рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина

Работа сделанна в 2005 году

Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина - раздел Литература, - 2005 год - Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина Философское Сравнение Цвета В Поэзии А. Фета И С. Есенина. Критик Валерий Лыс...

Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина. Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: «…здесь видна дистанция между автором, наблюдателем (лирическим субъектом) и объектом описания (лирическим объектом). Когда уши слышат то, что по ситуации им слышать не следует, глаза открыты, когда им положено быть закрытыми, а мозг переводит слышимое и зримое в слова, ритмы и рифмы естественно, ни слияния с природой, ни даже с возлюбленной не происходит, автор и лирический субъект раздельны и между собой, и с природой, и с лирическим «объектом» - той, кто пришла на свидание Автор выступает как субъект по отношению к своему лирическому двойнику, лирический герой находится в позиции субъекта по отношению к природе и возлюбленной.

То есть отношения … субъект-объектные». То же и с другим фетовским стихотворением, разобранным Лысенко.

Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, – И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я наблюдать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. 1842 г. Он разбирает его в сравнении с есенинским: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913 г. Различие обнаруживается с самых первых определений. У Фета береза «печальная», у Есенина - «белая». Можно ли сказать, что слово «белая» имеет смысловую соотнесенность со словом «печальная»? К печали больше «подходит» черный (темный, во всяком случае) цвет. Белый цвет ассоциируется, как правило, с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием.

Но есть и еще разница. «Белая береза» - устойчивое словосочетание, традиционное для России, имеющее положительный подтекст, но в то же время не субъективно-оценочное. «Печальная береза» - выражение явно субъективное, связанное с определенным умонастроением наблюдателя. Фет именно так видит зимнюю березу, и именно Фет так видит… У Фета береза - просто красивое дерево.

У Есенина - живое самостоятельное существо в живой природной семье. Береза Фета - объект не только по отношению к лирическому субъекту, но и среди других природных явлений. Она разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда (сравнение довольно любопытное, заставляющее думать, что лирическому субъекту вспоминается лето), а у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как будто девушка задумалась перед свиданием). Субъективность в стихотворении Фета очевидна: И радостен для взгляда Весь траурный наряд (“траурный” – белое на черном); «И жаль мне »; «красу ветвей». Но эта субъективность - свидетельство субъект-объектного видения мира (лирический субъект передает в терминах поэтической речи свое восприятие природного объекта). У Есенина - нечто совершенно иное. Прежде всего, в его стихотворении виден антропоморфизм - одушевление природы, приписывание ей человеческих свойств с помощью белого цвета.

Береза Есенина - самостоятельный субъект наряду с другими субъектами («заря, лениво обходя кругом »). И мы вправе сделать вывод о том, что отношение лирического «я» к природе в стихотворении Есенина - субъект-субъектное.

Здесь два принципиально разных мировидения. Одно можно определить так: мир - вне меня; я и мир существуем раздельно, но не мир смотрит на меня, а я - на мир; и это моя привилегия - видеть мир таким, каким только я могу его видеть.

Другое - я внутри мира, и поэтому мир и я нераздельны и неслиянны; я вижу мир, и мир видит меня; и это привилегия мира - рассматривать меня в качестве объекта. Отсюда - разные эстетические подходы к изображению мира. В одном случае художник волен использовать любые ассоциации, которые возникают в его сознании по поводу изображаемого, выражать свое эмоциональное отношение к тому, что он описывает; в другом же случае происходит своеобразный диалог между художником и субъектным миром. Таковы мировоззренческие позиции и эстетические программы двух больших (и очень разных) русских поэтов.

Стихотворение написано через год после отъезда Есенина из родного села. И то слияние с описываемым, что выявил в стихотворении Лысенко, есть выражение тоски по дому человека, лишенного уравновешенности (как о нем свидетельствуют биографии). Какое-то отношение к неуравновешенности имеет и то, какую обыкновенность – всего-навсего заснеженную березу - в ранг какой ценности автор возносит: дважды он одаряет ее «серебром», видит ее «в серебряном огне» (драгоценные все металлы), дважды она «белая», а это цвет чистоты и невинности, каким украшается к свадьбе беспорочная невеста.

Нужно чувствовать себя лишенным нравственных ценностей, чтоб так ценить их. У устойчивого словосочетания «Белая береза», недискретность пространства, как в словосочетании «под рукой», в словах «Под моим окном». Тогда как вдохновлено это неположительным переживанием разлуки со своей малой родиной.

Образ автора, слитого с природой, отделен от живого автора, с нею не слитого, что и образует противочувствия, а, следовательно, и - нецитируемый катарсис, возникающий от взаимного уничтожения противочувствий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку.… В этой гамме выдержаны все его автопортреты. И это не случайно. В образе,… Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. Но его звук не позволял поэту…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина
Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина. По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин

Мифологема женского начала и патриотизма в лирике С. Есенина
Мифологема женского начала и патриотизма в лирике С. Есенина. Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Она дает возможность лирическому герою п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги