рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гипотонусные нарушения голоса

Гипотонусные нарушения голоса - раздел Педагогика, Логопедия. Основы фонопедии Наиболее Распространенная Патология Голоса Связана С Функциональными Заболева...

Наиболее распространенная патология голоса связана с функциональными заболеваниями голосового аппарата, когда не наблюдается анатомических изменений или нарушений его иннервации, но вибраторная активность голосовых складок снижена.

Функциональные расстройства голосообразования многочисленны и чрезвычайно разнообразны как по своим проявлениям, так и по причинам, их обусловливающим. Они могут обнаруживать себя в формах афонии и дисфонии, что характеризует степень выраженности голосового расстройства. Сложность этиологии и патогенеза в ряде случаев представляет значительные трудности для лечения и фонопедического воздействия.

Большую группу функциональных расстройств голосового аппарата составляют гипотонусные нарушения (как тождественные употребляются термины гипофункциональные или гипокинетические), в основе которых лежат миопатические парезы (греч. mus (myos) 'мышца'), т.е. парезы внутренних мышц гортани. Мышцы, образующие голосовые складки, при фонации активно работают. Они раскрывают голосовые складки (абдукторы), сближают их, замыкая голосовую щель (аддукторы); фиксируют их в определенном положении, натягивают, что необходимо для полноценного голоса. Все мышцы голосовых складок, левой и правой, парные за исключением одной. При гипотонусных расстройствах повреждение наступает в одной, максимум двух парах мышц на самой периферии их иннервации. После лечения и специальных голосовых тренировок возможно восстановление их тонуса, поэтому данную патологию принято относить к функциональным нарушениям.

Миопатические парезы возникают на почве перенесенных инфекций — гриппа, острых респираторных и вирусных заболеваний, при длительных перенапряжениях голоса. Нередко несколько причин действует в совокупности. Особо неблагоприятны для голосового аппарата так называемые «малые простуды», при которых на фоне небольших катаральных явлений и легкой отечности слизистой оболочки носоглотки и гортани ведется активная голосовая нагрузка. Голос вынужденно форсируется, что часто приводит к парезам внутренних мышц гортани и гипотонусной дисфонии. Страдают мышцы, смыкающие голосовые складки, нарушается голосовая функция, а физиологическое дыхание остается нормальным. Однако выпадение функции одних мышц обусловливает нарушение действия их антагонистов (мышц-

 
 

сжимателей) — аддукторов.

 

Исследования одного из основоположников отечественной фониатрии Л. Д. Работнова (1932) показывают, что нарушение деятельности одной мышцы влечет за собой нарушение функции ее антагониста и отражается на работе не только гортанных мышц, но и далее от нее отстоящих мышц, связанных с голосообразованием. Появляется боль в наружных мышцах гортани, происходит дискоординация функций всех ее элементов, изменяются условия реализации голосового акта, резко укорачивается фонационный выдох.

Дефекты голоса могут быть выражены от легкой осиплости до резкой охриплости и даже афонии. Отмечается большая утомляемость голоса, напряжение и боль в мышцах шеи, затылка, а иногда и грудной клетки. Ларингоскопическая картина характеризуется несмыканием голосовых складок, синхронная их подвижность может сохраниться, но быстро истощается при фонации. Щель между голосовыми складками приобретает различные формы в зависимости от того, какие мышцы поражены.

На рис. 12— 14 представлены картины голосовой щели, образуемой при поражении разных мышц голосовых складок.

Большинство людей с нарушениями голоса не остаются безразличными к своему состоянию, особенно заметно это проявляется при функциональных расстройствах голосообразования. У некоторых переживание дефекта приобретает характер ситуационно-психических реакций, их выраженность определяется ролью, которую голос играет в трудовой деятельности человека, особенностями личности, длительностью голосового расстройства, многократностью неудачного лечения в прошлом. Такие больные жалуются на пониженное настроение, высказывают беспокойство о своей дальнейшей жизни в профессиональном плане. Рациональная психотерапия и первые, даже незначительные, подтверждения возможности обрести нормальный звучный голос в таких случаях полностью ликвидируют психогенные реакции, а сам голос успешно восстанавливается в процессе логопедических занятий.

У людей, избравших голосоречевые профессии, подобное длительное нарушение нередко создает тяжелую психотравмирующую ситуацию, которая при наличии предрасположенности и астенизирующих факторов приводит к развитию невротических состояний. Их внимание постоянно приковано к качеству звучания голоса. Дисфония сочетается с быстрой не только голосовой, но и общей утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе, тревогой, бессонницей, пониженным настроением. Продолжая работать, форсируя голос, они еще более ухудшают свое состояние. Люди с выраженными невротическими расстройствами, помимо голосовосстановительных занятий, нуждаются в консультации, а иногда и в лечении у психиатра.

После вводной беседы психотерапевтической направленности, ориентирующей больного на ответственное отношение к логопедическим занятиям, следует приступать к коррекции дыхания. Помимо дыхательной гимнастики, выполняемой, если есть возможность, в кабинете лечебной физкультуры (см. Приложение, с. 137, 138), дыхательными упражнениями необходимо заниматься и на логопедических занятиях.

Главная задача восстановления голоса при миопатических парезах — установление костно-абдоминального типа дыхания, удлинение фонационного выдоха и воспитание правильного голосоведения. Некоторые упражнения комплекса «А», описанные выше, выполняются при сочетании дыхания с произнесением звука на мягкой атаке (исходное положение — сидя на стуле):

1) вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон;

2) вдох через нос, выдох через нешироко открытый рот с произнесением на мягкой подаче голоса фонемы [а];

3) вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон;

4) вдох через нос, замедленный выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце;

5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с длительным произнесением слегка приглушенного двугубного звука [в];

6) вдох через нос, выдох толчками, т.е. кратковременно задерживая дыхание, через рот с имитацией стона.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за тем, чтобы вдох всегда был быстрым, а выдох как можно более продолжительным.

Расстройства голоса при гипотонусных нарушениях так же, как и при хронических ларингитах, которые часто осложняются миопатическими парезами, сопровождаются парестезиями — рядом неприятных ощущений в глотке и гортани. Для их устранения (или облегчения) целесообразно использовать прием, снимающий ощущения першения в горле. Задержав дыхание, при закрытом рте и неплотно сжатых зубах беззвучно «произносить» звук [ы] два-три раза подряд. Массаж в течение 1—2 мин круговыми движениями большого и указательного пальцев передней поверхности шеи, начиная с области корня языка и спускаясь к ключичным впадинам, ослабляет мышечные зажимы и настраивает голосовой аппарат к работе. Такой массаж можно проводить 6—7 раз в день, первый раз — утром натощак.

Дыхательные упражнения и массаж поверхности шеи подготавливают голосовой аппарат к фонации, с нахождением оптимального тона голоса. Как уже описывалось выше, полноценный звук голоса легче всего получить при произнесении сонорных [м, н, л]. Они обладают достаточно большим возвратным импедансом, не требуют сильного напряжения гортани. Одномоментно вызвать звучный голос при подаче «в маску», т.е. в верхнем резонаторе, не представляет больших трудностей. При сомкнутых губах, без напряжения издается как бы стон на мягкой атаке звука и ощущении вибрации переносицы и темени. Методом проб и ошибок, с неоднократными повторениями попыток, подбирается наиболее чистое звучание голоса. Правильность полученного тона определяется на слух и по ощущению комфорта в голосовом аппарате. Если такие попытки не дают желаемого результата, что иногда возможно у людей с плохим музыкальным слухом, применяется другой прием. Тон задается звучащим камертоном. Камертон С-128 ставится на темя и обучающемуся предлагается «подстроить» голос в тон звучания камертона. Для лучшего ощущения звука «в маске» уже после того, как полноценный тон найден, можно при мягком «мычании» слегка похлопывать по крыльям носа. В дальнейшем этот прием используется и при произнесении слоговых упражнений.

После нахождения оптимального тона звук вводится в слоги: ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; ла, ло, лу, лэ, лы; ва, во, ву, вэ, вы; за, зо, зу, зэ, зы; ока, жо, оку, оке, окы. Затем идут сочетания парных слогов с ударением на последнем гласном:

мама, мамо, маму, мамэ, мамы; вава, ваво, ваву, вавэ, вавы;
нана, нано, нану, нанэ, наны; заза, зазо, зазу, зазэ, зазы;
лала, лало, лалу, лалэ, лалы; жажа, жажо, жажу, жажэ, жажы.

В дальнейшем можно переходить к произнесению вариантов слогов по пять и по семь на одном выдохе, например: ма-мо-му-мэ-мы, на-но-ну-нэ-ны и т.д. Или: мама-мама-мамама, лала-лала-лалала. Подобные тренировки не только содействуют устойчивости правильного голосообразования, но и координируют фонацию и дыхание. С этой же целью можно предложить произнесение сочетаний гласных по две — пять фонем слитно, на одном выдохе, выдерживая единый тон голоса.

Следует отметить, что у людей с небольшой длительностью заболевания улучшение голоса, достигнутое в голосовых тренировках, практически сразу переходит в спонтанную речь. Объясняется это оживлением старых стереотипов нормального голоса, постепенное восстановление голоса наступает параллельно с дыхательными занятиями.

Особую группу составляют люди, у которых голосовое нарушение имеет длительный срок и уже сформировался стойкий навык патологического голосообразования, так называемая «привычная охриплость». Все функциональные тренировки они могут выполнять голосом нормального тембра, но в спонтанной речи охриплость сохраняется. В подобных случаях требуется более длительная работа над голосом: при тщательном слуховом контроле отрабатывается чтение текстов, стихотворений.

Лучше выбирать стихотворение с короткой строкой и максимальным набором сонорных, со звонкими согласными и гласными в тексте. Например:

«Все мое», — сказало злато; «Все куплю», — сказало злато;
«Все мое», — сказал булат. «Все возьму», — сказал булат.

А. С. Пушкин. Золото и булат

Где гнутся над омутом лозы, Под нами трепещут былинки,
Где летнее солнце печет, Нам так хорошо и тепло,
Летают и пляшут стрекозы, У нас бирюзовые спинки,
Веселый ведут хоровод.   А крылышки точно стекло!
«Дитя, подойди к нам поближе, Мы песенок знаем так много,
Тебя мы научим летать, Мы так тебя любим давно —
Дитя, подойди, подойди же, Смотри, какой берег отлогий,
Пока не проснулася мать! Какое песчаное дно!»

А. К. Толстой. Где гнутся над омутом лозы...

Постепенно восстановленный голос делается устойчивым во всех видах речи.

Продолжительность курса восстановительных занятий варьируется от 1,5 до 4 мес. По завершении фонопедии рекомендуется продолжать функциональные тренировки голосового аппарата самостоятельно не менее одного месяца.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Логопедия. Основы фонопедии

Логопедия... Основы фонопедии... М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гипотонусные нарушения голоса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Акустические свойства голоса
Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голос

Теории механизма голосообразования
Вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г. С момента изобретения М. Гарсия

Значение дыхания в голосообразовании
Функцию дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Природа не снабдила человеческий организм специальным голосовым органом. Продуцирующая звук гортань представляет собой часть дыхательной

Инструментальное обследование голосового аппарата
Для определения состояния голоса необходимо провести тщательное обследование голосового аппарата. Существующие в настоящее время клинические и инструментальные методы исследования в большей части о

Аудитивная оценка голоса
Логопед, начиная коррекцию голоса, должен иметь заключение фониатра или оториноларинголога и сведения о возникновении и течении нарушения. Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выясн

Исследование голоса и интонационной стороны речи с использованием специальных проб
2.1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний. Изолированные гласные предлаг

Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани
Периферические парезы и параличи гортани наступают вследствие нарушений ее иннервации при поражениях нижнего гортанного (или возвратного) нерва. Выделяют три типа причин этой патологии: 1)

Восстановление голоса при хронических ларингитах
Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани — одно из самых распространенных заболеваний. Острое воспаление гортани может быть как самостоятельным заболеванием, так и сопутствовать ОР

Коррекционное обучение после удаления гортани
Удаление гортани (ларингоэктомия или экстирпация) производится при диагнозе «рак». Люди, перенесшие такую операцию, полностью лишаются звучного голоса. Поскольку гортань удалена, дыхательный путь з

Коррекция голоса после частичных резекций гортани
В последние годы в связи с лучшей, более ранней, диагностикой, а также с разработкой новых методов хирургического лечения появилась возможность проведения щадящих операций на гортани, частичных ее

Восстановление голоса при рубцовых деформациях и стенозах гортани
Рубцовые изменения и стенозы (сужение просвета гортани) встречаются и у взрослых людей, и у детей. Причины их могут быть разнообразны: длительное пребывание интубационной трубки при наркозе, термич

Фонопедия при узелках голосовых складок
Узелки голосовых складок — это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины — точке наиболее плотного их с

Нарушения голоса при патологической мутации у подростков
В качестве одного из функциональных расстройств можно рассматривать патологическую мутацию голоса у подростков. Нормальная смена детского голоса на взрослый, как правило, завершается в теч

Фонастения
Особое место среди функциональных расстройств голоса занимает фонастения, которая часто не сопровождается видимыми изменениями голосового аппарата. Чаще всего она встречается у людей, имеющих голос

Функциональная афония
Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (

Гипертонусные нарушения голоса
Гипертонусные нарушения голоса являются следствием патологического повышения мышечного напряжения голосовых складок, изменения их вибраторной, функции. Дисфонические расстройства обладают

Их причины и распространенность
С каждым годом увеличивается количество людей, профессия которых требует активного и постоянного использования голоса. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой де

Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса
Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать п

ПОСЛЕСЛОВИЕ
В пособии описаны наиболее часто встречающиеся нарушения голоса, которые устраняются приемами фонопедии. Проблемы расстройств голоса и их коррекции составляют самостоятельный учебный курс

Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка[8] Методические указания Стоя, ру

Упражнения для больных с удаленной гортанью
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка Методические указания Сидя на сту

Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка Методические указания Сидя на сту

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги