаря желтой прессе и крупным судебным процессам.
Интересны результаты, полученные из таблицы и касающиеся религиозной принадлежности респондентов. Как говорилось выше, среди всех перечисленных религиозных направлений, студенты выбрали лишь православие, буддизм, язычество, католицизм и 1 респондент – новое религиозное течение. По данным же этой таблицы (10), мы видим совсем другой результат – с четырех их количество возрастает до 17: 0,4% причисляют себя к Армяно-григорианской церкви, 0,8 – к буддизму, 0,4 % - католицизму (римско-католическая церковь), 0,4% - являются меннонитами, 24,9% - приверженцы Русской Православной церкви, 5,5 – относятся к другим православным церквям России, 0,8% – говорят, что они сатанисты, столько же, оказалось и старообрядцев, по 0,4% указывают, что имеют отношение к Свидетелям Иеговы и к Церкви Христа, в выборке нашлись поклонники (1,8%) экстрасенсорики, последователей язычества оказалось 2,1%, а неоязычества – 0,8%.
Интересно отметить, что кроме перечисленных респондентами разделяются (частично разделяются) взгляды еще 11 направлений: евангельских христиан (2,9 %), ислама (2,5 %), по 0,8 % рэйки и баптизма и по 0,4% последователей Сатья Саи Бабы, Порфирия Иванова, рерихианства, трансцендентальной медитация, Церкви Божьей Матери Державная, пятидесятничества и иудаизма.
Данные исследования показывают, что некоторые студенты уже успели сменить конфессию («Я сам (а) состоял(а), теперь –нет»). Так из Православия (РПЦ) ушли 1,7% опрошенных, от Свидетелей Иеговы 1,3%, из других православных церквей в России 0,4% и из сатанизма 0,4%.
О причинах подобных ответов можно только догадываться. Возможно, респонденты не всегда (по разным причинам) осознанно могут говорить, к какому религиозному направлению они относятся,[8] а может вновь стоит повторить тезис о том, что рост религиозных настроений в социуме есть не что иное, как очередной миф, т.к. глубоких корней религия в российском обществе все же не имеет. Это больше «мода». Действительный религиозный ренессанс произошел в очень узком кругу и не стал еще явлением народной жизни, поэтому он социально бездейственен.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
К с н доцент кафедры прикладной социологии факультета социальных наук... РГПУ им А И Герцена... Beloysov mail ru...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЯХ, ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов