рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление романа М.А. Булгакова Белая гвардия

Становление романа М.А. Булгакова Белая гвардия - раздел Литература, Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова Становление Романа М.а. Булгакова Белая Гвардия. После Бурной Первой Четверти...

Становление романа М.А. Булгакова Белая гвардия. После бурной первой четверти XIX века, ознаменовавшейся наполеоновскими войнами и закончившейся восстанием декабристов, русская жизнь вступила в стадию неспешного и стабильного исторического развития.

Эпоха романтизма в русской литературе, с её господством поэзии, закончилась. Сначала проза как тип художественной речи, в наибольшей степени соответствующий эстетическим представлениям времени, потеснила поэзию, а затем в прозаической эпической литературе возобладал роман, став наиболее продуктивной художественной формой, способной адекватно отразить многочисленные и многообразные социальные, культурные, экономические связи, в которые вступал человек в процессе жизни.

Роман стал своеобразным художественным эпосом XIX века. И поэтому в первую очередь с жанром романа связан расцвет русской реалистической литературы XIX века. В основе сюжетов классических романов лежала, как правило, судьба одного человека вспомним Отцов и детей , Обломова , Преступление и наказание, вбиравшая в себя основные культурно-исторические, социально-психологические, философско-этические проблемы соответствующей эпохи, решавшиеся автором романа.

Центральный персонаж романа претендовал на роль героя своего времени, в котором современники узнавали наиболее характерные черты личности, рождённые условиями соответствующей эпохи 6, с. 125-134 . Исторические катаклизмы, обрушившиеся на Европу и Россию в первой четверти XX века, не могли не сказаться на жизни художественных форм. Это приводит к тому, что в начале 20-х годов в русской литературе возникает ощущение исчерпанности романа как жанра, со всей определённостью выраженное в статье О.Мандельштама Конец романа Отличие романа от повести, хроники, мемуаров или другой прозаической формы заключается в том, что роман - композиционное, замкнутое, протяжённое и законченное в себе повествование о судьбе одного лица или целой группы лиц. Вплоть до последних дней роман был центральной насущной необходимостью и организованной формой европейского искусства происходило массовое самопознание современников, глядевшихся в зеркало романа.

Мера романа - человеческая биография или система биографий. Ныне европейцы выброшены из своих биографий, как шары из биллиардных луз. Человек без биографии не может быть тематическим стержнем романа, и роман, с другой стороны, немыслим без интереса к отдельной человеческой судьбе 15, с. 102-120 . Михаил Булгаков, пришедший в литературу как раз в начале 20-х годов, как писатель не был причастен к художественным поискам Серебряного века и по своему воспитанию и мироощущению целиком и полностью принадлежал веку предыдущему, унаследовав, в том числе и его эстетические представления и предпочтения.

Но он и сам ощущал, что его выбор жанра романа в качестве художественной формы для изображения событий Гражданской войны на Украине подчеркнуто, традиционен и несовременен.

Не случайно автобиографический герой его сатирического очерка Самогонное озеро, от имени которого ведётся повествование, говорит своей жене А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, что от него небу станет жарко. Желание Булгакова написать роман, таким образом, означает и желание вернуть истории человеческое измерение, то есть сделать человека не материалом объективного и неумолимого исторического процесса, не средством, а целью истории.

Это свидетельствовало о приверженности его к традиционным гуманистическим ценностям, что полностью отразилось в содержании и проблематике романа 25, с. 190-201 . Работа над Белой гвардией началась уже в Москве, куда Булгаков окончательно перебрался осенью 1921 года. В очень краткой Автобиографии, написанной в октябре 1924 года, Булгаков указывал Год писал роман Белая гвардия. Роман этот я люблю больше всех других моих вещей. В 1923 году в журнале Россия появляется известие о том, что Михаил Булгаков заканчивает роман Белая гвардия, охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге 1919-1920 гг Осенью и зимой 1924 года роман Белая гвардия был закончен, а в 1925 году в журнале Россия 4 и 5 была опубликована первая половина романа первые тринадцать глав, но целиком он напечатан не был, так как с пятого номера журнал прекратил своё существование. Впервые целиком в СССР роман был издан только в 1966 году. Таким образом, первый роман Булгакова шёл к российскому читателю больше сорока лет 26, с. 118 . Фактический материал для романа был выбран отнюдь не случайно.

Дело в том, что Булгаков оказался свидетелем и даже невольным участником описываемых событий.

Вернувшись в Киев в 1918 году, он непосредственно мог наблюдать почти калейдоскопическую смену властей в столице Украины.

В 1923 году Булгаков вспоминал в очерке Киев-город Когда небесный гром ведь и небесному терпению есть предел убьёт всех до единого современных писателей и явится лет через 50 новый настоящий Лев Толстой, будет создана изумительная книга о великих боях в Киеве. Пока что можно сказать одно по счёту киевлян, у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12 я точно могу сообщить, что их было 14, причём 10 из них я лично пережил. Сестра Булгакова, Надежда Афанасьевна Земская, составила очень любопытный документ, озаглавленный ею Хронология смены власти в Киеве в период 1917-1920 гг. Материалы для комментария к семейной переписке и к роману Белая гвардия. Согласно этому документу за это время власть менялась в Киеве, по крайней мере, пятнадцать раз. Так что справедливы слова драматурга и мемуариста, друга Булгакова С.А. Ермолинского В этом романе запечатлелись ещё не остывшие, жгучие воспоминания о Киеве времён Гражданской войны.

То были куски личной жизни, втянувшей его в бурный поток событий и превратившей его, врача, в литератора 16, с. 40 . Основной темой романа стала историческая катастрофа, причём Булгаков в соответствии с избранным жанром соединяет личное начало с началом социально-историческим, пытаясь поставить индивидуальную, частную судьбу в закономерную связь с судьбой целого, страны.

Пушкинский принцип изображения исторических событий через судьбы отдельных людей предстаёт в романе Булгакова как традиционный принцип русской классической литературы и знаменует представления автора о культурной традиции как незыблемой основе жизни. Не случайно повествование начинается с рассказа о смерти матери, ставшей катастрофой семейной.

Примечательно, что ещё один знаменитый русский роман XX века о судьбе человека, попавшего в водоворот исторических событий первой четверти века, роман Пастернака Доктор Живаго, также начинается с описания похорон матери героя, и в повествование органически входит тема разрушения семьи.

Но любопытно, что тема смерти в романе Пастернака в соответствии с литературной традицией и традиционной образностью приурочена к осени, тогда как у Булгакова смерть матери происходит весной, в мае Когда отпевали мать, был май, вишнёвые деревья и акации наглухо залепили стрельчатые окна. Общеизвестна автобиографическая основа Белой гвардии, тем существеннее для понимания замысла Булгакова оказывается временной сдвиг романных событий по сравнению с событиями житейскими мать писателя, Варвара Михайловна Булгакова, скончалась в 1922 году 21, с. 69 . Смерть матери рождает душевную растерянность героев, вызывая неизбежный в этой ситуации вопрос - как жить как будто входящий в число таких вопросов, как что делать кто виноват то есть так называемых сакраментальных вопросов русской интеллигенции, запечатлённых в классических произведениях русской литературы.

Но знаменательно, что теперь сакраментальный вопрос поставлен не в практическом, а в онтологическом аспекте, в самой категорической форме, которая знаменует утрату основополагающих представлений о смысле и цели жизни.

В то же время вместе с темой смерти в роман входит и ещё одна традиционная тема русской литературы - завет, наставление родителей как правило, в литературе XIX века она подаётся как наставление отца достаточно вспомнить Мёртвые души и особенно Капитанскую дочку, которая будет фигурировать в тексте булгаковского романа как опознавательный знак культурной традиции Мать уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила Дружно живите. Такое начало романа приобретает символический характер прощания с гармонией и покоем старого мира. Ощущение осиротелости и беспомощности героев, как будто потерявших кровную связь с прошлым, усиливает их беззащитность перед наступающей с севера вьюгой.

Время действия романа охватывает промежуток безвластия. Исторической основой повествования становится калейдоскопическая смена властей в Киеве 26 января 1918 года, незадолго до возвращения Булгакова домой, власть в Киеве уже вторично захватили большевики 1 марта 1918 года в Киев вошли немецкие войска и с ними Центральная Рада 29 апреля 1918 года немцы вынудили Центральную Раду провозгласить верховным правителем Украины гетмана Скоропадского событие, присутствующее в романе Булгакова декабрь 1918 года - уход немцев, захвативших с собой гетмана, из Киева, и захват города Петлюрой, который провозгласил Независимую Украинскую Республику с Директорией во главе 6 февраля 1919 года части Красной Армии выбили Петлюру из Киева. Кануном этого события и оканчивается роман 22, с. 16 . Вообще культурно-историческая ситуация в Киеве в 1918-1919 годах была совершенно особой сюда устремилась после большевистского переворота интеллигенция из обеих столиц в надежде на скорое восстановление прежних порядков.

Это превратило на некоторое время Киев в своеобразный общероссийский культурный центр, где выходили многочисленные газеты8, создавались театры, художественные и литературные объединения и прочее.

Эти обстоятельства эмоционально и выразительно запечатлены в романе. Возникает вполне классическая, пушкинская тема пира во время чумы. И это ощущение усиливается благодаря тому, что картина лихорадочной жизни по принципу художественного контраста сменяется описанием безмятежного, почти идиллического существования Города до революции, причём в этом описании преобладают мотивы света, покоя, уюта. Благодаря этому контрасту острее ощущается тема гибели традиционной культуры, возникающая в сне Алексея Турбина, с являющимся ему кошмаром в брюках в крупную клетку, который представляет собой реминисценцию из романа Достоевского Бесы. Слова кошмара повторяют слова героя этого романа, писателя Кармазинова, и свидетельствуют об утрате обществом нравственных ориентиров в новой исторической ситуации.

Кошмар сменяется явлением герою во сне картины Города, который только здесь, в этом сне, и предстаёт в своём идиллическом виде 32, с. 20 . Эта же тема пира во время чумы, но уже как будто на житейски-бытовом уровне возникнет и в сцене ужина в доме Турбиных после отъезда Тальберга.

В этом эпизоде автор соберёт практически всех основных персонажей романа, что подчёркивает не частный, семейный смысл сцены, а её общезначимый характер.

Знаменательно, что во время застольных бесед возникнет и разговор об императоре Николае и его гибели.

На первый взгляд всё житейски обыденно и достоверно и этой обыденностью исчерпывается, но на самом деле разговор этот тоже носит знаковый характер, так как сама тема беседы связана с фигурой, которая олицетворяет разрушенный уклад жизни. Образ исторической катастрофы входит в роман буквально с первых же фраз, с предпосланных ему эпиграфов, задающих масштаб и координаты содержания, действия.

Этими координатами станет судьба семьи, что, с одной стороны, являлось темой традиционного семейного романа, но судьба эта будет не просто показана на фоне исторической катастрофы, но и сама станет формой проявления этой катастрофы. С другой стороны, историческим событиям в романе будет придан характер мистериальный, то есть за конкретно-историческим планом будет просвечивать план вечности. Такой принцип изображения событий и составит жанровую особенность этого произведения Булгакова, превращая традиционный роман в роман-мистерию, или, как напишет М.Петровский Жанр Михаила Булгакова - не историческая трагедия, а мировая мистерия. Он помещает действие своего романа в Вечный Город, ибо всё происходящее в Вечном Городе, естественно, причастно вечности, то есть мистериально 3, с. 11 . Именно поэтому гибель Города во время Гражданской войны Булгаковым будет изображена не просто как крушение социально-политической системы, но как гибель целой цивилизации.

Символической деталью станет в финале романа единственная, чудом уцелевшая надпись на печке Лен я взял билет на Аид. Уцелевший фрагмент названия оперы Аида здесь предстанет как название царства мёртвых.

Этот мистериальный характер изображённых событий будет задан эпиграфом И судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своими, представляющим цитату из главы двадцатой Откровения Иоанна Богослова. Эпиграф же из Капитанской дочки вводит в роман образ метели, являющийся в русской литературе традиционной метафорой судьбы, причём судьбы не, только индивидуальной, но и метафорой исторической судьбы страны.

Образ этот восходит к стихотворению Пушкина Бесы, развит в повести Метель и в Капитанской дочке, а применительно к событиям революции и Гражданской войны впервые использован в поэме Блока Двенадцать. Использует его и Пастернак в романе Доктор Живаго. В Белой гвардии образ метели также приобретает метафорические черты Давно уже начало мести с севера, и метёт, и метёт, и не перестаёт, и чем дальше, тем хуже. Понятно, что здесь это словечко давно характеризует не физическое время, а историческое.

Эпиграф из Откровения Иоанна Богослова также отражает важность апокалиптической темы в русской литературе от Средневековья до ХХ века. Апокалипсисом нашего времени назвал книгу своих эссе В.В. Розанов. Вводя в роман тему Последнего суда, Булгаков придаёт ей отчётливо этический характер, о чём точно сказал Г.А. Лесскис Тема Последнего Великого суда как осуществления высшей справедливости и торжества праведников, конца истории в которой людям ещё дано - в силу свободы их воли - делать выбор между добром и злом и установления жизни вечной, вечного единства человека с Богом лейтмотивом проходит через весь роман 23, с. 62 . Апокалипсическая тема гибели мира непосредственно в тексте романа возникает уже в финале первой главы в беседе Алексея Турбина со священником отцом Александром.

Призывающий не допускать страшного греха уныния священник читает фразу из 16-й главы Апокалипсиса о третьем Ангеле, вылившем чашу свою в реки и источники вод Эта тема связана в романе не только с образами членов семейства Турбиных, но и с периферийным, но тем не менее чрезвычайно важным образом поэта Русакова, написавшего богохульные стихи и наказанного за это дурной болезнью.

Во время его визита к доктору Турбин настоятельно рекомендует ему поменьше читать Апокалипсис, но все, же в финале романа он изображён за чтением этой книги, причём той же, двадцатой главы, что приведена в эпиграфе.

Присутствует эта тема и в литературном обличии, в указании на книгу, которую читает Елена, ожидающая возвращения мужа Перед Еленою остывающая чашка и Господин из Сан-Франциско. Затуманенные глаза, не видя, глядят на слова мрак, океан, вьюгу. В этом рассказе, написанном в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, отразилась тревога Бунина по поводу судьбы тогдашнего мира известно, что образ грандиозного парохода Атлантида олицетворяет гибнущую современную цивилизацию.

В этом свете иным предстаёт и смысл самых первых глав романа с фигурами Елены, Николки и Алексея, находящихся в состоянии тревожного ожидания здесь сквозь житейский план символически просвечивает мистериальный характер этого ожидания как ожидания какого-то конца света, светопреставления. Такой интерпретации эпизода соответствует и выразительная художественная деталь за окнами, в которые напряжённо всматривается Николка, настоящая опера Ночь под Рождество - снег и огонёчки. И совершенно тот же вид открывается Алексею Турбину из окон класса пустой гимназии, в здании которой формируется мортирный дивизион А в окнах настоящая опера Ночь под Рождество, снег и огонёчки, дрожат и мерцают. Но знаменательно, что в обоих случаях это все, же ночь под Рождество, то есть последняя ночь, когда на земле властвует нечистая сила 6, с. 130 . Разным началам бытия, житейскому и мистериальному, воплощённым в романе, соответствуют и его стилевые пласты высокая тема движения истории облекается в слог патетический, в то время как картина повседневной жизни представлена разговорным речевым строем. Начало романа звучит размеренно, как медь торжественной латыни А.Блок Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй.

Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс. Всё здесь - морфология краткие формы, синтаксис инверсии, ритм фразы - призвано создать впечатление патетически насыщенной речи. Образы небесных светил, Марса и Венеры, планет, названных именами языческих богов, служившими в классической литературе поэтическими знаками любви и войны, в романе тоже приобретают символическое звучание.

Именно эти две темы и составят сюжетные линии в Белой гвардии. Художественно-философский смысл такого соседства заключается в том, что олицетворяющему войну и гибель Марсу противостоит побеждающая его Венера-любовь.

Возникает своеобразный оксюморон, заключающий в себе колоссальную амплитуду художественных смыслов, пронизывающих весь роман, концентрирующий его основные темы. Этот оксюморон поддержан и усилен взаимоисключающими образами исторического времени.

Указание на новое летосчисление от начала революции, напоминающее введение нового летосчисления во время Великой французской революции, подчёркивает тему крушения и гибели старого мира, представленного традиционным летосчислением от Рождества Христова начало новой эры становится одновременно и началом конца мира, причём имеется в виду не просто государство, уничтоженное революцией, но мир вообще, мир как цивилизация, основанная на традиционных гуманистических ценностях.

Но есть в романе и пласт лирический, отмеченный выражением авторского чувства, эмоционально насыщенный. Примером такого лирического строя речи может служить описание Города в сновидении Алексея Турбина.

Основополагающей ценностью, главной приметой этого рушащегося и исчезающего мира становится в романе образ Дома, призванный символизировать традиционный уклад семейной жизни как основы гибнущей гуманистической культуры. Уют турбинской квартиры олицетворяет гармонию этого замкнутого мира, подвергающегося жесточайшим историческим испытаниям. В этом смысле Дом выступает в романе не просто как место физического обитания, но как своеобразная иерархически устроенная вселенная, мир, концентрирующийся вокруг печки, этого источника животворного тепла, не только физического, но и метафизического Много лет до смерти, в доме 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку.

Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади Саардамский Плотник, часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях. Знаменательно, что печка в доме выполняет функцию не только источника тепла, но и служит своеобразной домашней летописью, где запечатлеваются житейские события, которые в финале выйдут за пределы обыденности и приобретут черты метафизические 13, с. 22-26 . Основными приметами, свойствами Дома являются тепло и свет, особенно свет, противопоставленный мраку, царящему за окнами квартиры и олицетворяющему хаос сильно и весело загорелись турбинские окна. Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных.

В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода в нижнем этаже на улицу - первый, во двор под верандой Турбиных - подвальный засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом.

Местонахождение этой квартиры - подвальный этаж - тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина.

Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры. Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне. В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет. Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет. Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю - гному, занят укрыванием своих сокровищ.

Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги. Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ.

Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире 20, с. 68-71 . Естественно, что духовной опорой этого мира является спасительная вера, причём без всяких метафор. Именно вера Елены, её горячая молитва спасает Алексея от смерти. Булгаков намеренно концентрирует внимание читателя на календарных сроках происходящих событий.

Он указывает на то, что Турбин стал умирать 22 декабря, но что день этот был мутноват, бел и насквозь пронизан отблеском грядущего через два дня Рождества. Казавшаяся неминуемой смерть брата заставляет Елену раньше обычного зажечь рождественскую лампаду Из года в год, сколько помнили себя Турбины, лампадки зажигались у них двадцать четвёртого декабря в сумерки, а вечером дробящимися, тёплыми огнями зажигались в гостиной зелёные еловые ветви. Но теперь коварная огнестрельная рана, хрипящий тиф всё сбили и спутали, ускорили жизнь и появление света лампадки.

Елена, прикрыв дверь в столовую, подошла к тумбочке у кровати, взяла с неё спички, влезла на стул и зажгла огонёк в тяжёлой цепной лампаде, висящей перед старой иконой в тяжёлом окладе. Этот огонёк, а также свет в глазах молящейся Елены как будто оживляют изображение на иконе и делают возможной ту молитву-разговор, с которыми Елена обращается к Богородице и которыми спасает брата Грудь Елены очень расширилась, на щеках выступили пятна, глаза наполнились светом, переполнились сухим бесслёзным плачем.

Огонёк разбух, тёмное лицо, врезанное в венец, явно оживало, а глаза выманивали у Елены всё новые и новые слова. Огонь стал дробиться, и один цепочный луч протянулся длинно, длинно к самым глазам Елены. Тут безумные её глаза разглядели, что губы на лике, окаймлённом золотой косынкой, расклеились, а глаза стали такие невиданные, что страх и пьяная радость разорвали ей сердце, она сникла к полу и больше не поднималась. Таким образом, воскресение Алексея происходит накануне Рождества, что никак нельзя считать случайной деталью в романе.

К числу основополагающих нравственных понятий, утверждаемых Булгаковым в романе, в первую очередь относится понятие чести. Турбины, Мышлаевский и все их друзья, даже легкомысленный и тщеславный Шервинский прежде всего - люди чести. Антиподом их в романе выступает Тальберг. Презрение Алексея к Тальбергу объясняется даже не тем, что он бросил Елену в такую минуту.

Это Алексей называет мелочью и вздором, но неприятен он, прежде всего тем, что это, по словам Турбина, чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести В этом смысле образ Тальберга тяготеет к образам бесов из романа Достоевского перифраз слов Кармазинова о чести как лишнем бремени для русского человека связаны во сне Алексея именно с фигурой Тальберга 31, с. 96 . Свою приверженность традиционным духовным, нравственным и эстетическим ценностям Булгаков демонстрирует и откровенной традиционностью художественных форм своего романа, нескрываемой апелляцией к образцам классической русской литературы, и в первую очередь к духовному и художественному опыту Л.Толстого.

Давно замечено, что параллели с Войной и миром являются одной из существенных черт поэтики романа здесь и сходство братьев Турбиных с братьями Ростовыми, а Тальберга - с Бергом, также мужем сестры Ростовых, Веры и художественная тождественность некоторых эпизодов, как, например, ощущений Елены и её восприятия пения Шервинского после бегства Тальберга, и ощущений Николеньки Ростова и его восприятия пения Наташи после проигрыша Долохову Пел Шервинский эпиталаму богу Гименею, и как пел! Да, пожалуй, всё вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского. Для обоих героев - Ростова и Елены - рушится мир, привычный уклад жизни, и, как и у Толстого, для героини Булгакова в результате этого крушения открывается скрытая повседневностью истина.

И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в Войне и мире сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

Таким образом, в период мировой катастрофы, в эпоху крушения привычного мира М.Булгаков в своём первом романе, на который он возлагал огромные надежды, связанные с его писательской и человеческой судьбой, откровенно выражал приверженность традиционным гуманистическим ценностям, которые для него олицетворяли нормальное устройство жизни, нормальное и в житейском, и в онтологическом смысле, демонстрировали его неприятие системы ценностей, утверждаемых и насаждаемых революцией.

Свой взгляд на эти проблемы Булгаков откровенно высказал в письме Правительству СССР от 28 марта 1930 года, в котором писал Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода 5, с. 33 . Вот одна из черт моего творчества, и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях чёрные и мистические краски я - МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ , в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина 13, с. 25 . Неприятие Булгаковым методов революционного насилия с целью создания общества социальной гармонии, осуждение братоубийственной войны выражено в образах пророческого сна Алексея Турбина, в котором ему является вахмистр Жилин, погибший в 1916 году вместе с эскадроном белградских гусар, и рассказывает о райских кущах, в которых он оказался, и о событиях Гражданской войны, развернувшихся на Перекопе, то есть заведомо после описываемых событий и не могущих быть известными Турбину.

В этом же сне, кстати сказать, Турбину является и полковник Най-Турс, с которым он не был знаком.

В этом рассказе предстаёт образ рая, в котором Бог заранее отвёл место и для защитников Крыма, и для большевиков.

В ответ на недоумение Жилина по поводу места в раю для большевиков, не верящих в Бога, сам Бог отвечает, что для него красные и белые одинаковые - в поле брани убиенные. Не может не обратить на себя внимание сходство этой позиции Булгакова со взглядами М.Волошина, запечатлёнными в стихотворении Гражданская война, написанном ещё в 1919 году. Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные тёмной волей И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных, Дворянских разорённых гнёзд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас Кто не за нас - тот против нас! Нет безразличных правда, с нами! А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

Сам Максимилиан Волошин, несомненно, чувствовал это сходство и на своей акварели, подаренной Булгакову, сделал такую надпись Дорогому Михаилу Афанасьевичу, первому, кто запечатлел душу русской усобицы, с глубокой любовью. С романом он познакомился ещё до его опубликования и дал произведению высочайшую оценку.

Он писал по этому поводу Н.С. Ангарскому, одному из редакторов издательства Недра Эта вещь представляется мне очень крупной как дебют начинающего писателя её можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого 26, с. 200 . 1.3. ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА БЕЛАЯ ГВАРДИЯ В 1925 году в журнале Россия были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова Белая гвардия, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы.

По мнению самого писателя, Белая гвардия - это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране, изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли.

В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны 25, с. 196 . Кажется, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом - крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре.

Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения.

Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции 22, с. 16 . Алексей Турбин, как и его друзья за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом.

Мне кажется, что описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть 4, с. 69-77 . В этой катастрофе белое движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью генералов и штабных. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом.

Погибает царская Россия, но Россия - жива В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни.

Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами на свою совесть беру и ответственность, всех, всех, вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня Ребят! Ребят Штабные стегвы Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея 18, с. 105-125 . Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку, перешла в признание противников.

Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга.

Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся.

Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность 24, с. 199-205 Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину.

Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова Белая гвардия - книга пути и выбора, книга прозрения.

Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле 28 . ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ На основе приведенного выше материала можно сказать, что Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях.

Его роман Белая гвардия рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих о войне и мире, о вражде человеческой и прекрасном единении - семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса. Начало романа повествует о событиях, предшествующих описанным в романе.

В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Но эту традицию она передала своей дочери - Елене Тальберг. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и I братство. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких I друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира. И вот интересно, нет самого Тальберга, мужа Елены, сбежавшего и бросившего жену в прифронтовом городе, но Турбины, Николка и Алексей, только рады, что очистился их дом от чуждого им человека.

Не надо лгать и приспосабливаться. Теперь вокруг только родные и родственные души. Всех жаждущих и страждущих принимают в доме 13 по Алексеевскому спуску. Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась - друзья детства Алексея Турбина, сюда приняли и робко приставшего Лариосика - Лариона Суржанского.

Елена, сестра Турбиных хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. А дом этот не просто гостеприимный, но еще и очень уютный, в котором мебель старого и красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, золоченые чашки, серебро, портьеры - все семь пышных комнат, воспитавшие молодых Турбиных. В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА БЕЛАЯ ГВАРДИЯ 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Семья. История Выводы по II главе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об… Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали… Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление романа М.А. Булгакова Белая гвардия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творческий путь писателя и драматурга
Творческий путь писателя и драматурга. Булгаков Михаил Афанасьевич 3 15 мая 1891-10 март 1940 , писатель, драматург. Родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии

Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия
Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия. Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего р

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги