Массовая литература как проблема литературоведения

Реферат по теории литературы на тему: «Массовая литература как проблема литературоведения» Выполнила: студентка 1 курса, Вечернего отделения, 4 группы, Якушенкова Екатерина Витальевна Проверила: Мовнина Наталья Савельевна г. Санкт-Петербург 2007 Оглавление Введение 3 О понятие «массовая культура» 4 Происхождение массовой культуры 8 Феномен «глянцевого писателя» 13 Жанры массовой литературы 17 Заключение 20 Библиография 21 Введение Книг у нас больше покупают, чем читают, и больше читают, чем понимают. Потому что нет у нас, нет ста тысяч читателей Пруста! Зато есть пять миллионов, которые за треху охотно поставят его на полку, а себя – на ступенечку выше в табели о рангах: образованность у нас все же престижна. Так просто: серьезные книги ведь серьезны не абсолютно, сами по себе, а относительно большинства других, менее серьезных, и воспринимаются небольшой частью читателей, более склонных и способных к этому, чем большинство.

Это элементарно, да, Ватсон? М.Веллер Сегодня люди много читают.

Они читают в метро, в электричке, на работе, и, подозреваю, дома. В метро они читают учебники и маленькие книжки в мягких обложках. Чаще всего это детективы, дамские романы, фантастика. Эти книги воспроизводят образы мира, организованного по разным законам, которых объединяет общий признак – массовость. Интерес общества к массовой литературе, издаваемой миллионными тиражами и ставшей неотъемлемой частью его языкового существования, пожалуй, уже нельзя отрицать.

По данным социологов, массовая литература сегодня составляет 97% литературного потока. [4, 43] Работая над данным рефератом, я ставила перед собой задачу постичь особенности массовой литературы, её своеобразие жанров и поэтики – это значит не только определить сущность этого феномена, выявить сложные взаимоотношения "большой" и "второразрядной" литературы, но и проникнуть во внутренний мир нашего современника, его языковое сознание.

О понятие «массовая культура» Мэтры пишут километры. Сладкая неволя, милая несвобода. Колоссальные объемы написанного как главное условие величия. Отныне и вовеки веков мэтров массовой литературы именовать киломэтрами. А Т. Морозова При изучении массовой литературы проблемы начинаются уже во время анализа самого термина «массовая литература». Что именно считать «массовым», а что «немассовым» в современную эпоху, которую иногда называют эпохой массового общества, ведь в современном обществе массовым становится все: культура, производство, зрелища? Что мешает, например, определить всю «современную литературу» как «массовую»? Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок.

Утверждают также, что она была таковой с самого зарождения и настолько отличалась от подлинной литературы, что уважающие себя критики считали ниже своего достоинства даже замечать ее. И в самом деле, статьи о массовой литературе нет ни в однотомном «Словаре литературоведческих терминов», изданном в 1974 г ни в многотомной «Краткой литературной энциклопедии». Лишь в дополнительном 9-м томе КЛЭ (1978) появляется статья, но целиком негативная, ставящая массовую литературу вне литературного ряда: «Массовая литература (паралитература, сублитература) - крупнотиражная развлекательная и дидактическая беллетристика 19—20 вв.; является составной частью «индустрии культуры». «Прямого отношения к истории литературы как искусства слова массовая литература не имеет: ее развитие осуществляется как диктуемый рыночной конъюнктурой отбор наиболее «ходкого» литературного товара и серийное изготовление продукции по его образцу».[8] Массовая литература, по мнению большинства ученых, представляет собой «категорию литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература» [9]. Часто её еще называют тривиальной, развлекательной, эскапистской, рыночной, “дешевой”. Другими словами, массовая литература в этом случае не столько жанровое, сколько оценочное или, как писал Ю.М.Лотман, «социологическое (в терминах семиотики – прагматическое)» [7, 384] определение.

Исходя из этого определения, многие пытались найти причины или, скажем так, методики отнесения того или иного произведения к эскапистским.

Например, Е.М. Пульхритудова [10, 10-29] считала характеризующими чертами паралитературы воплощение консервативных политических и нравственных представлений, порождающих бесконфликтность; отсутствие характеров и психологической индивидуальности героев.

В этом случае вполне резонно задать целый ряд вопросов, которые, к великому сожалению Е.М. Пульхритудовой, вряд ли найдут свои ответы.

Можно ли, например, считать бесконфликтными произведения Д. Донцовой? Как, например, отражаются консервативные политические и нравственные представления в романах А. Марининой? На фабульно-сюжетном уровне многие отмечают как отличительный признак таких произведений динамично развивающееся действие с обилием невероятных происшествий; "лжедокументализм", то есть попытку убедить читателя в достоверности самых невероятных событий.

В. Хализев [12. 397] добавляет к этому "конвейерность" производства, а также наличие клише и определенных схем относительно сюжета, языка, стиля и даже объема произведения (250-270 страниц). Проще говоря, когда говорят о массовой литературе, речь идет «о литературе "среднего" качества, предназначенной для "массового" чтения функции, которой заключаются, прежде всего, в развлекательности» [11, 204]. Остается только определить то, что неопределимо – что же такое эта самая развлекательность, как она формируется, и что из себя представляет.

А заодно ответить и на вопрос, почему так привлекательны для массового читателя, например, «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» М. Булгакова, «Лолита» В. Набокова, «Зона» С. Довлатова, стихотворения С. Есенина и т.д. А может, и должна литература быть если не развлекательной, то увлекательной? Может, увлекательности и адекватна развлекательность? Может, был прав Ф. Булгарин, когда утверждал, что литератору необходимо быть профессионалом, зарабатывающим на жизнь писательским трудом.

Для того чтобы это было возможно, писатель должен учитывать вкусы публики. И если публике нравятся, например, новости, а они отсутствуют, то что-то новое надо придумать, " одним махом пера убить наповал несколько десятков тысяч турок" [2, 153]. Следовательно, писатель, как и журналист, должен выдумывать различные происшествия и приключения, соотнося их "со вкусом и образом мыслей" публики, которая любит "как можно больше необыкновенного, странного, сверхъестественного, страшного, смешного и вздорного" [2, 153]. На это в свое время указывал и Ф.М. Достоевский: «так как хорошая книга чрезвычайно развивает охоту к чтению, то надо хлопотать о доставлении народу как можно более приятного и занимательного чтения». [5, 44] Подводя некий итог разговора о «понятии массовой литературы» можно отметить её основные черты:  Она популярна, т.е. имеет коммерческий спрос; распространяется в широких слоях общества, оказывает существенное воздействие на мироощущение читателей;  Она демонстративно тривиальна, т.е. содержательно основана на распространении неких «общих мест», стереотипов, важных в системе ценностных предпочтений общества в определенной конкретно-исторический период;  Она жестко структурирована, то есть организована в соответствии с канонами, основанными на наиболее успешных образцах-предшественниках.

Происхождение массовой культуры

формирование массовой литературы, возникшей «в результате расслоения и... В связи с этим более обоснованной представляется концепция, согласно к... Особенности восприятия массовой литературы определяются тем, что извес... Так, например, известному литературоведу и поэту, автору многочисленны... А.

Жанры массовой литературы

Толкиена «Властелин колец»), триллеры (романы ужасов, типологически во... Конечно же, жанрово-темагические разновидности массовой литературы доп... К тому же «каждая формула обладает своим собственным набором ограничен... В равной степени писатель-детективист может как угодно изощрять свое в... Если в «дамской» беллетристике типовые названия варьируют ключевые сло...

Заключение

Заключение Подводя итог выполненной работы, можно с уверенностью утверждать, что «массовая литература» — это не только ценностный «низ» литературной иерархии, не только социокультурное явление — отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.

Библиография

Библиография 1. Баранов С.Ю. Популярная проза XVIII века//Повести разумные и замысловатые.

Популярная проза XVIII века. М 1980. С. 5. 2. Булгарин Ф.В. Полное собрание сочинений: В 7 т. – СПб 1844. – Т. VI. 3. Венгерова 3. Дюма Александру/Энциклопедический словарь.

Брокгауз и Ефрон. Биографии: В 12 т. М 1993. Т. 4. С. 860. 4. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема.

Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996, № 22. 5. Достоевский Ф.М. Книжность и грамотность.

Статья вторая // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. – Л 1979. – Т. 19. – С. 24-53. 6. Зверев А. Что такое «массовая литература»?//Лики массовой литературы США. М 1991. С. 33—34. 7. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М Избранные статьи.

Т. 3. Таллинн, 1994. 8. Массовая литература // Краткая литературная энциклопедия, т. 9, М 1978 9. Мельников Н.Г. Массовая литература // Русская словесность М 1998 10. Пульхритудова Е.М. Литература, беллетристика и паралитература // Теория литературы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С.10-29. 11. Фёдорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология.

Взгляд молодых. – Казань, 2003. – С. 203-209. 12. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 397 с. 13. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, с. 152-178.