рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Композиция

Композиция - раздел Литература, Восхождение Данте. Источники и композиция "Божественной Комедии" Композиция. Божественная Комедия» Отличается Необыкновенно Четкой, Продуманно...

Композиция. Божественная Комедия» отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части ("кантики"), посвященные изображению трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви Ада, Чистилища, Рая. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется еще одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме.

Так получается общее число 100 песен при одновременном троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами – терцинами). Господство в композиционной структуре поэмы чисел 3 и 9 объясняется их мистическим значением.

Уже в «Новой жизни» число 9 таинственным образом сопутствовало всем значительным событиям в личной жизни поэта. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и тем же словом " звёзды", что имя Христа рифмуется только с самим собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Девы Марии. Фабула поэмы производит схему популярного в средневековой клерикальной литературе жанра "видений" или "хождений по мукам", т.е. поэтических рассказов о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. В построении поэмы большое значение имеет аллегоризм.

Так, например, в первой песне своей поэмы Данте рассказывает, как «Земную жизнь пройдя до половины», он заблудился в дремучем лесу и чуть не был растерзан тремя страшными зверями — львом, волчицей и пантерой. Из этого леса его выводит Вергилий, которого послала к нему Беатриче. Вся эта первая песнь поэмы — сплошная аллегория. В религиозно-моральном плане она истолковывается следующим образом: дремучий лес - земное существование человека, полное греховных заблуждений, три зверя - три главных порока, губящие человека (лев - гордость, волчица - алчность, пантера - сладострастие), Вергилий, избавляющий от них поэта земная мудрость (философия, наука), Беатриче - небесная мудрость (теология), которой подчинена земная мудрость (разум - преддверие веры). Поэт владеет палитрой, исключительно богатой красками.

Каждая из трех кантик поэмы имеет свой основной красочный тон. Так, "Аду" присущ мрачный колорит, густые зловещие краски, среди которых господствуют красная и черная, выступающие в самых разнообразных сочетаниях.

На смену им приходят в "Чистилище" более мягкие, бледные и туманные цвета – серо-голубой, зеленоватый, золотистый; это связано с появлением в чистилище живой природы – моря, скал, зеленеющих лугов и деревьев. Наконец, в "Рае" – ослепительный блеск и прозрачность, лучезарные краски; рай – обитель чистейшего света, гармоничного движения и музыки сфер. 4.3. Ад Изображая ад, Данте показывает в нем целую галерею живых людей, наделенных различными страстями.

В отличие от средневековых "видений", дававших самое общее, схематическое изображение грешников, Данте конкретизирует и индивидуализирует их образы. Все персонажи «Божественной Комедии», в особенности ее первой кантики, наиболее сильной в художественном отношении, глубоко отличны друг от друга, хотя и обрисованы лишь двумя-тремя штрихами. Умение нарисовать образ на самом узком пространстве – одна из основных черт поэтического мастерства Данте, не имеющего в этом отношении равных себе во всей мировой поэзии.

Перед нами встает ряд глубоких психологических портретов, обычно очень небольших по объему, но очень насыщенных по содержанию. Но с другой стороны, он обнаруживает живой интерес к земной жизни и пересматривает с этой точки зрения целый ряд церковных догматов и предрассудков. «Ад – это торжество справедливости. Но божественная и человеческая справедливость – это не одно и то же. Ветхий и Новый завет говорят об исключительном праве Бога вершить возмездие, и, когда Данте берется судить грешников, его нередко охватывает жалость». Так, например, внешне солидаризируясь с учением церкви о греховности плотской любви и помещая сладострастных во втором круге ада, Данте внутренне протестует против жестокого наказания, постигшего Франческу да Римини, обманом выданную замуж за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, вместо его брата Паоло, которого она любила (Песнь V). Застигнув Франческу в объятиях Паоло, Джанчотто заколол обоих.

Лаконичный, поразительный по силе рассказ Франчески о ее грешной любви, которая привела ее вместе с возлюбленным в ад, выслушивается поэтом с горячим сочувствием к их страданиям, и он лишается чувств по окончании рассказа Франчески.

Характерной чертой «Божественной Комедии» является последовательное обличение в ней католического духовенства и его стяжательного духа. Пороки церковников осуждаются в «Божественной Комедии» упорно и многократно.

В XIX песни "Ада", повествуя о наказании пап, торгующих церковными должностями, Данте сравнивает их с блудницей Апокалипсиса и гневно восклицает: «Сребро и злато – ныне Бог для вас; И даже те, кто молится кумиру, Чтят одного вы чтите сто зараз». (XIX, 112-114.) Самая идея загробного возмездия получает у Данте политическую окраску. Не случайно в аду пребывают многие политические враги Данте, а в раю – его друзья. Так, римские папы во главе с Николаем III мучаются в аду, тогда как для императора Генриха VII уготовано место в эмпирее, в непосредственной близости к Богу. Конкретная политическая направленность поэмы придает ей ярко выраженный реалистический характер. 4.4. Чистилище Если изображение адских мук имело в средневековом фольклоре долгую традицию, то Чистилище длительное время оставалось неопределенной идеей, причем свойственной только католической теологии.

В православии есть лишь близкое по духу предание о «мытарствах» души. «По существу Данте был первым, если не единственным, кто дал развернутую образную и идейную интерпретацию картины Чистилища». В его изображении это гора, в основании которой Предчистилище, или Антипургаторий, затем идут семь кругов, где очищаются от семи смертных грехов, и, наконец, плато на вершине – Земной Рай, который когда-то пришлось покинуть Адаму и Еве. По мнению А.Л. Доброхотова, ««Чистилище» - самая поэтически совершенная часть «Комедии» - имеет тщательно продуманную структуру, свой уравновешенный и гармонизированный мир образов, свою философскую проблематику.

Если в «Аде» можно найти физику поздемных стихий, классификацию видов моральной смерти и метафизику демонологии, то в «Чистилище» - философия жизни (психология, биология, эмбриология), этика и история». «Предвечная любовь не отвернется И с тех, кто ими проклят, снимет гнет, Пока хоть листик у надежды бьется». (III, 133-135.) В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершенных ими грехов.

Внутренний процесс этого очищения символизируется семью буквами «Р» (начальная буква латинского слова peccatum – "грех"), начертанными мечом ангела на лбу поэта и обозначающими семь смертных грехов; эти буквы стираются по одной, по мере прохождения Данте кругов чистилища.

Причем, когда стирается первая буква, означающая гордыню, которая, по утверждению Иоанна Лествичника, «мать всех грехов», остальные буквы разом блекнут.

Как и в первой кантике, в «Чистилище» Данте видит соответствие греха и наказания. Согнулись под тяжелой ношей гордецы первого круга. У завистников второго зашиты глаза. Гневливые третьего круга задыхаются в густом дыму. Путеводителем Данте по чистилищу является по-прежнему Вергилий, читающий ему длинные наставления о тайнах божественного правосудия, о свободной воле человека и т.д. Поднявшись с Данте по уступам горы чистилища к Земному Раю, Вергилий покидает его, т.к. дальнейшее восхождение ему как язычнику недоступно.

Земной разум уже не может руководить человеком в этой области, соприкасающейся с небесными мирами. За время восхождения по горе Чистилища Данте приобрел то, что утратило падшее человечество самостоятельность совести, воли и мышления. В XXVIII песне он вступает в тенистый лес Земного Рая. ХХХ песнь – кульминация и смысловой центр всей «Комедии» – встреча с Беатриче. Подробно анализирует ХХХ песнь А.Л. Доброхотов: «В изощренной конструкции ХХХ песни отразилась и Дантова философия числа, и философия композиции, и философия творчества. …ХХХ песнь – это место деления поэмы в соответствии с принципом «золотого сечения». …Подражая Творцу вселенной, он соединяет число и ритм, звук и образ, страсть и рассудок, вещество и смысл». Встреча с Беатриче – то третье свидание, ради которого первоначально и была задумана поэма. 4.5. Рай События в Земном Раю подготовили Данте к путешествию на небо. Теперь он может превратиться из личинки в «ангельскую бабочку». В полдень Беатриче устремляет взгляд на солнце.

Для Данте это невозможно, он смотрит на отражение солнца в глазах Беатриче и таким образом возносится вместе с ней на первое небо, попадая в сферу Луны. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за ней, увлекаемый силой любви.

Конечная цель – лицезрение Бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем и другими звёздами». В ответ на просьбу объяснить, можно ли возместить делами нарушение обета, взгляд Беатриче загорелся такой любовью, что поэт теряет сознание: «Она такими дивными глазами Огонь любви метнула на меня, Что веки у меня поникли сами, И я себя утратил, взор склоняя». (IV, 139-142.) Этот феномен получил из ее уст разъяснение: у поэта так возросла сила зрения, что он увидел дотоле скрытый от него уровень любви: «Когда мой облик пред тобою блещет И свет любви не по-земному льет, Так, что твой взор, не выдержав, трепещет, Не удивляйся; это лишь растет Могущественность зренья…» (V, 1-5.) Небесные сферы, на которые взлетает Данте вместе с Беатриче, названы именами планет: первое небо – Луны, второе – Меркурия, третье – Венеры.

Пять песней (X-XIV) посвящены пребыванию на небе Солнца, границе вещественного мира. Не случайно именно здесь Данте встречает души великих мудрецов.

С ними, поэта знакомит Фома Аквинский, самый знаменитый философ XIII века. Данте рисует впечатляющую картину созвездия великих мыслителей, которые двумя венцами вращаются вокруг него в противоположных направлениях, образуя счастливое «содружество божеств» (XIII, 31). Затем Данте оказывается внутри красной звезды пятого неба. Это Марс, который в древние времена считался астрологами покровителем Флоренции.

Впоследствии он уступил место Иоанну Крестителю. Здесь он встречается с душой своего прадеда крестоносца Каччагвиды и узнает у него свою судьбу: изгнание, козни врагов и покровительство друзей. Услышав, сколь грозные силы противостоят его правдолюбию, Данте колеблется, стоит ли сообщать миру все, что он узнал на небе. Каччагвида отвечает: «Пусть речь твоя покажется дурна На первый вкус и ляжет горьким гнетом Усвоясь, жизнь оздоровит она. Твой крик пройдет, как ветер по высотам, Клоня сильней большие дерева; И это будет для тебя почетом». (XVII, 130-135) Перенесенный Беатриче на шестое небо, Данте погружается в белизну Юпитера.

Духи, которые являются здесь, прославлены своей справедливостью. Зеница – царь Давид. Следующий этап – небо Сатурна, где обитают души-созерцатели. Здесь и является лестница Иакова, соединившая небо и землю, но теперь люди потеряли стремление к божьей высоте: «Теперь к ее ступеням не подъята Ничья стопа, и для сынов земли Писать устав мой – лишь бумаги трата». (XXII, 73-75.) Когда Беатриче легко взметнула Данте на следующее небо, он очутился в созвездии Близнецов, влияние которых в момент рождения Данте направило его на путь искусства и науки. Беатриче предлагает взглянуть на мир, оставшийся внизу.

Они находятся на меридиане Иерусалима, и потому Данте видит всю Землю. Он, увидевший просторы космоса, поражен ничтожностью Земли: «Тогда я дал моим глазам вернуться Сквозь семь небес – и видел этот шар Столь жалким, что не мог не усмехнуться». (XXII, 133-135.) Восьмое небо являет Данте картины осуществленной божественной мудрости и силы. Здесь место для душ «торжествующих», который непосредственно отражают сияние истины.

Но здесь Данте предстоит испытание. Ему устраивают настоящий богословский экзамен три апостола.

Петр вопрошает его о сущности веры, Иаков – о надежде, Иоанн – о любви. К радости Беатриче ее ученик с честью выдерживает проверку знаний и может двинуться дальше. И – на девятое небо, к Перводвигателю. Это – кристально чистое последнее небо, которое движется с максимальной скоростью, стремясь каждую свою точку соединить с каждой точкой Эмпирея. Эмпирей – невещественная и непространственная сфера, Рай в собственном смысле слова, – источник силы, мысли, любви, единство предела и беспредельности.

Последнее событие великого странствия Данте – созерцание Розы блаженных, которая явлена ему «такой, как в день суда предстанет взгляду» (ХХХ, 45.). Его зрение получает новую силу и начинает различать открывшуюся картину: «И свет предстал мне в образе потока, Струистый блеск, волшебною весной Вдоль берегов расцвеченный широко». (ХХХ, 61-63.) Последняя песнь «Рая» повествует о видении Святой Троицы. Его последний вожатый Бернар Клервоский, которому передала его Беатриче, обращается с молитвой к Богоматери даровать ему способность увидеть Бога и помочь ему в дальнейшем земном пути. Просьба встречена благосклонно. «Я увидал, объят Высоким светом И в ясную глубинность погружен, Три равноемких круга, разных цветом, Один другим, казалось, отражен, Как бы Ирида от Ириды встала; А третий – пламень, и от них рожден». (XXXIII, 115-120.) Видимо, Данте представлял себе при этом фигуру, получающуюся если из вершин равностороннего треугольника описать три окружности, радиусы которой равны стороне треугольника.

Образованная таким способом трехлепестковая роза часто встречается в витражах средневековых соборов.

Странствие Данте окончено. Свою миссию он выполнил, рассказав миру обо всем, что увидел «в царстве торжества, и на горе, и в пропасти томленья». (XVII, 136-137.) «Поэма потребовала от него вдохновения поэта, мудрости философа, знаний ученого, прозрения пророка. Что не сказано прямо, сказано в символе; что не сказано в символе, сказано в образе. …Жизнь поэмы в последующих веках и ее современное понимание – это не только разъяснение ее загадок, но и самопознание тех, кто подходил к ней с Дантовым призывом: «Яви мне путь…». 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Восхождение Данте. Источники и композиция "Божественной Комедии"

Эпоху Возрождения подразделяют на периоды: XIII век – Дученто – Проторенессанс или Предвозрождение; XIV век – Треченто – Раннее Возрождение; XV век… Родина поэта Италия была самой передовой страной европейского… Но для понимания Данте также необходимо знать основные этапы его жизненного пути. 2. Биография Данте родился во…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Композиция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография
Биография. Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил их старинного дворянского рода. Однако семья давно утратила феодальный облик; уже отец поэта, как и он сам, принадлежал к партии гвел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги