Творческая активность как феномен сублимации или свободный от конфликтов потенциал личности

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА по общей психологии Творческая активность как феномен сублимации или свободный от конфликтов потенциал личности Группа 2п Исполнитель Шарова Л.Д. Руководитель Норден А.Г. Таллинн 2003 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1. Психологическая терминология о понятиях сублимация, креативность, творчество 2. Творчество и традиционная психология 1. Творчество как деятельность 2. Творчество как общение и познание 3. Произвольность и осознанность творчества 3. Психофизиологические аспекты изучения творчества 12 1.3.1. Творчество как поиск 2. Роль межполушарной асимметрии 15 ГЛАВА II. СНОВИДЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВО 1. Творческий акт в сновидениях 2. Взаимодействие вербального и невербального мышления 3. Разрешение мотивационного конфликта в сновидении 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли, является трансцендентальной проблемой, которую психолог не способен решить, но может только описать.

Творческая личность также является головоломкой, которую мы сможем поворачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно.

Тем не менее, современные психологи не отказались от исследования проблемы Юнг К. Монолог Улисса Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. М 1996. С.55-85. Вопрос о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести к числу главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал.

Сторонники первой концепции рассматривают неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, и находят социально приемлемый выход в творчестве.

Отсюда мог бы следовать логический вывод, чем тяжелее внутренний конфликт личности, чем в большей степени ущемлены потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее творческая активность личности. В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих о расцвете творческих сил у великих людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после жестоких психических травм и необратимых потерь. Творчество, как единственный способ преодоления трагедий неразделенной любви один из самых сильных аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могли бы служить здесь примером, от сонета Петрарки до лирики наших современников.

Обсуждению и критике этой концепции посвящена большая литература.

Но сторонники концепции творчества как феномена сублимации закрывают глаза на большое число примеров противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, немало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. По-видимому, между фрустрацией и творчеством зависимость неоднозначная. Это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании проанализированы события жизни, и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае, такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал.

Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным, неразрешимым внутренним конфликтам. Психология художественного творчества ХрестоматияСост. Сельченок К.В. Минск Харвест, 1999. с. 53-72. Учитывая выше перечисленное, легко проследить, что проблема творчества важна и актуальна, а от изучения этой темы зависит понимание механизмов развития человека и общества.

Очевидно и то, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы изучить факторы, влияющие на творчество. В работе был использован метод исследования изучение литературы по проблеме. Использован текст Хрестоматии Психология художественного творчества, составитель Константин Сельченок.

Особый интерес вызвала у меня статья израильского психолога Вадима Ротенберга Психофизиологические аспекты изучения творчества, на изучение которой сделан акцент в данной курсовой работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Психологический словарь-справочник. Не найдены и надежные способы ее измерения. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиц... Вдохновение 1 состояние своеобразного напряжения и подъема духовных си... с.

Творчество и традиционная психология

Творчество как деятельность Есть несколько психологических подходов, к... В научном творчестве новаторство проявляется в работе с новыми проблем... Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность разря... В психологии наиболее изучено решение нестандартных творческих задач -... 1.2.2.

Творчество как общение и познание

. При этом производство содержания соответствует пассивной, а оформление... Творчество как общение и познание. Невыразимое обычными языковыми средствами знание художника отличается ... 1.2.3.

Произвольность и осознанность творчества

Творчество часто представляют мистическим процессом, не контролируемым... И внутреннее содержание, и процессы оформления не осознаются. Однако чаще осознается один фрагмент будущего произведения музыкальная... Многие механизмы творчества специфичны для конкретных творческих состо... 1.3.

Творчество как поиск

Данный раздел курсовой работы предлагает ознакомиться с интересными ис... Противоположное состояние - отказ от поисковой активности в ситуации, ... В отличие от животных, только у человека, в связи с условиями его суще... Так, она может принять форму так называемой надситуативной активности,... Состояние отказа от поиска имеет тенденцию к иррадиации, к распростран...

Роль межполушарной асимметрии

Роль межполушарной асимметрии. В поэтике существует тот же эффект при восприятии, что и двойные изобр... создать образный контекст. Так, у испытуемых с высоким и низким творческим потенциалом оцениваемы... Задачи, не поддающиеся логическому решению, вызывают эмоциональное нап...

ГЛАВА II. СНОВИДЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВО

ГЛАВА II. СНОВИДЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВО 2.1.

Творческий акт в сновидениях

Состояние творческого экстаза и максимальной продуктивности часто сопр... Взаимодействие вербального и невербального мышления во сне У психическ... нарушено отражение объективной реальности и выделение себя как субъект... Анализирующая и оценивающая функция вербального мышления почти утрачив... Благодаря этому сновидное изменение сознания может способствовать озар...

Разрешение мотивационного конфликта в сновидении

Одним из важнейших механизмов психологической защиты является быстрый ... И, наконец, состояние творческого подъема, близкого к инсайду или непо... Это необходимая предпосылка успешного творчества. Чем выше функциональные возможности образного мышления, тем успешнее т... Особенно велико значение сновидений при неврозах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотренные в работе проблемы творчества далеки от окончательного решения. Можно считать, что речь идет о разработке теоретической модели. Данная курсовая работа моя первая попытка приблизиться к изучению психологической литературы на данную тему. Цель понять, чем является творчество одним из механизмов защиты - сублимацией или каким-то определенным потенциалом личности.

Использованная мною хрестоматия Психология художественного творчества содержит тексты работы около двадцати авторов, в разное время исследовавших тему психологии творчества на примерах художественного, музыкального, поэтического, фото, артистического и других не менее интересных видов творчества. Кроме В.Ротенберга, автора статьи, положенной в основу данной курсовой работы, в сборнике присутствуют такие имена как Отто Ранк Эстетика и психология художественного творчества Л.С. Выготский Искусство и психоанализ, Искусство и жизнь Рудольф Арихейм Искусство как терапия Н.В. Рождественская Проблемы и поиски в изучении художественных способностей В.В. Иванов Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество и др. Акцент на статью В.Ротенберга Психофизиологические аспекты изучения творчества объясняется моей попыткой подойти к проблеме наиболее близко - с позиции психофизиологии человека.

Начатое мною исследование имеющейся в психологии литературы о феномене творчества и творческой активности привело меня к пониманию, насколько мало изучена данная область человеческой деятельности психологией.

Тема остается для меня актуальной и интересной для более углубленного и квалифицированного изучения. Надеюсь, что процесс обучения в университете на факультете психологии поможет мне овладеть навыками, которые позволят в дальнейшем самостоятельно заняться исследованием проблем творчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психология художественного творчества ХрестоматияСост. Сельченок К.В. Минск Харвест, 1999. с. 53-72. 2. Психологический словарь-справочник. Мн. Харвест, М. АСТ, 2001. с.413-414. Библиотека практической психологии. 3. Словарь практического психолога Сост. С.Ю. Головин. Минск Харвест, 1997. с.247-248. 4. Зеличенко А.И. Психология Духовности. М. Издательство Трансперсонального Института, 1996 г. с. 185.