рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Орфоэпия. Основные требования современной орфоэпической нормы

Орфоэпия. Основные требования современной орфоэпической нормы - раздел Литература, Современный русский литературный язык: термин и сущность Орфоэпия - 1) "совокупность Произносительных Норм Национального Языка, О...

Орфоэпия - 1) "совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления" (Л.А. Вербицкая) и 2) наука о произносительных нормах.

В звучащей речи наблюдаются закономерности двух типов: 1) закономерности реализации фонем, не знающие исключений в данной системе языка, 2) особенности варьирования того или иного звучания в одной и той же фонетической позиции, ср.: [с'е]ссия / [се]ссия; було[ш]ная / було[ч]ная. Первые являются отражением живых фонетических законов языка, вторые - колебаниями в выборе произношения. они-то и составляют предмет орфоэпии.

Три задачи орфоэпии как науки: 1) определить понятия "произносительная норма" и "вариантность произношения"; 2) выявить полный набор вариантов произнесения фонем в морфемах, который не зависит от фонетической позиции этих фонем; 3) выработать произносительные рекомендации в соответствии с их социальной значимостью.

Произносительная норма как одна из разновидностей языковой нормы - это правила произношения звукосочетаний в рамках текста и фразы или прочтения буквосочетаний в графических словах (то есть воспроизведения письменной речи) и расстановки ударений. существует и более широкий взгляд на орфоэпию как на совокупность правил произношения, постановки ударения и образования грамматических форм, которое отражено равным образом в устной и письменной речи (ср.: свечей / свеч, колыхается / колышется).

Орфоэпические варианты - это "сосуществующие синхронно в языке звуковые или фонемные видоизменения морфем, происходящие в одной и той же фонетической позиции и соответствующие одинаковой форме письменной записи" (М.Л. Каленчук).

Принципы отбора произносительных вариантов (по Р.И. Аванесову):

1) вхождение / невхождение в литературный язык, 2) способность / неспособность варианта улучшить произносительную систему, 3) соотнесённость / несоотнесённость произнесения с правописанием.

Основные тенденции в области современного русского ударения (по В.Л. Воронцовой): 1) в произношении глаголов - постепенное сокращение доли подвижного ударения, стремление к выравниванию ударения в приставочных глаголах по бесприставочным, ср.: жил и óжил/ожúл; ударения в формах женского рода по среднему и наоборот, ср. ненормативные звáла, брáла и звалó бралó; ограничение употребления возвратных глаголов в форме прошедшего времени с ударением на -ся (оно остаётся нормативным в глаголах начался, принялся и маркируется как допустимое устаревающее в глаголах звался, назвался, предался, собрался и др. при нормативном звáлся, назвáлся, предáлся, собрáлся; ср. также: собралóсь, собралúсь и доп. собрáлось, собрáлись); ненормативный перенос ударения на приставку в инфинитиве в глаголах, которые без приставки не употребляются (нáчать, зáнять, прúнять, прúбыть) - под влиянием закономерного ударения на соответствующий слог в личных формах и страдательных причастиях (нáчал, нáчатый, нáчат и др.); возникновение подвижного ударения в глаголах, ранее имевших неподвижное ударение: перемещение ударения с окончания на корень в личных формах и страдательных причастиях (в глаголах звóнúт, мúрúт, повтóрúт, включúт; включённый/вклю'ченный, включён/ вклю'чен; проведённый/провéденный, проведён/провéден; осуждённый/осýжденный, осуждён/осýжден и др.), для некоторых слов постепенно узакониваемое; 2) в произношении существительных - тенденция "грамматикализации" ударения, то есть использования его для разграничения грамматических форм в подпарадигмах единственного и множественного числа, ср.: ед. ч. игрá, игрé- мн. ч.: úгры, úграм; ед. ч.: дáр, дáра - мн. ч.: дары', дарóв; следствия: 1) активизация ударной флексии -и/-ы в им. п. мн. ч.: склады', торты', шприцы' 2) активизация ударной флексии -á в им. п. мн. ч. и появление в устной речи форм типа контейнерá, вызовá, снайперá; 3) распространение ударных окончаний во всей подпарадигме множественного числа слов обоих упомянутых типов: тортóв, тортáм, складóв, складáм, контейнерóв, контейнерáм и т.п.; 3) в произношении прилагательных - тенденция к флективному ударению, противоречащая устоявшейся норме, ср.: стóимостный -> стоимостнóй, договóрный -> договорнóй, устáвный -> уставнóй и т.п. (новые варианты этих слов не рекомендуются в качестве нормативных).

ладение нормами правильного произношения облегчает общение людей, дает возможность вдуматься в содержание того, о чем говорят, не отвлекаясь на то, как произносят те или иные слова. Произношение меняется от поколения к поколению. Постоянные изменения в произношении ведут к наличию в орфоэпии произносительных вариантов, которые чаще всего связаны с различными стилями произношения.

Современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующейся.

Орфоэпические нормы не являются чем-то застывшим, раз и навсегда установленным и неизменным. Орфоэпическая норма – это нормативное произношение и ударение.

Среди основных норм произношения выделяют:

произношение безударных гласных.

произношение безударных гласных и их сочетаний

некоторых грамматических форм, н-р, окончание род. падежа ед.ч. – ею, ою.

В зависимости от темпа речи различают стили произношения:

 

При медленном темпе речи – полный стиль: отчетливое произношение звуков, тщательная артикуляция, неотъемлемое условие ораторского искусства.

 

При быстром темпе речи – неполный стиль: менее отчетливое произношение звуков, сильное сокращение звуков, то есть редукция звуков.

Стилистически не окрашен нейтральный стиль произношения.

Стилистически окрашены:

1. Высокий (книжный, академический) стиль;

2. Разговорный стиль.

По нормам нейтрального стиля произношения оформлены слова нейтрального стиля. Слова высокого стиля – по нормам высокого стиля произношения, слова разговорные – по нормам разговорного стиля произношения. Различие между стилями произношения может позволить некоторым нормам нейтрального стиля иметь в высоком и разговорном стилях свои соответствия:

Высокий стиль [сонэт] – нейтральный стиль [с?нэт].

Нейтральный стиль [к?гда] – разговорный [к?да].

Книжный стиль в орфоэпии называется высоким. Высокий стиль произношения строго соблюдает орфоэпические нормы, не допускает произносительных вариантов.

Разговорному стилю произношения свойственна:

а) сильная редукция гласных, а иногда даже пропуск слов.

 

[здрасте] – здравствуйте.

 

[здрасть] – здравствуйте.

 

б) более выраженное смягчение гласных.

 

[з?в?э?р?и] – звери.

 

[т?в?о?рдый] – твердый.

 

Нейтральный стиль произношения является как бы промежуточным между книжным и разговорным. Орфоэпические произносительные нормы свойственны нейтральному стилю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский литературный язык: термин и сущность

Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка в этом сочетании современный литературный прежде всего требует.. основной признак литературного языка нормированность норма возникает в.. норма это социально обусловленная и общественно осознанная система правил наиболее устойчивый способ языкового..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Орфоэпия. Основные требования современной орфоэпической нормы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Основные аспекты изучения звука
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos - "звуковой, голосовой

Реализация гласных в безударной позиции после твердых согласных
Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своём пути никаких препятствий, то произносится гла´сный звук. Голосовые связки при этом напряжены и сдв

Реализация гласных в безударной позиции после мягких согласных
В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчётливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неод

Основные фонетические законы русского языка
Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их черед

Слог как суперсегментная единица. Теории волны сонорности
Наименьшей суперсегментной является слог. Доказательство: просьба произнести слово более отчётливо, ясно приводит к его скандированию. Самое общее определение слога по отношению к русскому

Интонация как фразовая просодия
Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono "громко произношу". Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так на

Позиция. Сильные и слабые позиции. Позиционные и непозиционные чередования звуков
Позиция в лингвистике — окружение единицы того или иного уровня языка, её положение относительно других единиц: субфонологическая — на уровне аллофонов[1] фонологическая — условия

Фонема как дистинктивная единица языка
Фонемы - минимальные единицы языка, т.к. разделить их на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы нельзя. Вместе с тем, фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне

Система и состав согласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ
Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличения фонем от вариантов фонем Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не м

Система и состав гласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ
(МФШ) Сигнификативно слабые позиции бывают двух типов: приводимые к сильным в тех же морфемах и не приводимые к ним. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слов

Основные этапы орфоэпической кодификации
Основоположником первой русской филологической школы является Михаил Васильевич Ломоносов, который выдвинул критерий исторической целесообразности в упорядочении норм литературного языка. Он разгра

Старомосковская орфоэпическая норма сегодня
В пользу выбора в качестве всеобщего образца именно московского наречия говорила не только его столичность, но и промежуточное положение среди всех русских говоров. Будучи в основе северорусским -

Социофонетика
Социофонетика: 1) Направление, изучающее социально-фонетические связи и зависимости. 2) Раздел лингвистики, изучающий, насколько широко распространено то или иное произношение, ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги