Образ женщины в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"

СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ … 3 ОБЩАЯ ЧАСТЬ … 1.История создания образа Анны Карениной. … 2.Новый в русской литературе образ женщины. … 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 29 ЛИТЕРАТУРА …. 31 ВВЕДЕНИЕ В начале 1870-х годов, отдаваясь мыслям о современной, по-новому «ук-ладывающейся» русской действительности, Толстой создает роман «Анна Каренина». 1870-е годы – время полной писательской зрелости Толстого, и «Анна Ка-ренина» – это логическая середина всего его творческого пути. В этом произве-дении писатель задумал изобразить “тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя” (так определил он сам свою героиню нового замысла). Образ Анны Карениной – одно из величайших художественных созданий Толстого, одно из высших достижений русского реализма. Этот образ связан с глубокой традицией всей передовой русской литературы XIX века. Начиная с пушкинской Татьяны, в русской литературе проходит целая га-лерея образов передовых женщин, стремящихся эмансипироваться от гнета и унижения, в которые они были поставлены обществом.

Пушкинская Татьяна первая ощутила себя «девочкой чужой» в своей родной дворянской семье.

Ее свободное, чистое чувство к Онегину уже идет наперекор всем «приличиям» дворянской морали, она «первая» пишет ему страстное, полное признаний в любви, письмо. Ее правдивая душа, светлый, чисто русский ум несут в себе большую критическую силу. Но пушкинская Татьяна – выразительница еще раннего и незрелого протеста против морали общества, убивающей личность.

Русское передовое общественное движение, реалистическая литература ставили вопрос об эмансипации женщины как часть общей задачи освобожде-ния народа от гнета крепостничества и всех его порождений. Подымалось освободительное движение в стране, рос и приобретал все большую важность женский вопрос. Русская женщина сама становилась все более активной участ-ницей этой освободительной борьбы. В романах Тургенева мы уже встречаем такие волевые и целеустремлен-ные фигуры, как Елена Стахова из «Накануне» и, значительно позднее, Мариан-на из «Нови». Гончаров создает образы Ольги Ильинской («Обломов») и Веры ("«Обрыв"». Ольга преодолевает не только узкий мирок интересов Обломова, но и претенциозную деловитость Штольца, ставшего ее мужем.

Она вся устремлена в будущее и жаждет большой и полезной деятельности. Ее не удовлетворяют приобретательские помыслы Штольца, духовно нищего, как и породившие его социальные отношения.

В ответ на ее страстные призывы идти вперед и выше он лепечет, что «мы не Манфреды, мы не Фаусты». По-разному ставился и решался женский вопрос в русской литературе. Это зависело и от мировоззрения писателей и от исторического момента. Страстные попытки русской женщины если не порвать вовсе, то надорвать сковывающие ее путы обнаруживает Куциферская в романе Герцена «Кто виноват?», Наталья в романе Тургенева «Рудин», Катерина в «Грозе» Остров-ского. Но особенно следует подчеркнуть значение женских образов в романе «Что делать?» Чернышевского и в поэме «Русские женщины» Некрасова.

Именно у Чернышевского женский вопрос выступает открыто и всесто-ронне связанным с революционной борьбой, как часть большого вопроса о грядущем социалистическом преобразовании России. Конечно, социализм Чернышевского утопичен. Но Чернышевский показал, что освобождение женщины должно быть не только в сфере любви. Он показал, как решение его связано с решением самых главных вопросов: женщина должна быть в обществе во всем равна мужчине, она должна быть занята общественно полезным трудом, она должна быть материально независимой только тогда она будет духовно свободна. Образ Веры Павловны – не только гуманистическая мысль Чернышевско-го, но и отражение реальных прототипов передовой русской женщины 60-х годов, впервые пошедшей в революцию и на открытый разрыв с «обществом» во имя создания нового, «разумного» общества, без угнетения, насилия и лживой морали.

Некрасов изображает самоотверженных революционных подвижниц, «русских женщин», княгиню Трубецкую и княгиню Волконскую, поехавших в Сибирь вслед за своими мужьями-декабристами.

Многие героини русских романов отваживались жертвовать «приличиями» света во имя своей чистой любви, имевшей, как им справедливо казалось, свои права. «Русские женщины» у Некрасова делают еще большее – сознательно порывают со своим сословием, клеймят его ханжество, бездушие и отказываются от всех дворянских привиле-гий, нисколько не дорожа ими. И сама любовь их поднимается на высшую ступень и помогает им гордо нести свой страдальческий венец. Мощная традиция всей русской классической литературы исторически увенчивается образом матери (Ниловны) в знаменитом романе Горького.

Великий пролетарский писатель безусловно продолжил традицию русской литературы в этом вопросе, но вместе с тем он поднял всю проблему на новую высоту. Он показал эмансипацию забитой, униженной женщины из народа, из рабочей среды.

История и литература второй половины ХIХ в. свидетельствует, что в го-ды создания «Анны Карениной» особенно тяжелы были судьбы русской жен-щины. Драматизм положения женщины, за освобождение которой боролась литература еще с середины века, нашел свое многообразное отражение в творчестве почти всех крупнейших русских писателей (особенно тревожно у Островского и Достоевского). В 1870-е «пореформенные» годы проблема социального и семейного бытия женщины приобрела исключительную остроту.

Толстой внес свой великий вклад в решение этого вопроса. Он, как гени-альный художник, не мог пройти мимо этой традиции, так чутко и полно отражавшей объективный исторический процесс нарастания революционной волны в России, нарастания справедливого отпора насилию со стороны самого угнетенного в русском обществе «сословия» – женщин. У Толстого в романе «Анна Каренина» женский вопрос тоже выступил, как один из многочисленных вопросов о грядущих судьбах России, занимавших его целиком. «Анна Каренин» – остро злободневный социально-психологический ро-ман, созданный на материале переломной эпохи, когда на смену старому крепостному праву складывался новый буржуазный порядок.

Коренная ломка экономических и правовых отношений сопровождалась изменением моральных устоев и нравственных понятий, усиливая разрушение патриархальных пред-ставлений о семье. Новое, буржуазное, во многом оказывалось хуже традицион-но сложившегося старого. Все это волновало Толстого. Внимание к женскому вопросу не явилось плодом свободной фантазии писателей, а было отражением и насущного требования времени, и реального исторического движения, принимавшего со временем все более глубокое содержание и более широкий размах.

В семидесятые годы передовые русские девушки уже настойчиво стучались в двери высших учебных заведений, попол-няли ряды революционеров. Становились участницами революционных процес-сов и жертвами полицейских расправ. В переломную послереформенную эпоху в литературе обостряются споры о роли женщины в семье и обществе.

Наряду с активными поборниками женского равноправия выступали и ярые его против-ники. Близкий Толстому Н.Н Страхов в статье «Женский вопрос» высказывался в том смысле, что это надуманный вопрос, что для женщины вполне достаточно ее естественного материнского призвания, забот о муже и семье. Что же касает-ся требования предоставления женщинам прав и возможностей заниматься другого рода деятельностью, то эти права и занятия нужны лишь тем женщинам, которые не сумели выйти замуж. «На случай крайности, в виде исключения, в виде неизбежного зла – можно женщинам вступать на неженские поприща.

Но видеть в этом что-либо желательное и всячески толкать женщин на несвойст-венные им пути было нелепо и вредно». Примерно этого же взгляда придерживался и сам Л.Н. Толстой. Неруши-мость семейного очага для него обязательное условие здоровых общественных отношений, которые, увы, продолжают сохраняться только в патриархальной народной среде.

Классы же, испорченные цивилизацией, считает писатель, утратили понятие нерасторжимости брака и святости семьи. Рождение и совме-стное воспитание детей – эта естественная цель брачных отношений в совре-менном образованном обществе – все более уступает место жажде пошлых удовольствий и ведет к разврату. В период, когда все старое и привычное рушится и разламывается с необыкновенной быстротой, великим писателем овладевает страстное желание противодействовать гибельному процессу.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1.

История создания образа Анны Карениной

Но это произведение нельзя отнести к числу творче-ских удач писателя. Герою повести «Казаки» Оленину светские увлечения, к которым все время... В декабре 1874 г. Фридрихс, убийца своей любовницы. В ряде рукопис-ных вариантов он ищет все более и более убедительные че...

Новый в русской литературе образ женщины

Такой искренности и естественности не хватает даже Долли. И в этом тоже была их трагедия. Анна была похожа на «беззаконную комету в кругу расчисленном све-тил». Вот именно в этом искушении и состоит комплекс Анны Карениной. Анна не может принять ни ложь и фальшь норм светской жизни, отстаи-вае...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Толстой всегда был противником «женского вопроса» (полемическим от-ветом на него явилось в свое время «Семейное счастье», 1859). Тем не менее в 70-е годы в процессе художественного воссоздания судьбы людей «образован-ного сословия» (не обретших веры) путь «силы и энергии», «самый достойный выход», связывается Толстым с женским образом. Вопрос в романе ставится не столько о правах, сколько о нравственных возможностях личности. Общему процессу умирания «внутреннего человека» в наибольшей степени сопротивля-лась натура женская в силу ее большей чуткости и восприимчивости.

В плеяде замечательных образов русских женщин, созданных классиче-ской литературой, образ Анны Карениной выделяется силой духовной красоты. При всем многообразии типов русских женщин и индивидуальной самобытно-сти каждого из женских образов, запечатленных русской классической литера-турой, заметно выступают две общие черты их душевного склада: первая – верность нравственному или общественному долгу (пушкинская Татьяна, лермонтовская Алена Дмтриевна из «Песни о купце Калашникове», тургенев-ская Лиза из «Дворянского гнезда», некрасовские героини – жены декабристов и т.д.) и вторая –страстное стремление к достижению права самостоятельно распоряжаться своей судьбой (многие образы Герцена, Тургенева, Островского, Гончарова, Чернышевского). В Анне эти две черты – верность нравственному долгу и стремление к личной свободе – приходят в то острейшее противоречие, какое неизбежно вытекало из закрепощенного положения женщины в семье.

Демократически настроенные современники «Анны Карениной» с недо-умением и огорчением восприняли тот факт, что в центре толстовского романа 1870-х годов оказалась женщина, жизнь которой так и не выходит за пределы света.

С чрезвычайной резкостью высказался об этом Некрасов, не менее решительно осудил Толстого Щедрин… А теперь после всего сказанного, надо признать, что в обращении Толсто-го к судьбе Анны проявился едва ли не максимальный по той поре и очень истинный демократизм.

Именно так, потому что героиня Толстого, для которой никакой другой среды и жизни, кроме как светская, просто не существует, заходит в своих поступках так далеко, что это становится угрозой для всего существующего склада отношений. На протяжении всего романа Толстой с предельной психологической вер-ностью проследил борьбу Анны за свои права на счастье и, сплетая эту ее борьбу с борьбой Левина, который уже знает, что «надо биться, чтобы лучше жить» (это «вздор», будто «жизнь не допустит», будто «прошедшее не допус-тит»), вскрывает огромные душевные силы своей героини. В сопоставлении этих сил с убожеством окружающей Каренину среды ощущается глубокий реализм Толстого, клеймящего ненавистный ему светско-бюрократический мир. Морально Анна неизменно торжествует над этим миром, хотя физически и погибает, раздавленная той самой «броней», перед которой и Левин чувство-вал себя бессильным.

Изложив историю Анны, Толстой вскрыл трагическую правду жизни. И правда эта заключалась в том, что весь государственный строй, основанный на неравенстве, лицемерии и угнетении, предопределил судьбы таких людей, как Анна Каренина.

Непреходящее значение «Анна Карениной» состоит в том, что в ней жизнь, борьба и гибель героини показаны как проявление глубоких социальных конфликтов. ЛИТЕРАТУРА 1. Арденс Н.Н. (Н. Апостолов) Творческий путь Л.Н. Толстого. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 676 с. 2. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М.: Художественная литература, 1978. – 158 с. 3. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа ХIХ века. Пушкин, Герцен, Толстой. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 272 с. 4. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 198 с. 5. Билинкис Я. В защиту живой жизни. //Вопросы литературы. – 1960 №11. – С.42-59. 6. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с. 7. Билинкис Я.С. Творческий путь Л.Н. Толстого. – Л 1956. – 67 с. 8. Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» //Русская литература. – 1991 №3. – С. 25-35. 9. Бурсов Б.И Лев Толстой и русский роман. – М Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – 151 с. 10. Бычков С. Л.Н. Толстой.

Очерк творчества. – М.: Госиздат, 1954. – 480 с. 11. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. – 168 с. 12. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой Художественно-этические искания. – Л.: Наука, 1981. – 173 с. 13. Горная В.З. Мир читает «Анну Каренину». – М.: Книга, 1979. – 128 с. 14. Гудзий Н.К. Лев Николаевич Толстой. – 2-е изд испр. – М.: Изд-во МГУ, 1956. – 115 с. 15. Ермилов В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М.: Госиздат, 1963. – 133 с. 16. История русской литературы: В 4 т. Т.3. Расцвет реализма. /Под ред. Ф.Я. Приймы, Н.И Пруцкова. – Л.: Наука, 1982. – 876 с. 17. Ищук Г.Н. Лев Толстой.

Диалог с читателем. – М.: Книга, 1984. – 191 с.: ил. 18. Каримов Э. Человек в изображении Льва Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»). – Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1967. – 184 с. 19. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века (70-90-е годы): Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1983. – 400 с. 20. Кулешов Ф.И. Л.Н. Толстой.

Из лекций по русской литературе XIX в. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 288 с. 21. Купреянова Е.Н. Социальный смысл нравственной философии романов «Мадам Бовари» и «Анна Каренина» (К вопросу о национальной типологии русского реализма) // Русская литература. – 1976 №1. – С. 41-53. 22. Маймин Е.А. Лев Толстой.

Путь писателя. – 2-е изд. – М.: Наука, 1984. – 192 с. 23. Малкин В.А. Лев Николаевич Толстой (150 лет со дня рождения). – М.: Знание, 1978. – 62 с. 24. Полтавец Е. Семинарий «Литературы» //Первое сентября.

Литература. – 2003 №1. – С.5-12. 25. Поповкин А. Л.Н. Толстой. – М.: Политиздат, 1963. – 286 с. 26. Русская художественная проза второй половины XIX века. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. – Минск: БГУ, 2003. – 135 с. 27. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. П. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 446 с. 28. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» //Русская литература. – 1990 №3. – С. 34-47. 29. Тарасов А. Является ли праведницей Анна Каренина? //Литература в школе. – 2001 №3. – С. 2-5. 30. Усманов Л.Д. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и научные споры 60-70 годов XIX века // Русская литература. – 1985 №3. – С. 104-116. 31. Успенский И.Н. Роман «Анна Каренина» // Творчество Л.Н. Толстого: Сборник статей. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 201 –278. 32. Хлебникова М.Н. Роман горячий, гармоничный («Анна Каренина» Л.Н. Толстого) (Лекции, прочитанные на кафедре русской и зарубежной литера-туры). – Ростов-на-Дону, 1968. – 76с. 33. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М.: Художественная литература, 1978. – 581 с. 34. Шифман А. Страницы жизни Льва Толстого. Очерки. – М.: Советская Россия, 1983. – 336 с. 35. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения.

Книга о сюжете. – М.: Советский писатель, 1981. – 351 с. 36. Щеблыкин И.П. История русской литературы (ХI-ХIХ в.в.). – М.: Высшая школа, 1985. – 511 с.