рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

III.4. Дианетика как технология духовного исцеления

III.4. Дианетика как технология духовного исцеления - раздел Психология, Саентология и психотерапия: экспертные материалы Термин "дианетика" Восходит К Греч. Dia — Через И Nous — Душа = &qu...

Термин "дианетика" восходит к греч. Dia — через и Nous — душа = "то, что душа делает с телом"[28]; диа-нетическую технологию Хаббард определяет как технологию совладания с последствиями нежелательных воздействий духа на тело[29] или науку о мышлении, посредством которого это влияние осуществляется[30]. Хаббард называет дианетику "наукой душевного здоровья" и использует множество терминов, кАюрые совпадают с использованием в медицине и психотерапии: "терапия", "диагноз" и др., заставляя вновь ставить вопрос о соотношении дианетических практик с медицинскими практиками вообще и психотерапевтическими — в частности.

Недвусмысленный ответ на этот вопрос содержится в текстах Хаббарда: "... Дианетика существует не для какой-то одной из профессий, так как ни одна профессия не может охватить ее. Она недостаточно сложна, чтобы ее изучали годами в каком-то университете. Она принадлежит человечеству, и никто не сможет монополизировать ее, так как она нигде не подпадает под чью-нибудь законодательную власть. Если когда-нибудь Дианетика подпадет под законодательство и станет лицензированной профессией, тогда придется издавать законы о праве выслушивать истории других людей, их шутки и рассказы о личном опыте. Такие законы посадили бы всех хороших людей, которые с симпатией выслушивают своих попавших в беду друзей, за решетку. Дианетикане является психиатрией. Дианетикане является психоанализом Онане является психологией. Онане является личными отношениями. Она не является гипнозом. Это наука о мышлении, и она так же нуждается в лицензировании и законодательстве, как физика. (...) Дианетика нигде не обусловлена никакими законами, так как не существует закона, который может запретить одному человеку сесть напротив другого и рассказать ему о своих неприятностях. Желание монополизировать Диане-тику, можно быть уверенным, происходит от причин, связанных не сДианетикой, а только с наживой. (...) Дианетика становится в строй с психологией, не нарушая ничего связанного с кадрами, исследованиями или преподавательскими должностями, так как психология — просто наука о психике... и может развиваться по собственному усмотрению. Дианетика ни с кем не враждует, не подпадает ни под один существующий закон..."[31].

Эти утверждения могут выглядеть чересчур декларативными, голословными, претенциозными и т.д. и побуждать к требованиям развернутого и детального анализа обоснований каждого из них. Есть, однако, обоснования общего порядка, никак не связанные с авторством самого Хаббарда: 1) Ни в одном из известных мне руководств по психотерапии — отечественных и зарубежных — дианетька не упоминается. Нет упоминаний о ней и в справочных изданиях — таких, например, как фундаментальный словарь по психологии А. Рибера[32] и не имеющая в мире аналогов по полноте охвата "Психотерапевтическая энциклопедия"[33]; 2) Ни одно из направлений психотерапии не признает дианетику своей частью или производной от себя и вообще — психотерапией; 3) Признание дианетики входящей в систему любого из перечисленных направлений, по существу, снимало бы вопрос о теории и методах дианетики, позволяя рассматривать их в рамках того или иного направления (психоанализ, бихевиоризм, гипнотерапия, эклектическая психотерапия и т.д.) и выносить соответствующие суждения о ней; 4) Квалификация дианетической технологии как требующего лицензирования лечебного метода требует, как минимум, включения дианетики в официальный регистр наук, чего не происходит ни в одной стране.

По сути, к этому сводятся утверждения как самого Хаббарда, так и его оппонентов[34] — разница состоит лишь в отношении к перечисленным фактам и их интерпретации. Однако, перечисление того, чем НЕ является дианетика, не отвечает на вопрос — чем она ЯВЛЯЕТСЯ?

Хаббард определяет ее как науку о разуме (мышлении). Содержательный анализ текстов[35] выявляет построение саентологии и дианетики по канве точных наук: наличие собственного терминологического и понятийного аппарата, внутренне непротиворечивых представлений, системной организации структурных элементов, теоретической и прикладной составляющих: "... точная наука, предназначенная для эпохи точных наук[36]. Вместе с тем, она существенно отличается от точных наук, ограничивающих предмет своего интереса и создающих специальные методы исследования. Хаббард же, учитывая взгляды, как он утверждает, всего предшествующего периода науки и человеческого опыта пытается описать самые общие закономерности проявлений человеческого разума.

С учетом этого не удивительно, что в теоретических построениях дианетики можно найти те или иные элементы, отзвуки других теорий (научность одних бесспорна для всех, других — может подвергаться сомнению) и трудно назвать психологическую теорию или направление, которых бы это не касалось. Если за специфической фабулой каждого из направлений выделить некое объединяющее их ядро, то останется как раз то, на чем сконцентрировано внимание дианетики — человеческий разум как: а) инструмент влияния духа на тело и б) интегральный и качественно специфический продукт взаимодействия психического (мозгового) аппарата и опыта, который может быть источником деформирующего работу разума фактором. Если воспользоваться схемой психосинтеза[37], то дианетика могла бы сказать (собственно, и говорит — см. выше): "Психоанализ — это я. Бихевиоризм — это я. Когнитивная психология — это я. Но я не психоанализ, не бихевиоризм, не когнитивная психология". Действительно, инграммы в дианетике сопоставимы с комплексами в психоанализе, зафиксированными реакциями и цепочками "стимул - реакция" в бихевиоризме или незаконченными гешта-льтами в гештальт-психологии, вэйлансы — с идентификациями с родительскими фигурами и реакциями переноса (трансфера) в психоанализе, аберрации — с иррациональными мыслями в когнитивной психологии, а "высокие уровни", относимые к парасаен-тологии, — с "Высшим Я" в психосинтезе и т.д. Сопоставимость, однако, не означает идентичности: понятия саентологии и дианетики достаточно самостоятельны и наполнены собственными содержаниями; иное дело — как к ним относиться.

Часто высказываемые претензии в наличии у дианетики своего понятийного аппарата и словаря не являются обоснованными — сегодня такие словари мы находим во множестве изданий: они помогают читателю свободно ориентироваться в том или ином направлении, той или иной теме и способствуют более ясному пониманию предмета. Другое дело, что понятийный аппарат дианетики коннотативен — это понятия-образы, понятия-метафоры, уместные в контексте самой дианетики, но едва ли имеющие ценность для любой из существующих психологии и психотерапевтических систем. Многие из этих метафор подчеркнуто технологичны ("Файл-клерк", например), да и сама дианетика именуется инженерной наукой:

"В инженерной науке, типа Дианетики, мы можем работать, используя «кнопочный механизм»[38].

Дианетика по своей сущности — технология, практическая саентология (Хаббард использует также термин "саентологический процессинг[39], акцентируя внимание именно на технологии, процессе ее использования). По аналогии с мировыми религиями можно сказать, что дианетика соотносится с саенто-логией примерно так, как существующие в них установления в области повседневной жизни и религиозных ритуалов соотносятся с их видением Бога, Вечности и т.д., а по аналогии с наукой — примерно так, как соотносится инженерное дело с теоретической физикой, деятельность — с психологической теорией деятельности и т.д.

Что касается сферы приложения дианетической технологии, то она определяется как работа со здоровыми людьми и людьми с функциональными состояниями дизадаптации; при этом из сферы приложения исключается лечение состояний "органического сумасшествия" и безусловно органических болезней тела, хотя обладателям их никак не возбраняется стремиться к улучшению своей жизни с помощью дианетики. Особо подчеркну, торелиз, клир и т.д. — это не характеристики уровня здоровья и выздоровления, а ступени развития и самосовершенствования, по отношению к которым избавление от болезней представляется пусть и желательным, но побочным по отношению к главной цели дианетики эффектом.

Вне зависимости от оценок научной ценности»диа-нетики она, вне всяких сомнений, отвечает известным психологическим потребностям, порождаемым интеллектуально-информационной культурой. Будем мы считать ее религией, мета-наукой, абсолютным вымыслом, научной фантастикой, сказкой, которая "ложь, да в ней намек", или просто злонамеренной ложью (".. наши "духовные спасители" делают свою заказную работу... Уже не тысячи и даже не десятки, а сотни тысяч россиян они ежегодно "отсасывают" в свои ряды, делая из них активных противников наших традиционных духовных ценностей, нашей национальной культуры, выкорчевывая из их сознания святые понятия Родины, патриотизма, "любви к отеческим гробам[40]) — в ней место сложных научных выкладок занимают в общем понятные человеку технологического мира познавательные конструкции. В этой связи отнюдь не случайно и время выхода дианетики на сцену—начало 50-х годов, окрашенное апокалиптическим ощущением только что ставшего ядерным мира и все более и более побуждающее человека задумываться о самом себе и своем месте в мире. Параллельные процессы выхода за пределы науки с опорой на саму науку и ее язык развивались во многих сферах знания и деятельности, в том числе и в психологии: формирование гуманистической психологии, выход на арену психосинтеза, когнитивной психологии, расцвет бихевиоризма, оживление интереса к традиционным духовным практикам Востока, формирование нейролингвистического программирования (НЛП) и т.д..

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Саентология и психотерапия: экспертные материалы

На сайте allrefs.net читайте: "Саентология и психотерапия: экспертные материалы"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: III.4. Дианетика как технология духовного исцеления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Основным материалом исследования послужили следующие издания: 1. Хаббард Л. Р Саентология' основы мысли. — М.: Нью Эра, 1998. 2. Хаббард Л. Р Дианетика: современная

III.1. Преамбула
Поставленные передо мной вопросы для ответа на них требуют методологических уточнений. Прежде всего это относится к соотнесению саентологии и дианетики с наукой и научной медициной как ее производн

III.2. Специфика и границы научной медицины
Будучи самостоятельной профессией, медицина опирается на достижения фундаментальных наук и одновременно сама является системой дисциплин, закрепленной, в частности — у нас в стране, в существовании

IV.1. Границы и критерии психотерапии
В рамках стоящих перед экспертизой задач важно иметь "точку отсчета" — определить границы психо-: терапии и признаки,совокупность которых позволя-| ет считать тот или ино

IV.2. Одитинг
Понятие одитинга (от латинского audire — слушать; в английском audit — проверять, проводить ревизию, посещать курс в качестве вольнослушателя[48]) — одно из ключевых в дианетике. Он определяется, к

IV.5. Тест ОСА и одитинг
В адрес этого теста оппонентами Саентологии высказывается много претензий: "Тест БРК (см. ст. Тест ОСА) —хаббардистско-саентологический личностный тест, мало о чем говорящий; собственно гов

IV.6. Одитинг и другие тесты
В разделе IV.3 было показано, что подозрения о вредных последствиях одитинга не были подтверждены сколько-нибудь убедительными доказательствами или, по крайней мере, попытками их получения. Выше та

IV.7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительный анализ структурных и технологических характеристик психотерапии и одитинга не дает оснований для его отнесения к медицинской психотерапии. Сопоставление дианетических техноло

V.I. Преамбула
Поле мировоззренческих (доктринальных, конфессиональных, теоретических) взглядов и разногласий, как было показано, достаточно широко и не лишено противоречий, позволяющих и сторонникам и оппонентам

V.2. АНАЛИЗ
В области же правового регулирования профессиональной деятельности необходимо обращение к существующим документам, регулирующим психотерапевтическую деятельность и работу психолога в системах здрав

VI. ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведенный анализ опирался на методологический, структурно-технологический и организационный (медико-юридический) анализ Саентологии и Дианетики, а также вытекающих из них методов работы.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги