рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение современных произносительных норм

Возникновение современных произносительных норм - раздел Литература, новые орфоэпические словари в сопоставительном аспекте Возникновение Современных Произносительных Норм. Произносительные Нормы Русск...

Возникновение современных произносительных норм. Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был очень долгий процесс. Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы. Его важнейшие черты сложились еще в первой половине семнадцатого века на основе разговорного языка москвичей.

К этому времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт и объединило в себе особенности произношения северных и южных говоров русского языка.

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектических особенностей. Так складывались черты, не свойственные московской орфоэпической норме. Считается, что к девятнадцатому веку старомосковское произношение сложилось в своих основных чертах, которые определили многие нормы современного литературного произношения. За последние семьдесят лет многие из старых произносительных норм по разным причинам подверглись существенным изменениям. Так, по старомосковским нормам в некоторых словах, заимствованных из церковно- славянского языка, необходимо было произносить звонкую пару согласному звуку х бога, блага, благодать, господь, господи. В соответствии с этой нормой в позиции конца слова произносился звук х богбох, благблах. В современном русском литературном языке в этих словах произносится г на конце к благ блак, кроме слова бог, которое сохранило произнесение бох. Так же и сочетание чн, которое по старомосковским нормам должно было произноситься как шн, в настоящее время вытеснено произнесением чн и осталось в старом варианте только в нескольких словах.

Обычно старый вариант произнесения поддерживается в театральной речи в речи дикторов радио и телевидения.

Его можно обнаружить и в стихах. Радио, телевидение, театр, кино играют роль в формировании литературного языка и служат мощным средством распространения орфоэпических норм и поддержания их единства. В двадцатом веке, особенно ближе к его концу, на первый план среди социальных причин орфоэпических изменений выдвигается влияние зрительного восприятия графического облика слова.

То есть слово произносится также, как и пишется. Усиление буквенного графического произношения - одна из наиболее сильных тенденций в современном русском языке. Об этом писал еще в 1936 г. Л.В. Щерба Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность-Л 1974-210с указывая на явное сближение произношения с написанием родился вместо родилса тихий вместо тихой произношение сочетания чн вместо шн в словах типа булочная, перечница чт вместо шт в словах что, чтобы и др. Сейчас уже только некоторое количество слов с данными сочетаниями сохранило в качестве литературного произношения шн, шт - конечно, что, что-то, ничто, очечник, скучно, нарочно, прачечная, девичник, Никитична, Ильинична, яичница и некоторые другие. Колеблются формы скворечник, булочная - шн и чн и др. Есть случаи, когда произношение подчеркнуто орфографией городошник, двурушник, киношник.

Таких написаний в середине и конце XVIII в. было значительно больше см. в Словаре Академии Российской 1789-1794 галстушный, колпашный, фабришный, кожешный, лавошник и др. Такие орфографические и особенно произносительные колебания были и в XIX в и в начале XX в. В произведениях А.С. Пушкина, например, заметно избирательное отношение к вариантным формам он рифмует скучный шн - равнодушный скучный чн - однозвучный.

В условиях усиления графического произношения изменилось соотношение вариантов с е - о. Это фонематическое варьирование связано с внедрившейся в практику русского письма заменой буквы буквой е, так написание победило произношение, вернее, подчинило его себе блкнуть блекнуть белсый белесый рубеж, зарубежный рубеж, зарубежный акушр акушер.

В подобных случаях до сих пор еще сохраняется вариантность, причем указания на этот счет в словарях противоречивы в одних случаях литературным признается вариант с, в других - с е даются даже запретительные пометы - блеф не л, помпезность не п и т.д. Такие разночтения касаются слов жлчь - желчь манвр - маневр блклый - блеклый и др. Например, в Словаре С.И. Ожегова Ожегов С.И Бархударова С.Г Шапиро А.Б. Орфографический словарь русского языка-М.Советская энциклопедия,1969 34с. дается только форма белсый, а в БАС Большой Академический словарь русского языка.

I том М.Наука, 2004 40с. как нормативный дается и вариант белесый чем ближе к нашему времени, тем чаще в литературе встречается форма белесый у Солоухина и др. В.Солоухин, стихотворение Утро. Воздействие орфографии особенно хорошо просматривается в тех случаях, когда новый вариант поддерживается словообразовательно желчь вместо жлчь, так как есть термины, где спорный звук буква находится не под ударением . 2. Орфоэпические словари Какое же произношение считается образцовым Это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам современного русского литературного языка.

Ответы на конкретные вопросы о правильном произношении отдельных слов и грамматических форм дают орфоэпические словари русского языка.

Произносительные нормы фиксируются этими словарями. При установлении произносительных норм обычно учитывается соотношение фонетических и фонематических вариантов. Последние отражаются и в орфографии ср. ноль и нуль, валериана и валерьяна и др Причины изменения в произношении коренятся в действии внутренних законов языка - закона традиции, закона аналогии и др. Наряду с этим прослеживается и влияние социальных факторов, например, борьба московского и петербургского произношения активизировалась в периоды обострения претензий Москвы и Петербурга Ленинграда на статус столичного города.

В какой-то мере проявляются причины и чисто эстетического плана. В частности, традиции старейшего русского драматического Малого театра в Москве, труппа которого сформировалась еще в 50-е годы XVIII в. в 1824 г. стал называться Малым театром, а с 1919 г академическим, активно отражали старомосковское произношение и поддерживались в течение десятилетий, оказывая влияние на формирование образцового произношения.

Нормы произношения, как и другие языковые нормы, с одной стороны консервативны и соответствуют орфоэпическим традициям наиболее образованной части общества, но, с другой стороны, произносительные нормы динамичны и изменяются в силу ряда внешних социальных факторов и внутренних тенденций развития языковой системы. Поэтому пользоваться следует только последними изданиями словарей нормативного произношения.

Среди первых орфоэпических словарей можно выделить изданную в 1951 году брошюру- словарь В помощь диктору под редакцией К. И. Былинского. До Великой Отечественной войны дикторы московского радио записывали на карточках слова, вызывающие трудности в произношении. В пособии Былинского было всего пятьдесят страниц. Затем выходили новые издания, словарь становился все более популярным. На основе первой брошюры был создан Словарь ударений для работников радио и телевидения. Последнее, шестое издание, содержащее около 75 тысяч слов, вышло в 1985 году под редакцией Д.Э. Розенталя.

В словаре представлены, наряду с нарицательными существительными, имена собственныеличные имена и фамилии, географические наименования, названия органов печати, литературных и музыкальных произведений и т.д. В 1955 году был издан словарь- справочник Русское литературное произношение и ударение под редакцией Р.И. Аванесова и С. И. Ожегова, содержащий около 50 000 слов, во второе издание1959год было включено около 52 тысяч слов. К словарю приложены подробные Сведения о произношении и ударении.

В 1983 году вышел в свет Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы, авторы Р.И. Аванесов,С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова 5-е издание в 1989году Издание содержит около 65 000слов. К словарю даны два приложения Сведения о произношении и ударении и Сведения о грамматических формах. В словаре подробно разработаны системы нормативных указаний, а также введены запретительные пометы.

Орфоэпические словари адресованы не только профессионалам, чья деятельность связана с русским языком, но и любителям русского языка, всем, кто следит за его правильностью и выразительностью. В настоящее время существует множество орфоэпических словарей. С каждым годом появляются новые. Разобраться, какой словарь лучше, становится все сложнее.

Но самым авторитетным является

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

новые орфоэпические словари в сопоставительном аспекте

А ведь устная речь является основной формой существования языка. По наблюдениям психологов, в повседневной речи человека звучащая речь… Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение современных произносительных норм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные правила литературного произношения и ударения
Основные правила литературного произношения и ударения. Безударные гласные произносятся в соответствии с редукцией, качественной потеря некоторых признаков звука и количественной уменьшение силы и

Особенности русского ударения
Особенности русского ударения. Ударение русского языка своеобразно. В чем его специфика Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определ

Словарь под редакцией Р.И. Аванесова
Словарь под редакцией Р.И. Аванесова. Он является основой практически для всех русских словарей орфоэпии. Сходства и различия орфоэпических словарей в данной курсовой работе приведены на примере сл

Сопоставительная таблица
Сопоставительная таблица. Орфоэпический словарь русского языка Произношение, ударение, грамматические формыПод ред. Р.И. АванесоваРАН,Ин-т рус.яз 8-е изд стереотип.около 65 000слов М.Рус. Яз 2000 6

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги