рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд)

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд) - раздел Психология, Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы В Американской Литературе Эти Концепции Иногда Называют Примером Классических...

В американской литературе эти концепции иногда называют примером классических когнитивистских теорий, приложенных ксоциальному поведению. В самом схематичном виде идеи Креча и Крачфилда сводятся к следующему.

Сложный процесс поведения человека может быть понят толь­ко при условии рассмотрения «менталистских» переменных, та­ких, как перцепт, идея, образ, ожидание и пр. Адекватным мето­дом исследования может быть только холистский, или молярный, подход, рассматривающий поведение как нечто целостное. Невоз­можно понять единое поведение, исследуя по отдельности его ком­поненты («молярные элементы»). Поведение не просто молярно организовано, но важнейшим элементом этой организации явля­ется познание (cognition). Перцепция рассматривается как отно­шение поступающих данных к когнитивной структуре, а науче­ние — как процесс когнитивной реорганизации.

Краткое резюме этого подхода авторы выражают такими сло­вами: «Поведение организовано. Эта организация молярна. Наибо­лее важный ее элемент — познание» [Krech, Crutchfield, Ballashey, 1962, p. 187].

Нетрудно заметить, что общая концептуальная схема объеди­няет эту теорию с другими когнитивными теориями и вместе с тем отличает ее от теорий соответствия. Для Креча и Крачфилда характерен еще более широкий (или более общий) круг прини­маемых посылок. Собственно, теории здесь вообще нет, так как отсутствует ее содержательная сторона. Скорее, здесь в «чистом виде» сформулирован определенный методологический подход, дающий набор некоторых самых общих принципов исследования. Но коль скоро эти принципы реализуются в экспериментальной практике, связанной достаточно тесно с исследованием совер­шенно определенной группы феноменов, прежде всего таких, как перцепция, аттитюды, аттракция и т.д., вместе с этим массивом экспериментальных работ идеи Креча и Крачфилда именуют «ког­нитивной теорией».

В таком же смысле, т.е. в наиболее методологической ее ипос­таси, когнитивистская теория может быть зафиксирована и в ра­ботах С. Аша. В его работах формулируются, конечно, определен­ные теоретические принципы, но большую известность приобре­тает серия экспериментальных исследований. В этой связи здесь уместно обратиться к той проблематике, которая преимуществен­но разрабатывается в рамках когнитивистской ориентации на уровне эксперимента. В фокусе исследований — проблема социальной пер­цепции, хотя не всегда при однозначном употреблении этого термина. Впервые сам термин «социальная перцепция» был введен Д. Брунером в 1947 г., когда была сформулирована программа «Но­вый взгляд» («New Look»). В первоначальном употреблении термин «социальная перцепция» подразумевал влияние всей совокупнос­ти социальных и культурных факторов на восприятие. Позднее же, в основном социальными психологами, термин стал употреблять­ся в значении «восприятие социальных объектов», хотя практи­чески исследования охватили не проблему восприятия всех воз­можных социальных объектов (а под ними понимались люди, груп­пы, социальные общности), но лишь восприятие другого человека, другой личности. Поэтому в качестве синонима выражению «соци­альная перцепция» в социально-психологических исследованиях стал употребляться термин «восприятие личности» («person perception») или «межличностное восприятие» («interpersonal perception»). Именно в плане исследований восприятия другого человека и была впервые применена модель Хайдера Р-О-Х.

Идеи «Нового взгляда» были положены в основание исследо­ваний по социальной перцепции, прежде всего в той их части, где утверждалось, что восприятие избирательно организовано (т.е. что новая информация об объекте соединяется с предшествую­щим знанием, вследствие чего возникают упорядоченные катего­рии, которые значимы и функциональны для индивида), что пер­цептивные процессы осуществляются таким образом, что новые впечатления категоризируются на основании сходства с прежни­ми и т. д. Эта идея «перцептивной интеграции» была, в частности, положена в основу многих исследований С. Аша.

Точка зрения Аша в социальной психологии является прило­жением идей гештальтпсихологии о том, что перцептивная орга­низация имеет тенденцию быть настолько хорошей, насколько это позволяют преобладающие условия. В конечном счете эта мысль преобразуется у Аша в тезис о том, что человек имеет тенденцию быть настолько «хорошим» (для Аша это — «мыслящим связанно», «понимающим», «отвечающим условиям среды»), насколько это допускают обстоятельства. В этом смысле взгляды Аша противо­стоят той традиции в истории психологии, которая приписывает человеку иррациональность поведения, крайний эгоцентризм и т.д. По Ашу, человек, стремясь построить максимально ин­тегрированную систему своих представлений о мире, организует ее каждый раз в соответствии с обстоятельствами, в частности с условиями места и времени. Именно в русле таких рассужденийАш строит свой получивший широкую известность эксперимент [Asch, 1946].

Двум группам испытуемых (90 и 76 человек) был предложен список прилагательных, обозначающих свойства личности некое­го якобы реально существующего человека. Список включал по шесть одинаковых прилагательных: «энергичный», «уверенный», «ироничный», «любознательный», «практичный», «осторожный», а седьмое прилагательное было разным для двух групп. В одном случае это было слово «теплый», а в другом — слово «холодный». На основании перечисленных характеристик было предложено дать общее описание некоей воображаемой личности, обладающей эти­ми характеристиками. После этого испытуемым в обеих группах дали лист с перечислением восемнадцати черт характера и попро­сили указать, какие черты свойственны, по их мнению, выше­описанной личности. Оказалось, что относительно многих из во­семнадцати предложенных черт (например, щедрый, добродуш­ный, обладающий чувством юмора, популярный, обладающий воображением) наблюдался довольно большой разброс мнений в зависимости от того, принадлежал ли испытуемый к группе, где фигурировало слово «теплый», или к группе, где фигурировало слово «холодный». Таким образом, различие сопоставлений опре­делялось тем, что «теплый» и «холодный» были восприняты как центральные характеристики личности, вокруг которых и строи­лась вся конфигурация черт воображаемого человека. Однако для других черт (настойчивый, реалистичный, серьезный, честный, хорошо выглядящий) приписывание их воображаемой личности не в такой сильной степени зависело от присутствия свойства «теп­лый» или «холодный».

Аш сделал вывод, что при восприятии другого человека про­явилась тенденция объединять воспринимаемые характеристики в организованные смысловые системы, причем введение всяких но­вых характеристик направлено к тому, чтобы эти смысловые сис­темы пополнить. Кроме того, было установлено, что при органи­зации этой смысловой системы воспринимаемые характеристики попадают в определенный контекст, в котором особенно очевид­на роль одной характеристики, воспринятой как центральная. Связ­ное, целостное представление о личности в значительной мере организуется вокруг этой центральной характеристики.

Модификация образа некоторой воображаемой личности в связи с той окраской, которую придает ее чертам добавление лишь одной, но оказавшейся значимой характеристики («теплый», «хо­лодный»), интерпретируется Ашем и в более широком теорети­ческом плане. Он делает вывод, что при построении образа како­го-либо предмета, явления для человека «идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах» [Asch, 1946, р. 440]. Это положение распространяется, в частности, на позна­ние социальных явлений: «Рассматриваем ли мы исторические дви­жения или экономические и политические идеи, сохраняет место факт, что каждый акт приобретает свое значение и важность в его отношениях с условиями места, времени и обстоятельств» [op. cit., р. 442]. Само по себе бесспорное, это положение приходит, одна­ко, в противоречие с той конкретной практикой эксперименталь­ных исследований, которая создала Ашу широкую известность. Так, в исследованиях по конформизму, проведенных в условиях лабо­ратории, оказался недооцененным именно факт значимости того явления, по поводу которого группа оказывала давление на инди­вида [см. Андреева, 1999]. Мы не рассматриваем сейчас вопрос о более глубоких основаниях критики, которые связаны с некор­ректностью основной теоретической модели группы у Аша [см. Петровский, 1973], но даже с точки зрения введенной автором же идеи «контекста» эксперименты по конформизму вызывают зас­луженную критику.

Подобный разрыв между резонным положением, сформули­рованным на уровне теоретического рассуждения, и эксперимен­тальной практикой, вообще говоря, не такое уж редкое явление в науке. Но в работах социальных психологов когнитивистского на­правления эта слабость кажется особенно вопиющей, потому что сам смысл всей ориентации формулируется как концентрирова­ние исследования на «значениях» вещей и явлений, презентированных в когнитивной структуре индивида. И когда именно эта сторона оказывается недооцененной, стоит только «спуститься» от теории к эксперименту, методологическая погрешность прояв­ляется особенно отчетливо.

Что же касается экспериментальной практики, то эта ветвь когнитивистских теорий дала довольно обильные плоды. Экспери­менты Аша были повторены Келли (1950), Лачинсом (1948), Коллином (1958), и все эти исследования, в общем, так же трактуют­ся, как приложения когнитивистских теорий. Однако на примерах видно, что принципы когнитивистских ориентации здесь пред­ставлены лишь в достаточно общей форме и, по существу, никакой специальной теории (даже на принятом и допустимом уровне ее неформализованности) не образуют. Отнести эти исследования к когнитивистской ориентации позволяет, однако, тот факт, что в конечном счете и здесь заявлена попытка прогнозировать отно­шение человека к «миру (или по крайней мере к другим людям) на основании формирования некоторого целостного впечатления о событиях или о другом человеке, на основании построения ин­тегрированной, связанной системы представлений. Никакие «вы­ходы» не только в практическую деятельность, но даже просто в традиционно понимаемое «поведение» здесь не присутствуют. Все когнитивистские теории так или иначе объединены именно этими исследовательскими установками. Поэтому теперь можно сформу­лировать отличие программы когнитивизма от программы бихеви­ористской ориентации.

В общем виде когнитивистские теории выступили, конечно, как своеобразный антипод бихевиоризму. Основные пункты про­тивопоставления просматриваются по следующим линиям:

1. Главная идея бихевиористской ориентации — оперантное или классическое обусловливание, научение, в то время как главная идея когнитивных теорий — образование поня­тий, мышление, знание.

2. Основной источник данных для бихевиоризма как в психо­логии вообще, так и в социальной психологии в частно­сти — наблюдаемое поведение. Источник данных для ког­нитивизма — менталистские образования (знаки, значения, понимание и пр.), хотя предполагается, что они могут быть выведены из поведения.

3. Для бихевиоризма в конечном счете процессы поведения подчиняют себе процессы познания, т.е. доминируют именно процессы поведения. Для когнитивизма в фокусе находятся процессы познания, и оно подчиняет себе поведение.

4. Бихевиоризму в большей мере свойственна идея «молеку­лярного» анализа поведения (выявление его поэлементного строения), в то время как для когнитивистской ориента­ции одна из наиболее значимых идей — идея «молярного» анализа, т.е. фиксация исследования на целостном процес­се [Shaw, Costanzo, 1970, p. 171].

Тот факт, что вся ориентация когнитивизма есть ориентация на анализ «внутренних» характеристик человеческого поведения, создает известную психологическую привлекательность этому на­правлению. В методологическом плане такая ориентация как бы снимает ряд неразрешимых проблем лабораторного эксперимента. Если одно из возражений против применения этой методики в социальной психологии заключается в том, что полученные здесь данные с трудом экстраполируются на реальную ситуацию, по­скольку она неизмеримо сложнее любых воссозданных в лабора­тории условий, то когнитивизм предлагает своеобразный контрар­гумент подобным упрекам. Констатация в лабораторных условиях чисто психологического факта, а именно некоторого состояния ког­нитивной структуры индивида, может в принципе претендовать на то, что зафиксирована модель, действующая точно в таком же виде и в реальной ситуации. Проблема большей сложности вне-1 шних условий, снижающих возможность экстраполяции, здесь просто обходится, эксперимент сознательно ограничивается рам­ками установления определенной феноменологии.

Конечно, такое самоограничение остается в значительной мере формальным: верно, что в когнитивных теориях фиксируются та­кие переменные, которые свойственны именно человеческому поведению; верно, что в этом смысле когнитивизм преодолевает неразрешимую для бихевиоризма проблему перехода от экспери­ментов на животных к выводам относительно поведения человека; верно, что «рисунок» когнитивных характеристик поведения, по­лученный в лаборатории, в основных чертах повторяется в реаль­ных ситуациях. Но остается открытым вопрос о том, насколько же все-таки все эти находки когнитивистских теорий позволяют дать адекватное описание именно социального поведения человека и так ли уж ценна способность теории отвлечься от специфики подлин­ного социального контекста такого поведения.

Популярность когнитивистских теорий связана в значитель­ной степени с кажущейся возможностью преодоления «дегуманистической» традиции бихевиоризма. Идея «гуманизации» психо­логии в целом вообще свойственна последнему периоду развития этой дисциплины на Западе. Много симптомов подтверждают та­кую характеристику: и развитие так называемой экзистенциаль­ной психологии, и авторитет школы транзактной психологии, и, наконец, «второе дыхание» левиновской традиции. Когнитивизм в определенной степени претендует на место в этом ряду, хотя содержательный анализ предлагаемых теорий свидетельствует о том, что «гуманизация», декларируемая здесь, остается именнодекларацией, поскольку ни одна из выдвинутых теорий не в со­стоянии подняться до анализа подлинно человеческих проблем, если под «человеческими проблемами» понимать проблемы об­щественного человека, прежде всего человека в его деятельном проявлении.

Источником многих затруднений, препятствующих продуктив­ному использованию результатов исследований, проводимых в русле когнитивистской традиции, является, по-видимому, прежде все­го разрыв когнитивных процессов и предметной деятельности, который с самого начала задан той моделью человека, которая принимается сторонниками названного подхода. Эта модель харак­теризуется тем, что человек рассматривается как разумное суще­ство, способное понять значение ситуации, в которой ему прихо­дится действовать и строить свое поведение в зависимости от этого понимания и в соответствии с ним. Хотя сам по себе факт такой зависимости очевиден, предлагаемая модель, как видно, не обла­дает необходимыми объяснительными функциями.

Прежде всего остается необъясненным факт возникновения «когнитивной структуры» личности (совокупности ее убеждений, мнений, знаний, установок и пр.). Но если даже принять каким-то образом возникшую когнитивную структуру, как она суще­ствует на данном этапе развития личности, затруднения вызывает объяснение ее изменений, данное в терминах «реорганизация», «переструктурирование» и т.п. Объяснение, даваемое этому фено­мену в рамках когнитивизма, исходит из презумпции комфортно­сти для личности состояния равновесия, гомеостаза. Строго гово­ря, на уровне общих соображений методологии здесь снимается проблема активности личности, хотя формально термин «актив­ность» и присутствует. Активность сохраняется на уровне познава­тельной активности, причем в строго заданном направлении, а именно в направлении восстановления комфортного состояния, баланса когнитивной структуры. При сведении активности к это­му ее единственному проявлению все многообразие человеческих мотивов и потребностей остается за бортом, поскольку другая форма активности — нарушение состояния равновесия с целью выйти за пределы данной системы связей, а значит, и потреб­ность в этом, оказывается исключенной [Ярошевский, 1976]. Адек­ватную иерархию в системе мотивов и потребностей личности, очевидно, можно построить лишь при условии понимания воз­никновения и организации когнитивной структуры не на основе абстрактной «активности», но в ходе предметной деятельности человека.

Парадокс основной идеи когнитивизма заключается в том, что, выступив против бихевиористской схемы поведения как не­посредственно зависящего от внешней среды, подчеркивая в со­циальном поведении роль «менталистских» образований как эле­ментов внутренней, когнитивной организации человека, когнитивизм в конечном счете вновь приходят к зависимости поведения от чисто внешних факторов, хотя и с противоположной стороны. Когнитивная активность личности полностью зависит от внешне­го воздействия в том смысле, что личность постоянно организует свою независимость от этого воздействия путем восстановления равновесия. Эта зависимость «наизнанку» сохраняется и при том условии, что сама потребность в гомеостазе объявляется потреб­ностью личности. По существу, такая потребность выступает здесь лишь как защитный механизм, охраняющий личность от наруше­ний состояния равновесия когнитивного поля. Активность приоб­ретает крайне односторонний характер прежде всего потому, что сфера ее ограничена когнитивным полем, она не выведена в об­ласть предметной деятельности человека, а только иерархия деятельностей, как отмечает А. Н. Леонтьев, раскрывает многообра­зие проявлений человеческой личности [Леонтьев, 1975]. Поэто­му анализ когнитивных процессов и вообще, и в собственно социально-психологической проблематике приобретает новые перспективы именно в рамках теории деятельности.

Аксиоматически принятая идея комфортности когнитивного гомеостазиса распространяется в анализируемых концепциях и на область межличностных отношений: их «сбалансированность» также объявляется оптимальным («комфортным») способом существо­вания группы. Но это полностью исключает необходимость ана­лиза содержания групповой деятельности как условия развития самой группы, формирования групповых мотивов, потребностей, ценностей. «Деятельность» группы по приведению в «соответствие» межличностных отношений, несмотря на несколько модифици­рованную терминологию, повторяет идею разрыва эмоциональ­но-контактных отношений и отношений, складывающихся по поводу собственно деятельности группы. И хотя само по себе вы­явление групповой когнитивной структуры, которое логически может следовать из дальнейшего исследования когнитивных про­цессов в социальной психологии, есть перспективный и интересный аспект анализа, в отрыве от деятельностного подхода оно вряд ли приблизит исследователя к пониманию сущности соци­ального поведения.

Проблема связи когнитивных структур и реальных действий личности еще более остро встает при исследовании связи когни­тивных структур и реальной деятельности группы. В другой терми­нологии это проблема реализации знаний в деятельности, а имен­но она становится особенно актуальной, если социальная психо­логия действительно предполагает изучение реальных проблем общества.

Распространение идеи когнитивного соответствия в социаль­ной психологии не может быть рассмотрено вне общей панорамы развития науки. Выдвинутая в 20-е годы в физиологии идея гоме­остаза приобрела большую популярность в других областях зна­ния. Наиболее вульгарно она оказалась использованной в социо­логии, где начиная с 40-х годов надолго утвердилась «парадигма равновесия», представленная «теорией социального действия» Т. Парсонса. В своих социально-политических выводах эта теория (как и другие варианты идеи гомеостаза в социологии) приводи­ла к весьма реакционным выводам о «стабильности» капитализ­ма, отвечая тем самым на определенный социальный заказ.

Своеобразное приложение идея гомеостаза нашла и в соци­альной психологии — в виде теорий когнитивного соответствия. Будучи по своему происхождению чисто психологическими, эти концепции не содержали в себе каких-либо вульгарно-социоло­гических включений и не касались в прямой форме проблемы рав­новесия социальных структур. Но, претендуя на объяснение меха­низмов поведения и локализовав идею гомеостаза в области ког­нитивных структур, эти концепции оказались в общем русле «парадигмы соответствия, хотя в отличие от социологических кон­цепций, настаивающих на «равновесии», «соответствии» соци­альных систем, социальная психология просто ушла от оценки этих систем, т.е. от оценки реальных общественных отношений. Но если связность, рациональность когнитивного мира человека не объясняется через его соответствие связному, рациональному внешнему миру, то социальная психология, желая или не желая того, приходит к осознанию другого факта, а именно тщетности попыток построить внутренний гармоничный, связанный, раци­ональный мир в условиях нерационального, полного конфликтов внешнего мира.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы

Содержание... ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВТОРАЯ ВЕРСИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АМЕРИКАНИЗМ» СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ВЕКА
С тех пор как социальная психология выделилась в самостоя­тельную науку, в ее развитии можно отчетливо проследить не­сколько основных этапов. Первый этап — это этап становления социально-психологич

Возможные уровни теоретического знания
Проблемы социально-психологической теории, ее разновид­ностей, уровней, удельного веса не являются простыми для аме­риканской социальной психологии, развивающейся в русле нео­позитивистской методол

КАЧЕСТВО» И ФУНКЦИИ ТЕОРИЙ
При анализе перспектив развития американской социальной психологии редко обсуждается вопрос о возможных изменениях самого набора сложившихся теоретических ориентации. Ряд авто­ров сходится в том, ч

Критерии «качества» и связь с эмпирией
Проблема соотношения теоретического и эмпирического уров­ней знания существует, разумеется, в любой научной дисциплине.В своем философском, гносеологическом аспекте она специально исследуется в раз

Проблема ценностей в социально-психологической теории
В то время как сциентизм в науке продолжает диктовать неопо­зитивистские каноны исследования и ориентировать образ всякой дисциплины на модель естественных наук, антисциентистское те­чение стремитс

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Начиная изложение теоретических ориентации зарубежной социальной психологии с необихевиоризма, нам хотелось бы из­бежать впечатления, которое может сложиться у читателя, будто мы исходим из предпос

Подход Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 30-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации — агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и

Подход А. Бандуры
Бандура называет свой подход социобихевиоральным и проти­вопоставляет его предшествующим приложениям теории науче­ния к вопросам просоциального и девиантного, т.е. отклоняюще­гося от следования соц

ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОБМЕНА
Как уже отмечалось, бихевиористская ориентация включает гедонизм в качестве одного из методологических принципов. Док­трина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин в психологии, на пр

Подход Д. Тибо и Г. Келли
Чаще всего позиция Тибо и Келли фигурирует под названием «теория взаимодействия исходов». Сами же авторы подчеркивают, что их подход правильнее квалифицировать как точку зрения, или «frame of refer

Подход Дж. Хоманса
Весьма близкой к позиции Тибо и Келли является теория «эле­ментарного социального поведения» американского исследовате­ля Хоманса [Homans, 1961]. Если Тибо и Келли формально не связывают себя с бих

ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Из трех теоретических направлений социальной психологии, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Ши­рокий спектр концепций

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ
Обширный класс социально-психологических теорий соответ­ствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, базиру­ется на центральной идее о том, что когнитивная структура чело­века не может быть

Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Ф. Хайдер — один из наиболее последовательных привержен­цев гештальтпсихологии. Его идеи никогда не разрабатывались спе­циально для социальной психологии, и именно его многие иссле­дователи считают

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполи­ровать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балан

Сущность диссонанса
Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 г., яви­лась для ее автора продолжением разработки идеи «социальногосравнения», которой Фестингер занимался значительно раньше. В этой области Фести

Причины возникновения и величина диссонанса
Категория «следования» есть категория логики; в современных системах математической логики имеется специальное символи­ческое обозначение следования — там выражение «следует» имеет вполне определен

Способы уменьшения диссонанса
На наш взгляд, гораздо более значимой является не та сторона теории диссонанса, которая связана с претензией на установле­ние его количественных характеристик, а как раз анализ некото­рых качествен

Диссонанс и конфликт
В критических суждениях относительно теории диссонанса иног­да звучит мотив, что эта теория есть просто «новое наименование старых идей» [Аронсон, 1984, с. 117]. Особенно часто это утвержда­ется по

Критические комментарии
Необходимо выявить определенные просчеты внутри самой теории когнитивного диссонанса. Некоторые из них также носят достаточно общий характер, хотя присущи уже не всей социаль­ной психологии, а лишь

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума
Термин «конгруэнтность», введенный Ч. Осгудом и П. Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «кон­сонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским перево­дом слова было бы «

КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Несмотря на наличие серьезных возражений, когнитивистская ориентация оказалась достаточно популярной в социальной пси­хологии и на протяжении последней четверти XX столетия. Убеди­тельным доказател

ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИИ
Диалог сциентизма и гуманизма, характерный для современ­ной социальной психологии, четко может быть прослежен, когда мы приступаем к характеристике психоаналитической ориентации. Позитивистской, на

ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУППЫ В. БАЙОНА
К началу 50-х годов относится сформулированная Байоном динамическая теория группового функционирования. Основной эмпирический материал автор получал в области психотерапии, согласно сложившейся пси

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В. БЕННИСА И Г. ШЕПАРДА
Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50-х годов, вряд ли можно характеризовать как выдержанную исключительно в русле психоаналитической тра­диции. По мнению Ш

ТРЕХМЕРНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В. ШУТЦА
Эта теория представлена в работе Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отн

ПРИРОДА АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ
В зарубежной социальной психологии немногочисленны тео­рии, «системно» реализующие принципы психоаналитической ориентации. Гораздо более частыми являются случаи вкрапления отдельных психоаналитичес

ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ
Название интеракционистской ориентации происходит от по­нятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в обще­нии, в группе, в

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и кон­цепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользу­ются такие авторы, ка

Устная традиция Дж. Мида
По собственному признанию символических интеракционистов, наиболее значимым трудом в этой области до сих пор являет­ся работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество» [Mead, 1934]. Она была опублик

Символическая коммуникация
Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, пред­ставители символического интеракционизма уделяют особенно боль­шое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. об­щению, взаимо

Структуры личности
Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: /, те, self[13]. Ни у Мида, ни у его последователей не дается определений этих поня

Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма
Символический интеракционизм как направление неодноро­ден. В нем обычно выделяют по крайней мере две школы. Первая — это так называемая Чикагская школа во главе с самым известным учеником Дж. Мида

Социально-психологический подход
Социально-психологический анализ социальной роли имеет |большое значение для понимания социального поведения лично­сти. Поэтому данная проблема привлекла внимание многих иссле­дователей, причем не

Ролевые конфликты
Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в ко­торой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с не­совместимыми ожиданиями [Gross, Mason, McEchern, 1958]. Иначе говоря, ситуация

Социальная драматургия» И. Шффмана
Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он является весьма оригинальным и многосторонним ученым. Его работам присущ характер эссеистики, ярко выражен­ная творческая ин

ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ
Теории референтной группы весьма тесно связаны с двумя пре­дыдущими направлениями, существующими в рамках интеракцио­нистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дает­ся однозначног

Развитие теории референтной группы
Благодаря работам этих исследователей проблема референтной группы, по мнению ряда авторов, приобрела «астрономическую популярность» [Kuhn, 1964] среди социальных психологов и соци­ологов. Социальны

Нормативная и сравнительно-оценочная функции референтной группы
В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он справедливо отмечает, что понятием «референт­ная группа», к

СОВРЕМЕННАЯ ДИСКУССИЯ
Границы интеракционистской ориентации, как уже отмеча­лось ранее, весьма размыты по отношению к другим ориентациям и теориям, а также между отдельными направлениями внутри ее (например, этнометодол

Этнометодология Г. Гарфинкеля
Понятие «этнометодология» ввел Г. Гарфинкель, ученик А. Шюца, американского профессора социологии и социальной психо­логии, родоначальника феноменологической социологии. Как отмечает X. Абельс, этн

Перспективы интеграции
Символический интеракционизм и ролевые теории имеют много общего, поэтому они и включены нами в интеракционистскую ориентацию, но границы между ними весьма размыты и некото­рые авторы заговорили о

Уровни критического анализа
Что касается позиций американских социальных психологов, то они также весьма неоднозначны. Критика в адрес существую­щей ситуации присутствует, пожалуй, почти во всех работах, но мера ее глубины и

Радикальная позиция В. МакГвайра
Примером могут служить работы американского исследователя В. МакГвайра [McGuire, 1968; 1972. Рус. пер.: 1984]. Статья «Соци­альная психология», опубликованная в изданном в Англии сбор­нике «Новые г

ЕВРОПЕЙСКАЯ» КРИТИКА
Чрезвычайно важным является теперь сопоставление критичес­ких тенденций, заявленных в американской социальной психоло­гии, с теми оценками, которые даются ей в работах европейских коллег. Следует п

Теория и общество (С. Московичи)
Ситуацию в европейской социальной психологии Московичи определяет следующим образом: «Куда ни глянь — до нас, впере­ди нас и вокруг нас — была и до сих пор есть американская соци­альная психология»

Теория и эксперимент (А. Тэшфел)
Другим вызовом атеоретизму американской традиции являют­ся идеи английского исследователя А. Тэшфела. Будучи, как и С. Московичи, одним из идеологов и разработчиков программы «европейского подхода»

НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
Развитие критических тенденций, начавшееся в 60-е годы, имело своим результатом не только накопление аргументов про­тив сложившихся в первой половине века традиций, но и предло­жение некоторых новы

Социальный конструкционизм К. Гергена
В США заявку на построение принципиально новой парадиг­мы в социальной психологии сделал К. Герген[22]. Его концепция укладывается в рамки весьма распространенного современного течения, известного

Европейский» вклад в новую парадигму
Тот факт, что радикальные предложения о создании новой парадигмы исходят из уст американского социального психолога, порождает своеобразный «ревностный» ответ со стороны европей­ских авторов. Общая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги