рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблематика и художественное своеобразие сборника Нечистая сила

Работа сделанна в 2006 году

Проблематика и художественное своеобразие сборника Нечистая сила - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2006 год - Сатира и юмор в творчестве А. Т. Аверченко Проблематика И Художественное Своеобразие Сборника Нечистая Сила. В Сборнике ...

Проблематика и художественное своеобразие сборника Нечистая сила. В сборнике Нечистая сила еще звучит надежда на скорое освобождение России от всякой нечисти, однако многое воспринимается писателем по-иному.

Он понимает, что старая жизнь утеряна безвозвратно. Шестилетний Костя - герой рассказа Античные раскопки - уже не знает, что когда-то была старая жизнь, что на пару рублей на рынке можно было купить мясо, картошку, капусту, яблоки разные там яйца, даже металлические деньги он видит впервые. По принципу античных раскопок построены еще несколько вошедших в сборник рассказов. В миниатюре Моя старая шкатулка повествователь перебирает бумажки, скопившиеся в шкатулке палисандрового дерева, которую он, поспешно уезжая из столицы случайно прихватил с собой. Счета, меню, записки от друзей - Л. Андреева, П. Маныча, РеМи, телеграммы - все напоминает о прежней жизни.

В финале рассказа на глаза автору попадается записочка, датированная 1 марта 1917 года Итак, друг Аркадий - свершилось! Россия свободна Пал мрачный гнет и новая заря свободы и светозарного счастья для всех грядет уже! Боже, какая прекрасная жизнь впереди. Задыхаюсь от счастья Вот теперь мы покажем, кто мы такие. с. 301 На этот раз писателю не хочется рассуждать о великолепии революции, и два слова - Да показали - говорят больше, чем пространное предисловие к Дюжине ножей Проблемы, встающие перед писателями, также находятся в центре внимания Аверченко.

В миниатюре Разрыв с друзьями тягостное впечатление на повествователя производят любимые книги - пестрая компания старых друзей. Нет, нет, они остались прежними - чистенькие, корректные, напечатанные на прекрасной белой бумаге и облаченные в изящные золоченые коленкоровые переплеты с. 278 , изменился автор - он теперь бывший человек, грубое, мрачное, опустившееся на дно существо. Его не способно взволновать описание мук раненного, лицо которого постепенно бледнеет, глаза затуманиваются какой-то пленкой с. 278 Подумаешь, важность! Да я в позапрошлом году видел, как в Москве латыши расстреляли на улице днем в Каретном ряду восемь человек и то ничего.

Вели их, вели, потом перекинулись словом, остановили и давай в упор расстреливать.

Так уж тут, при таком оптовом зрелище, нешто разглядишь, у кого глаза затуманились кокой-то пленкой и кто постепенно бледнел Ухлопали всех, да и пошли дальше. с. 278-279 Большинство рассказов этого сборника вновь построено на контрасте. Здесь чаще используется откровенная фантастика Город чудес , Отрывок будущего романа. В Дюжине ножей на первом плане было отношение повествователя к происходящему, восприятие большевиков извне. В Нечистой силе действие многих рассказов происходит в стране большевиков.

Соответственно большую роль играет сюжет, создается ряд запоминающихся персонажей, существующих в какой-то ирреальной действительности. Не случайно Аверченко включает в сборник новый рассказ Слабая голова. Все повально сошли с ума, даже самое больное воображение не могло бы представить случившееся. В произведениях писателя послереволюционного периода сталкиваются три мира. Мир прошлого - гармоничный, уютный, несмотря на все недостатки.

Аверченко с такой всепроникающей тоской тянется к прошлому - каково бы оно ни было. Он идеализирует старую Россию безоговорочно Две реальности, противопоставленные прошлому это противостоящие друг другу реальность большевиков и реальность их противников. Повествователь Аверченко живет в этом, последнем, мире - отсюда и основная проблематика его творчества стремление сохранить прошлое, передать еще не забытое окончательно ощущение гармонии, уюта, вспомнить мелкие детали старого быта, и ненависть к тем, кто уничтожил столь любимый русский мир, разрушил Россию.

Герой Аверченко живет настоящим, нельзя вернуться в прежнее время. среди персонажей есть участники крымского сидения - обычные люди, живущие по воле судьбы и большевиков - в Феодосии, Ялте или Севастополе. с. 83 Поражает пустота и бессмысленность жизни многих из них. Но герои все же изменились - к глупости и пошлости добавилась жестокость Какое странное время у штатских такая масса воинственной кровожадности, а военные рассуждают, как штатские! Разговор за столом с. 27 5. Проблематика сборника Записки Простодушного. В Константинополе выходит несколько книг Аверченко, которые как бы определяют основные направления его эмигрантского творчества.

Записки Простодушного о нашей жизни, страданиях, приключениях, о том, как мы падали, поднимались и снова падали, о нашей жестокой борьбе и о тихих радостях, изданные в 1921 году, открывает своеобразную сатирико-юмористическую летопись жизни русской эмиграции. В 1922 году Аверченко собирает лучшие из написанных в 1919-1920 гг. рассказов, темой которых является быт и нравы Севастополя, в книге Кипящий котел Сборник рассказов.

В 1922 году Аверченко выпускает книгу под названием Дети, в которой стремится хоть что-то противопоставить ужасу и сумбуру последних лет. Записки Простодушного - это не просто сатирико-юмористическое описание жизни русских эмигрантов в Константинополе. Аверченко показывает, как под впечатлением от увиденного и пережитого меняется характер повествователя - Простодушного.

Отныне я тоже решил улыбаться на похоронах заявляет автор в предисловии. Писатель ставит в центр внимания не сами события, а их восприятие, и - надев маску Простодушного - фиксирует в первую очередь внешнюю сторону происходящего. Драматизм жизни героев уходит на второй план. Читатель сначала видит лишь комическое, а о трагических истоках внешнего комизма он задумывается только потом - и тем острее ощущается разлом в душах людей.

Кто же такой простодушный - дурак или мудрец? Он шут. Шут, не стесняющийся смеяться на похоронах и не опасающийся сказать горькую правду королю. Константинопольский зверинец , Второе посещение зверинца - название этих рассказов достаточно красноречивы. Аверченко создает целую галерею типов - русского, ухитрившегося сдаться в русский плен и три года спокойно прожить в лагере военнопленных, вместо того, чтобы сражаться на передовой с австрийцами, комиссионера удовольствий , Импресарио Шаляпина, богомольного племянника Они уже не опасны, иногда даже можно просунуть руку сквозь прутья клетки и пощекотать их за ухом, но все равно, несмотря на остроумие придуманных ими комбинаций, от встречи с ними остается гадкое, неприятное ощущение.

Они наживаются на хороших, истинных чувствах других, не на глупости, но на простодушии. Таковы же Филимон Бузыкин, герой рассказа Русские женщины в Константинополе, девушка и странная личность из рассказа Благородная девушка. Но есть у Аверченко и другие персонажи - те, кому он искренне симпатизирует.

Простодушный восхищается их мужеством, выдумкой и способность не унывать. В миниатюре О гробах, тараканах и пустых внутри бабах он сталкивается с бывшим журналистом, бывшим поэтом и сестрой журналиста. Один из них зарабатывает, лежа в гробу у гадалки, другой ходит в картонном чучеле женщины, рекламируя ресторан, а девушка состоит при зеленом таракане на тараканьих бегах Ой, крепок еще русский человек, ежели ни гроб его не берет, ни карнавальное чучело не пугает, ежели простой таракан его кормит с. 157 Рассказы, вошедшие в книгу, построены по двум схемам.

Соблюдая жанровую форму записок , Аверченко либо описывает случаи, происходящие с Простодушным, либо те, о которых Простодушному рассказывали. Это делает сборник одним из самых цельных в творчестве писателя. Рассмотрев основные послереволюционные рассказы Аверченко позволили нам выделить наиболее существенные черты поздней сатирической прозы писателя своеобразное переосмысление темы маленького человека в контрасте революционной эпохи, сочетание злободневного и общефилософского в решении вопроса о революционном обновлении жизни, открытая полемичность и публицистическая заостренность авторских выводов.

Любопытны и творчества Аверченко, данные собратьями по перу - бывшими сатириконовцами. Можно привести фрагмент из грустно-иронического стихотворения Тэффи Тоска Аверченко, как жуир и франт, Требует - восстановить прежний прейскурант На все блюда и на все вина, Чтобы шесть гривен была лососина, Две с полтиной бутылка бордо.

И полтора рубля турнедо. Сквозь эту охранительную иронию просвечивает иной, более глубокий смысл, выраженный в одном из рассказов Тэффи периода эмиграции Мы еще храним старые заветы, потому что любим все прошлое, всячески его бережем. О русском языке Именно с этих позиций следует рассматривать ностальгическую направленность поздней прозы Аверченко, не вписавшегося, как многие русские художники, в процесс революционной перестройки общества.

Интересны также строки и стихотворения Саши Черного Сатирикон, посвященные памяти писателя Разве мог он знать и чуять, Что за молодостью дерзкой, Словно бесы, налетят Годы красного разгула, Годы горького скитанья, Засыпающие пеплом Все веселые глаза У Аркадия Аверченко было много поклонников, друзей, хороших знакомых, которые уважали и искренне ценили его творчество и его человеческие качества. Вот воспоминания Петра Писльского 1923 года Мой глаз приятно подмечал в Аверченке ту мягкую естественную, природную воспитанность, которая дается только четким и умным людям.

Его очарование в обществе было несравнимо. Он умел держать себя в новой и незнакомой среде легко, в меру свободно, неизменно находчивый, внимательный, ясный, равный и ровный со всеми и для всех. Это большое искусство, им может владеть только талантливая душа, и Аверченке был дан дар пленительного шарма. Он покорял Но более всего он покорял своим творчеством.

По наблюдениям критиков и писателей В. Полонского, М. Кузьмина, К. Чуковского, А. Куприна, А. Измайлова, юмор А. Аверченко, с одной стороны связан с традициями М. Твена и О,Генри, с другой - раннего А. П. Чехова. Есть в его творчестве и лирические, тонкие по психологическому рисунку рассказы, и тенденция к театру абсурда. Многие его рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Сборники произведений А. Т. Аверченко много раз издавались и в советское время.

Это - Записки Простодушного 1922 , Миниатюры 1926 , Случай с Петельцовой 1926 , Юмор былых дней 1927 , Веселые устрицы 1928 , Рассказы о старой школе 1930 . С 1930 по 1964 год книги сатирика не переиздавались.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сатира и юмор в творчестве А. Т. Аверченко

Использованная литература. Введение. Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный,… Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблематика и художественное своеобразие сборника Нечистая сила

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сатирическое изображение среднего человека-обывателя
Сатирическое изображение среднего человека-обывателя. До 1918 года вышло более 40 сборников рассказов Аркадия Аверченко. К ним относятся такие, как Рассказы , Зайчики на стене , Веселые устр

Политическая проблематика в сатирических рассказах Аверченко
Политическая проблематика в сатирических рассказах Аверченко. Переломным в творчестве Аверченко стал 1917 г. В начале года возглавляемый им Новый Сатирикон приветствует свержение монархии. Стоявший

Анализ сборника Дюжина ножей в спину революции
Анализ сборника Дюжина ножей в спину революции. Лучший из своих рассказов Аверченко собирает в две книги - Нечистая сила Книга новых рассказов и Дюжина ножей в спину революции. Последняя вышла в 19

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги