Древнерусская литература

Содержание Введение Глава 1. Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве 1.1 Житие как жанр литературы XVIII века 2. Некоторые направления эволюции агиографического жанра Глава 2. Особенности женских образов в литературе 17 в. 1. Ульяния Лазаревская как святая 2. Сестры Марфа и Мария как праведницы 3.Марфе и Марии 4. Боярыня Морозова как образ русской женщины Заключение Литература Введение В XVII столетия создается и развивается новая демократическая литература.

Отражая художественные вкусы посадского населения, она разрабатывает светскую тематику, смело опирается на устное народное творчество, широко использует его образы, сюжеты, жанрово-стилистические особенности. В центре внимания демократической литературы - судьба обыкновенного посадского человека, пытающегося строить жизнь по своей воле и разуму. И хотя эти попытки не всегда удачны, и молодой человек зачастую терпит поражение, само внимание литературы к этим вопросам характерно для переходной эпохи.

Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто. В соответствии с принципами создания человеческого характера в средневековье персонаж мог быть показан либо с положительной, либо только с отрицательной стороны. Героини древней книжности не стали исключением. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены - сварливой и некрасивой как у Даниила Заточника в XIII веке или блудницы и любодеицы как у митрополита Даниила в XVI веке. С другой стороны, русскими книжниками созданы высокие идеальные характеры женщин это мудрая княгиня Ольга, поэтичная Ярославна, святая Феврония.

В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят Ульяния Лазаревская и сестры Марфы и Мария. Примечателен образ Аннушки в повести О Фроле Скобееве. Она заявляет о своих правах выбирать себе суженого, смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома легко соглашается на притворство и обман, чтобы вновь вернуть благосклонность одураченных отца и матери.

Наиболее значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище - московскую однорядку верхнюю одежду из шерстяной ткани, а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти Марковна помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь.

Лишь раз из истерзанной груди женщины вырвался крик отчаяния и протеста Долго ли муки сея, протопоп, будет? Но стоило мужу вместо утешения сказать Марковна, до самыя смерти как, собрав все свои силы и волю, она, вздохнув, ответила Добро, Петрович, ино еще побредем! И какая красота души, сколько благородства, самоотверженности скрыто в этом простом ответе русской женщины, готовой делить все муки, все тяготы и невзгоды жизни с любимым человеком! По возвращении из ссылки протопоп, опечалившись по поводу того, что ничтож успевает, но паче молва бывает, решает, что ему делать проповедовать ли слово божье или скрыться, понеже жена и дети связали его. И видя печального супруга, протопопица говорит Аз тя и с детми благословляю дерзай проповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не тужи Поди, поди в церковь, Петрович обличай блудню еретическую! Таким образом, судьба героев повести отражает характерные общественные и бытовые явления конца XVII в. зарождение новой знати и разрушение традиционного бытового уклада. Объектом данной работы являются образы женщин в легендарно-агиографических произведениях Цели и задачи работы состоят в следующем ь представить общий очерк развития житийного жанра в древнерусской книжности, чтобы понять механизм формирования легендарно-агиографической повести ь дать обзор доступной исследовательской литературы о произведениях и сделать выводы о степени изученности женских образов в них ь рассмотреть черты, определяющие святость и праведность героинь ь проанализировать, как в образах героинь реализуются представления православия о женщине-христианке.

Поставленные цели и задачи являются новыми в изучении женских образов.

Этот аспект обращения к персонажу древнерусской литературы вообще представляется актуальным на современном этапе развития национальной духовности, когда стало возможным изучение православных основ отечественной культуры и литературы.

Работа состоит из введения, 3 глав и заключения. Список изученной литературы состоит из 19 наименований.

Глава 1.

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве 1.

Житие как жанр литературы XVIII века

1.2. Попытка представить себе схему развития житийного жанра, конечно, усло... п. В их сюжетах большое значение имеет психологическая мотивировка действ... Исключительное разнообразие житийного материала, служившее основой для...

Особенности женских образов в литературе

Особенности женских образов в литературе 17 в. 2.1.

Ульяния Лазаревская как святая

Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщ... 348 . Приходской священник в церкви слышит глас от иконы богородицы, который... 349 . Наоборот, во время страшного голода Ульяния отпускает своих рабов, а в...

