Языковые средства создания комического в речи рассказчика-героя Зощенко

Языковые средства создания комического в речи рассказчика-героя Зощенко» Автор: 2007г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ЗОЩЕНКО И ЕГО ГЕРОЙ 1. ЗОЩЕНКО – МАСТЕР КОМИЧЕСКОГО 2. ГЕРОЙ ЗОЩЕНКО 8 ГЛАВА II. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА КОМИЧЕСКОГО В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА-ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ЗОЩЕНКО 11 2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ РЕЧЕВОГО КОМИЗМА 2. СРЕДСТВА КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА – ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗОЩЕНКО 1. КАЛАМБУР КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА – ГЕРОЯ 2. АЛОГИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА – ГЕРОЯ 15 2.2.3. ИЗБЫТОЧНОСТЬ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА – ГЕРОЯ 5. ПАРАДОКС КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА - ГЕРОЯ 6. ИРОНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА - ГЕРОЯ 7. СТОЛКНОВЕНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 БИБЛИОГРАФИЯ 26 ВВЕДЕНИЕ Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритской литературы, литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу.

Как особая литературная форма сатира формируется впервые у римлян, где возникает и само название (лат. satira, от satura - обличительный жанр в древнеримской литературе развлекательно-дидактического характера, сочетающий прозу и стихи). В России сатира появляется сначала в народном устном творчестве (сказки, пословицы, песни гусляров, народные драмы). Примеры сатиры известны и в древней русской литературе («Моление Даниила Заточника»). Обострение социальной борьбы в 17 веке выдвигает сатиру как мощное обличительное оружие против духовенства («Калязинская челобитная»), взяточничества судей («Шемякин суд», «Повесть о ерше Ершовиче») и др. Сатира в России 18 века, как и в Западной Европе, развивается в рамках классицизма и принимает нравоучительный характер (сатиры А.Д. Кантемира), развивается в форме басни (В.В. Капнист, И.И. Хемницер), комедии («Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ябеда» В.В. Капниста). Широкое развитие получает сатирическая журналистика (Н.И. Новиков, И.А. Крылов и др.). Наивысшего расцвета сатира достигает в 19 веке, в литературе критического реализма.

Основное направление русской социальной сатиры 19 века дали А.С. Грибоедов(1795-1829) в комедии «Горе от ума» и Н.В. Гоголь(1809-1852) в комедии «Ревизор» и в «Мертвых душах», обличающих основные устои помещичьей и чиновничьей России.

Сатирическим пафосом проникнуты басни И.А. Крылова, немногие стихотворения и прозаические произведения А.С. Пушкина, поэзия М.Ю. Лермонтова, Н.П. Огарева, украинского поэта Т.Г. Шевченко, драматургии А.Н. Островского.

Русская сатирическая литература обогащается новыми чертами во второй половине 19 века в творчестве писателей - революционных демократов: Н.А. Некрасова (1821-1877) (стихотворения «Нравственный человек»), Н.А. Добролюбова, а также поэтов 60-х гг группировавшихся вокруг сатирического журнала «Искра». Воодушевленная любовью к народу, высокими этическими принципами, сатира являлась могучим фактором в развитии русского освободительного движения.

Непревзойденной политической остроты сатира достигает в творчестве великого русского сатирика - революционного демократа М.Е. Салтыкова-Щедрина(1826-1889), разоблачавшего буржуазно-помещичью Россию и буржуазную Европу, произвол и тупость властей, бюрократический аппарат, бесчинства крепостников и т.д. («Господа Головлевы», «История одного города», «Современная идиллия», «Сказки» и др.). В 80-е гг в эпоху реакций, сатира достигает большой силы и глубины в рассказах А.П. Чехова (1860-1904). Революционная сатира, преследуемая цензурой, страстно звучит в памфлетах М. Горького (1868-1936), направленных против империализма и буржуазной лжедемократии («Американские очерки», «Мои интервью»), в потоке сатирических листков и журналов 1905-1906, в фельетонах большевистской газеты «Правда». После Великой Октябрьской социалистической революции советская сатира направлена на борьбу с классовым врагом, с бюрократизмом, с капиталистическими пережитками в сознании людей.

Среди мастеров советской сатиры и юмора особое место принадлежит Михаилу Зощенко(1895-1958). Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателя.

После смерти писателя его рассказы, фельетоны, повести, комедии издавались около двадцати раз тиражом в несколько миллионов экземпляров.

Михаил Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе.

Им создан оригинальный стиль - лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг. Юмор Зощенко привлекает своей непосредственностью, нетривиальностью. В своих произведениях Зощенко в отличие от современных писателей – сатириков никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения.

Именно этим привлекает нас творчество М.М. Зощенко. Какую же роль играют языковые средства в создании комического в произведениях М.М. Зощенко? Данная работа – попытка ответить на этот вопрос, представляет собой анализ языковых средств комизма, их роли в произведениях первого этапа литературной деятельности Зощенко, когда автор находился в зените своей славы, т. к. произведения последующих этапов принимают более литературно-традиционный характер.

Таким образом, целью моей работы стало: выявление роли языковых средств создания комического в речи рассказчика-героя М.М. Зощенко. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить языковые средства комического. Изучить особенности речи рассказчика-героя у Зощенко. Выяснить, какую роль играют средства комического в речи рассказчика-героя Зощенко.

ГЛАВА I. ЗОЩЕНКО И ЕГО ГЕРОЙ

Нахохотавшись во время работы над рассказом, он потом воспринимал его ... Темп развития сюжета замедлен, персонажи лишены того динамизма, которы... ГЕРОЙ ЗОЩЕНКО Герой Зощенко - обыватель, человек с убогой моралью и пр... Бедного. Зощенко избрал объектом анализа мещанина-собственника-накопит... ЗОЩЕНКО 2.1.

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ РЕЧЕВОГО КОМИЗМА

Для создания комического эффекта часто употребляются гиперболы и литот... Сюда же следует отнести употребление просторечной, специальной (профес... «Я хоть человек неосвещенный» («Великосветская история», 1922). фигуры прибавления, служит одной из форм естественной избыточности реч... Стремление героя стать рядом с эпохой – ввести в свою речь новые, част...

ПАРАДОКС КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА - ГЕРОЯ

Для парадокса характерны краткость и законченность, приближающие его к... . литературы. Пример: «Все умники дураки, и только дураки умны». – Действительно, очень красота…» 2.2.6. ПАРАДОКС КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА - ГЕРОЯ.

ИРОНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО КОМИЗМА В РЕЧИ РАССКАЗЧИКА - ГЕРОЯ

Если при парадоксе исключающие друг друга понятия объединяются вопреки... («Пациентка») 2.2.7. («Великосветская история») «Князь ваше сиятельство лишь малехонько поб... Дороги потому, что смех большого мастера русской литературы и сегодня ... Смех Зощенко – это смех сквозь слёзы..

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Антонов С.М. Зощенко.

Становление стиля // Лит. учеба. 1984. № 6. 2. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры: М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов. Л 1973. 3. Зощенко и перестройка / Подгот. Ю.В. Томашевский // Крокодил. 1991. № 1. 4. Зощенко М. М, Избр.: В 2 т. Л 1978. 5. Зощенко М.М. Письма к писателю. Возвращенная молодость. Перед восходом солнца. Повести. М 1989. 6. Зощенко М.М. Собр. соч.: В 3 т. Л 1986 - 1987 (перепечатано: М 1994). 7. Зощенко М.М. Собр. соч.: В 6 т. Л.; М 1929 - 1932. 8. Зощенко М.М. Соч.: В 5 т. М 1993. 9. Зощенко М.М. Уважаемые граждане: Пародии.

Рассказы. Фельетоны. Сатирические заметки. Письма к писателю. Одноактные пьесы. М 1991. (Из архива печати). 10. Лицо и маска Михаила Зощенко: Сборник / Сост. Ю.В. Томашевский. М 1994. 11. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии: Кн.1 / Отв. ред. Н.А. Грознова. СПб 1997. 12. Сарнов Б.М. Пришествие капитана Лебядкина (Случай Зощенко).М 1993. 13. Сарнов Б.М. Смотрите, кто пришел: Новый человек на арене истории. М 1992. 14. Сац И. Герой Михаила Зощенко «Литературный критик», 1938, №3, с.157. 15. Старков А.Н. Михаил Зощенко: Судьба художника.

М 1990. 16. Творчество М.М. Зощенко: проблемы интерпретации: Подборка статей // Лит. обозрение. 1995. № 1. 17. Томашевский Ю. « Писатель с перепуганной душой - это уже потеря квалификации».М. М. Зощенко: письма, выступления, документы 1943 - 1958 годов // Дружба народов. 1988. № 3. 18. Чуковский К. Из воспоминаний Сб. «Михаил Зощенко в воспоминаниях современников», с.36-37.