рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Способы раскрытия психологии героев

Способы раскрытия психологии героев - раздел Литература, Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" Способы Раскрытия Психологии Героев. В Романе Преступление И Наказание Ф.м. Д...

Способы раскрытия психологии героев. в романе Преступление и наказание Ф.М. Достоевского В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная, загадочная личность.

И все герои занимаются разгадкой тайны этого человека, к примеру, князя Мышкина в Идиоте. Все лица и события в Преступлении и наказании располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него. Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу же привлекает к себе внимание.

Монологи. Фдор Михайлович проникает в самые глубинные пласты человеческой психики, в возбужднном состоянии у героев Достоевского обнажаетсявся неисчерпаемая сложность натуры, е бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне так на яву. Вот, например, внутренние монологи РаскольниковаА куда же я иду подумал он вдруг. Странно. Ведь я зачем-то пошл. Как письмо прочл, так и прошл На Васильевский остров к Разумихину я пошл, вот куда, теперь помню. Да зачем, однако же И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову Это замечательно Боже воскликнул он да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей черепбуду скользить в липкой, тплой крови, взламывать замок, красть и дрожатьпрятаться, весь залитый кровью с топоромГосподи, неужелиОн дрожал как лист говоря это. Да что же это я продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, -ведь я знал же. Что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил Ведь ещ вчера, вчера, когда я пошл делать эту пробу, ведь я вчера же понял совершенно, чтоне вытерплю Чего ж я теперь-то Чего ж я ещ до сих пор сомневался Ведь вчера же, сходя с лестнице, я сам сказал, чтоэто подло, гадко, низкоВедь меня от одной мысли наяву стошнилои в ужас бросилоНет, я не вытерплю, не вытерплю Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчтах, будь это вс, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика.

Господи Ведь яже вс равно не решусь Я ведь не вытерплю, не вытерплю Чегоже, чего же и до сих порЭти монологи, я полагаю, нужны Достоевскому, чтобы показать сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помочь читателю глубже узнать его внутренний мир. Сны. В распоряжении Достоевского имелось огромное количество художественных средств, которые он с успехом использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольникова.

Одним из таких приемов, которые позволили бы описать подсознание и чувства героя, стали сны. Первый сон Раскольникова стал своего рода выражением доброй стороны души Родиона.

В этом сне он, будучи семилетним мальчиком, видит, как мужик Миколка насмерть засекает свою лошадь.

Раскольников во сне видит это и ему становится до слез жалко несчастное животное. Этот сон снится Раскольникову до того, как он совершает убийства, и как будто выражает внутренний протест подсознания героя против того, на что он решается пойти. Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой второй сон, в котором он приходит на квартиру к убитой старухе-процентщице.

Старуха во сне прячется в углу комнаты и смеется, и тогда Раскольников достает из сквозного кармана на внутренней стороне своего пальто топор и бьет старуху по темени. Однако старуха остается жива, мало того, казалось бы, с ней вообще ничего не происходит. Тогда Раскольников начинает наносить ей удары по голове, но это вызывает у старухи только новую волну смеха. В этом сне автор показывает нам, что ощущение содеянного, образ убитой старухи теперь не отпустит Раскольникова, и будет преследовать его до того момента, пока он не обретет в душе гармонию с самим собой.

Кстати, стоит отметить также и то, что автор уделяет большое внимание деталям произведения, которые могут помочь оказать то или иное воздействие на читателя. Так, в сцене убийства возникает похожий на описанный ранее эффект. Он достигается за счет того, что старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а ее сестру Лизавету острием. Однако, в течение всего времени, когда происходило убийство, лезвие топора Раскольникова было направлено исключительно на него, как бы угрожая и приглашая стать на место жертвы.

Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора. Но вот Раскольников убивает Лизавету, и тем самым получается, что топор все же сумел жестоко наказать Раскольникова. Вообще, Преступление и наказание наполнено мельчайшими деталями, которые на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании.

Примером таких деталей могут стать числа семь и одиннадцать, которые на протяжении всего романа преследуют Раскольникова. Не стоит обделять вниманием и тот факт, что Достоевскому удавалось мастерски давать портретные описания своих героев. Да, конечно, темп большинства его произведений задается настолько стремительный, что зачастую становятся незаметными те или иные портреты действующих лиц. Но, тем не менее, четкий образ, который рисует писатель, частенько надолго остается в нашем сознании и подсознании.

Вспомним, к примеру, старуху процентщицу, образ которой задается во многом использованием уменьшительных слов Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Сам Петербург в романе представляет собой на удивление живой и яркий образ, который находится в постоянном взаимодействии с главным героем.

А ведь этот образ создается всего лишь за счет нескольких достаточно коротких описаний. Но вернемся ко снам Раскольникова. Самое большое значение для воплощения замысла романа Преступление и наказание имеет третий сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию разумного эгоизма. В третьем сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей бесноватыми, сумасшедшими, при этом, заставляя их считать себя умными и непоколебимыми в истине.

Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей. Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истиной духовности, избранные по Достоевскому это люди, наделенные глубочайшей верой. Именно в третьем сне Достоевский говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло. Описание погоды.

Чтобы более точно изобразить психологическое состояние человека, Достоевский нередко прибегает к описанию погоды.

Она иногда расшифровывает, иногда только лишь намекает на состояние души героя. И очень важно, что она служит созданию определнного настроения у читателя настроения. Например, описание Петербурга, перед самоубийством Свидригайлова. Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошл по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилось высоко поднявшаяся на ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки. Мокрая трава, мокрые деревья икусты и, наконец, тот самый куст С досадой стал онрассматривать дома, чтобы подумать о чм-нибудь другом.

Нипрохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло игрязно смотрели ярко-жлтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали вс его тело, его стало знобить. Изредка он наталкивался на лавочные и овощные вывески икаждую тщательно прочитывал. Вот уже и кончилась деревянная мостовая. Он уже поравнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым хвостом.

Перебежала дорогу. Какой-то мртвенно пьяный в шинели лицом вниз лежал поперк тротуара погляделна него и пошл далееНевольно приходит в голову мысль разве в такой обстановке можетпроисходить что-то светлое, хорошее, радостное Оно и не происходит. Душевное состояние героя сопоставляется с описанием погоды. Описание ненастной, неприятной погоды создат определннуюпсихологическую атмосферу, атмосферу предельного психологического напряжения, часто страдания, душевной муки. Душевное состояние героя сопоставляется с описанием погоды.

В описании очень часто употребляется слово грязный, видимо, как душа Свидригайлова, которая грязна, порочна. На душе у него холод и сырость И читателю становится понятна сама причина самоубийства. Антитеза. Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Преступления и наказания, заложенный уже в заглавии. Он проявляется на всех уровнях художественного текста от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения.

Однако в самом использовании антитезы Достоевский часто демонстрирует разные методы. Понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. Преступление и наказание - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы. Герои Достоевского никогда не изображаются однозначно человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока.

В каждом из героев есть два идеала идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание Преступления и наказания составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.

В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, Толстого и Достоевского. Речь героев. Речь героев Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет. Важна сама манера говорить, общаться между собой и произносить внутренние монологи. Л. Н. Толстой считал, что у Ф. М. Достоевского все герои говорят одинаковым языком, не передавая своих индивидуальных душевных переживаний.

Современный исследователь Ю. Ф. Карякин спорит с этим утверждением. Тот накал страстей, который выражается в этих спорах, не оставляет места для хладнокровного обдумывания. Все герои высказывают самое важное, самое сокровенное, самовыражаются на пределе, кричат в исступлении или шепчут в смертельном бреду последние признания. Что может служить лучшей рекомендацией искренности, чем состояние истерики, когда открывается твой внутренний мир В кризисных ситуациях, во время скандала, в напряженнейших эпизодах, следующих один за другим, герои Достоевского выплескивают все, что накипело в душе. Не слова судороги, слипшиеся комом.

В. Маяковский. В речи героев, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих. Этот прием, применяемый Ф. М. Достоевским, свидетельство глубочайшего знания им человеческой природы.

Скрепленные ассоциативными связями, эти намеки и оговорки как раз и выводят наружу все тайное, на первый взгляд недоступное. Иногда, напряженно думая о чем-то, герои начинают раскладывать на отдельные слова речь других персонажей, акцентируя свое внимание на определенных словах-ассоциациях. Наблюдая этот процесс, мы узнаем, например, что же по-настоящему гнетет Раскольникова, когда он из разговора Лизаветы и мещан выделяет лишь слова семь, в седьмом часу, решайтесь, Лизавета Ивановна, порешить.

В конце концов эти слова в его воспаленном сознании превращаются в слова смерть, порешить, то есть убить. Что интересно Порфирием Петровичем, тонким психологом-криминалистом, эти ассоциативные связи используются сознательно в разговоре с Раскольниковым. Он давит на сознание Раскольникова, повторяя слова казенная квартира, то есть тюрьма, порешить, обух, заставляя Раскольникова все более волноваться и доводя наконец его до конечной цели признания. Слова обух, кровь, темя, смерть проходят лейтмотивом через весь роман, через все разговоры Раскольникова с Заметовым, Разумихиным и Порфирием Петровичем, создавая особый психологический подтекст.

Психологический подтекст есть не что иное, как рассредоточенный повтор, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего рождается их новый, более глубокий смысл, говорит один из исследователей Ф. М. Достоевского Т. Сильман. Порфирий Петрович, наверное, тоже так думает, он играет словами, заставляя Раскольникова признаться.

В этот момент Раскольников получает тяжелую моральную травму, переживания не дают ему покоя, и он выплескивает все наружу. Цель Порфирия Петровича достигнута. Общий психологический настрой способствует выявлению сходства персонажей. Вот что говорит о проблеме двойничества известный исследователь Достоевского Топоров то, что мы выделяем Раскольникова и Свидригайлова строго говоря, дань привычке в частности, к ипостасности. Итак, с помощью целой системы двойников происходит раскрытие главного героя Достоевского.

Образы Сони, Дуни, Катерины Ивановны тоже пересекаются по ряду мотивов например, самоотверженность свойственна всем трем. При этом Катерина Ивановна в высшей степени наделена еще и своеволием, а Дунечка и горда, и своенравна, и жертвенна. Она почти прямая копия брата Родиона Раскольникова. Вот что говорит о них мать смотрела я на вас обоих, и не столько лицом, сколько душою оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные. Здесь также имеет место один из приемов характеристики персонажа, один из способов проникновения во внутренний мир героя характеристика его другими персонажами.

Но у Ф. М. Достоевского герои поясняют друг друга не только с помощью речи. Схожих действующих лиц Достоевский наделяет созвучными фамилиями. Говорящие фамилии это прием, пришедший еще из классицизма, благодаря ему очень метко дается характеристика герою. Фамилии Ф. М. Достоевского под стать портретам. Целый ряд хтонических Г. Гачев персонажей наделен фамилиями, где явно просматривается слово рог Ставрогин, Свидригайлов, Рогожин.

Это какие-то бесовские атрибуты земного человека. В романах Ф. М. Достоевского фамилии персонажей даже по своему звуковому составу представляют собой уже характеристики. Мармеладов внутренне мягок, прозрачен, его фамилия указывает на водяной состав преобладают м, н, л звуки сонорные, звонкие, женские, влажные Г. Гачев. Это тоже попытка проникновения во внутренний мир персонажа, но связи персонаж читатель устанавливаются на подсознательном уровне.

Ф. М. Достоевский не знает себе равных по количеству и, главное, по виртуозности использования приемов проникновения во внутренний мир героев. Портретные характеристики героев. Стремясь к глубокому психологическому раскрытию характеров персонажей, Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику героев. Писатель дважды прибегает к портрету своих главных героев. На первых страницах романа он как бы мельком говорит о Раскольникове Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

И вот уже после убийства каким он предстает перед нами Раскольников был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или исполняя обязанности, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях. Принцип двоекратного портретирования связан с авторским замыслом и идеей романа.

Герои Достоевского переживают сложную идейную катастрофу, которая изменяет всю их нравственную сущность. Совершенное Раскольниковым убийство жестоко ранило душу героя, что и появилось во втором портрете. Сопоставляя две портретные характеристики Сони первую, во время причащения умирающего Мармеладова, и вторую, когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки, можно выделить выразительную особенность одежда описывается как бы сама по себе Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смертей и отчаяния.

Она была тоже в лохмотьях наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами, замечательные голубые глаза. А вот второй портрет Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком.

Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. Неважно, что неправильны черты лица, зато глаза излучают тепло души. А может быть, не случайно глаза именно голубые.

Если воспользоваться формулой глаза зеркало души а глаза-то у нее небесного цвета, если прибавить еще и глубокую религиозность, то неудивительно такое чудодейственное влияние на Раскольникова. И опять-таки не зря Достоевский подчеркивает не раз, что, несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, почти ребенком и выражение лица у нее простодушное. Очень интересен с точки зрения определения глаза зеркало души пример с описанием внешности Мармеладова припухшие веки, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

Но что-то было в нем очень странное во взгляде его светилась как будто даже восторженность, пожалуй, был и смысл, и ум, но в то же время мелькало как будто и безумие Здесь вся сущность Мармеладова и его трагедия кратко и удивительно точно. Люди, лишенные сложных душевных переживаний, раскрываются писателем только через их внешность, что является формой выражения отношения писателя к герою, например Лицо его, весьма свежее и даже красивое Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка осторожная и брезгливая физиономия остановился в дверях, озираясь кругом Лексика несет очень сильную эмоциональную нагрузку. Вот идет подробное описание чудесного костюма Лужина и маленькая приписочка .все это даже шло к лицу Петру Петровичу.

Замечательная шляпа, но Лужин уж слишком почтительно с ней обращается.

Все платье было хорошо, но все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Все описание построено по принципу контраста, противопоставления, снимается внешний лоск с героя, ну а о глазах ни слова. Лужин, Свидригайлов, Алена Ивановна Достоевским описаны лишь с внешней стороны, ибо они олицетворяют жестокий, злобный мир. Негативность их сути определяется наличием слова странный при описании их портретов.

Таким образом, портрет в романе Достоевского выполняет следующие функции первое психологическая характеристика героя, вторая формирование определенного отношения у читателей, третья через него автор высказывает собственные симпатии и антипатии. Это важное художественное средство характеристики героя и раскрытия авторской позиции. Портрет в романе Преступление и наказание играет одну из главных ролей, помогая нам проникнуть в духовный мир персонажей, определить истинную суть каждого из них. Достоевский использует здесь известный толстовский принцип Важно ясно показать текучесть человека, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то немой, то силач, то бессильное существо.

Ф. М. Достоевский при помощи портретных характеристик показывает не только противоречивость своих героев, но и развитие их внутреннего мира. Необыкновенно интересны портреты у Достоевского, они совсем не похожи на своих литературных предшественников, и в то же время портрет у Достоевского выполняет свою неизменную функцию рассказывает о человеке как можно больше.

Портреты у Ф. М. Достоевского одновременно схематичны и символичны, они молниеносно выхватывают главные детали. В портрете Раскольникова нет ничего особенного, он красив, хорошо сложен, высок, с прекрасными темными глазами. Но при всей его схематичности имеются яркие, выделяющиеся детали одежда-рубище, слишком приметная шляпа как терновый венец создают чуть ли не образ Христа, восходящего на Голгофу.

Красив и Свидригайлов, но его лицо это маска, губы слишком алы для его возраста, глаза слишком ярки. Такая красота завораживает, Свидригайлов это дьявол. Соня полная его противоположность. Маленькая, худенькая, в шляпе с пером. Это образ ангела с голубыми глазами и перьями, то есть крыльями за спиной. Она похожа на ребнка, да и все любимые герои Достоевского похожи на детей Лизавета, Соня. Дети, по Достоевскому, Христов образ, в Библии сказано Будьте как дети. То есть будьте негреховными существами.

В душе таких людей, как Соня, нет зла и греха, они несут в себе добро и не могут лгать. Их можно, конечно, считать резонерами, но это прежде всего герои Федора Достоевского. Раскольников-теоретик ничего не может ответить на отнюдь не софистские, но тем не менее точные и верные рассуждения Сони. Эпизод первой встречи Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Этот эпизод начинается с появления Раскольникова и его друга Разумихина на квартире у Порфирия Петровича.

Раскольников вошл с таким видом, как будто изо всей силы сдерживался, чтобы не прыснуть со смеху. Он делает это, чтобы скрыть истинное душевное состояние волнение, ожидание, подозрение. Порфирий встретил их соответственно улыбаясь, шутя, но с некоторой долей подозрительности к поведению вошедших. Можно предположить, что он легко разгадал замысел Раскольникова. Беседа начинается с разговора о заложенных Раскольниковым вещах. На вопрос Родиона Это ведь на простой бумаге Порфирий Петрович реагирует неожиданно О, на самой простейшей-с подмигивая, сказал следователь.

Это становится первой явной причиной мыслей Раскольникова, что его подозревают. Внутренний монолог Раскольникова чрезвычайно важен для понимания состояния героя перед тем, как начинается разговор о его статье. Раскольников мысленно анализирует идущий разговор. Он ужасно раздражн поведением следователя Это ведь невежливо, Порфирий Петрович ведь я ещ, может быть, не позволю-с Встану, да и брякну вам в рожу правду.

В душе Раскольникова произошл раскол первая его часть уверяла, что все догадываются, кто убийца, а вторая твердила Что если это мираж Раскольников приходит к выводу, что это ещ не факты. Нет, вы давайте-ка факты требует он. Но, с другой стороны, чувствуется его неуверенность в итоговой мысли монолога Зачем я пришл Такая разноголосица внутри героя, сумбурность мыслей, напряжнность и эмоциональность выдают задолго до развязки несоответствие его душевной природы той теории, что выработало его сознание.

В центральной части эпизода заходит речь о написанной Раскольниковым статье. Порфирий Петрович вынуждает Родиона рассказать о ней, и Раскольников принимает вызов. Родион откровенно рассказывает теорию сверхчеловека он делит человечество на два разряда на низший обыкновенные, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первый разряд меньшинство рождн властвовать, а второй жить в послушании и быть послушным.

Выслушав Родиона, Порфирий ещ больше начинает подозревать Раскольникова, пытается несколько раз вывести Родиона на чистую воду вопросами Неужели вы бы сами решились перешагнуть через препятствие-то Ну, например, убить и ограбить помните Двух работников или хоть одного из них Они красили там, не заметили ли Однако следователь не достигает цели. И Раскольников выходит как бы победителем из словесного поединка.

Но можно посмотреть и по-другому Раскольников своим поведением и подробным изложением теории окончательно убедил следователя в своей виновности. Порфирию Петровичу предстоит либо доказать это, либо склонить преступника к явке с повинной. Однако для автора важно не то наказание, которое понест по закону тот, кто выдумал бесчеловечную теорию, а наказание нравственное, которое должно привести к отказу от теории и духовному возрождению. Здесь Порфирий Петрович бессилен, эту миссию носителя настоящей правды Достоевский возлагает на Сонечку Мармеладову.

На самом деле точка зрения Раскольникова основывается на том, что действительно имеет место в жизни. К сожалению, часто сильный более прав, чем слабый, богатый имеет больше возможностей, чем бедный. Однако исправить несправедливо устроенный мир при помощи насилия, как считает Достоевский, нельзя. К счастью, есть сила, способная бороться с необыкновенным человеком изнутри, не давая переступить черту нравственного закона. Эта сила - духовность.

Конечно, если человек безнравственный и у него нет духовных ценностей, то духовное воскрешение вряд ли произойдт. Но бывает и чудо так Раскольникова воскрешает Соня чтением о Лазаре, своей любовью и самопожертвованием. Детали в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание символика. Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений.

Одно слово - вдруг встречается на страницах романа около 560раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а он- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко бедную лошадку. Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства.

Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает из петли топор сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем цеплялся топор и бьет ее по темени, но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает бить старуху по голове, но от этого она только сильней смеется.

Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию. Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора. Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову.

В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа семь и одиннадцать, как бы преследующие Раскольникова. Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании.

Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский.

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.

Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно но, раз переступив, воротиться назад невозможно. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они сумасшедшие, т. е. сошедшие с пути, лишенные разума. В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой.

Это город полусумасшедших Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Именно Петербург фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя с его вечной духотой и нестерпимой вонью превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою не хватает воздуху. Родион означает родной, но он и Раскольников раскол, раздвоение.

Раздваивается и город реальные улицы и мираж, фантастика, Новый Иерусалим и Ноев ковчег дом старухи. Слово Раскольников употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже из раскольников. Вспоминается герой сна Раскольникова и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв для А. А. Блока страх для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен.

А желчи-то, желчи в них во всех сколько Этот яд оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а воздуху нет, только духота, безобразная, страшная. А в этой духоте Раскольников бьется в лихорадке, у него озноб и холод в спине самое страшное наказание ада наказание холодом страшный холод охватил его. Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников кроме блуждания по улицам чаще всего находится на пороге или движется по лестнице.

Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой восхождение счастье, а нисхождение беда. Герои мечутся по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным, а его круглая шляпа один из кругов ада. Но есть в романе и герой, выбравшийся из-под земли, но, выбравшись, Свидригайлов как и все герои попадает на улицу.

Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им некуда пойти. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят толпами библейский мотив. Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе.

Тридцать сребреников превращаются в тридцать копеек, которые Соня дает Мармеладову на выпивку под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи Раскольников как Лазарь воскресает на четвертый день четыре дня едва ешь и пьешь. Символика цифр четыре крест, страдание три Троица, абсолютное совершенство, основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где семь значит смерть, узость порождает ужас, а теснота переходите тоску. Живущие в таком мире, несомненно, грешники.

Они привыкли врать, но вранье для них дело милое, потому что к правде ведет. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех нараспашку а смеется дьявол, но не Христос сковывает их, и они скривляют рот в улыбку, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту. Но Катерина чистая умирает, ведь надо быть мудрой Софья и прощать и веровать в Родиона веруют Дуня и Софья. Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает как Василий Фивейский Верую Этот символ поистине безграничен, ведь во что веришь, то и есть. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что хрустальный дворец трактир, а не мечта Веры Павловны а Христос не праведник, а убийца на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за полой рубища топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает право на воскрешение, ведь истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем… Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их… Так начинается роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Способы раскрытия психологии героев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ Петербурга
Образ Петербурга. в романе Достоевского Преступление и наказание Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки под самой кровлей

Образы романа
Образы романа. В самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом, внутри и вокруг себя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги