Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского

МПС РФ СГУПС Кафедра Русского Языка и Литературы РЕФЕРАТ По теме Петербург в творчестве Достоевского Ф. М. Выполнил Пустовских Е. А. Проверил Новосибирск, 2003 I Введение II Основная часть 1 Петербург в 1980 г. 2 Петербург в романе Преступление и наказание 6 3 Петербург для Раскольникова4 Место Петербурга у Достоевского III Приложение IV Заключение V Список литературы 17 Введение Петербург Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели - от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. Дух неволи, отмеченный в Петербурге еще А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского.

Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова. В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно выделить две грани, две традиции.

Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и стройный облик града Петрова - красы и дива полноценных стран. Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем отчасти, также и с Некрасовым. Они раскрыли тему и образ Петербурга совсем по-иному - как бы с точки зрения угнетенного и обреченного на гибель Евгения, чьи частные человеческие интересы пришли в противоречие с государственными замыслами и непреклонной волей Петра. За парадной внешностью Петербурга эти писатели разглядели холодный, жестокий неправедный и гибельный мир человеческого горя и страдания.

Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в Белых ночах, и в Униженных и оскорбленных, и в Преступлении и наказании, и в Бедных людях Что нового открывает он в этом городе, который до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе многих россиян для одних - это культурная столица, для других - это бандитский город. Основная часть Петербург в 1880 г. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелно-бледный, Скука, холод и гранит.

А.С. Пушкин В то время город был наводнен извозчиками. В потоке затрапезных ванек мелькали резвые лихачи, щегольские экипажи, тяжелые кареты. По нескольким линиям - по Невскому, по садовой, на Васильевский остров, на Выборгскую сторону - по рельсам неторопливо бегала конка упряжка в две лошади, большой фонарь спереди, узенькая лестница винтом на открытый империал. Проезд в вагончике стоил пятак, наверху, на вольном воздухе - три копейки.

Как ни медлительна была конка, а все же случались дорожные происшествия. В назидание зевакам в журнале помещается картинка Раздавили - мужчина в богатой шубе лежит на снегу, и озабоченно спешит к нему городовой в кепи и башлыке. Белым, раскаленным светом, потрескивая, светили газовые фонари. Подальше от центра потемнее мигали керосиновые. На наплавном Дворцовом мосту уже ослепительно сияли свечи Яблочкова. В городе много и беспорядочно строили.

Бок о бок со стройным чертогом Александрийского театра только что возвели пятиэтажную махину в петушином русском стиле. Впрочем, петербургская сторона и большая часть Васильевского острова все еще оставались необжитыми пустыри, овраги, огороды, одиноко стоящие домики позади чахлых палисадников. Все теснее охватывало город кольцо фабричных труб. Они вырастали за всеми заставами - за Нарвской, за Невской, за Московской, поднимались за большой Невой. Пришедшие в столицу на заработки крестьяне и мастеровые, кухарки и прачки, всякая бездомная гольтепа - многоликий горластый люд, готовый на любую работу и на любое темное дело от зари до зари толпились, божились и бранились у засаленных столов Обжорного ряда, что обдавал прохожих жаром и вонью возле Никольского рынка.

Герои романа Достоевского попадались на каждом шагу. В газетах писали, что слишком много народу в столице помирает, примерно по 500 душ в неделю, и все больше от чахотки и желудочно-кишечных заболеваний.

Это - не считая самоубийств, которые все учащались. Мельком упоминали о голодающих губерниях. Несколько подробнее - о том, как черногорцы воюют с турками. Еще подробнее о пожаре барок на Неве и о том, что в жаркие дни Сенная площадь с Вяземской лаврой, приютом босяков, превращается в зловонную клоаку. В газетах - множество объявлений. Врачи ползают от секретных болезней, рекламируется целебное мальц-экстрактное пиво, демонстрируются дамские туалеты талия в рюмочку, турнюры, трены, рюши, оборки.

Последний крик моды - резиновое пальто Макинтош. Вышли в свет сборники стихов Случевского и Буренина. Анонсируется недопетые песни какого-то Чаского. Пятьсот штук канареек только что привезены из Калуги, отлично поют днем и при огне Мемуары пишет по рассказам ветеранов молодой человек, обладающий литературным слогом Молодая экономка ищет место к одинокому пожилому господину Все средства истощены. Две служительницы высших женских курсов ищет каких бы то ни было занятий Суетная, мелочная, примелькавшаяся жизнь.

Прошло одно, идет другое, Проходит пестрый ряд картин И вместе с тем было страшно тревожно. Никто не мог избавиться от ощущения что-то должно случиться, и очень скоро - со дня на день.

Петербург в романе Преступление и наказание

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой чело... Смрадные распивочные, оборванные пьяные, озабоченный, спешащий народ, ... Как говорит Николка, в нем есть все, кроме отца и матери. Несчастье обитает в Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к пр... Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновение улица вд...

Петербург для Раскольникова

Как это было у Гоголя, фантастика и умышленность Петербурга, так остро... Таким мы видим Петербург уже в самых ранних художественных произведени... Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычн... над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникало страстное ... Блока.

Заключение Целью данного реферата было выявить причины изображения Петербурга только с одной стороны. И смерть отца, и нищее существование самого писателя повлияло на создание нищего Петербурга и нуждающихся людей.

Сам Достоевский отрицал тот мир, в котором он жил мир, где была возможна жизнь, подобная жизни семьи Мармеладовых. Существо чрезвычайного потрясения, о котором говорилось в реферате, заставило Достоевского обратиться к конкретным жизненным фактам. То, что было написано в газетах, те факты действительной жизни повлияли на создание преступного и нищего Петербурга. Может быть, Достоевский хотел показать нам, читателям, другую сторону жизни Петербурга сторону омерзительную, бедную, страшную, волнующую душу, болотную и гнилую.

Конечно, каждый может убедиться в красоте и величии необыкновенных дворцов, замков, скульптуры. Но кто-нибудь, например, приезжий, разве пойдет любоваться мусором, бедными кварталами, гиблым местом Конечно нет, поэтому Достоевский отразил всю реальность своего города. Достоевский изображает свой Петербург таким, на какой привык смотреть. Он видит недостатки бедных кварталов, в которых живут оскорбленные и загнанные судьбой люди, он видит и чувствует эту пошлость, он вместе с ними страдает и в то же время надеется, что его родной город все- таки будет таким, каким он хотел бы его видеть.

Достоевскому очень тяжело смотреть на бедный Петербург, но все же он доносит до читателей истину. Правда была девизом всей его жизни. Писатель был убежден, что только правда и приоритет общечеловеческих ценностей способны объединить всех людей и уберечь от гибели.

Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, выше России, выше всего писал он а мы можем потерять из-за нее, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за нее. Образ Петербурга в восьмидесятых годах всякая бездомная гольтепа от зари до зари толпились, божились и бранились у засаленных столов Обжорного ряда ни сколько не отличается от описания Петербурга Достоевским, этим и доказывается, что причиной изображения нищего Петербурга являются факторы действительной жизни.

Но образ Петербурга был бы для читателя тягостным, отталкивающим без христианской идеи, заложенной в произведениях Достоевского. Вера в добро, в высшую справедливость пронизывают их Красота Христа мир спасет Список литературы 1. Белов С.В. Есть один закон. Слово, 2000 2. Кожинов Преступление и наказание Достоевского - М 1971 3. Набоков В. О творчестве Ф. Достоевского М Независимая газета, 1998 4. Хунданов Раздумье о Достоевском. Наш современник, 1999.