рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670. - раздел Педагогика, Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном Великий Чешский Педагог - Гуманист, Философ Ян Амос Коменский Родился 28 Март...

Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница: Его отец, Мартин, был 'родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. - -

В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.

Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, и трудовая подготовка.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет.

После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменский совершил путешествие в Голландию.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он, был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную .книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в XIX в, с тех пор она много раз переиздавалась.

Коменский прославил свое имя, создав знаменитый учебник «-Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.

Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех страна* Европы.

Еще на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Рай чешский».

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пансофия — знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики — эта идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идея пансофии Каменского, — воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.

Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.

В 1642 г. он поселяется в Швеции, еде ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику.

Коменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.

Материальную поддержку Коменскому и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем: вначале — пример, а потом правило; предмет — и параллельно с ним слово; свободное и осмысленное освоение.

Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского. В том же году Коменский был избран епископом общины и возвратился в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство и помощь. С согласия общины Коменский принял приглашение. Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофйческая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.

В годы нахождения Коменского в Венгрии им было создано еще около 10 оригинальных работ - как методических, так и общепедагогических. Он даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действия. Община «Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 60-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ, некоторые из них были опубликованы еще при его жизни.

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЯА КОМЕНСКОГО

В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.

Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым (когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения).

От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение - и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.

Итак, ступени познания:

чувственное познание;

обобщение, абстракция, научное знание;

осмысление, проверка практикой, мудрость.

 

Принцип природосообразности положен Коменским в основу педагогики. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью, природы.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом».

В качестве аналогий в «Великой дидактике» Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.

 

Каменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.

Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные cочи-неньица; книжицы, диктовочки, заметочки; отрывочки и бог весть что еще?» — говорил Коменский.

Демократизм, гуманизм, народность — важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном

Содержание... Тема Зарождение воспитания школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Школа и воспитание в Древнем Египте.
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого иде

В) Воспитание в Древнем Риме.
Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся. Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе? 2. Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах? 3. Определите общее

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
  Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, со

Воспитание и образование в Византии.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в сред

Церковные школы в Западной Европе.
Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готов

Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.д. Кажды

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма

Воспитание и обучение у древних славян.
В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность. Зарождение общеславянской традиции обучения от

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
На рубеже 8 – 9 веков возникла крупнейшая в Европе раннефеодальная государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания до начал

Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она б

Педагогические памятники X – XII вв.
Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеал

Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержаться в ряде письменных памятников: &

Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагоги

Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом приме

Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборн

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с обществе

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
  ПЛАН. 1. Изменения в организации образования в 17 – 18 вв. 2. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. 3. Школьное образование в 17 – 1

Дидактика Я.А. Коменского
В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся

Основные даты жизни и деятельности
1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия. 1611—1614 — обучение в университетах. 1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке, 1621—1628 — жизнь вне закона.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА ЛОККА
Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики. Он жил в эпоху английской революции, означавшей

ЖАН ЖАК РУССО О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
  1.«Самый знаменитый писатель Франции». 2. Жизнь и педагогический путь. 3. Педагогические взгляды Руссо 1. «САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ ФРАНЦИИ» «Ни одно имя не было

Основные педагогические идеи
— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом

Основные работы
1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат). 1761 — «Новая Элоиза» (роман). 1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат). 1772 — «Исповедь».  

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА
  1. Жизнь и педагогический путь. 2. Воспитывающее образование.   ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ Известный немецкий педагог, психолог, фил

Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
В 1828 году (с 1825 до 1855 правил Николай 1, был известен в Европе как "жандарм", из-за своей антидемократичной, жестокой и реакционной политики) был издан реакционный устав. "Устав

Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
В конце 18 века Белоруссия вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли.

Просвещение в России второй половины 19в.
В русской педагогике второй половины 19в. отражались противоречия между традиционной, официально одобренной установкой на воспитание "самодержавия, православия, народности" и подходами бр

Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
В конце 50-х –начале 60-х под воздействием широкого общественно –политического движения в России среди белорусской интеллигенции возрос интерес к вопросам народного просвещения: общественной роли ш

Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
  Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического

Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
  В 90-е года XIX века в США зародилась так называемая «философия прагматизма». В качестве критерия истины прагматизма признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувства

Экспериментальная педагогика и ее направления
  Знаменитым событием в антитрадиционныом воспитании стало рождение экспериментальной педагогики. Ее представители Август Лай (1862–1926), Эрист Мейман (1862–1915), Альфред Бине (1857

Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
    Школьные реформы конца XIX – начала XX в. Не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических

Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образова

Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы.

Состояние народного образования и школ.
Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования. Дошкольные учреждения. 70 - 90-е гг. характеризуются бурным развитием дошкольного звена в системе непрерывного образ

Модернизация форм обучения и воспитания.
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", &

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
    План.   1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. 2. Основополагающие докум

Преемственность ступеней школьного образования
Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени 1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование; 5-10 годы обучения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги