рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средневековая книга

Средневековая книга - Лекция, раздел Литература, Лекция. Немецкая живопись и литература Слайд 3 (Цвет, Перо, Чернила, Пергамент – Коротко Их Особенности, Или Просто ...

Слайд 3 (цвет, перо, чернила, пергамент – коротко их особенности, или просто перечисление)

Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен или пергамент. На раннем этапе его иногда кра­сили, обычно в пурпур, писали золотом или сере­бром. В библиотеке Упсальского университета хра­нится Библия, переведенная на готский язык епис­копом Ульфилой (ум. в 382 г.), - крупнейший памят­ник тогдашней германской письменности. Текст написан сверкающими серебряными и золотыми красками на пурпурном пергамене, а обложки изго­товлены из массивного серебра. Известны молит­венники, написанные золотом на черном пергаме­не. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.

В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. за изготовление перга­мена взялись горожане-ремесленники. Они созда­вали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называе­мые палимпсесты - пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем на­писан новый. К этому способу в Европе прибегали еще во времена раннего средневековья. В результа­те подверглось соскабливанию множество цен­нейших текстов, особенно античных. В некоторых монастырских библиотеках фонды были сплошь составлены из палимпсестов. Благочестивые мона­хи уничтожали труды Тита Ливия, Вергилия, Ев­клида, чтобы заменить их сочинениями «отцов церкви».

Картина стала меняться в XIII-XVI вв. - в пред­дверии Возрождения интерес к античной старине возрос. Скажем, монахи Гротафератского мона­стыря поверх послания апостола Павла к коринфя­нам переписали Гомерову «Илиаду», а поверх тек­ста Библии - трагедии Софокла.

Скребок не мог окончательно уничтожить пер­воначальный текст. Чернила глубоко впитывались в пергамен, вызывая в нем химические изменения. Поэтому с помощью специальных реактивов, или просто подержав палимпсест на свету, можно вос­становить прежний текст, тем более, если он напи­сан на крепком пергамене крупным, ясным почер­ком, как писали в античности.

Ученые давно поняли, каким важным источни­ком древних текстов являются палимпсесты; уже в XVII в. делались попытки восстановить перво­начальные записи, пользуясь различными кислота­ми. От этого старый текст проступал ярче, но лишь на время, а затем сам пергамен темнел и больше не поддавался прочтению. Таким образом были погу­блены тысячи манускриптов. В наши дни для проявления первоначального текста пользуются фотографированием: чувствительная фотопленка достаточно проясняет его и делает удобочи­таемым, а сам пергамен остается нетронутым.

Инструментом для письма, как и в античности, служили калам что это такое? поясните и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья. Пользовались и металлическими пе­рьями, но редко, так как они были слишком жестки­ми. Эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и вовсе началось только с середины XIX в.

Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.

В средние века было известно несколько рецеп­тов приготовления чернил. Главными компонента­ми служили черный орех (дубовый нарост), суль­фат меди и гуммиарабик. Густые черные чернила той эпохи были по качеству выше античных - их не так легко было смыть. Но на рынок попадали в весьма незначительном количестве, так как скрип­тории и канцелярии изготовляли чернила лишь для собственных нужд. Чернильницей служил рог, вставляемый в специальное отверстие в столешни­це. Существовали и переносные металлические чернильницы. Широко применялись цветные чер­нила, особенно - красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали чет­кий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже - фиолетовы­ми.

Первая стадия изготовления книги - выделка пергамена. В скрипторий обычно попадал перга­мен невысокого качества - недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных. Он проверял весь запас, сор­тировал его и годные листы нарезал по трафарету. Потом выскабливал пергамен ножом или пемзой, заклеивал трещины специальным клеем (сохра­нился даже рецепт такого клея). Затем начиналась вторая стадия - разлиновка. Для этого использовали циркуль, линейку и грифель или карандаш. В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными линиями. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Непременно оставлялись места (обычно - обрамленные) для миниатюр, ини­циалов, виньеток и прочих элементов украшения. И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик, следуя особым правилам письма.

Слайд 4 (типы письма – перечисление, фото)

Сжимаем Несколько типов шрифтов. Просто перечислите их, устно охарактеризуйте (округлое и т.п. – у вас уже есть) и покажите фото, можете сказать, что они восходят в римским.

Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это, во-первых, каролингский минускул что это такое? (littera franciosa) -строчный почерк, сформировавшийся в VIII-IX вв. из различных местных ответвлений римского по­луунциального что это такое? прописного письма, возникшего, своим чередом, из унциального что это такое?письма путем вве­дения в него для ускорения процесса писания неко­торых элементов позднего римского книжного кур­сива. Буквы прописного полуунциального письма в каролингском минускуле преобразовались из рим­ского капитального письма - древней антиквы. Таким образом, каролингский минускул пред­ставлял собой синтез римского унциала (полуунциала) с курсивом с элементами римского капи­тального минускула. Здесь нужно убрать часть текста – слишком сложно.

Сжимаем В отдельных областях обширного каролингского государства это письмо приобретало свои специ­фические черты. В западных областях, например в скриптории Турского монастыря, практиковалось «галльское письмо» (scriptura gallica) - красивое, округлое, симметричное и разборчивое. Его буквы похожи на современные латинские. Каролингский минускул стал почти на три столетия своеобразной нормой письма, ведь он пропагандировался самой императорской канцелярией. При Карле Великом издавались специальные распоряжения об улучшении выпуска книг во всех приходах и монастырях. Требовалось, чтобы книги писались «littera bona». Под этим «добрым письмом», конечно, подразуме­вался каролингский минускул.

Сжимаем В X-XII вв. каролингский минускул в Западной Европе претерпел значительные изменения. Буквы сжимались, их округлые очертания приобретали угловатые ломаные формы и постепенно прев­ращались в шрифт, который мы называем готичес­ким[2]. Новый шрифт на три-четыре столетия вытес­нил каролингский минускул. С XVI в., в эпоху Воз­рождения, начинается обратный процесс - готичес­кий шрифт вытесняется гуманистической антик­вой, возникшей из каролингского минускула и дав­шей начало современному латинскому шрифту.

Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декора­тивными элементами. Средневековая книга пред­ставляла собой уникальное произведение искусст­ва и считалась предметом роскоши. Предназначен­ная для храмов, монастырей, богатых и знатных за­казчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

Слайд 5Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие спе­циалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюмина­торы. Миниатор (лат. minium - сурик, красная крас­ка) - художник, рисовавший цветные иллюстра­ции, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельные строки - «рубрики» и т.п., - раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber - красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золо­том. Мастерами оформления сначала были мона­хи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне.

 

Принятие христианства способствовало распространению письменности, грамотности, так как для христианского богослужения нужно было читать церковные книги. При монастырях создавались скриптории, где переписывались книги. Запись делалась на пергаменте, т.е. особым образом обработанной телячьей коже (иногда овечьей), так что на переписывание одной Библии шло большое количество шкурок (300). Поэтому книги были очень дорогие, их было мало. В библиотеках книги приковывались к столам цепями.
Кроме книг священного писания (Библия и Евангелие), в раннее средневековье был распространен особый жанр литературы — «жития святых», рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за христианскую веру людей, которые канонизировались церковью. Эта литература имела целью воспитать людей в духе смирения, терпения, покорности и стойкости в делах веры; кроме того, церковь проповедовала идею временных страданий в земной жизни и вечного существования после смерти в загробном мире, при этом обещалась жизнь блаженная и счастливая, если человек соблюдал все предписания церкви в своей земной жизни.

Слайд 5 Общая характеристикаживописи Северного Возрождения

Сжимаем – 1 абзац. Даты Северного возрождения, почему его называют Северным, какие страны оно охватывает. Далее фраза об общем для Возрождения интересе к человеку – его внутреннему миру и внешнему миру, а и поэтому для Северного Возрождения характерен интерес к - перечисляем сжато, см. подчеркнутое

С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.

Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.

Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника -- масло.

У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром -- Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.

С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, -- всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился в ??рвую очередь в ультуре Нидерландов и Германии. Среди видов художественной деятельности этого ??риода лидировала -- как и в итальянском Ренессансе -- живопись.

В Германии художественные открытия итальянского Ренессанса приживались трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал.

Перечислить ключевые фигуры живописи

Слайд Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Устно Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие.

Его композиции ясны, логичны и точно проработаны («Дрезденский алтарь», около 1496 г.; алтарь Паумгартнеров, 1502—1504 гг.; «Поклонение Троице», 1511 г.). В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция. Немецкая живопись и литература

Лекция Немецкая живопись и литература...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая книга

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Комментарий
1. текст нужно уменьшать, ориентир – 4/4,5 страницы 14 шрифтом, 1 интервалом в том случае, если все они идут под запись. У вас можно поступить следующим образом – часть текста идет под запись (и эт

Слайды с картинами. Остальное устно
В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах — «Большие страсти» (около 1497—1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 150

Немецкий романтизм
1.1основные идеи: природа человек искусство Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. 19вв. Это

Немецкий романтизм в литературе
Немецкий романтизм в литературе делиться на ранний (йенский) период и поздний периоды.Ранние:представители(Новалис Людвиг Тик) Крупнейшими представителями раннего романтизма в Германии был

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги