Жизнь и творчество Герберта Уэллса

Реферат на тему: «Жизнь и творчество Герберта Уэллса» Выполнил: студент факультета иностранных языков А группы Проверил: доцент Ачкасов Андрей Валентинович Содержание Введение 1. «Опыт автобиографии» 1.1 Начало творческого пути 1.2 Характерные черты творчества 1.3 Фантастический роман в творчестве Уэллса 2. Анализ семантики романов Уэллса 2.1 Полемика в романах Уэллса 2.2 «Война миров» на «Острове доктора Моро» 2.3 Тематика государства будущего 2.4 Общество по Уэллсу и связь с просветительством 3. Уэллс в период Первой Мировой войны и после 3.1 Период творческого кризиса 3.2 Сатира Уэллса на современный ему образ жизни Заключение Список литературы Введение Знакомясь с писателем по критической статье, читатель обычно прежде всего узнает его биографию.

Иначе обстоит дело, когда в руки ему попадают только что вышедшие кни¬ги его вчера еще неизвестного современника.

О человече¬ском облике писателя на первых порах приходится судить по его произведениям. Именно так судили о молодом Уэлл¬се — он слишком быстро приобрел всемирную славу. Русский читатель тоже познакомился с Уэллсом-худож¬ником прежде, чем с Уэллсом-человеком. Его произведения начали переводить на русский язык почти сразу после их появления в Англии. Когда Уэллс на старости лет взялся за перо мемуариста, он сумел рассказать сам о себе без особых прикрас.

Но еще до этого он рассказал о себе во множестве романов. Перед нами раскрылся изменчивый и вместе с тем цельный образ человека, принадлежащего своему времени, своей стране, своему классу и одновременно всему человечеству, ибо настоящая литература, рассказывая правду о своем времени, неизбежно находит новую частицу правды о человеке и че¬ловечестве. Произведения Уэллса написаны человеком со своеобразным кругом жизненных представлений, своими достоинствами и недостатками, человеком, многого вокруг себя попросту не замечавшим.

И вместе с тем они написаны великим пи¬сателем. Мало кто так ограничен своими личными понятия¬ми, как Уэллс. И мало кто, подобно Уэллсу, умел так воз¬выситься над собой и перехлестнуть мыслью стандарты эпо¬хи. Уэллс — яркая и многообразная личность. Он очень ори¬гинален и очень типичен. И если его оригинальность бро¬салась в глаза прежде его типичности, то лишь потому, что он во многом шел впереди своего времени. Иногда на шаг или на два. Иногда на целую милю. 1.1

Начало творческого пути

Фактиче¬ски семья жила на деньги, которые отец зарабатывал как про¬фес... Moreau, A Possibility, 1896), «Человек-невидимка» (The Invi¬sible Man:... Начало творческого пути. 1.2 . Герберт Уэллс пришел в литературу из мира пауки.

Характерные черты творчества

Характерные черты творчества. Но в каждом случае Уэллс ставил себе задачу привить читателю научный с... В дей¬ствительности оно значительно шире. Именно за рамками по¬зитивизма творчество Уэллса приобретает свою худо... То время, когда я был приказчиком или сидел в лакейской, тяжелая борьб...

Фантастический роман в творчестве Уэллса

Фантастический роман в творчестве Уэллса. Но как бы ни были научно оснащены произведения Уэллса, важнейшая их те... Уэллс — художник исключительно чуткий к общественным переменам — посвя... В разных исторических условиях выступали на пер¬вый план разные сторон... Значительно эволюционирует его творчество и внутри каждого из этих пер...

Полемика в романах Уэллса

Он жестоко воюет с идейными противниками. Уже первый его роман — «Машина времени»— представлял собой ответ шовин... Это общество функционирует безупречно, но как оно бесчеловечно и холод... Он не просто очевидец интересного эпизода, добросовестно, но бесстраст... «Мы любим Закон и будем соблюдать его, но для нас навсегда исчезли стр...

Тематика государства будущего

Существует двенадцать видов полиции. На него никто больше не обращает внимания. Из персонажей романа наиболее интересен инженер Острог— своего рода Гр... Новая революция свергает Острога, На этот раз Уэллс не видит в революц... Однако Уэллс сам не очень верит в возможность осущест¬вления своей меч...

Общество по Уэллсу и связь с просветительством

Общество по Уэллсу и связь с просветительством. — вплоть до первой мировой войны,— значительно слабее его ранних произ... О характере нового социального строя Уэллс, впрочем, гово¬рит скупо и ... Фантастика в этом случае пере¬стает служить Уэллсу средством концентри... Незадолго до войны Уэллс выражал надежду, что война разрушит старый ми...

выводы, чем в период войны. Именно начиная с 1926 г. основное противоречие творче¬ства Уэллса приобретает наиболее острую форму.

Как демо¬кратическая, так и реформистски-охранительная тенденция получают свое законченное выражение — первая в романе «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (Mr. Blettsworthy on Rampol Island, 1928), вторая — в трактате «Открытый за¬говор» (The Open Conspiracy, 1928), где Уэллс полнее всего изложил идеи технократии. Эти идеи отразились в романе «Мир Вильяма Клиссольда» (The World of William Clissold, 1926) — первом из значительных произведений Уэллса после¬военного периода.

Это автобиография человека, объединяю¬щего в своем лице ученого и капиталиста. Клиссольд недоволен современным миром и мечтает перестроить его на разумных основаниях, руководствуясь велениями науки и здравого смысла. Подтверждение своим теориям он видит в накоплении знаний о мире и человеке, в распространении новых взглядов и новых отношении между людьми. Когда-нибудь, думает Клиссольд, неизбежно произойдет «созидательная революция». Передовые люди из разных классов общества, объединившись, возьмут в свои руки управление хозяйством, отстранив людей отсталых и вредных, мешающих ходу прогресса. Для того чтобы сделать это, лучшие люди должны сначала осознать единство своих целей.

Стремясь помочь этому, Клиссольд и пишет свой труд. Реформистский, идеалистический характер идей Уэллса в этом произведении очевиден. Противоречивость философских предпосылок «Мира Виль¬яма Клиссольда» повлекла за собой и художественную противо¬речивость этого произведения. «Мир Вильяма Клиссольда» — это одновременно и роман, и трактат о романе, причем поло¬жения, высказанные в теоретической части, нередко не находят своего воплощения в его художественной ткани.

Уэллс был прав, требуя создания реалистического романа, отражающего жизнь во всем ее многообразии, во всей ее ши¬роте. Он был прав, требуя, чтобы в центре романа стоял образ человека, заинтересованного в судьбах мира, мечтающего о переменах и перестраивающего мир. Подобный взгляд на роман уже сам по себе подчеркивал пустоту и никчемность декадентской литературы.

Но осуществить эту большую задачу Уэллс не смог. Картина мира, показанного широко и многосторонне, и образ рассказчика не слились в единое художественное целое потому, что Клиссольд, хотя он и назван человеком дела,— не более как сторонний наблюдатель действительности. Личный опыт Клиссольда и общественный опыт, который он должен воплощать, несоизмеримы. Клиссольд бесспорно представитель «определенной социальной группы», но не той группе, которую он представляет, дано переделать мир. Утопичность плана, предложенного Уэллсом, выявляется через образ героя, неспособного найти пути приложения своих идей к реальности, ибо его идеи но отражают жизненной закономерности.

В этом же заключалась причина неудачи романа. 3.3 Сатира Уэллса на современный образ жизни Крупной победой не только данного периода, но и всего творчества Уэллса явился роман «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол», непосредственным поводом к написанию которого явился процесс Сакко и Ванцетти в США. Эта книга, посвя¬щенная «бессмертной памяти Кандида», представляет собой злую сатиру на «американский образ жизни». Но романист затрагивает не только США. Америка для него — страна, в ко¬торой лишь наиболее наглядно воплотились принципы всей современной цивилизации.

Молодой англичанин Блетсуорси в результате корабле¬крушения попал на дотоле никому не ведомый остров Рэмпол. Он тяготится жизнью па этом острове, ему грозят постоянные опасности со стороны дикарей-каннибалов; он мечтает выр¬ваться оттуда и вернуться в цивилизованный мир. Но посте¬пенно выясняется, что Блетсуорси никогда и не был на этом острове. Он просто ходил по улицам Нью-Йорка, и окружаю¬щая жизнь рисовалась его помутившемуся рассудку в урод¬ливых формах острова Рэмпол.

Вернуться в цивилизованный мир невозможно, потому что это был не реальный мир, а мир его детской мечты, его юношеских иллюзий. Возвратившись на родину, снова обретя здравый ум, мистер Блетсуорси и здесь на каждом шагу обнаруживает черты острова Рэмпол.

Дикари острова Рэмпол создали целую систему условно¬стей, которая, как им кажется, превращает их и цивилизован¬ных людей. Они людоеды, но говорить об этом не полагается. Человеческое мясо — это некий, полученный мистическим путем, «дар друга». Нарушившего установления общества на¬казывают ударом двухпудовой дубины по голове, после чего его съедают. Дубина, впрочем, носит ласковое название «уко¬ризны». Дикари начинают войну против соседнего племени, скопившего большие запасы «жевательного ореха», без которого островитяне не могут обходиться.

Но говорить об истинных причинах войны никто не рискует под страхом «укоризны». Официально она ведется ради того, чтобы внедрить цивили¬зацию у соседей, которых, в частности, обвиняют в том, что они людоеды. Единственный способ избежать войн в будущем — доказывают ораторы на «митингах воя», созываемых для устра¬шения врага,— это довести данную войну до победного конца.

На острове почти нет супружеских пар, вступивших в брак по свободному выбору,— для этого надо иметь хижину. «Любовь здесь была насквозь пропитана неискренностью, отравлена ненавистным подчинением и вынужденной воздержан¬ностью. Любовник подозревал свою возлюбленную в самых низких побуждениях, в то время как она, уступив его жела¬ниям, думала только о том, как извлечь из этого выгоду». Процветает многоженство, «как и всюду, куда не проник свет христианства». А над всем этим смрадным миром острова Рэмпол господствуют чудовища — мегатерии, которые «не желают ни размножаться, ни умирать», но захватили самую плодородную часть земли и яростно ненавидят все живое. «Они пожирают пищу, предназначенную для молодых, и мрач¬но властвуют над всем миром». Мегатерии - это «пережи¬ток» в самом обобщенном смысле слова.

При виде мегатерий мистеру Блетсуорси приходят и голову и устаревшие полити¬ческие и социальные институты, и те стороны сознания люден, которые привязывают их к прошлому, всё темное, животное, что есть в их природе.

Заключение. Творческое наследие Герберта Уэллса необычайно велико. Его романы, рассказы, публицистические работы очень раз¬нообразны по мысли, по теме, по жизненному материалу, привлекавшему внимание художника, и очень неравноценны по своим достоинствам. В сознании читателя Уэллс остался по преимуществу ав¬тором фантастических романов. В них воплотились наиболее прогрессивные стороны мировоззрения Уэллса, в них он ори¬гинальнее всего как художник, сильнее всего как сатирик.

Но немало ценного создал Уэллс и в других жанрах, по пре¬имуществу в области социально-бытового романа, который с течением времени всё более насыщался сатирическим содер¬жанием. Отходя от фантастических обобщающих образов, характерных для научно-фантастического романа первого пе¬риода творчества, Уэллс в последних своих произведениях вместе с тем по-прежнему обращается к магистральным те¬мам действительности, по-прежнему беспощаден к носителям социального зла. Как ни был извилист творческий путь Уэллса как ни значительны бывали его заблуждения, он остается в ис¬тории литературы как честный писатель-реалист, наследник традиций английского критического реализма.

Список литературы 1. Кагарлицкий Ю «Герберт Уэллс», М 1963 2. Замятин Е «Герберт Уэллс», П. ,1922 3. Левцова И. М Парчевская Б. М «Г. Дж. Уэллс», М 1966 4. Успенский Л. ,«Записки старого петербуржца», Л 1970, с. 346-377 5. Перепелицын К. ,«Английская фантастическая литература», М 1982 6. Сборник статей и очерков, «Фантасты века уходящего», М 1990.