рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Редакции Тараса Бульбы

Редакции Тараса Бульбы - раздел Литература, Повести Гоголя Редакции Тараса Бульбы. Движение Украинского Казачества Против Польской Шляхт...

Редакции Тараса Бульбы. движение украинского казачества против польской шляхты ещё не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы.

Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения. В то время как в миргородской редакции многие струны исторической жизни Малороссии остались, по словам Белинского, нетронутыми, в новой редакции автор исчерпал всю жизнь исторической Малороссии. Ярче и полнее раскрывается здесь тема народно-освободительного движения, и повесть в ещё большей мере приобретает характер народно-героической эпопеи. Подлинно эпический размах приобрели во второй редакции батальные сцены.

Вышколенному, но разобщённому воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает только за себя, Гоголь противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев. Внимание писателя почти не фиксируется на том, как сражается тот или иной казак. Гоголь неизменно подчёркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати Без всякого теоретического понятия о регулярности, они шли с изумительною регулярностию, как будто бы происходившею от того, что сердца их и страсти были в один такт единством всеобщей мысли.

Ни один не отделяется нигде не разрывалась эта масса. То было зрелище, продолжает Гоголь, которое могло быть достойно передано лишь кистью живописца. Французский инженер, воевавший на стороне врагов Сечи, бросил фитиль, которым готовился зажигать пушки, и, позабывшись, бил в ладони, крича громко Браво, месье запороги Этот яркий, о несколько театральный эпизод претерпел затем существенную эволюцию.

Он развёртывается в большую батальную картину, эпическую по своей широте. В первой редакции французский инженер, о котором сказано, что он был истинный в душе артист, восхищается красотой казацкого строя, который в едином порыве несётся на пули врага. Во второй редакции подробно изображается уже самый бой, а иноземный инженер дивится не строю казаков, а их невиданной тактике и при этом произносит уже совсем иную фразу Вот бравые молодцы-запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях Подвергается серьёзной переработке образ Тараса Бульбы он становиться социально более выразительным и психологически цельным.

Если в миргородской редакции он перессорился со своими товарищами из-за неравного дележа добычи - деталь, явно противоречившая героическому характеру Тараса Бульбы то в окончательном тесте повести он перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Подобное усиление идейно акцента мы находим и в ряде других случаев.

Например, в миргородской редакции Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов. В окончательной же редакции 1842 года мы читаем Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Таким образом, из охотника до набегов и бунтов Тарас Бульба превращается в законного защитника угнетённого народа. Усиливается патриотическое звучание образа.

Именно во второй редакции Тарас произносит свою речь о том, что такое есть наше товарищество. Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Он приобретает ощутимо большую психологическую определённость. Гоголю удаётся преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более ёмким, сложным. Его любовь к полячке теперь не только глубже мотивируется, но и получается, но и получает более яркую эмоциональную лирическую окраску.

Словом, во второй редакции повесть превращается в широкое лирико-эпическое полотно, ставшее, по выражению Белинского, бесконечно прекраснее. В работе над окончательным тестом Тараса Бульбы Гоголь несомненно учёл художественный опыт исторической прозы Пушкина. Именно во второй редакции повесть приобрела ту реалистическую полноту и завершённость поэтической формы, которая отличает это великое произведение русской классической литературы. Тарас Бульба не первое произведение Гоголя, в котором он обратился к изображению национально-освободительной борьбы украинского народа.

Достаточно вспомнить повесть Страшная месть. Почти одновременно, но несколько в ином художественном плане пытался решить Гоголь занимавшую его историческую тему в незавершённом романе Гетьман, над которым работал в начале 30-х годов. Дошедшие до нас отрывки романа дают возможность судить о широте, но вместе с тем и об известной противоречивости гоголевского замысла. Реалистические тенденции в изображении крупных исторических событий, а также некоторых вымышленных персонажей неожиданно столкнулись здесь с приёмами старой, романтической школы, и произведение начинало утрачивать внутреннюю художественную цельность.

Вероятно, почувствовав это, Гоголь потерял интерес к роману и оставил его незавершённым. Нот опыт, который писатель приобрёл в процессе работы над Страшной местью и Гетьманом, не прошёл для него даром. В статье О преподавании всеобщей истории, написанной почти одновременно с началом работы над Тарасом Бульбой, есть несколько строк, существенных для понимания этой повести.

Всё, что ни является в истории народы, события - должны быть непременно живы и как бы находиться перед глазами слушателей или читателей, чтоб каждый народ, каждое государство сохраняли свой мир, свои краски, чтобы народ со всеми своими подвигами и влиянием на мир проносился ярко, в таком же точно виде и костюме, в каком был он в минувшие времена. Для того нужно собрать не многие черты, но такие, которые бы высказывали много, черты самые оригинальные, самые редкие, какие только имел изображаемый народ.

Хотя Гоголь не касается здесь специфических задач, стоящих перед автором исторического романа, но цитированные строки помогают многое понять не только о теоретических взглядах Гоголя на историю, но и в его художественно-историческом методе. То новое, что содержалось а повести Тарас Бульба и отличало её от предшествующих произведений Гоголя на историческую тему, было прежде всего связано с учётом живых, самых редких чёрт народа, своеобразие его национального характера.

Новаторское значение Тараса Бульбы состояло в том, что главной силой исторических событий выступал в нём народ. Пушкин и Гоголь впервые в нашей отечественной литературе подошли к изображению народных масс как главной движущей силы исторического процесса, и это стало величайшим завоеванием русского реализма, и в частности русского исторического романа XIX века. В центре Тараса Бульбы - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость.

Никогда ещё в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными - идейный пафос этого произведения. Подлинно эпического размаха достигает изображение Гоголем Запорожской Сечи - этого гнезда, откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы откуда разливаются воля и казачество на всю Украину. Созданный художником поэтический образ Сечи неотделим от ярких могучих характеров, её населяющих. С сочувствием и симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи с характерной для неё атмосферой демократии и своеволия, суровой дисциплины и анархии, с её немногосложною управой и системой, в которой юношество воспитывалось и образовывалось опытом. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств.

Отношения между кошевым и казаками основаны на принципах гуманности и справедливости. Власть кошевого отнюдь не влечёт за собой необходимости слепого повиновения ему. Он не столько хозяин общества, сколько его слуга.

Он руководит казаками на войне, но обязан выполнять все их требования в мирное время. Любой из запорожцев мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещён. Узнав от гонца о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою. Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны. Конечно, в этой патриархальной демократии есть свои слабости.

Гоголь не мог не видеть присущую казакам отсталость, относительно невысокий уровень их культуры, а также власть рутины, проникавшей а различные сферы их быта и общественной жизни.

Всё это не могло не свидетельствовать об известной ограниченности странной республики и заложенных в ней серьёзных противоречий, исторически ускоривших её гибель. Будучи верным правде жизни, Гоголь ничего этого не скрывает.

Он далёк от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью. Таково было время, таковы были правы. Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы пишет Гоголь. Но пафос его изображения - всё-таки в другом. Запорожское казачество для Гоголя - это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства.

Своей идейной устремлённостью повесть вступала в резкий контраст с теми нормами общественной морали, которые насаждала современная писателю официальная Россия. Историческая проблематика повести приобретала чрезвычайно злободневное звучание. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы этим людям свойственна одна общая черта беззаветная преданность Сечи и Русской земле.

В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера. Всю повесть пронизывает мысль о нерасторжимом единстве двух братских народов - украинского и русского. Гоголь называет казачество широкой разгульной замашкой русской природы. В этой русской природе отразилась душа русского и украинца.

Отстаивая свою национальную независимость и свободу, казаки перед лицом иноземного врага называют себя русскими. В сознании запорожцев украинец - родной брат русского, украинская земля - неотторжимая часть необъятной земли русской. Тарас Бульба недаром говорит о лучших русских витязях на Украйне. В знаменитой речи о товариществе Тарас снова возвращается к этой мысли Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Русскую землю славят и Мосий Шило Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие добрые казаки. Все они себя причисляют к воинству русскому и считают защитниками Русской земли.

Каждый из персонажей гоголевской повести мог бы стать героем вдохновенной поэмы. Но первый среди этих героев - Тарас. Суровый и непреклонный , Тарас Бульба ведёт жизнь, полную невзгод и опасностей.

Он не был создан для семейного очага. Его нежба - чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними на Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает угнетённых и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, точно необыкновенное явление русской силы. Это мудрый и опытный вожак казацкого войска.

Его отличали, пишет Гоголь, умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам. И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он любит простую жизнь казаков и ничем не выделяется среди них. Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с жизнью Сечи. Служению товариществу, отчизне он отдавал себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалом Сечи, он неумолим к изменникам и трусам.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Сила Тараса - в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает. В нём нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа. В центре гоголевской повести - тема народно-освободительного движения. Но борьба героев повести осмысливается не только в аспекте национально-освободительного движения, но и как конфликт между двумя вековыми антагонистами народом и угнетающим его феодально-помещичьим строем.

Гоголь отнюдь не изображает казаков как социально-единую, однородную массу. Отдельными штрихами показано а повести социальное расслоение казачество. Образ Тараса Бульбы довольно определённо противопоставлен тем, которые перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Гоголь при этом замечает Тарасу это было не по сердцу.

Он любил простую жизнь казаков Тарас глубоко демократичен. Он ненавидит угнетателей, которые были с ним одной крови и веры, равно, как и чужеземных. Большой интерес в этой связи представляют некоторые дошедшие до нас отрывки гоголевского Гетьмана. В одном из его фрагментов идея социального возмездия воплощена в символико-аллегорическом образе могучей сосны, оживающей по ночам и преследующей жестокого пана. Сосна, будучи свидетельницей многих преступлений пана, неожиданно выступает а роли мстителя.

Тема социального возмездия раскрывается Гоголем в другом отрывке того же Гетьмана, впервые появившемся в печати уже после смерти писателя, в 1855 году. Есть там потрясающая по своему трагизму сцена, когда Остраница заступается за избиваемого стодвадцатилетнего старика и в порыве ярости вырывает у поляка-полицейского ус. Толпа вешает ростовщика и тут же хочет расправиться с полицейским.

Но Остраница уговаривает толпу не делать этого, ибо не он, полицейский, главный виновник всего и в ответ страшный, неистовый крик оглашает всю площадь Тут виноват, виноват король Народ изображается здесь не смиренным и безмолвствующим, но осознающим скрытую в нём силу и яростно реагирующим на своё унижение. Характерна высокая оценка, которую дал Гоголь личности Пугачёва незадолго перед началом работы над Тарасом Бульбой. Сообщая в одном из писем к Погодину об окончании Пушкиным работы над Историей Пугачёва, он подчёркивает Замечательна очень вся жизнь Пугачёва. Тарас Бульба, разумеется, существенно

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Повести Гоголя

Творчество каждого крупного писателя - драгоценный кладезь художественного и душевного, можно сказать, человековедческого опыта , имеющего громадное… Щедрин называл художественную литературу сокращённой вселенной . Изучая её,… В художественном наследии запечатлены история и душа народа.Вот почему оно - неиссякаемый источник его духовного и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Редакции Тараса Бульбы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь казачества
Жизнь казачества. его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. Поразительная ёмкость Тараса Бульбы, композиционный ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги