рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.

Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского. - раздел Педагогика, Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном Большую Роль В Развитии Письменности В Полоцком Княжестве И В Соседних С Ним ...

Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение занятие не для женщин. Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг она переписала за свою жизнь неизвестно, но это было большой и кропотливой работой, так как не существовало другого способа "издать" книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Но этой деятельности ей было мало. Она мечтала расширить переписку книг, поэтому основала в Полоцке два монастыря – женский и мужской, а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела, тем более, что по написанным ее книгах дети учились грамоте, а ее школы для того времени были передовыми и по программе и по контингенту учеников, большая часть которых была из простых семей.

Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях. Так, она объединяла вокруг себя талантливых зодчих, живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ее Богородицком монастыре. С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса.

Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.

В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла23 мая 1173 года, когда ей было 53 года. Ее тело было перевезено в Киев и захоронено в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.

 

Другой представитель белорусского Просвещения 12 века – Кирила Туровский (1130 - 1182), который за свое мастерство и художественное слово был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цены образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился К. Туровский в Турове, т.к. там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича.

С приходом из Византии христианства К. Туровский сразу принял новую веру.

Чтобы постичь книжную мудрость просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более 13 лет К.Туровский был в епископском сане, и за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.

Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначения человека.

К. Туровского как учителя волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что знания нужны всем без исключения людям.

Большую педагогическую ценность имели "Поучения" К. Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. У К.Туровского нет педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении золотым зерном разбросаны в его произведениях. Многие из них имеют поучительное и воспитательное значение: они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.

Выступления К. Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков, с намеками на высокопоставленных особ, имели большое социально-бытовое значение.

Просветитель стремился побудить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг. Он советовал читать сознательно, с "разумом".

К. Туровский написал одно из наиболее замечательных произведений "Притчу о человеческой душе и теле", что известно еще под названием "Притча о слепом и хромом".

До нас дошло не все наследие К. Туровского. Сохранились 8 сказаний, 21 молитва, 2 канона на смерть княгини Ольги. По праву первенствуют притчи просветителя.

К. Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном

Содержание... Тема Зарождение воспитания школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Школа и воспитание в Древнем Египте.
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого иде

В) Воспитание в Древнем Риме.
Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся. Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе? 2. Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах? 3. Определите общее

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
  Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, со

Воспитание и образование в Византии.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в сред

Церковные школы в Западной Европе.
Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готов

Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.д. Кажды

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма

Воспитание и обучение у древних славян.
В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность. Зарождение общеславянской традиции обучения от

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
На рубеже 8 – 9 веков возникла крупнейшая в Европе раннефеодальная государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания до начал

Педагогические памятники X – XII вв.
Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеал

Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержаться в ряде письменных памятников: &

Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагоги

Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом приме

Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборн

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с обществе

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
  ПЛАН. 1. Изменения в организации образования в 17 – 18 вв. 2. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. 3. Школьное образование в 17 – 1

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница: Его отец, Мартин, был 'родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От

Дидактика Я.А. Коменского
В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся

Основные даты жизни и деятельности
1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия. 1611—1614 — обучение в университетах. 1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке, 1621—1628 — жизнь вне закона.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА ЛОККА
Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики. Он жил в эпоху английской революции, означавшей

ЖАН ЖАК РУССО О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
  1.«Самый знаменитый писатель Франции». 2. Жизнь и педагогический путь. 3. Педагогические взгляды Руссо 1. «САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ ФРАНЦИИ» «Ни одно имя не было

Основные педагогические идеи
— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом

Основные работы
1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат). 1761 — «Новая Элоиза» (роман). 1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат). 1772 — «Исповедь».  

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА
  1. Жизнь и педагогический путь. 2. Воспитывающее образование.   ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ Известный немецкий педагог, психолог, фил

Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
В 1828 году (с 1825 до 1855 правил Николай 1, был известен в Европе как "жандарм", из-за своей антидемократичной, жестокой и реакционной политики) был издан реакционный устав. "Устав

Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
В конце 18 века Белоруссия вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли.

Просвещение в России второй половины 19в.
В русской педагогике второй половины 19в. отражались противоречия между традиционной, официально одобренной установкой на воспитание "самодержавия, православия, народности" и подходами бр

Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
В конце 50-х –начале 60-х под воздействием широкого общественно –политического движения в России среди белорусской интеллигенции возрос интерес к вопросам народного просвещения: общественной роли ш

Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
  Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического

Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
  В 90-е года XIX века в США зародилась так называемая «философия прагматизма». В качестве критерия истины прагматизма признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувства

Экспериментальная педагогика и ее направления
  Знаменитым событием в антитрадиционныом воспитании стало рождение экспериментальной педагогики. Ее представители Август Лай (1862–1926), Эрист Мейман (1862–1915), Альфред Бине (1857

Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
    Школьные реформы конца XIX – начала XX в. Не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических

Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образова

Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы.

Состояние народного образования и школ.
Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования. Дошкольные учреждения. 70 - 90-е гг. характеризуются бурным развитием дошкольного звена в системе непрерывного образ

Модернизация форм обучения и воспитания.
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", &

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
    План.   1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. 2. Основополагающие докум

Преемственность ступеней школьного образования
Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени 1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование; 5-10 годы обучения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги