рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественный прием психологической пары

Работа сделанна в 2001 году

Художественный прием психологической пары - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2001 год - Роман Ивана Сергеевича Тургенева "ОТЦЫ И ДЕТИ" в аспекте современного изучения классики Художественный Прием Психологической Пары. Роман Тургенева Построен Так, Что ...

Художественный прием психологической пары. Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы герои времени и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно назван Писаревым маленьким Печориным. Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой печоринский тип. Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично.

Павел Петрович - холостая душа, ничего от него родиться, произойти не может именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе комментирует А. Жук. Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев.

Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто выпадает из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману.

И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов ХIХ века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным княгиня Р . Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию.

Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость ей самой неведомыми силами, ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова. Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба - неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, белибердой, непростительной дурью в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг - Аркадий - наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые, дворяне-прогрессисты. Например, Ситников и Кукшина.

Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм - веяние моды, то они принимают его но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные - он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия.

Он видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что природа - это не храм, а мастерская, и человек в ней - работник. Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы.

Базаров смеется над стареньким романтиком Николаем Павловичем, когда тот играет на виолончели Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего учителя. Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами ты поступил умно для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится Ты славный малый но ты все-таки мякенький, либеральный борич. Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот не покалебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря - потеря друга, а, следовательно, и разрушение психологической пары. Любовь - чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь.

Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись земля не клином сошлась. Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова -Это что за фигура? На остальных особ не похожа. Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга.

И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать. А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, с негодованием сознает романтика в самом себе. А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор.

Она добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но Одинцовой стало страшно и жалко его. Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете. Итак, он отвергнут.

Это вторая потеря - потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться - в последний раз. Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно. Но это он только говорит, что больше ничего не нужно, на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора.

Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом. Базаров понял ее Ну, спасибо.

Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих. Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым. Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практическую пользу России, а может, и не только России. Главная психологическая пара романа - это Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

Взгляды нигилиста Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил Этот волосатый А Базаров вечером заметил Аркадию А чудаковат у тебя дядя. Между ними всегда возникали противоречия. У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую говорит Кирсанов. И она произошла. Нигилист не обоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и, естественно, в силу своей низкой философской культуры, наталкивался на логически верные заключения противника.

Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить говорит Евгению Кирсанов. Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить отвечает Базаров. Или на вопрос что же вы отрицаете последовал краткий ответ Все. Они спорят о поэзии, искусстве, философии.

Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества новизна мыслей, народу он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения.

Дуэль, писал Тургенев введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим. Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. Поэтому, Базаров умирает. Интересную мысль высказал великий художник Илья Репин Из литературы два героя - как образчики для подражания - преобладали в студенчестве. Базаров и Рахметов. Помоему, не всякий захотел бы взять себе в образец такого человека, как Базаров.

Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстал в романе, как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Что ж? Мне согласиться с ним Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович Он народ не может жить без веры. Базаров Грубейшее суеверие его душит. Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою - нелепо. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство и литература, и живопись, и музыка размягчает душу, отвлекает от дела. Все это романтизм, чепуха. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, грубейшими суевериями, казалось кощунственным толковать об искусстве, бессознательном творчестве, когда дело идет о хлебе насущном. В романе Тургенева Отцы и дети столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего, а Евгений Базаров-как часть разрушительной, освобождающей силы настоящего. Тургенев так строит роман, что нигилист Базаров и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.

Ценность такой концепции - концепции психологической пары - в романе Тургенева на наш взгляд в том, что она позволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрителями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, подталкивает читателя к нужным выводам.

Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом. 2.2.2. БАЗАРОВ В 1969 году, касаясь истории создания Отцов и детей , Тургенев писал в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, едва бродившее начало, которое потом получило название нигилизма Соч XIV, 97 . В этой же статье Тургенев признается в том, что он, рисуя Базарова, исключил из круга его симпатий все художественное и придал ему резкость и бесцеремонность тона. Для Тургенева Базаров - еще один отрицатель, отрицатель, названный в романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, ко всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты мировоззрения новых людей 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли, развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам научно-естественным - в статьях Писарева.

Базаров, нигилист, представляет новых людей. Базаров - внук дьячка, сын уездного лекаря.

Материалист, нигилист.

Говорит он ленивым, но мужественным голосом, походка твердая и стремительно смелая. Говорит ясно и просто.

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя торжества положительного идеала.

Базаров жаждет полезного дела и способен отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он уверен в необходимости его разрушения. Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз черты эти выписаны Тургеневым ярче. Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности, которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в активность народных масс. Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам.

Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не скрывал, что презирает мужика, коли он заслуживает презрения в теперешнем своем положении. Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько подавило русского крестьянина, что он теперь сам себя не понимает и крайне пассивен.

А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал его Базаров. При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит ему Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову.

Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-настоящему не могли - они не понимали его, а порой он казался им и смешным, даже чем-то вроде шута горохового. И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить в то, что и для нигилистов настанет момент, когда масса людей беззаветно веруя, пойдет за ними. Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим достойных единомышленников.

Трагедия его в том, что он рано родился. Сам он готов к драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о будущем поколении Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету. 2.2.3. ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус.

Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки. По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях строить свои убеждения чрезвычайно важен для Павла Петровича.

Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее, т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Принсипы Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества. Отрицание Евгением Базаровым государственного строя приводит Павла Петровича в замешательство он побледнел. Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек.

Тургенев именно его противопоставил машине отрицания Базарова, он призван уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных сторонах нигилизма и старого порядка. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "ОТЦЫ И ДЕТИ" в аспекте современного изучения классики

Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений. Не всегда соглашаясь с его оценкой событий и деятелей русской жизни, нередко… Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писателей второй половины XIX века. В его творчестве продолжают…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественный прием психологической пары

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография И.С. Тургенева
Биография И.С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 9 ноября н.с. в городе Орле. Это была дворянская семья отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старин

С Тургенева Отцы и Дети
С Тургенева Отцы и Дети. История создания романа. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ 19 февраля 1861 года был подписан царем манифест об освобождении крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента

Эпоха и характеры в романе Отцы и дети
Эпоха и характеры в романе Отцы и дети. Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается большой населенностью Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева М. Наука, 1979 С.22 В

Роль эпизода в романе
Роль эпизода в романе. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод - это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги