рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символический план мотива

Работа сделанна в 2004 году

Символический план мотива - раздел Литература, - 2004 год - Мотив метели в поэзии Б.Л. Пастернака Символический План Мотива. Мотив Метели Получает Разнообразную Интерпретацию:...

Символический план мотива. Мотив метели получает разнообразную интерпретацию: метель – стихия революции, стихия творческого вдохновения, стихия холода, тьмы, снега.

Стихия – разрушительная сила. И нельзя говорить о стихии зла и стихии добра, ибо, когда добро становится стихией, оно превращается в зло. Мотив метели (стихии) на синтетическом художественном уровне воплощается не только в поэзии, но и в прозе пастернака (роман «Доктор Живаго») и создаёт символический план. Пейзажи занимают в произведении огромное место. Однако характер описаний природы заметно отличается от традиционного.

Структура художественного мира романа определена сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы, в сюжете участвуют образы-символы, образующие сквозные поэтические мотивы произведения: метель, вьюга, буря, огонь. В роман включен поэтический цикл «Стихотворения Юрия Живаго», который имеет функциональное значение в развитии мотива метели. Наиболее точно и ярко мотив обозначился в стихотворении «Зимняя ночь», которое является поэтическим обобщением всего романа.

В романе «Доктор Живаго», как итоговое произведение автора мотив метели приобретает своё окончательное выражение. Пастернак работал над романом, словно подгоняемый некой стихией, писал роман, несмотря на все трудности и испытания, которые посылала ему жизнь. История создания этого произведения, история его написания и история выхода в свет является показателем противостояния двух стихий. С одной стороны — стихия творческого вдохновения, которая захватила автора, подчинила себе его жизнь.

С другой стороны — стихия неприятия, непонимания. Люди, которые не понимали, а, скорее всего, боялись этого одаренного, талантливого, страстного человека и его таланта, боялись быть на стороне его друзей, предпочитая сторону врагов, всей своей мощью бросились на борьбу против Пастернака. И видимо свои мысли об этом Борис Леонидович вкладывает в уста Юрия Живаго о его друзьях: «Дорогие друзья, о как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов.

Единственно живое и яркое в вас, это то, что вы жили в одно время со мною и меня знали». Автор всю свою энергию, всю свою страсть вложил в это произведение. Он боролся до конца, но стихия зла одержала победу. Однако это была лишь временная победа в бою, битву выиграл роман. Пусть спустя тридцать лет (в 1988 г. в журнале «Новый мир»), но он всё-таки появился на Родине и получил признание. Роман о докторе Живаго и стихи Юрия Живаго становятся воплощением радости, которая превозмогает все, даже страх смерти. «Мне представляется, что ты боишься смерти, что этим все объясняется — твоя страстная бессмертность, которую ты строишь, как кровное свое дело » — так писала Пастернаку о романе Ольга Фрейденберг.

Обратимся к самому произведения и посмотрим, как представлен в нём мотив метели. Юрий — безвольный человек, он не противостоит, а полностью подчиняется стихии революции, стихии жизни.

Но в то же время Юрий Андреевич стойко сносит все испытания судьбы, он духовно не меняется, не изменяет своим идеалам, и стихии не в силах изменить его моральные принципы. Юрий Живаго — человек, который воспринимает эпоху, но не вмешивается в нее. Он не принимает конкретных однозначных решений, а живет сомнениями и колебаниями. Однако это скорее не слабость, а моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений». События управляют внешней жизнью Юрия, но не в силах изменить его духовной жизни.

Революция подчиняет себе героя, но не может заставить доктора Живаго принять ее, она не может перетянуть Юрия на свою сторону. Он остается сторонним наблюдателем, со своими мыслями, впечатлениями, изменить которые не в силах никакая стихия. В этом, на мой взгляд, и заключается «страстная бессмертность» души, противостоящая смертности тела. Роман состоит из противоборства жизни и смерти, света и тьмы. Недаром одним из первоначальных названий романа было: «Свеча горела». Свеча — стихия огня, символ света, тепла, жизни.

Мотив доминирует в романе и появляется в стихах Юрия Живаго. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Мело Метель, снег — символы холода, тьмы, смерти, противопоставлены свече — теплу, свету, жизни. Стихия холода против стихии огня. Роман является своего рода автобиографией Бориса Пастернака, но не в событийном плане (то есть роман не отражает событий, происходящих с автором в реальной жизни), а в духовном (произведение отражает то, что происходило в душе писателя). Тот духовный путь, который прошел Юрий Андреевич Живаго, является отражением собственного духовного пути Бориса Леонидовича Пастернака.

С первых страниц, в роман включается стихия природы, выражается сильная связь между человеком и природой, Пастернак олицетворяет, обожествляет ее. Первая же фраза романа свидетельствует о неразрывности связи природы и культуры. Один из литературных приёмов Бориса Пастернака — перенос восприятия с человека на природное явление — становится в романе основополагающим.

Автор через внешние природные факторы показывает внутреннюю сущность героев, природными стихиями выражает события, происходящие в стране, мысли и чувства людей. В ночь после похорон матери Юра просыпается от стука в окно. И тут он впервые сталкивается с природной стихией — со снежной бурей. «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом.

Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистела и завывала, и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая ее погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало». Снег ассоциируется со смертью. Буря, вьюга заметает все, все обвивает «погребальными пеленами». Подобную ассоциацию можно встретить не только у Пастернака, но и у многих других авторов. (Например, в рассказе Б. Зайцева «Волки» снег, падающий с неба, несет гибель, белые просторы ассоциируются со смертью.) В «Докторе Живаго» снежная буря за окном ассоциируется с бурей переживаний и чувств в душе мальчика, потерявшего мать. Буря наслаждается, «сознавая, как она страшна» — и в душе ребенка действительно страх, он боится: «То его пугало, что монастырскую капусту занесет и ее не откопают, то что в поле занесет маму, и она бессильна будет оказать сопротивление тому, что уйдет еще глубже и дальше от него в землю». Вьюга заслонила собою все вокруг: и дорогу, и кладбище, и огород, и мальчик словно отрезан от всего мира, он одинок, мать, самый близкий ему человек, покинула его. «Вьюга была одна на свете» — и Юра остался один. Природа служит соединительным мостом, скрепляющим разные периоды истории. Борис Пастернак говорит: «Природа — часть истории». Автор выразительными пейзажами показывает, что Россия жива, она никуда не делась и все превозможет. «Для Живаго и Лара — «рябинушка» — часть русской природы, сама Россия». Мать ассоциируется у маленького Юры с иволгами, запахом цветов, жужжанием пчел. «Над лужайками слуховой галлюцинацией висел призрак маминого голоса, он звучал Юре в мелодических оборотах птиц и жужжании пчел. Юра вздрагивал, ему то и дело мерещилось, будто мать аукается с ним и куда-то его подзывает». В день похорон Анны Ивановны: «отдало после сильных морозов.

День был полон недвижной тяжести, день отпустившего мороза и отошедшей жизни, день, самой природой как бы созданный для погребения.

Погрязневший снег словно просвечивал сквозь наброшенный креп, из-за оград смотрели темные, как серебро с чернью, мокрые елки и походили на траур». Именно зимой, когда идет снег, бушует вьюга, метель — свирепствуют стихии, происходят события, которые накладывают свой отпечаток на жизнь героев, меняют их судьбы.

Образ вьюги, метели проходит через весь роман.

Вьюга — очистительный, снежный буран революции, это ноябрьский снег, падающий на газету с первыми декретами.

Это и метель, в которой Юрий, пока еще не знакомый с Ларой, предчувствуя судьбоносную встречу, видит с улицы огонь свечи, просвечивающий сквозь маленький оттаявший кружок в заиндевевшем окне Камергерского переулка. За окном идет разговор между Ларисой и Пашей Антиповым. «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». И именно в это мгновение в душе Юрия рождаются поэтические слова: «Свеча горела на столе, свеча горела». 2.2 Противоборство стихий (метель-огонь) Природным стихиям холода (метели, вьюге, бурану) противостоит стихия огня, свеча.

Они возникают в самом начале романа (буря после похорон матери Юрия, манящая свеча в окне Камерческого переулка) и сопровождают героев до конца (гроза в момент гибели Живаго, образ свечи в стихотворном творении Юрия «Зимняя ночь»). «Мы видим, как в процессе жизни, в душевной смуте автора героя романа, сначала брезжит пламя свечи, увиденное сквозь морозное окно… Затем ночная, чувственная свеча становится символом его любви к Ларе. Метель – символ истории, додувает этот одинокий огарок, гибнет личность, одухотворённость, интеллигент – и, наконец, в финале романа расцветает чудо классического стихотворения «Свеча горела», без света которого уже нельзя представить нашей духовной культуры». На протяжении всего повествования идёт противопоставление: свеча-метель, свет-тьма, жар-холод, жизнь-смерть.

Свет свечи, как символ страсти это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь.

Снег, метель, вьюга – стихия холода, несущего зло, тьму, страдание, смерть. Революция – стихия. Её нельзя избежать, нельзя вмешаться в её события. Ибо все равно ничего нельзя изменить. Стихия подчиняет себе всех и вся, она ничего не выпускает из своей снежной круговерти. Действительно, основным символом революционной стихии является метель.

Метель, сметающая, заметающая всё вокруг. Снежинки – словно люди, летящие на свет неведомого очага и гибнущие бесчисленно. Мело, мело по всей земле Во все пределы В повествовании доминирует лиро-эпический план, выражающий буйство вселенской стихии. Вселенская стихия есть «историческая вьюга событий, ставшая уже совершенно стихийной и вовсе безликой, нечеловечески темной и жестокой, грозит задушить последние, слабые, казалось бы, проявления свободной человеческой личности». Личность противопоставлена морозным вихрям безликой мертвенной стихии.

Люди, как блуждающие ноябрьские листья разносятся эти личности зимними вьюгами по всей необъятной земле, по всей нашей застылой стране; иногда приникают они друг к другу, приникают особенно любовно и задушевно, — ибо ничего, кроме голой душевности, у них и не осталось, а они ищут какого-то сочувствия и тепла: но вновь порыв зимней ночной вьюги отрывает их друг от друга, несет их вдаль, торжествующе поет самому себе оды, похваляется своей силой и умерщвляет все живое, противостоящее ему». Действительно, вселенская стихия изображена живо, она чувствуется не только на страницах ее описания, но еще и ощущается между.

И об этом порыве зимних вьюг говорит сам писатель. «Писать о нем надо так, чтобы замирало сердце, и поднимались дыбом волосы. Писать о нем затвержено и привычно, писать не ошеломляюще, писать бледнее, чем изображали Петербург Гоголь и Достоевский, — не только бессмысленно и бесцельно, писать так — низко и бессовестно.

Мы далеки еще от этого идеала». Писатель не только ярко и живо воплотил разгул ночной стихии, он еще заставил поверить в ее смысл. Ночная вьюга свирепа и непроглядна, несчастные изнемогающие путники потеряли дорогу, ничего не видят вокруг, уже изверились в спасении. Но вдруг в далеком заиндевевшем окне мелькнул маленький путеводный огонек — «Свеча горела на столе, свеча горела». И вот уже увереннее идет человек сквозь злую ночь и смертельную вьюгу на свет любви, добра, тепла, человечности.

Он вновь начинает верить в жизнь, в любовь, в себя, в спасение. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Свеча — крохотный маяк, просвечивающий сквозь пелену ужаса, безысходности, хаоса. Ее свет дает веру в спасение. Этот маленький огонек обладает какой-то безрассудной смелостью противостоять стихии. И так на протяжении всего романа встречаются, противоборствуют два образа — свеча и снег, две стихии — огонь и метель, пламя и вьюга, свет и тьма. Природная стихия вторит стихии революции. «Порошил первый реденький снежок с сильным и все усиливающимся ветром, который на глазах у Юрия Андреевича превращался в снежную бурю. Юрий Андреевич загибал из одного переулка в другой и уже утерял счет сделанным поворотам, как вдруг снег повалил густо-густо, и стала разыгрываться метель, та метель, которая в открытом поле с визгом стелется по земле, а в городе мечется в тесном тупике, как заблудившаяся». Пастернак изобразил разбушевавшуюся стихию, метель в конце октября (начале ноября — по новому стилю) 1917 года. Природа бушует, мечется, она отражает происходящее в окружающем нравственном, духовном и физическом, в человеческом мире. «Что-то сходное творилось в нравственном мире и в физическом, вблизи и вдали, на земле и в воздухе.

Где-то, островками, раздавались последние залпы сломленного сопротивления.

Где-то на горизонте пузырями вскакивали и лопались слабые зарева залитых пожаров.

И такие же кольца и воронки гнала и завивала метель, дымясь под ногами у Юрия Андреевича на мокрых мостовых и панелях». В городе, среди людей такой же хаос сумятица, такое же бушевание стихии, как и в природе. И опять метель вмешивается, как будто бросает вызов, насмехается, издевается уже над взрослым Юрием Андреевичем Живаго. «Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупою». Буран, снег предопределяет судьбу героя, предупреждает о грядущих испытаниях.

Накануне отъезда героя из Москвы поднялась снежная буря: «Ветер взметал вверх к поднебесью серые тучи вертящихся снежинок, которые белым вихрем возвращались на землю, улетали в глубину темной улицы и устилали ее белой пеленою». Во время пребывания Юрия в партизанском отряде, накануне страшных событий: жено- и детоубийства Палых, глупой и кровавой «колошматины и человекоубоины», звучит предупреждение метели о будущих жертвах, о каком-то кровавом помешательстве. «Погода была самая ужасная, какую только можно придумать.

Резкий порывистый ветер нес низко над землей рваные клочья туч, черные, как хлопья летящей копоти. Вдруг из них начинал сыпать снег, в судорожной поспешности какого-то белого помешательства». Снег, метель являются предупреждением о неприятном, нежданном визите Комаровского: «валил снег крупными хлопьями». Комаровский пришел из декабрьской темноты весь осыпанный валившим на улице снегом». Снег как предвестник несчастья, посланец недобрых вестей, приносящий разлуку.

Когда жизнь героев спокойна — вьюг, метелей нет. В описании первой зимы Юрия Андреевича и Антонины Александровны в Варыкино нет ни одного упоминания о снежных стихиях. Природа отражает внутренние чувства героев. После прочтения письма Антонины Александровны в душе Юрия Андреевича возникают боль, страдание, буря эмоций, а за окнами - буйство стихии. И в этот раз доктор Живаго видит эту метель в себе. «За окном пошел снег. Ветер нес его по воздуху вбок, все быстрее и все гуще, как бы этим все время что-то наверстывая, и Юрий Андреевич так смотрел перед собой в окно, как будто это не снег шел, а продолжалось чтение письма Тони и проносились и мелькали не сухие звездочки снега, а маленькие промежутки белой бумаги между маленькими черными буковками, белые, белые, без конца, без конца». Сквозной образ, который озаряет произведение, противостоит стихии тьмы. Это пламя и свет свечи, стихия огня. Мерцание свечи видит Юрий в заиндевелом окне еще незнакомой ему Лары. «Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Именно с этой минуты начинают приходить Юрию Андреевичу стихотворные строки.

И словно заговор, заклинание, повторяемое — «свеча горела», повторяется на тех страницах, где рассказывается о невольном отшельничестве Юрия Андреевича и Ларисы Федоровны посреди зимы, войны, холода, разрухи.

Свет свечи на протяжении всей жизни помогает герою преодолевать, вернее сказать, переживать жизненные проблемы, удары судьбы.

Существует пословица: «Ветер задувает свечу, раздувает костер». Свеча слаба, её пламя не устоит против ветров стихии. Но настойчиво, словно некий заговор, повторяет в течение жизни Юрий Живаго своё заклятье: «Свеча горела на столе, свеча горела». Он будто стремится утихомирить, заговорить, заворожить вселенскую метель.

Он будто верит, что колдовской силой певучего слова можно остановить эту стихию, замедлить неумолимый ход времени, запретить вторжение общей жизни в жизнь отдельного человека. На протяжении романа идет борьба двух стихий. И в финале они сходятся в одном стихотворении «Зимняя ночь». В нем сосредоточена, сконцентрирована эта борьба. Оно является обобщением всего романа. Мело, мело по всей земле Во все пределы В стихах нечто меланхолическое. Темп плавный, сонный, движение усыпляет.

И вдруг нарастание темпа: Свеча горела на столе, Свеча горела. Идет контраст противопоставления, сопротивления, страсть: «мело, мело» — «свеча горела». Вот оно — противоборство двух стихий, включающееся с первых строк. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» напоминает биографию жизни самого автора — ссылку Пушкина в Михайловское. Стихотворение Пастернака напоминает февральскую революцию, неопределенные, весьма бурные события тех лет. Чисто внешне стихи Пушкина и Пастернака схожи, вроде одно и то же: непогода, метель, двое внутри дома укрываются, спасаются от ненастья.

Но разница состоит в том, как герои этих стихотворений воспринимают непогоду, как ее переживают. «Для Пушкина — это единение сердец — свет во тьме бури. У Пастернака единение — источник обмана, свет как символ самой страсти — будущей правды». Данное стихотворение имеет двойной смысл. С одной стороны — это стихотворение о любви, соединяющей две души, два сердца, два тела в зимнюю непогоду.

Но с другой стороны явно чувствуется другой смысл, другой подтекст. Это стихотворение о революции, о стихии, захватывающей и сметающей всех подряд. Стихотворение начинается с монотонного, усыпляющего — «мело, мело по всей земле». Всё заметает снег, всё застыло, заснуло, стоит. Жизнь в городе как будто остановилась. На улицах царствует буря, непогода, причем непогода во всех смыслах (с первых строк чувствуется двойной смысл: непогода — снег, и непогода — революция). Всё останавливается и засыпает на снегу.

И в то же время чувствуется движение. Идет снег, все тот же нескончаемый снег. Но он не просто падает с неба, и он падает не в одном направлении. Мело, мело по всей земле Во все пределы Это метение — постоянное, непрерывное движение наискосок и вниз. Снег с огромной скоростью, плотной стеной уходит из неба прямо в землю. Из бесконечности в бесконечность со страшной скоростью летит снег, несомый стихией. И если смотреть на него неотрывно, то становится непонятно: то ли он летит с такой бешеной скоростью, то ли он стоит на месте, а ты взмываешь вверх.

Метение — это поступь революции, которая заползает и проникает во все, ничего и никого не пропускает. Метель никого не оставляет в покое, она сносит, затапливает всех, как потоп. И нельзя ни спастись, ни спрятаться. Возможность укрыться — это счастье, подаренное судьбой лишь единицам. В данной ситуации человек ничего не может сделать, он беспомощен. Счастье зависит только от судьбы, рока, креста — «судьбы скрещенье». Идет война, война со всеми страшными последствиями — голодом, холодом, одиночеством, смертью.

У людей одна цель — выжить, выжить вопреки всему, несмотря ни на что. Все остальное неважно. Тут вроде и не до любви. Но люди не любят одиночества, они даже в этом хаосе ищут друг друга, пытаются возродить былые соединения. Метель — страстная стихия, она несет с бешеной скоростью снег на улице, несет всех и вся, кого-то больше, кого-то меньше. Некоторые еще способны удержаться, кого-то уже отрывает и уносит, а кого-то уже унесло.

Но кто-то смог спрятаться от этой стихии, он смотрит на все это со стороны, из окна своего маленького домика, который в любой момент тоже может поглотить та же непогода. Однако и внутри дома неспокойно. Самих героев захватывает стихия страсти, а свеча, стихия огня, противостоит метели, которая пытается пробраться снаружи в дом и захватить его тоже: « Слетались хлопья со двора к оконной раме». Снежной стихии, снегу противопоставлена свеча.

Она дает свет, освещает пространство дома, делает возможным общение, жизнь. Но, в то же время, освещая дом, свеча дает возможность появиться теням. На озаренный потолок Ложились тени Тени — части тьмы, они являются выразителями и побудителями той страсти, которая охватила героев. Тени руководят сознанием укрывшихся в доме людей. Они заставляют отдаться общему потоку, метению, слиянию. На свечку дуло из угла Огонек свечи трепещет от ветра, тени мелькают, движутся, метутся в ритме заоконной непогоды.

Они находят уединение на «озаренном» потолке, словно наслаждаясь тем, что смогли хоть на время вырваться из этой несущейся в никуда, в ни во что, разбивающей в смерть стихии. Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. Судьбы пересекаются, скрещиваются. Но скрещенье — это всего лишь пересечение линий, пересечение в маленькой точке. Героев свела судьба всего лишь на один миг. Встретились, соприкоснулись, и стихия несет дальше. Несет всех «по всей земле, во все пределы», причем внутренний мир живет в лад с внешним — «мело, мело», он набирает скорость и несется вместе с метелью.

Куда — это неизвестно — «по всей земле». Героев все больше захватывает уличная круговерть, их спокойное, размеренное существование остается в прошлом. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. «Жар соблазна» надувает из угла, сквозняком с улицы. И этот жар вздымает «два крыла крестообразно». Опять рок, судьба, крест. Страсть дана по воле судьбы, по воле стихии.

Жар — тоже стихия, это вселенский масштаб, тут и сгореть недолго. Жар — это не свеча. Свеча дает тепло и свет, а жар — гораздо большее, это намного опаснее. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Тяга к огню у мошкары природная, пламя для нее — нечто высшее. Мотылек знает, что сгорит, но не лететь не может (что-то вроде «если я гореть не буду »). Пламя для него, как своего рода высший идеал, ради которого можно умереть.

А снег слепой, неодушевленный. Он летит, как мошкара, но куда, зачем, во имя чего? Его пламя — мираж, оно обманное, его нет. Слепой снег, летящий из ниоткуда в никуда — символ революции. Снег, несомый стихией. Так сотни, тысячи судеб захватила и понесла стихия революции, кого к смерти, кого к этому пламени-миражу, тоже, возможно на гибель. Во имя чего — многие толком и не понимают, но стихия не ждет понимания, она несет, ей так хочется. Февраль. Значит скоро весна. Скоро стихии придет конец.

Она чувствует скорую гибель, поэтому атакует снова и снова, бросает все новые и новые полчища снега. Он еще может победить, захватить все, кроме этого дома. Его изнутри охраняет и защищает свеча, которая знает — скоро лето, пригреет солнышко и снег погибнет, ей недолго осталось держать оборону. Свеча и солнце. Они дают тепло и свет, в их силах спасти от непогоды. Свеча, как символ победы. Стихия нарушает гармонию прошлой жизни, все погублено, сметено — «мело, мело». Те, кто внутри дома, кто смотрит на все это из окна, пока в безопасности, их не несет, они еще в том старом времени.

И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. Вот оно новое — снежная мгла. Снег все заметает, в нем все теряется. Старый мир уничтожен, его больше нет. Автор оплакивает старое время. Падение башмачков, как символ падения мира. Меняется, сбивается, изменяется ритм. Свеча своими восковыми слезами оплакивает это падение, оплакивает тот правильный, спокойный мир, которого больше не существует — «и воск слезами с ночника на платье капал». Свеча противостоит снежной мгле, но и ее атакует стихия: «на свечку дуло из угла». И героев, их внутренний мир захватывает вихрь несения.

Стихия, страсть не дают им больше избегать общего движения, скорости. Героев тоже охватывает стихия страсти — «жар соблазна». Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Противоборство идет не один день — «мело весь месяц», но все же за свечой поэт оставляет последнее слово. «И то и дело» — в этом ритме можно жить, он дает надежду на спасение.

Скоро война закончится, она почти выиграна. На пороге весна, тепло. Стихия метели захватила героев, но не погубила их, т.к. стихия тепла (свеча) противостояла этому. На протяжении всего стихотворения постоянно повторяется: «свеча горела на столе, свеча горела», и этими же строками оно и заканчивается. Свеча — надежда, последнее слово за ней. Это стихотворение, как уже отмечалось, имеет двойной смысл.

С одной стороны, это стихотворение о любви, с другой — о революции. О том, что она сделала со спокойной, уравновешенной жизнью людей. Стихотворение является лирическим ключом романа, это своеобразное завершение мотива: метель как природное, стихийное начало. Без контекста оно теряет свою двойственность, тот смысл, который придаёт ему роман, оно является неотъемлемой частью произведения. В стихотворении заложена история, ход исторических событий, оно словно кроткое изложение романа «Доктор Живаго». Мотив метели связывает прозу и поэзию в романе, он обозначается в экспозиции романа и в финале – в поэтическом цикле стихов окончательно определяется.

В романе и в цикле стихов Юрия Живаго мотив является символом революции, природная стихия вторит стихии революции. Стихия метели чувствуется не только на страницах её описания, но ещё и ощущается между строк на протяжении всего романа. Природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, т.е. принимает деятельное участие в жизни человека.

Вместе с героями в движении сюжета участвуют образы-символы, образующие сквозные мотивы произведения: метель, вьюга, буря, свеча. В романе и в стихотворении «Зимняя ночь» показано слияние человека и природы. Мотив метели, бури сплетаются с мотивом смерти, и стихия становится одним из активно действующих персонажей. Метель изображена как безличная человеку стихия, которая ничем не детерминирована и не определена, но в романе и стихотворении у метели есть «соперник» - свеча, которая символизирует свет жизни и пламя любви.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мотив метели в поэзии Б.Л. Пастернака

По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака.В публикациях о творчестве и судьбе Б. Пастернака воссоздан образ удивительного человека,… На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории,… Сейчас, хоть и реже, чем в 1988-1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символический план мотива

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги