рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина

Работа сделанна в 2005 году

Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина - раздел Литература, - 2005 год - Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина Сочетание Цвета И Звука В Поэзии С. Есенина. По Мысли Потебни, Любовь К Чисты...

Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина. По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Уже первые стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается.

Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою - колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, “метелица ковром шелковым стелется”, и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна. Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт белоснежному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчетливо горят снежинки в серебряно - белом огне луны, роса превращается в белые хлопья на зеленых кустах лугов.

Увядание природы Есенин уподобляет пожару, осень - поджигателю, отсюда образ: “горек запах черной гари” осень рощи подожгла”. Казалось бы, противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если пред ставить голые деревья, “сожженные пожаром осени”. У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: “звонкий мрамор белых лестниц”, «стозвонные зеленя». Удивительно умение поэта находить новые оттенки для употребления.

Если белый цвет черемухи Есенин сравнил со снегом (“сыплет черемуха Снегом”), то дальше следует такой образ: «Как метель, черемуха машет рукавом». Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки превращаются то в шелковые косы, то в зеленые сережки, а цвет ее ствола - то в “березке молоко”, льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец» (белый ситец). При дуновении летнего ветра ветки березок колышутся и, «как сережки», звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной березки с девушкой, а звон украшающих её сережек и кос - с ветвями дерева.

Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек, озер, наполненных своими многоголосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и суточные цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко- зеленый, то багряный и рыжий, подчас закованный в ледяные латы и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный.

Конечно, творчество Есенина очень противоречивое и неоднородное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Кажется, что именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка - самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «серебряную Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь» и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой» и т. п.). Открытие Есениным поэтической ценности разных жизней у современных людей пронизано минором.

А это значит, что Есенин идеализировал совсем не современность, а некое сверхбудущее, похожее на патриархальность.

Что можно теперь добавить так актуально при перспективе глобальной экологической катастрофы, грозящей человечеству, если оно не откажется от идеала материально-хозяйственного прогресса и не заменит его идеалом прогресса акцентированно-духовного. Алла Марченко в своей книге «Поэтический мир Сергея Есенина» делает подробный анализ символики цвета у Есенина: «Многосмысленность и многозначность - в природе любого образа, но Есенин доказал, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию, аллегорию.

В том, что Есенин перевел его из «пристяжных» в коренные, заставив везти «упряжку смысла» наравне с фигуральными уподоблениями и состояло, собственно, его открытие. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души» Белый - более простой земной цвет, но когда происходит вознесение на небо, в «синюю высь», появляется серебряный.

Сопоставление белого и всех оттенков серебряного – излюбленный прием Есенина, так как эти цвета взаимно увеличивают выразительность друг друга. Символическое значение цветов досталось Есенину от соловьевцев. Андрей Белый в статье «Священные цвета» говорит о том, что светлый, белый цвет, “соединяющий цвет неба - это символ богочеловечества, двуединства”, а серебряный – «восторг святых о небе». Еще раньше Белого Павел Флоренский определяет золото как “чистый белый свет, и его никак не поставить в ряд красок, которые воспринимаются как отражающие свет: краски и золото зрительно оцениваются принадлежащими к разным сферам бытия». К единству Богородицы, матери - земли, природы и животных присоединяется и мать человека.

Есенин с большой теплотой описывает свою мать, и помещая ее в привычную обстановку: Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. (“В хате”) Изба благодаря присутствию матери наполняется теплом и уютом, как парное молоко.

Женщина настолько неотделима от дома, что они в творческом сознании поэта могут взаимозаменять друг друга: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба - старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку.… В этой гамме выдержаны все его автопортреты. И это не случайно. В образе,… Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. Но его звук не позволял поэту…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мифологема женского начала и патриотизма в лирике С. Есенина
Мифологема женского начала и патриотизма в лирике С. Есенина. Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Она дает возможность лирическому герою п

Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина
Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина. Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: «…здесь видна дистанц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги