рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Модуль 3. Психофизическая проблема

Модуль 3. Психофизическая проблема - раздел Психология, Модуль 1. Психология - как научная дисциплина · 3.1. Категория «Психическое»   Д...

· 3.1. Категория «психическое»

 

Для обозначения любых психических явлений независимо от их специфики в науку введено абстрактное понятие «психическое».

Психическая жизнь — это процессы, протекающие во внутреннем мире человека, естественно включенного в реальный, объективный мир. Отсюда два главных признака психического: принадлежность индивиду (субъекту) и отношение к реальности (объекту).

Принадлежность психического индивиду подразумевает, что любое переживание, любая мысль, любой образ, любое чувствоэто непосредственные переживания, мысли, образы, чувства конкретного человека.

Никакими пояснениями и метафорами человек не может передать их во всей полноте, яркости, остроте другому человеку. Это его и только его переживания, мысли, образы, чувства. Также и ему невозможно во всем объеме и глубине пережить чужие чувства, спродуцировать чужие мысли и образы.

Слепой не познает всей красоты красок, глухой — музыки, как бы им ни объясняли, что это такое. Никакой роман, фильм или научный трактат не заменят человеку непосредственно пережитого упоения борьбой, радости творчества, восторга любви, горечи утрат.

Таким образом, все психические явления несут на себе печать чего-то предельно близкого испытывающему их человеку, сугубо субъективного, то есть интимно принадлежащего переживающему субъекту.

Следовательно, любое психическое явление обязательно предполагает своего носителя. Другими словами, всякое психическое явление принадлежит кому-то. Но, в то же время, всякое психическое явление есть переживание субъектом чего-то. Каждое подобное переживание отличается от других в субъективном мире конкретного человека только потому, что оно является переживанием того, что в данный момент в объективном мире касается, занимает этого человека.

Другими словами внутренняя природа психического проявляется через отношение к внешнему, не зависящему от психики, сознания субъекта, то есть к объективному.

Итак, всякое явление психической жизни есть субъективное отношение индивида (кого-то) к объективной реальности (чему-то). Это первый аспект единства субъективного и объективного в психическом.

Второй аспект этого единства состоит в том, что само субъективное, несмотря на его бестелесность (идеальность, нематериальность), существует в реальности.

Наша внутренняя психическая жизнь — это объективная действительность, которая может быть представлена во внешнем (объективном) мире.

Проявляются акты психической жизни людей вовне через речь (субъект словами выражает то, что происходит в его внутреннем субъективном мире) и/или через мышечные движения (мимика, жесты, позы, локомоция — перемещения, артикуляция). Возможна также и передача психологической информации во внешний мир и через вегетативные реакции (побледнение/покраснение кожи, слезы, потоотделение, учащение пульса, изменение ритма дыхания и т. п.).

Однако в конечном итоге все вегетативные реакции можно рассматривать как движения мышц соответствующих органов (кровеносных сосудов, желез внутренней секреции, сердца, дыхательных мышц и т. д.). В совокупности комплекс всех видов движений и высказываний составляет поведениечеловека.

Третий аспект указанного единства предстает как сочетание в психическом переживания (его субъективная составляющая) и знания (его объективная составляющая).

Переживание всегда включено в контекст жизни индивида, выступает как часть его собственной жизни. Оно может быть выражено в сознании по-разному (слабее или сильнее), но всегда присутствует, всегда в наличии в каждом конкретном психическом явлении. Именно эта включенность всякого психического факта в ткань жизни индивида отражена термином «переживание» (корень слова — «жив»). Поскольку переживается всегда что-то по поводу чего-то, то в акт переживания всегда включено знание об этом чем-то.

Необходимо уточнить, что оба понятия (переживание и знание) имеют, как минимум, два объема толкования.

Переживание в широком смысле словаэто любой процесс психической жизни, протекающий у индивида. Именно об этом пока идет речь.

В узком смысле переживание может рассматриваться как отраженный в сознании процесс выбора субъектом мотивов и/ или целей деятельности, интенсивно окрашенный эмоционально (в обыденной жизни о подобных состояниях человека говорят, что он «распереживался»).

Знание в широком смысле слова — это любая усвоенная индивидом информация. В узком смысле знание — это итог познания как психического отражения не только внешней формы, но и скрытой сущности объектов (явлений) и связей между ними.

Поскольку психическая жизнь присуща не только человеку, но и животным, мы будем иметь в виду расширительное толкование понятия «знание».

У человека переживание и знание объединены в сознании.

В самом общем плане сознание есть процесс осознания и осмысления человеком окружающего мира и самого себя.

Посредством сознания человек соотносит себя с окружающим миром. Различают сознание индивидуальное, групповое и общественное.

Здесь первое является основой двух других форм. Как компоненты сознания переживание и знание могут выступать в различных соотношениях. От почти полного растворения познавательной составляющей в переживании (например, аффективное, невменяемое состояние) до четкой кристаллизации знаний и заслонении ими акта переживания (например, углубленная научная деятельность). Образно говоря, переживание предстает как фон, на котором проступают знания.

В связи с понятием «сознание» необходимо указать на такую немаловажную сторону психических явлений, как степень их осознанности субъектом, то есть степень представленности психических переживаний и соответствующих им знаний в сознании человека. В этом заключается так называемая проблема соотношения сознательного и бессознательного в психическом.

Итак, подведем итог рассуждениям о психическом. Психическое есть абстрактное обозначение любых психических актов, любых проявлений психики человека и животных. В определенном смысле психическое есть единица нашего внутреннего мира. Любой психический акт включает как субъективный, так и объективный компоненты. Три аспекта этого единства субъективного и объективного в психическом представлены в таблице.

Единство субъективного и объективного в психическом

 

Субъективное Объективное
Кто-то (субъект — носитель психики) Что-то (объект, на который направлена психическая активность субъекта)
Принадлежность внутреннему миру субъекта Проявление во внешнем мире в поведении (движения и высказывания)
Переживание субъекта Знание об объекте

 

· 3.2. Сущность психофизической проблемы

 

Два главных признака психического, а именно принадлежность субъекту и отношение к внешнему миру, определили уже многие столетия будоражащую научный мир так называемую психофизическую проблему, то есть проблему взаимоотношения психического (или внутреннего, субъективного, идеального) мира и физического (или внешнего, объективного, материального) мира.

При этом каждому из этих двух миров приписывается статус самостоятельной исходной первоосновы всего сущего — субстанции.

В целом эта проблема не только психологическая, но и общефилософская. Причем ее разрешение затянулось на тысячелетия, и оно до сих пор не закончилось. Иллюстрацией такого положения служит замечание одного из известнейших философов XX века Г. Райла: «Даже в случае если «внутреннее» и «внешнее» различаются как метафоры, вопрос о том, каким образом сознание и тело человека воздействуют друг на друга, пользуется печальной славой трудной теоретической проблемы».

Традиционно эта проблема сводится к ответу на так называемый «основной вопрос философии», который, как известно, состоит из двух частей.

Первая часть вопросаонтологическая [от греч. ontos — сущее] — звучит так: что первично? Материальное (физическое) или идеальное (психическое)? Нередко эти категории выражаются иными словами: материя и дух, тело и душа, бытие и сознание.

Вторая часть вопросагносеологическая [от греч. gnoseos — знание]: познаваем ли мир (как объективный, так и субъективный) с помощью нашего сознания?

Необходимо отметить, что в последнее время встречаются высказывания о некорректности такой постановки вопроса. Связаны эти высказывания, по-видимому, со следующими обстоятельствами:

1) с появлением новых идей в области пространственно-временной и информационно-энергетической организации мира;

2) с углубляющимся интересом к необъяснимым явлениям типа НЛО (неопознанных летающих объектов) и парапсихологических эффектов (телепатии, ясновидения, левитации, телекинеза и т. п.);

3) с тенденцией к сглаживанию противоречия между естественнонаучными знаниями и различными религиозно-этическими учениями.

К сожалению, указанные процессы в современном российском обществе определены не столько научными изысканиями, сколько агрессивной позицией околонаучного (а нередко и антинаучного) шарлатанства и назойливой политикой подмены национального самосознания самосознанием религиозным.

Но как бы то ни было, в психологии психофизическая проблема существовала всегда и конкретизирована в вопросе о соотношении психики (сознания) и мозга как ее физиологического субстрата (основы) и носит наименование психофизиологической проблемы.

· 3.3. Основные варианты решения психофизической проблемы

 

Решение психофизиологической проблемы в истории психологии (и философии как науки, включавшей психологию в свой состав вплоть до середины XIX века) имело много модификаций. Их предельное обобщение может быть представлено в трех направлениях: дуализм, тождество и монизм.

Дуалистическая концепция мира была наиболее развита в учении Рене Декарта (1596—1650). Обе субстанции — материя и духпротивопоставлялись друг другу. Свойства одной субстанции не выводились из свойств другой. Реальное сосуществование и взаимодействие в человеке духовного и материального объяснялось наличием между ними посредника («седалища души») — шишковидной железы мозга.

В дальнейших разработках этого направления «седалище души» искали едва ли не во всех остальных непарных частях головного мозга: мозолистом теле, мосте, продолговатом мозге и т. д. К настоящему времени тщетность подобных попыток стала очевидной, и их ценность носит скорее историографический, нежели научный, характер. В психологии влияние дуализма оказалось достаточно сильным и проявилось в двух основных теориях: психофизического параллелизма и теории взаимодействия.

Теория психофизического параллелизма утверждает параллельность, рядоположенность протекания физических (в первую очередь физиологических) и психических процессов, никогда, однако, реально друг на друга не воздействующих. При этом признание в качестве ведущего физического процесса приводит к теории механистического материализма.

Психике в этом случае отводится пассивная роль явления, сопутствующего реальным физическим процессам, она полностью лишается всякой действенности. Наоборот, допущение в качестве ведущего психического процесса, которому также фатально сопутствуют физические явления, приводит к теории панпсихизма, то есть всеобщего одушевления природы.

Теория взаимодействия признает факты взаимного влияния в человеке физиологических и психических процессов, но рассматривает их как чисто механические явления.

Дуалистическим теориям были противопоставлены теории тождества, сводящие психическое к физиологическому (поведенческие теории) или, наоборот, физиологическое к психическому (теории феноменализма и спиритуализма).

Третье направление - материалистический монизмутверждает первичность материального (мозга) и вторичность идеального (психики). Признается, что в реальности они сосуществуют в неразрывном единстве, внутри которого то и другое сохраняет свои специфические свойства, но при этом материальное (объективное) выступает детерминирующим (предопределяющим) фактором идеального (субъективного). Концепция материалистического монизма наиболее адекватна достоверно полученным естественнонаучным фактам.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Модуль 1. Психология - как научная дисциплина

На сайте allrefs.net читайте: Модуль 1. Психология - как научная дисциплина.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Модуль 3. Психофизическая проблема

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Модуль 1. Психология - как научная дисциплина
· Общая характеристика психологической науки   Научная дисциплина может претендовать на статус самостоятельной науки, если имеет четыре главных признак

Модуль 2. Общие понятия о методологии науки
  · 2.1. Определение и функции методологии   Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки категории «методология» приведем несколь

Модуль 4. Системообразующие категории психологии
· 4.1. Категория деятельности   Введение категории деятельности в психологию и вычленение особых единиц потребовалось для выяснения внутренних

Модуль 5. Основные принципы психологии
· 5.1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии   Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного

Модуль 6. О путях познания психического
  · 6.1. Два принципиальных пути постижения истины   У человека есть только два принципиальных пути познания истины: путь пои

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги