рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петербург для Раскольникова

Работа сделанна в 2003 году

Петербург для Раскольникова - Реферат, раздел Литература, - 2003 год - Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского Петербург Для Раскольникова. Петербург Город, К Которому В Своих Произведения...

Петербург для Раскольникова. Петербург Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из Белых ночей Раскольникову же ближе другая, вторая столица - сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тмные дворы, чрные лестницы.

Герой просто не замечает города, он слишком поглощн своими думами, мыслями, переживаниями. Родион живт в коморке, которая походила более на шкаф, чем на квартиру. И, лжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали вонь, духота, как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии.

Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что вс е сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещ и город маленького человека - Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже с откшим от постоянного пьянства жлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чтко сознат пагубность этого занятия.

В Петербурге Гоголя есть те же серые, жлтые и грязно-зелные дома с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно в этом мрачном городе мелькнт хоть один луч света. В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей.

Об этом думает Раскольников, идя на убийство он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно. Место Петербурга у Достоевского Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался самым фантастическим городом с самой фантастической историей, самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре. Об этом сказано в Зимних заметках о летних впечатлениях 1863 и в Записках из подполья 1864. Как это было у Гоголя, фантастика и умышленность Петербурга, так остро почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не сами по себе, а в единстве с тускло прозаическим и обыкновенным, чтобы не сказать до невероятности пошлым. Таким мы видим Петербург уже в самых ранних художественных произведениях Достоевского.

Несчастный Макар Девушкин из Бедных людей, робкий и великодушный, с тяжкого похмелья стремительно бродит по Фонтанке и Гороховой, чтобы как-нибудь освежиться, и наблюдает резко контрастные сцены столичного быта, на который, при всей их будничности, тем не менее лежит печать чего-то странного, необыкновенного.

Эти картины еще сильно отдают Гоголем, но как все меняется уже в Двойнике, снабженном и подзаголовком Петербургская поэма.

Вот вещь единственная в своем роде, подвергшаяся, как только она появилась, близорукому осуждению, да и доныне, пожалуй, не разъясненная в должной мере. Здесь уже безраздельно господствует двуединая стихия пошло-фантастического, и сам замученный галлюцинациями пошлейший Яков Петрович Голядкин, с его нелепыми повадками и ужимками, с его горячкой и смятением, есть ничто иное, как исчадие такого же горячечного, фантасмагорического, ненадежного и внушающего неописуемый страх Петербурга.

Вот ровно в полночь, когда бьют часы, выбегает господин Голядкин вне себя все на ту же набережную Фонтанки возле самого Измайловского моста участок города для дальнейшего дотошного описания выбран безошибочно и словно растворяется в ненастной петербургской ночи. А ночь в самом деле была ужасная ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежная, чреватая флюсами, насморками, лихорадками, жабами, горячками всевозможных родов и сортов, одним словом всеми дарами петербургского ноября.

Ветер выл в опустелых улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким, пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, писклявый, дребезжащий концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю. Петербург Достоевского это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы.

Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, оторвавшихся от божественных первооснов. Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, несколько напоминающим гоголевский и некрасовский город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная и Калава, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями вот фон, на котором развязываются конфликты и трагедии самого петербургского романа Достоевского Преступление и наказание.

Многие блуждания главных героев происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Ф.М. Достоевский считал, что большой город дьявольское создание цивилизации имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения.

Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающихся в этих каменных бесчувственных громадах. Город трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальничестве. Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность.

Столица николаевской империи предстала перед ним со всеми своими контрастами и противоречиями. Многое ему показалось странным и непонятным. Еще с детства, затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его. Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какой-то тайной. И в эту тайну хотелось проникнуть, понять, как и чем живут жители громадного города и в первую очередь обитатели нищих кварталов. Все чаще задумывался Д. над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникало страстное желание рассказать о их жизни.

Приложение В XIX столетии Достоевский оказался самым вдохновенным и пророческим поэтом Петербурга. Он в громадной мере обогатил и обновил уже сложившеюся традицию изображения Города средствами художественного слова, сотворил о нем свой, неповторимый самобытный миф. Впоследствии А. Блок, эскизно набрасывая общественно-исторический фон, на котором должно было развиться действие во второй главе поэмы Возмездие, первым делом отметил, сколь важную роль сыграл в образовании этого фона автор Преступления и наказания и Подростка. Петербург рождается новый, напророченный Достоевским.

Да, именно новый Как никто до него, Достоевский своим характером, со своими повадками. Уже в Петербургской летописи 1847 год Город возникает в образе желчного, с ног до головы сердитого субъекта, изливающего свое раздражение решительно на все, что его окружает. Весь горизонт петербургский смотрел так кисло, так кисло Петербург дулся.

Видно было, что ему страх как хотелось сосредоточиться. Достоевский глубже всех проник в непостижимую силу воздействия Города на психику и поведение его обитателей. Вот какое многозначительное рассуждение вложил он в уста Свидригайлова Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния Между тем, это административный центр всей России, более того Петербург непостижимым образом определяет самое существование и судьбу человека, и характер его должен отражаться во всем. Этот аспект петербургской темы, открытый Достоевским, был усвоен литературой начала XX века, а более всего сказался в мироощущении и творчестве А. Блока. Именно Достоевский внес в чувство Петербурга так сильно зазвучавшую после него ноту безотчетного страха перед неразгаданными тайнами города.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского

Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно… Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и… Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в Белых ночах, и в Униженных и оскорбленных, и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петербург для Раскольникова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Петербург в романе Преступление и наказание
Петербург в романе Преступление и наказание. В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке на улицу и м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги