рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации. - раздел Педагогика, Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном В Истории Беларуси Конец 15-Начало 16 В. Известны Как Период Заметного Оживле...

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

 

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

· демократизация образования;

· книга как средство просвещения;

· опора на родной язык;

· значение трудового воспитания;

· воспитание чувства собственного достоинства;

· формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

· ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

 

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

Педагогические идеи.

· не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

· с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

· в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;

· важным считал патриотическое воспитание;

· на первое место ставил метод упражнений;

· первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

 

Симон Будный (ок. 1530- 1593) (1993г.был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Педагогические идеи С. Будного.

· выступал против иезуитских методов воспитания и обучения;

· основой воспитания считал труд;

· считал Библию средством просвещения народа;

· боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа;

· как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.

В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

Учение Будного о воспитании легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии на Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а его осудили как еретика. В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

 

Василий Николаевич Тяпинский (Омельянович), (ок. 1540 – ок. 1603). Просветитель, продолжатель гуманистических традиций Скорины и Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Родился в шляхетской семье на Полотчине, в имении Тяпино, недалеко от Лепеля. В имении Тяпино организовал типографию, в которой около 1580 г. издал Евангелие от Матвея, Марка, Луки на церковнославянском и белорусском языке. До наших дней сохранилось рукописное "Предисловие" ("Предмова") к Евангелию, которое является гимном национального патриотизма. Работал преподавателем братских школ.

Педагогические идеи.

· воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);

· просвещение через книгу;

· первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);

придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.

 

Братья Зизании (Тустановские) годы рождения неизвестны. Лаврентий Зизазаний умер после 1633г. Гуманист просветитель, белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.

· педагогические идеи братьев Зизаниев.

· осмысленное усвоение знаний;

· практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.)

· первостепенная роль знаний в формировании личности;

· важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

· придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Казимир Лыщинский (1634-1689). Родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Затем в своем имении Лыщицы открыл школу, где учились дети крестьян и шляхты, девочки и мальчики вместе. Обучению и воспитанию был характерен гуманизм, демократизм. Его школа отличалась от других содержанием и характером обучения, т. к. обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о жизни человека и его как личности. Большое внимание уделялось изучению языков. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов Лыщинский был осужден и приговорен к смерти.

 

Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему пригля нулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

· Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

· Целенаправленность в воспитании;

· Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

· Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

· Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

( см. таблицу)

 

 

Литература.

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.

2. Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Мн.: Народная асвета, 1985.

3. Антология педагогической мысли народов СССР. – М., 1986.

4. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000.

5. Кулiнковiч К.А., Грымать А.А. Гiсторыя педагогiкi. – Мн., 2001.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном

Содержание... Тема Зарождение воспитания школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Школа и воспитание в Древнем Египте.
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого иде

В) Воспитание в Древнем Риме.
Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся. Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе? 2. Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах? 3. Определите общее

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
  Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, со

Воспитание и образование в Византии.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в сред

Церковные школы в Западной Европе.
Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готов

Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.д. Кажды

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма

Воспитание и обучение у древних славян.
В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность. Зарождение общеславянской традиции обучения от

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
На рубеже 8 – 9 веков возникла крупнейшая в Европе раннефеодальная государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания до начал

Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она б

Педагогические памятники X – XII вв.
Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеал

Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержаться в ряде письменных памятников: &

Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагоги

Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом приме

Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборн

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
  ПЛАН. 1. Изменения в организации образования в 17 – 18 вв. 2. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. 3. Школьное образование в 17 – 1

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница: Его отец, Мартин, был 'родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От

Дидактика Я.А. Коменского
В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся

Основные даты жизни и деятельности
1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия. 1611—1614 — обучение в университетах. 1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке, 1621—1628 — жизнь вне закона.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА ЛОККА
Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики. Он жил в эпоху английской революции, означавшей

ЖАН ЖАК РУССО О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
  1.«Самый знаменитый писатель Франции». 2. Жизнь и педагогический путь. 3. Педагогические взгляды Руссо 1. «САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ ФРАНЦИИ» «Ни одно имя не было

Основные педагогические идеи
— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом

Основные работы
1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат). 1761 — «Новая Элоиза» (роман). 1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат). 1772 — «Исповедь».  

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА
  1. Жизнь и педагогический путь. 2. Воспитывающее образование.   ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ Известный немецкий педагог, психолог, фил

Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
В 1828 году (с 1825 до 1855 правил Николай 1, был известен в Европе как "жандарм", из-за своей антидемократичной, жестокой и реакционной политики) был издан реакционный устав. "Устав

Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
В конце 18 века Белоруссия вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли.

Просвещение в России второй половины 19в.
В русской педагогике второй половины 19в. отражались противоречия между традиционной, официально одобренной установкой на воспитание "самодержавия, православия, народности" и подходами бр

Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
В конце 50-х –начале 60-х под воздействием широкого общественно –политического движения в России среди белорусской интеллигенции возрос интерес к вопросам народного просвещения: общественной роли ш

Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
  Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического

Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
  В 90-е года XIX века в США зародилась так называемая «философия прагматизма». В качестве критерия истины прагматизма признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувства

Экспериментальная педагогика и ее направления
  Знаменитым событием в антитрадиционныом воспитании стало рождение экспериментальной педагогики. Ее представители Август Лай (1862–1926), Эрист Мейман (1862–1915), Альфред Бине (1857

Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
    Школьные реформы конца XIX – начала XX в. Не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических

Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образова

Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы.

Состояние народного образования и школ.
Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования. Дошкольные учреждения. 70 - 90-е гг. характеризуются бурным развитием дошкольного звена в системе непрерывного образ

Модернизация форм обучения и воспитания.
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", &

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
    План.   1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. 2. Основополагающие докум

Преемственность ступеней школьного образования
Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени 1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование; 5-10 годы обучения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги