Жанрово-стилистическое своеобразие романа Т. Толстой "Кысь"

ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Т. ТОЛСТОЙ «КЫСЬ» Елабуга 2007 Оглавление Введение 1. О стиле Татьяны Толстой 2. Определение жанра романа 3. Стилистические особенности романа Заключение Примечания Библиография Введение Дебют Татьяны Толстой (р. 1951) в 1983 году сразу же обратил на себя внимание критики. Ее первый сборник рассказов, опубликованный в 1987 году, вызвал шквал рецензий в России и за рубежом.Она фактически единодушно была признана одним из самых ярких авторов нового литературного поколения.

На сегодняшний день объем написанного о Толстой (десятки статей, монография X. Гощило) в несколько раз превышает объем ее прозы. Роман «Кысь» – это одно из наиболее ярких ее произведений, споры о котором продолжаются до сих пор. Роман «Кысь» пытается ответить на самые актуальные проблемы современного российского общества и культуры, которые еще не нашли своего разрешения. Об этом романе писали А. Немзер, Н. Иванова, Б. Парамонов и другие критики, были даны самые неоднозначные оценки, начиная от хвалебных и заканчивая неприятием романа.

Целью данной работы явилось определить, в чем заключается жанро-стилистическое своеобразие романа «Кысь». Для выполнения этой цели, в ходе выполнения работы были поставлены и решены следующие задачи: 1) определить жанр произведения и выделить жанровые признаки, на основе которых был сделан вывод; 2) исследовать, каковы стилистические особенности романа, какие черты традиционны для авторского стиля и что привнесено нового.

Объектом исследования в данной работе будет являться роман «Кысь», а предметом – собственно его жанровые и стилистические особенности. Можно выдвинуть гипотезу о том, что роман «Кысь» представляет собой роман- антиупопию, сплав различных культурных слоев и традиций, широкая интертекстуальность, характерная для постмодернистской прозы. Данная работа имеет следующую структуру: введение, где раскрыты актуальность, цели и задачи работы; глава 1. «О стиле Татьны Толстой». Здесь освещаются главные отличительные особенности авторского стиля.

Глава 2. «Определение жанра романа» посвящена рассмотрению жанра произведения. В глава 3. «Стилистические особенности роман» а рассматривается, как трансформировался стиль писателя в романе, какие черты стиля малой прозы Толстой проявились в романе и что является новым. Работа так же содержит заключение, примечания и библиографию. При выполнении работы основными методами исследования стали анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, сравнительно-исторический метод, историко-функциональный. 1.

О стиле Татьяны Толстой

Происходящая в прозе Толстой метаморфоза культурных мифов в сказки кул... Лейдерман и М. Некоторые критики считают, что сам жанр романа двойствен, амбивалентен. Ивановой, в романе «авторская речь намеренно вытеснена словами героев ... Для романа Т.

Заключение В ходе выполнения этой работы нами было изучены жанрово-стилистические особенности романа Татьяны Толстой «Кысь». Опираясь на мнения критиков и исследования самого текста, а так же используя теоретическую литературоведческую базу, мы пришли к следующим выводам.

В жанровом отношении роман представляет собой антиутопию с ее признаками: 1) в романе поднимаются актуальные проблемы современной культуры, общества, экологии, так и не нашедшие своего разрешения.

Это роман-предостережение, предупреждающий об опасности, которая может ожидать, если они так и не будут решены; 2) в романе смещены временные и пространственные структуры; 3) в тексте широко используются фантастика, гипербола, гротеск, символы, аллегории; 4) особый тип героя – бунтарь, но бунт не нашел своего воплощения. В стилистическом отношении одной из роман сохранил ряд устоявших черт стилистики Толстой. Это сказочность, смешение фантазии и реальности, превращение культурных мифов в мифы культуры, игра с этими мифа, пародийность, ироничность.

Она из главных особенностей романа «Кысь» – это его интертекстуальность. Она выражается и в выборе жанра – антиутопия, которая отсылает нас к другим подобным произведениям, в первую очередь к роману Е. Замятина «Мы», В. Войновича «Москва 2042», «О, дивный новый мир!» Хаксли, и «1984» Оруэлла, Рея Бредбери «457 градусов по Фарингейту». Также Татьяна Толстая аппелирует в своем романе к различным формам фольклора, будь то легенда, народная сказка.

В романе так же использована сказовая манера повествования. Текст содержит слова различных стилей и пластов языка: высокой стиль, нейтральный, разговорный, просторечия, речь сентиментальная, официозная на фоне стилизованного народного фольклорного языка. При этом роман содержит и слова современного русского языка, изуродованные и обезображенные корявыми нормами, а вернее, их отсутствием. Кроме того, текст изобилует авторскими неологизмами, отражающими процесс изменения слова и общества, который носит у Толстой негативное значение, хотя и отражает известный закон – все новле стремиться занять место старого.

Особую роль в романе играют цитаты. Текст романа практически построен на цитатах. Это и выдержки из Библии, и русские заговоры, и отрывки из русской классики, начиная от Пушкина и заканчивая Есениным, Маяковским, Серебряным веком и современность. Таким образом, в романе охватываются все культурные пласты, т.е. выделяется Традиция культуры.

С помощью цитат автор отсылает читателя к главным проблемам, поднимаемым в романе. Так же цитирование в контексте романа создает эффект пародии, иронии, показывая несостоятельность попыток уничтожить слово, литературу, традицию. Примечания 1. Золотоносов М. Татьянин день // Молодые о молодых. – М, 1984. 2. Парамонов Б. Русская история наконец оправдала себя в литературе // http: // www. guelmen. ru /slava/kis/paramonov. htm. 3. Немзер А. Азбука как азбука. Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин // http: // www. guelmen. ru /slava/kis/nemzer. htm. 4. Степанян К. Отношение бытия к небытию // Знамя. 2001, №3. 5. Толстая Т. Кысь. М.: Эксмо, 2006. 6. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. М 1988. Библиография Текст – источник: 1. Толстая Т. Кысь. М.: Эксмо, 2006. – 368. Литература: 2. Золотоносов М. Татьянин день. Молодые о молодых. – М, 1984. 3. Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет Н.Б. Иванова. – М 1988. – 264 с. 4. Иванова Н.Б. Настоящее: собрание наблюдений / Н.Б. Иванова – М 2002. – 304 с. 5. Кулаков В.С. Поэзия как факт: Статьи о стихах / В.С. Кулаков. – М 1999. – 288 с. 6. Ланин Б.А Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века Б.А. Ланин, М.М. Боришанская. – М 1994. – 368 с. 7. Немзер А.С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990 е А.С. Немзер. – М 1998. – 292 с. 8. Нефагша Г.Л. Русская проза второй половины 80 х – начала 90 х годов XX века / Г.Л. Нефагша. – Минск, 1998. – 342 с. 9. Роднянская И.Б. Литературное семилетие / И.Б. Роднянская. – М 1995. – 254 с. 10. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература / И. Скоропанова. – М 1999. – 302 с. 11. Чаликова В. Утопия и свобода / В. Чаликова. – М 1994. – 268 с. 12. Шестаков В.П. Эволюция русской литературной утопии // Утопия и антиутопия XX века / В.П. Шестаков. – М 1990. – 384 с. 13. Эиштейн М. Постмодерн в России / М. Эпштейн. – М 2000. – 278 с. Справочная литература: 14. История русской литературы XX века (20–90 е годы): Основные имена / Отв. ред. С.И. Корнилов. – М 1998. – 432 с. 15. Русская литература XX века: В 2 т. – Т. 2 (1940–1990 е) / Под ред. Л.П. Кременцова. – М 2002. – 684 с. 16. Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. – М 2000. – 698 с. 17. Русская проза конца XX века / Сост. и вступ. статья С.И. Тиминой. – М 2002. – 672 с. 18. Русские утопии: Альманах. – СПб 1995. – 126 с. 19. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. – М 2003. – 590 с. 20. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 384 с. 21. Черняк М.А. Современная русская литература. – СПб. – М 2004. – 654 с. Статьи: 22. Багно В. Свое в чужом, чужое в своем / В. Багно // Русские утопии: Альманах – СПб 1995. – С. 162 – 176. 23. Беньяшь Е. Дунин сарафан / Е. Беньяш // Дружбы народов. – 2001. – №2. – С. 102 – 105. 24. Гальцева Р Роднянская И. Помеха – человек: опыт века в зеркале антиутопий / Р. Гальцева, И. Роднянская // Новый мир. – 1988. – №12. – С. 98 – 113. 25. Зверев А. Когда пробьет последний час природы.

Антиутопии XX века / А. Зверев // Вопросы литературы. – 1989. – №1. – С. 123 – 134. 26. Иванова Н. Возвращение к настоящему / Н. Иванова // Знамя. – 1990. – №8. – С. 46 – 58. 27. Касаткина Т. Литература после конца времен / Т. Касаткина // Новый мир. – 2000, №6. – С. 83 – 96. 28. Кукулин И. Про мое прошлое и настоящее / И. Кукулин // Знамя. – 2002. – №10. – С. 94 – 102. 29. Латынина А. В ожидании золотого века: от сказки к антиутопии / А. Латынина. – Октябрь. – 1989 – №6. – С. 76 – 89. 30. Лейдерман Н. Траектории «экспериментирующей эпохи» / Н. Лейдерман // Вопросы литературы. – 2002. – №4. – С. 122 – 134. 31. Немзер А. В поисках утраченной человечности / А. Немзер // Октябрь. – 1989. – №8. – С. 46 – 54. 32. Степанян К. Отношение бытия к небытию / К. Степанян // Знамя. 2001, №3. – С. – 66 – 78. Источники из Интернета: 33. Немзер А. Азбука как азбука.

Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин // http: // www. guelmen. ru /slava/kis/nemzer. htm. 34. Парамонов Б. Русская история наконец оправдала себя в литературе // http: // www. guelmen. ru /slava/kis/paramonov. htm. Источники на иностранном языке: 35. Gosilo Xelena.

TNT: The Explosive World of Tatyana N. Tolstaya. – Armonk: M.E. Sharpe, 1996.