Сестры Марфа и Мария как праведницы

Когда, наконец, крест был обретен, сестры не знают, что с ним дальше д... Именно ситуация с драгоценными дарами и мнимыми старцами наиболее очев... Даже твари, созданные Творцом, стояли ниже человека и не могли отвечат... Сестры Марфа и Мария в Сказании об Унженском кресте в своей семейной ж... И глагола Не смею.

Заключение Итак, во второй половине XVII столетия создается и развивается новая демократическая литература. Отражая художественные вкусы посадского населения, она разрабатывает светскую тематику, смело опирается на устное народное творчество, широко использует его образы, сюжеты, жанрово-стилистические особенности.

В центре внимания демократической литературы - судьба обыкновенного посадского человека, пытающегося строить жизнь по своей воле и разуму. И хотя эти попытки не всегда удачны, и молодой человек зачастую терпит поражение, само внимание литературы к этим вопросам характерно для переходной эпохи. Самым примечательным фактом литературного развития второй половины XVII в. явилось возникновение демократической антифеодальной сатиры, обличавшей важнейшие институты сословно-монархического государства церковь и суд. Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы. Уровень изученности повестей следует признать недостаточным.

В основном медиевисты обращали внимание на бытовые реалии и их отражение в текстах, хотя в работе Ф.И. Буслаева содержатся тонкие замечания, касающиеся образов центральных героинь. Несмотря на существование обстоятельных работ М.О. Скирипиля и издание текстов памятников в книге Русская повесть XVII века, текстологические проблемы также далеко не решены история текстов, вариантов и редакций не выяснена.

В связи с проявившимся в повестях интересом к изображению быта исследователи сходятся во мнении о преобладании в образах черт реальной женщины и существенном нарушении житийного канона. Наш анализ позволяет заключить, что героиню следует охарактеризовать как святую, подвиг которой отличается значительным своеобразием нищелюбие и странноприимство, реализуемое в быту. Конечно, эта специфика подвига определена временем и тенденцией оцерковления быта как это показано А.М. Панченко. Повесть о Марфе и Марии демонстрирует идеал праведника, вернее, результат праведного мироощущения женщиной, реализованный как вознаграждение в виде возможности вступления героинь в область сакрального.

Легендарно-агиографические повести отражают традиционные христианские представления о роли женщины в семье, о взаимоотношениях супругов, и в этом смысле представляют идеал жены в широком понимании этого слова - идеал, который достоин подражания и составляет тот вечный смысл произведений, который и обусловил интерес к ним древнерусского читателя.

Литература 1. Боева Л. Вопросы древнерусской литературы София, 1981. 2. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси Древнерусская литература в исследованиях Хрестоматия Составитель Кусков В.В М 1986. С.254-283. 3. Демкова Н.С Дмитриева Р.П Салмина М.А. Основные проблемы в текстологическом изучении древнерусских оригинальных повестей Труды Отдела древнерусской литературы.

Т. XX М Л 1964. С.152-157. 4. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII веков Л 1973. 5. Еремин И.П. К характеристике Нестора как писателя Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVII Л 1961. С.55-61. 6. Истоки русской беллетристики. Глава XII Основные направления в беллетристике XVII в Л 1970. С.476-561. 7. История русской литературы XI-XVII веков Под редакцией Д.С. Лихачева М 1980. 8. История русской литературы в 4-х томах.

Т. I М 1980. С. 306-390. 9. История русской литературы. Т. II. Ч. 2 Литература 1590-1690 годов М Л 1948. 10. Ключевский В.О. курс русской истории Ключевский В.О. Сочинения. Т. II М 1957. 11. Куприянова Е.Н Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы Л 1976. 12. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы М 1979. 13. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков Эпохи и стили Л 1973. 14. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси М 1970. 15. Руди Т.Р. Об одной реалии в Повести об Ульянии Осорьиной Литература Древней Руси. Источниковедение Л 1988. С. 177-179 16. Скрипиль М.О. Повесть о Марфе и Марии Русская повесть XVII века Л 1954. С.359-365. 17. Скрипиль М.О. Повесть об Ульянии Осорьиной Исторические комментарии и текст Труды Отдела древнерусской литературы. Т.VI М Л 1948. С.256-323. 18. Тагунова В.И. Муромские списки Повести об Ульянии Осорьиной Труды Отдела древнерусской литературы М Л 1948. С.417-419.