рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ульяния Лазаревская как святая

Ульяния Лазаревская как святая - раздел Литература, Древнерусская литература Ульяния Лазаревская Как Святая. Изменения Традиционного Жанра Жития Ярко Прос...

Ульяния Лазаревская как святая. Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в Повести о Юлиании Лазаревской. Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Она была написана сыном Юлиании Дружиной Осорьиным, губным старостой города Мурома, в 20-30-х годах XVII в. Автору повести хорошо знакомы факты биографии героини, ему дорог ее нравственный облик, ее человеческие черты.

Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы. На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи юной Юлиании ложится ведение сложного хозяйства дворянского поместья. Угождая свекру и свекрови, золовкам, она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства при этом ей часто приходится улаживать социальные конфликты, возникающие между дворней и господами.

Эти конфликты приводят к открытому мятежу рабов, который, правда, объясняется в повести традиционным мотивом - кознями дьявола. Во время такого стихийно вспыхнувшего бунта был убит старший сын Юлиании. Безропотно переносит Юлиания невзгоды, которые выпадают на ее долю. Дважды пришлось пережить ей страшные голодные годы в молодости и в старости, когда Юлиания вынуждена была даже отпустить своих рабов, чтобы они сами добывали себе пропитание.

Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязанности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что она лишена возможности посещать церковь, и тем не менее она святая. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Юлиания помогает голодающим, ухаживает за больными во время мора, творя милостыню безмерну, она не оставляет у себя ни единой сребреницы. Это свидетельствует о том, что прежний аскетический идеал отрешения от жизни отошел в прошлое, потерял свое значение.

Повесть о Юлиании Лазаревской создает образ энергичной умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, с терпением переносящей испытания, которые обрушивает на нее жизнь. Осорьин изображает в повести не только реальные черты характера своей матери, но и рисует идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину первой половины XVII в. В жизнеописании Юлиании Осорьин еще не отходит полностью от агиографической традиции, с ней связано начало повести.

Юлиания происходит от боголюбивых и нищелюбивых родителей она выросла во всяком благоверии, от младых ногтей бога возлюби. В характере Юлиании подчеркиваются черты христианской кротости, смирения и терпения, нищелюбия и щедрости милостыню безмерну творя. Как и подобает христианским подвижникам, Юлиания, хотя и не уходит в монастырь, под старость предается аскезе отказывается от плотского совокупления с мужем, спит на печи, подкладывая под ребра поленья и ключи железны, ходит зимой без теплой одежды, в сапоги же босыма ногами обувашеся, точию под нозе свои ореховы скорлупы и чрепие острое вместо стелек подкладаше и тело томяше. Использует Осорьин и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики бесы хотят убить Юлианию, но вмешательство святого Николая спасет ее. В ряде случае бесовские козни носят весьма конкретное бытовое и даже социальное очертание.

Таковы раздоры в семье, мятеж рабов. Как и подобает святой, Юлиания сама предчувствует свою кончину и благочестиво умирает.

Десять лет спустя обретают ее нетленное тело, которое творит чудеса. Таким образом, в Повести о Юлиании Лазаревской тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинает занимать бытовое повествование. Повесть лишена традиционного для жития вступления, плача и похвалы. Стиль ее довольно прост. Он отражает канцелярскую практику муромского губного старосты.

Повесть о Юлиании Лазаревской -свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его поведению в быту. Эти реалистические элементы, проникая в жанр жития, разрушают его и способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести. Повесть о Юлиании Лазаревской не исключение. К ней примыкает Сказание о явлении Унженского креста, посвященное легендарной истории создания креста для Михаилоархангельской церкви на реке Унже. Она связывается с судьбой любящих сестер Марфы и Марии, разлученных ссорой их мужей.

Завязка сюжета - брань о местех свояков бедного, но знатного и богатого, но незнатного. Она отражает одну из особенностей жизни XVII в. оскудение знатных родов и возникновение новой знати. Сюжет построен на символическом параллелизме. Сестры одновременно выходят замуж, одновременно умирают их мужья, и они решают встретиться. Сестры видят один и тот же сон, в результате которого ангел передает Марфе золото, а Марии - серебро, которое сестры вручают трем старцам, пришедшим из Царьграда.

Важное место в сказании занимают бытовые реалии. Все это свидетельствует о процессе разрушения канонических агиографических жанров. Благочестивого подвижника-монаха - центрального героя жития вытесняет светский герой, который начинает изображаться в реальной бытовой обстановке. Несмотря на то, что М.О. Скрипиль полагал, что в Повести об Ульянии Осорьиной агиографический канон является лишь внешней оболочкой бытовой повести биографического типа, нами вслед за А.М. Панченко в образе героини усматриваются черты святой.

Литература в первой четверти XVII века не была свободна от средневековой традиции формирования образа персонажа в соответствии с требованиями жанра. Автор повествования об Ульянии Осорьиной не только использует обычные для агиографии композиционные и стилистические приемы, но и наполняет их вполне каноническим содержанием. В начале повести, как и положено в житийной литературе, дается характеристика родителей героини отец ее благоверен и нищелюбив, мать боголюбива и нищелюбива. 10,86 Они живут во всяком благоверии и чистоте С. 346 . Бабушка, воспитывавшая Ульянию после смерти родителей до шестилетнего возраста, внушала девочке благоверие и чистоту. В соответствии с правилами жанра автор рассказывает о благочестивом поведении и направлении помыслов героини с младых ногтей. Причем здесь возникает довольно обычный для агиографии мотив, когда окружающие не понимают устремлений святого и стремятся направить его на иной путь. Именно так поступает тетка Ульянии, в дом которой героиня попала после смерти бабушки.

Насмехаются над ней и сестры, дочери тетки, которые даже принуждают ее отказаться от постов, принять участие в их девичьих увеселениях Сия же блаженная Ульяния от младых ногтей Бога возлюбя и Пречистую Его Матерь, помногу чтяше тетку свою и дщерь ея, и имея во всем послушание и смирение, и молитве и посту прилежание, и того ради от тетки много сварима бе, а от дщерей ея посмехаема.

И глаголаху ей О безумная! что в толицей младости плоть свою изнуряеши и красоту девствена погубиша. И нуждаху ю рано ясти и пити она же не вдаяшеся воли их, но все с благодарением приимаша и с молчанием отхождаше, послушание имея ко всякому человеку, бе бо измлада кротка и молчалива, не буява не величава, и от смеха и всякия игры отгребашеся.

Аще и многажды на игры и на песни пустошные от сверстниц нудима бе, она же не приставаше к совету их, недоумение на ся возлагая и тем потаити, хотя свою добродетели точно в прядивном и в пяличном деле прилежание велие имяше, и не угасать свеща ея вся ноща а иже сироты и вдовы немощная в веси той бяху, и всех обшиваше, и всех нужных и болных всяцем добром назираше, яко всем двитися разуму ея и благоверию С. 346 . В этой обширной цитате обнаруживаются все характерные особенности Ульянии как святой, которые затем будут реализованы в течение её жизни.

Обращают на себя внимание её кротость, молчаливость, смирение и послушание.

Эти качества героини автор подчеркивает и в её взаимоотношениях со свекром и свекровью Она же со смирением послушание имяше к ним. С. 347 и в отношениях в чадами и домочадцами, между которыми разыгрывались ссоры она же вся, смысленно и разумно разсуждая, смиряше С. 348 . Следующая важная особенность поведения Ульянии - сокрытие добродетелей и добрых дел. Вообще святой не должен гордиться своими христианскими положительными качествами, в таком случае его вряд ли можно назвать святым Обладая добродетелью, совершая подвиги, житийный герой стремится к безвестности, ему не нужна слава мирская, в чем проявляется, конечно, идея смирения и самоуничижения.

Особенно ярко этот принцип выражен, как правило, в житиях Христа ради юродивых. Вспомним, что Алексей Божий человек покидает Эдессу, когда люди прознали про его святость и удивительное подвижничество. Ульяния творит многие добрые дела отай втайне, ночью не только потому, что днем она занята хозяйственными заботами, но и, как явствует из начального цитированного выше отрывка, и по иным причинам.

Одна из них - смирение, о котором мы сказали выше. Вторая - непонимание людей, окружающих ее в быту. В самом начале повествования эта мысль выражена автором достаточно отчетливо. Более того, юная Ульяния притворяется недогадливой, чтобы сверстницы не понуждали её к пустошным забавам и считали неумной. Правда, в той же фразе автор в соответствии с агиографическим каноном сообщает, что все поражались разуму и благоверию героини.

В соответствии с тем же агиографическим принципом ведет себя Ульяния и еще в одном знаменательном эпизоде. Приходской священник в церкви слышит глас от иконы богородицы, который не только велит ему призвать героиню на богослужения, редко ею посещаемые, но и возвещает её богоизбранность и святость Шед, рци милостливой Ульянеи, что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная вы же почитайте ю, уже бо она не меньше 60 лет, и дух святый на ней почивает! С. 349 Первая часть этого богородичного гласа со стороны Ульянии остается, так сказать, без комментариев на причинах этого обстоятельств мы остановимся ниже. Но поводу же собственной святости, о которой священник сообщил многим прихожанам Он поведал пред многими С. 349 , героиня говорит следующее Соблазнился еси, егда о себе глаголеши кто есть аз грешница, да буду достойна сего нарицания! С. 349 Ни недомыслия истинного, ни недомыслия в виде маски в облике Ульянии не выявляется.

В дальнейшем повествовании этот мотив продолжает подчеркивать, что ближайшее окружение героиню не понимает и не поддерживает, что она таится в своем подвиге. Святость Ульянии ясно сияет для людей посторонних - они дивятся ее благоверию, но не для членов семьи.

Возможно, действительно, ближайшее окружение этой женщины считало ее поведение странным, отклоняющимся от нормы. Избранная Ульянией форма подвижничества на самом деле необычна для мирского сознания, но в целом традиционна для агиографического канона.

И в евангельских притчах, и во многих канонических житиях мы находим сообщения, что герой раздал все свое имение и затем посвятил свою жизнь некоему подвигу. То, что в агиографии является, как правило, промежуточным этапом жизни героя, в житии Ульянии становится по сути главным содержанием ее подвига. Святая, оставаясь доброй матерью и рачительной, заботливой хозяйкой, проводит свою жизнь в неустанных трудах, чтобы заработать состояние, которое без ущерба для семьи она могла бы использоваться для милостыни нищим и голодным.

После смерти мужа она становится распорядительницей имущества и, действительно, постепенно его расточает, открывая свои житницы для голодающих в годы неурожаев во время правления Бориса Годунова. В юности Ульяния стремится к монашеской жизни, пытается уйти в монастырь и в замужестве, но это ее желание не находит реализации, а после смерти супруга она уже не помышляет об иночестве.

Нам кажется, что объяснения этому факту совершенно иное, чем то, на которое указывал М.О. Скрипиль 6,270 .Дело в том, что здесь сказывается вышедшая в 20-30-е годы на первый план в общественном сознании идея о возможности спасения в миру, которая затем была реализована в деятельности боголюбцев - членов кружка ревнителей древлего благочестия. Именно к подобному типу праведности склонял протопоп Аввакум свою паству, унимая мужиков и баб от блудни в постные дни, заставляя днем и ночью вставать на молитву, соблюдать посты и накладывать за нарушение этих правил строжайшие епитимьи.

Мы не согласны с М.О. Скрипилем в том, что в Повести об Ульянии Осорьиной создан образ светской женщины, основная деятельность которой связана с хозяйством. Героиня совершает уникальный для русской агиографии подвиг она посвящает свою жизнь страннолюбию, нищелюбию и милостыне, но будучи мирянкой отчасти вынуждена совмещать богоугодную деятельность и ведение хозяйства, а отчасти использует свою практическую хозяйственную деятельность для реализации подвига.

Одним из основных доказательств святости агиографического героя являются чудеса, которые совершаются по вере и молитве святого или, по крайней мере, сопровождают его в течение жизни и после смерти. Даром чудотворения и чудесными знамениями Господь почитает святого, причем не в качестве награды за какие-то деяния, а изначально. Святость и чудо - это сущностные качества святого, свойственные его природе.

Само духовное состояние трепетной веры, которое охватывает Ульянию с девичества, рассматривается автором как чудо. Он специально оговаривает, что необычные качества героини, ее стремление к подвижнической жизни не являются следствием воспитания. Мы уже убедились в том, что Ульянии приходилось преодолевать постоянное противодействие домашних. Не получила она и должного наставления от приходского священника, поскольку церковь находилась в двух днях пути от ее деревни и она ее не посещала.

На героиню, по убеждению автора, нисходит божественная благодать, она постигает добродетель, благодаря наставлениям самого Господа И вселился в ню страх Божий. Не бе бо в веси той церкви близ, но яко два поприща и не лучися ей в девичестем возрасте в церковь приходити, не слышати словес Божих почитаемых, ни учителя учаща на спасение николиже, но смыслом бо Господним наставляема нраву добродетелному с. 346 . Таким образом, все существо Ульянии как бы изначально осенено благодатью, вся ее мирская жизнь уподоблена церковной, где пастырем выступает сам Господь, так что ежедневное посещение церкви становится совершенно необязательным.

В условиях оцерковливания быта домашняя молитва не менее богоугодна и действенна, чем молитва в храме. Очевидно, этой изначальной благодатностью мирского существования Ульянии объясняются и дальнейшие ее взаимоотношения с церковью, когда она не только редко посещает храм, но и с определенного времени вообще отказывается от церковного богослужения В то бо лето преселися во ино село в пределы нижеградцкия, и не бе ту церкви, но яко два поприща она же старостию и нищетою одержима, не хождаше к церкви, но в дому моляшеся и о том немалу печаль имяше, но поминая святого Корнилия, яко не вреди его и домовная молитва, и иных святых С.350 . Как правило, у святых складываются своеобразные отношения с божественными покровителями. Так, в житии инока Епифания, одного из пустозерских узников, таким защитником выступает Богородица.

Помощь в борьбе с бесами приходит от вольяшного медяного образа Божьей Матери.

Епифаний видит, как она, поймав беса мучит его, держа в своих руках. Аналогичный мотив обнаруживается в Житии Ульянии Осорьиной. Автор замечает, что она всю надежду на Бога и на пречистую Богородицу возлагаше и великого чудотворца Николу на помощь призываше, от него же помощь приимаше С.347 . Начинается реализация этой чудесной помощи со знамения, которое Ульяния видит во сне. Молодая и неопытная героиня однажды ночью была испугана нашествием бесов во время молитвы и ляже на постели и усну крепко С. 347 . Кстати, М.О. Скрипиль характеризует этот эпизод как совершенно чуждый описаниям борьбы святых угодников с бесами 5,264 . Однако это не совсем так. Противоборство с бесами продолжается во сне. Героиня видит их с оружием, они нападают на нее и грозят убить.

Но тут является святой Николай, который разгоняет бесов книгой традиционная житийная деталь и ободряет Ульянию. Сон продолжается наяву Она же абие от сна возбнув, увидя яве мужа свята из храмины дверми изшедша скоро, аки молнию ви востав скоро, иде во след его, и абие невидим бысть, но и притвор храмины тоя крепко заперт бяше она же оттоле извещение приимши, возрадовася, славя Бога, и паче первого добрых дел прилежание С.347 . Эпизод повторяется еще раз наяву, когда Ульяния была уже старой женщиной.

В отходной храмине церкви на нее вновь нападают бесы с оружием. Но героиня возносит молитву Богу, и явившийся святой Николай палицей разгоняет их, одного, поймав, мучает, святую же осеняет крестом и исчезает.

Побеждает бесов Ульяния и собственной молитвой, причем молится и перебирает четки она даже во сне. Бесов возмущает именно тот вид подвижнической деятельности, который избирает героиня Бес же бежа от нея, вопияше Многу беду ныне приях тебе ради, но сотворю ти спону на старость начнеши глаголом измирати, ниже чюжих кормити С. 349 . Однако все козни бесов не увенчиваются успехом. Наоборот, во время страшного голода Ульяния отпускает своих рабов, а вместе с оставшимися слугами и детьми печет хлеб, собрав лебеду и древесную кору. По молитве героини этот хлеб становится сладок. Она наделят им не только нищих, но и соседей, которые, будучи изобильны хлебом, пробуют ее выпечку ради испытания вкуса и сытности.

Именно благодать, которой изначально осенена Ульяния, позволяет ей выдержать все испытания и остаться верной себе. Интересно, что автор подчеркивает отсутствие в святой уныния, которое могло бы посетить человека в годину бедствий Потерпе же в той нищете два лета, не опечалися, ни смутися, ни ропота, и не согреши ни во устах своих, и не даст безумия Богу, и не изнемоте нищетою, но паче первых лет весела бе С. 350 . Кончина святой описана в полном соответствии с агиографическим каноном.

Она чувствует приход смерти, призывает священника, наставляет детей в любви, молитве, милосердии и, произнеся слова В руце твои, Господи, предаю дух мой, аминь! С. 351 , предает душу свою в руки Божии. Успение святой также сопровождается чудесными знамениями люди видят свечение вокруг ее головы, ощущают благоухание исходящее от тела. Тем не менее люди остаются в неведении относительно святости героини.

Несмотря на то, что над могилой Ульянии была выстроена церковь, место захоронения было забыто. Конечно, это искусственная агиографическая деталь, призванная оттенить необычность открытия людей, оказавшихся под церковной печью. Приоткрыв гроб, обнаруженный через 11 лет после захоронения, люди нашли его полным мирра, видели неразрушенное тело правда, до пояса, поскольку голову было трудно рассмотреть из-за положения гроба. Ночью люди слышали звон церковных колоколов, а от мирра и пыли рядом с гробом исцелялись недужные.

Комплекс чудес, описанных в житии, вполне соответствует житийному канону. Надо сказать, что в этом плане произведение и облик Ульянии не подверглись существенной секуляризации. Кроме сладкого хлеба из коры и лебеды, чудеса не имеют бытового основания, как это характерно для чудес в Житии протопопа Аввакума.

Таким образом, следует признать, что в образе Ульянии Осорьиной агиографические черты присутствуют не механически, они органичны, они выражают сущность той благодати, которой она наделена с рождения. Новаторским и специфическим для нового этапа развитие русского общества и литературы является тип подвига, который избрала святая. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнерусская литература

Отражая художественные вкусы посадского населения, она разрабатывает светскую тематику, смело опирается на устное народное творчество, широко… Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь… В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят Ульяния Лазаревская и сестры Марфы и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ульяния Лазаревская как святая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Житие как жанр литературы XVIII века
Житие как жанр литературы XVIII века. Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень святого. В осно

Сестры Марфа и Мария как праведницы
Сестры Марфа и Мария как праведницы. Сестры Марфа и Мария не могут быть отнесены к разряду святых. Хотя в Сказании о воздвижении Унжеского креста их образы и их судьбы выдвигаются на первый

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги