Духовная психология: в поисках изначального.

Владимир Козлов

ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

В ПОИСКАХ ИЗНАЧАЛЬНОГО.

 

Издательство Трансперсонального Института

Москва, 2000 г.

УДК 159.9 ББК 88 П 88

Ó В.Козлов, 2000 г.

 

Предисловие.

 

Человеческая жизнь всегда являлась и

является и, будет являться героической

попыткой осознать самого себя.

“Заметки пессимиста”, дацан Бодхидхарма,

Тункинская долина, июль 1997

Ночь настолько темна, что, посмотрев в окно, я увидел только свое отражение в стекле.

В течение нескольких минут я сидел, смотря в темноту, и искал название этой книги. Силой, побуждающей этот поиск, была тоска. Тоска по состоянию во время лекции, прочитанной на конференции “Игра и Воля”. Это было состояние инсайта, воодушевленного прорыва в новое осмысление своей жизни. Было ощущение открытия. Что вот - случилось. Наконец-то все стало предельно понятно, ясно. Иногда мелькали мысли “как я не понимал этого раньше...”, “до чего все просто...”, “как можно было не додуматься...”

Говорилось с трудом. Я глотал слова, иногда они были невнятны, не те. Помню чувства огорчения и смущения. Но внутри пульсировал восторг догадки, экстаз обладания знанием, трепет присутствия сокровенного: будто в городской сутолоке вдруг увидел божественного Ангела с серебристыми крыльями.

Я одновременно с этим понимал:

- что очень и очень болен, кружилась голова, во рту было сухо, иногда все вокруг начинало расплываться, таять. Стоило огромных усилий удержаться не только в текстах, но и на ногах.

- что слова, произносимые не нужны этим людям, которые собрались в этом зале. Может быть, они даже вредны многим из них. Во многих глазах я видел досадное, холодное любопытство: ”Ну что он еще скажет... что он может еще сказать...”

- что я очень хочу освободиться от этого состояния. От слов, которые проносились сквозь меня, через меня. Было ощущение принуждения, будто все происходило вне моей воли, ума, личности.

И еще была твердая уверенность в том, что нет выбора. Несмотря ни на что, наперекор всему, вне всякой логики и за пределами любого благоразумия - обязан судьбой пережить и проявить эти смыслы.

В конце концов - тело выдержало. Были изложены основные идеи, которые хочется предложить Вашему вниманию в виде текста этой книги.

После того, как была прочитана лекция, мне очень захотелось ее сохранить. Оказалось, что ни один диктофон и ни одна видеокамера не зафиксировали текст. Мне это показалось в тот момент закономерным.

Прошло три месяца. Только сейчас я чувствую в себе силы и душевный покой для того, чтобы попытаться возродить состояние. Только сейчас я вместе с Вами готов предпринять путешествие в те смыслонасыщенные пространства, которые были живы в те часы.

Эту книгу я посвящаю всем, кто был рядом на тренингах по личностному росту.

Уже второй год меня не покидает состояние, которое называю “очарованным странником”. То ли потому, что в это время очень много путешествую, и жизнь часто превращается в вереницу встреч и расставаний с людьми, с городами, пансионатами. То ли понимание жизни как эфемерного калейдоскопа переживаний стало тотальным. То ли потому, что соприкоснувшись однажды с Великой Равностностью, я обрел свою родину... Странник стал мне близок по духу. Он все имеет и не имеет ничего. Проживает каждую встречу как встречу с жизнью. Куда бы он ни приходил, он точно знает, что это не его дом. В каждой встрече видит залог расставания. Жизнь - как дорога. И на этой дороге самый фешенебельный номер гостиницы не отличается от тени под деревом, просветленный Мастер на сущностном уровне равен алкоголику в канаве - все является элементом потока жизни, раскрывающимся очарованным глазам странника. Странник живой - он не перестал удивляться. И все очаровывает его - сияние солнца, блеск глаз случайного спутника, глупость и тонкий ум, благородство и предательство, понимание, доверие и открытое пренебрежение человеческим... и самое Великое человеческое призвание - придумывать ежечасно реальность, верить в нее, быть ею.

Особенно хочу поблагодарить тех людей, которые приняли это состояние как свое на Байкальском тренинге “Танец Духа”. Я помню всех. 45 человек, сумевших довериться безумному мероприятию - отдаться Воле духовных традиций. Вы видели этот танец, когда в паре несутся вечность и мгновение, свободное и прикованное, хаос и космос, а безумие нежно смотрит в глаза мудрости!? Мы смотрели на этот танец. В этом танце мне вспоминались слова одинокого Заратустры как молитва: “Человек это нечто, что должно превозмочь”. Для очарованного странника нет цели дороги, есть вечное путешествие: от формы к форме, от переживания к переживанию, от пустоты к полноте, от полноты к пустоте. И каждый вдох как превозмогание смерти, превозмогание абсурда, космического одиночества существования. Каждый вдох как присоединение к божественному дару жизни.

 

 

Обозначение темы.

“Кто был никем, тот станет всем”. Э.Потье “Интернационал”. Я помню воодушевление, когда в детстве и юности мы, как оказалось, представители застойной эпохи социализма, пели эти…

Глава I.

ПРОБЛЕМА “НИКЕМ”.

Проблема “изначального” состояния является стержневой не только для философии, истории, психологии, этнографии, герменевтики и других многочисленных… Вопрос о первичности всегда был камнем преткновения для рефлексивного ума. Мы не претендуем на новое раскрытие проблемы, но достаточно большой опыт применения измененных состояний сознания,…

РАЗРЫВ РЕАЛЬНОСТИ - ШАМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ.

Шаманская культура, пещерная живопись, являются наиболее ярким проявлением верхнего палеолита (от 35 до 10 тыс. лет назад). Существует следующий… - ориньяк (30-19 тыс. лет тому назад), - солютре (18-15 тыс. лет тому назад),

НЕНАСЫТНЫЙ ВЗОР

Во всех мировых религиях этот разрыв реальности определяют как "отделение от Бога", «первородный грех знания». «Вкусить от древа знания»… Там, где есть «со-знание», отделенное знание, там, где есть «Я», уже нет… Там, где есть сознание, появляется желание совершенства (не так важно в чем - в вещах, в идеях, условиях жизни) - это…

Куда бы я ни направил свое осознание, куда бы Вы ни направили свое осознание, всегда натыкаешься на границу неполноценности знания и чувство, что есть нечто большее.

И что остается?

Остается вечный возврат в изначальное.

Когда начинаешь понимать, что все, что тебя окружает – быстротечно, хрупко, сокрушимо.

Когда начинаешь понимать, что все, что ты имеешь, подвержено тлену, и нет ничего постоянного.

Когда начинаешь понимать, что ты и все, что ты представляешь из себя – пыль во Вселенной и даже меньше и жизнь твоя короче мгновения.

Именно в этот момент Я, Ты, Другие, поворачивают свой ненасытный взор в сторону Вечности, Бога, Изначального.

Не все поворачивают.

Но книга эта пишется не для всех.

 

ГЛАВА 2.

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ – ТРАДИЦИИ.

Мы еще не имеем ни одной формы, ни одной матрицы опыта, но уже готовы сами формы и способы их передачи и сами передатчики. Мы еще не родились, а груди общества уже набухли от молока опыта. И если… Прямо сейчас хочется остановиться на духовных традициях, изложенных Великими Учителями. В основном им приписывают…

ДАОСИЗМ.

Древние китайские даосы, уединяясь в пещерах от искажений, привносимых повседневной жизнью, настолько углублялись в тишину себя, настолько смогли…   Возникновение даосизма связывают с именем легендарного древнего философа Лао-цзы, автора трактата “Дао-дэ цзин”…

БУДДИЗМ.

Основатель буддизма Бхагаван Будхадева родился как сын царя Суддходаны и Майадеви в Ламбини, недалеко от Капилавасту. Принца королевства шакьев… Сущность буддизма излагается в так называемых четырех “истинах”, открытых и… Первая Благородная истина – “ Есть страдание». Если Вы хотите понять понятие страдания, то вы должны отбросить ваш…

ТАНТРИЗМ.

Тантризм (санскр. Tantra - ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) - одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе… Более умеренный и проповедующий культ мужских божеств тантризм Правой руки… Путями к постижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой было чтение тантр и размышление на темы тантр, произнесение…

ЙОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ИНДУИЗМЕ.

В самый древний, ведический период своего существования йога была тесно связана с шаманизмом. Индийские шаманы придавали большое значение… В йогической терминологии сознание (читта) охватывает все мыслительные… Все йогические практики стремятся к одной цели - успокоить волны, добиться мира в сознании. Одни школы йоги…

САМОПОСТИЖЕНИЯ.

Суфийской учение не систематизировано. Многое в суфизме не может быть передано словами. Учение передается во множестве форм - ритуалы, упражнения,… Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, писал так: “Есть три… Вторая - знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает,…

ХРИСТИАНСТВО КАК ДУХОВНЫЙ ПУТЬ.

Христианство как учение основывается на идеях более древних арийских традиций. Ведийский миф, проходящий красной нитью через все религии арийского… Ежегодно в день зимнего солнцестояния - 25 декабря - праздновалось рождение… В день весеннего равноденствия установились особые церемонии, которые олицетворяли смерть и воскресение солнца. Во…

Бог есть любовь.

(Иоан. 4,8)

Да любите друг друга.

И вроде так просто – полюби ближнего и ты уже в райском саду, и господь рядом смотрит любящим взором, и ты уже в теле Христа, и ты уже в… Уже второй год пишу эту книгу. Часто, вчитываясь в предыдущие строки, думаю –… «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан. 13,35)

Глава III.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ– ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

В предыдущей главе мы уже затрагивали проблему психотехнического обеспечения духовного пути. Сейчас мы хотим более подробно остановиться на этом… Шаманская традиция вхождения в изначальноечерез неординарные (необычные,… При этом в различных культурах и религиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний…

ДАО ПОИСКА.

Психотерапевтический и психологический рынок России насыщен различными услугами, которые преподносятся как техники «исцеления», «решения проблем»,… Удивительно, что многие из них, являясь психотехнологиями в полном смысле… Трансформация на языке психологии и психотерапии в основном истолковывается как некое изменение личности.

ГРУСТЬ ПО ПРОСВЕТЛЕНИЮ.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта // ж. “Вопросы философии” 2/1994.

2. Буддизм: Словарь/ Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. - М.,1992 ,287 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: МГУ, 1988, 320 с.

4. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Центр “Соцветие”, 1993, 336 с.

5. Гроф С. Трансперсональные опыты // ж. “Человек” 5/1991

6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993

7. Кандыба Д.В. Тайны человеческой психики. М., 1996

8. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс.

С-Пб: “Андреев и сыновья”, 1991, 332 с.

9. Козлов В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий. - Мн.: ООО “ПолiБiг”, 1995, 304 с.

10. Козлов В.В. Из Хаоса в Космос. // “Из Хаоса в Космос”. М.,1995 - С. 8- 17.

11. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. Изд. Трансперсонального института. М., 2000.

12. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999, 303 с.

12. Минделл А. Самостоятельная (уединенная) работа над собой. 1987

13. Мишлов Дж. Корни сознания. 1993

14. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Трансперсональное движение: возникновение и перспектива развития.// “Психологический журнал” 3/1992

15. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. Учебное пособие для высшей школы. - М.: РГГУ, 1994, 448 с.

16. Так говорил Будда. С-Пб. ,»Илона» – 1991

16. Тибетская Книга мертвых. - М.: “Подиум”, 1992, 94 с.

17. Тибетский буддизм: теория и практика. Сборник. - М., 1996

18. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Том 1,2. - М.: “Три Л”,1996. 420 с.

19. Франк С. Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. М., 1995

20. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994

 

 

2001 год.

ТРЕНИНГ

«Духовные странствия»

Y

С 21 июня по 1 июля

в Горном Алтае на озере Алтан-Коль.

Организованный выезд группы с автовокзала г. Новосибирска (Барнаульское направление) в 10.00 (автобус “Икарус” с надписью “Дхарма”) 21 июня.

Тел. Êîîðäèíàòîðà (3832) 150152 – Òàðàñåíêî Ïàâåë

Y

Холистический лагерь на берегу Байкала

С 5 июля по 12 июля

Организованный выезд группы с Речного порта «Ракета» Иркутска в 9.00 (сбор группы в 8.00 у Речного порта) 5 èþëÿ.

Координаторы: (3952) 460352 – Ольга, 331276 - Елена

Y

На берегу Уральской жемчужины озера ЗЮРАТКУЛЬ

С 15июля по 21 июля

Группа отправляется в 11.00 от Драмтеатра г. Челябинска 15 июля.

Тел. Координаторов в Челябинске (3512) 340801 – Ирина (3512) 125 256 – Олеся (3512) 332489 - Анна

Просим Вас привезти с собой спортивный костюм, предметы, тексты и символы, которые имеют для Вас духовный смысл (амулеты, скульптуры, иконки, книги, и др.).

О Ваших планах прошу сообщить или письменно:

150000, г.Ярославль, ул. Первомайская 9-2 Козлову В.В.

Или позвонить тел. (0852) –728394

Или оповестить по системе “Интернет” kvv@ uniyar. ac. ru

Тренинги ведет Владимир Козлов, доктор психологических наук, академик МАПН, профессор.