рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современный русский литературный язык: термин и сущность

Современный русский литературный язык: термин и сущность - раздел Литература, 1. Современный Русский Литературный Язык: Термин И Сущность....

1. Современный русский литературный язык: термин и сущность.

Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка. В этом сочетании «современный литературный» прежде всего требует разъяснения термин «литературный». Выражение «литературный язык» обозначает «книжный», нормированный язык, что связывается с понятиями «грамотность» и «книжное образование». Литературный язык – это язык культуры; на русском литературном языке создаются художественные произведения и научные труды, это язык театра, школы, газет и журналов. В то же время его употребляют в быту, на работе и т.д.

Основной признак литературного языка – нормированность. Норма возникает в традиции, формируясь в течение длительного периода времени. Впоследствии норма кодифицируется, закрепляется в своде правил, грамматике. Средства кодификации – это словари и справочники по литературному языку, учебники современного русского литературного языка, научные лингвистические исследования, устанавливающие норму. Средством кодификации литературного языка также может стать пример людей, безукоризненно владеющих литературной речью (писателей, артистов, дикторов), и произведений, обладающих высоким культурным авторитетом (художественных, научных, публицистических). Каждый, кто владеет литературным языком, выступает его кодификатором, ответственным за судьбу русского литературного языка.

Норма-это социально-обусловленная и общественно-осознанная система правил(наиболее устойчивый способ языкового развития, принятый на данном этапе развития.)

Кодификаторы:

-ученые(лингвисты)

- писатели

-учителя

- редакторы

-корректоры.

Создателем литературного языка является А.С.Пушкин.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Отличие устной формы литературного языка от письменной не только в том, что последняя записана. Письменная речь использует другие структурные формы и средства выразительности, отличные от устных. До XVIII в. в языковой практике существовала только русская разговорная речь. Литературный язык можно определить, как исторически сложившуюся систему общеупотребительных единиц, которые прошли длительную культурную обработку и осмысление в текстах авторитетных мастеров слова, при научном описании языка в грамматиках, а так же, в общении, образованных носителей национального языка. Однако между литературной формой языка и его нелитературным вариантом осуществляется постоянная взаимосвязь.

Литературный язык постоянно пополняется и обновляется за счет народной разговорной речи. А диалекты и просторечия постоянно подвергаются воздействию со стороны литературного языка.

Социально-культурное назначение литературного русского языка – быть средством общения носителей литературного языка и быть основным средством выражения национальной культуры.

Эволюция языковой нормы. Норма и вариантность.

Языковая норма складывается в реальной практике речевого общения, отрабатывается и закрепляется в общественном употреблении как узус (лат. usus - пользование, употребление, обыкновение)

Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.

В формировании и эволюции современной языковой нормы участвуют как стихийные, так и сознательные процессы. Для признания нормативности языкового явления пользуются формой. Формой такого одобрения является кодификация, которая фиксирует в словарях, грамматиках и справочниках сложившиеся стихийно в речевой практике явления. В русском языке процесс нормализации протекает неравномерно в разных сторонах языковой системы и в разных формах реализации языка. В первом случае наблюдаются различия в темпах изменения нормы, например в области произношения. Или на лексическом уровне. И дело не только в том, что лексические нормы значительно подвижнее, нежели орфоэпические, но и в том, что нормализация лексики происходит на более широкой социальной и территориальной базе. Более того, соотношение стихийного и сознательного в нормализации также неоднозначно проявляется в разных сторонах языковой системы. Например, перевес сознательной фиксации нормы имеет большее значение для орфографии, чем для лексики или тем более синтаксиса, где стихийное становление нормы оказывается более активным.

Во втором случае (имеются в виду разные формы реализации языка - устная и письменная речь) нормализация также протекает неравномерно. Это связано хронологически с разными этапами в жизни языка. В тот период, когда формы письменной речи и устной резко разграничены в силу исторических причин, нормы письменной речи меняются значительно медленнее, и они оказываются более консервативными, чем нормы устной речи, тем более что процент сознательности в нормированности письменной речи намного выше, чем в речи устной, нормы которой складываются в основном стихийно. Такие периоды в жизни русского языка были, особенно в допушкинские времена.

В современном русском языке нормы письменной и устной речи сближаются, наблюдается их активное взаимодействие. Можно сказать даже больше: устная речь в ее общеразговорном стилистическом варианте в буквальном смысле вторгается в письменную речь. Особенно наглядно этот процесс протекает в языке массовой печати. Например, разговорный синтаксис, рожденный на базе устной речи, значительно потеснил грамматически «правильные», классические синтаксические конструкции, которые как нормативные представлены в учебниках, пособиях, справочниках.

Для настоящего времени характерна унификация речевой практики. Тому есть серьезные социальные причины - распространение образования и возросшая роль средств массовой информации. На этом общем фоне и протекает процесс нормализации.

Особенно заметны такие тенденции: сближение норм письменной и устной речи, а также книжных и разговорных стилей при сохранении их принципиальной дифференцированности; рост вариантности языковых средств в пределах нормы; дифференцированность нормы применительно к разным речевым ситуациям; ослабление нормы в сторону ее демократизации.

Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке. Постоянное развитие языка ведет к изменению норм. Так, например, в соответствии с "Толковым словарем русского языка" (1935-1940) слова закусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. По данным "Орфоэпического словаря русского языка" (1983) такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница. В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта.

В истории языка возможны:

сохранение старой нормы;

конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы.

Примером изменения лексической нормы могут служить слова дипломант и абитуриент.

В 30-40-е гг. ХХ в. слово дипломант обозначало студента, выполняющего дипломную работу, а слово дипломник было разговорным (стилистическим) вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: словом дипломник стали называть студента в период подготовки и защиты дипломной работы (оно утратило стилистическую окраску разговорного слова), а слово дипломант стало употребляться для наименования победителей конкурсов, смотров, соревнований, отмеченных дипломом победителя.

Изменяются в языке и грамматические нормы. В литературе XIX в. и разговорной речи того времени употреблялись слова георгина, зала, рояля - это были слова женского рода. В современном русском языке нормой является употребление этих слов как слов мужского рода - георгин, зал, рояль.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира

Русская норма гибка, стилистически разнообразна, существует во многих вариантах. Подвижность языковой нормы нередко приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется не один способ выражения, а несколько. Эволюция языка неизбежно предполагает стадию сосуществования двух или даже более способов выражения. Существование и функционирование дублетных элементов языковой системы на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях называется вариантностью Варианты норм отражаются в словарях современного языка.

Различаются три типа грамматических вариантов: словоизменительный {длиной - длиною), словообразовательный (туристский - туристический), синтаксический, к которому относятся варианты типа большинство стремилось — большинство стремились, стакан чая — стакан чаю.

На фонетическом уровне языковой системы вариативность имеет свои специфические особенности. Во-первых, каждая фонема (проще говоря, фонемы в лингвистике – это как раз те транскрипционные знаки, или фонетические символы, и каждый из которых характеризуется своей, свойственной только ему артикуляцией) может реализовываться в виде нескольких вариантов, среди которых со временем происходит сдвиг в сторону приоритета одного из них. Во-вторых, характерной чертой фонетической вариативности является то, что существование нескольких вариантов, допустимых литературной нормой, обусловлено территориальными и социальными (возрастными, профессиональными, образовательными и т.д.) характеристиками. Норма охватывает все уровни языковой системы: фонетику, грамматику, лексику.

Языковой норме, как и языку в целом, свойственны, с одной стороны, тенденция к стабильности, с другой

стороны -динамизм, изменчивость. Норма должна находиться в движении, должна постепенно и неизбежно

обновляться, благодаря чему происходит эволюция языка и его норм

Отношения между вариантами нормы сложны и многообразны.

1. В крайних случаях варианты могут быть:

абсолютно равноправны с точки зрения нормы (ср. во французском языке:

В русском языке:

твор`ог

-тв`орог, издалек`а

-издалёка);

нормативному употреблению противостоят реализации, находящиеся за пределами нормы В русском языке: инстр`умент

-инструм`

ент).

2. Возможна также ситуация, когда наряду с нормативным употребляется:

вариант уходящий, но ещё не ушедший окончательно за пределы нормы (

в русском языке употребление

устаревающих вариантов по

срeд`aм,`иначе);

вариант входящий, но ещё не вошедший окончательно в норму языка;

в русском языке долгое время встречалось ненормативное

употребление существительного кофе

в среднем роде, позднее этот вариант был кодифицирован. Таким образом,

до момента кодификации варианты кофе

(ср. р.) являли собой ненормативные

Таким образом, эволюция нормы непосредственно связана с вариативностью «развитие языков вообще

складывается прежде всего из изменений, которые вначале с точки зрения действующей нормы воспринимались

как ошибки».

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Основные аспекты изучения звука.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де… Фоне́тика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение… .Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в…

Реализация гласных в безударной позиции после твердых согласных

Система гласных называется вокали´змом. Произношение гласных звуков основано на фонетическом законе современного русского литературного языка… Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий… В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчётливое звучание…

Реализация гласных в безударной позиции после мягких согласных

1) на месте [а] после мягкого согласного звука произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: тяжёлый… 2) на месте [а] после мягких шипящих Ч и Щ также произносится звук, средний… На месте [э] после мягких согласных произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например:…

Основные фонетические законы русского языка

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой.… Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях: 1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим,…

Артикуляционная классификация гласных

В русском языке различают 42 звука речи, или, фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся, прежде всего, на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными, а все остальные гласные — нелабиализованными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Различное качество гласных, воспринимаемое нами на слух как разные звуки, зависит от объема и формы ротовой полости при образовании гласных. Объем же и форма ротовой полости определяются движением языка и губ — активных органов произношения. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на: 1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы); 2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад); 3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются: 1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере); 2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко); 3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

Участие губ Неогубленные Огубленные
Ряд передний средний задний
Подъем верхний И Ы У
  средний Э [Ъ] О
  нижний   А  
           

Артикуляционная классификация согласных.

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', и (j),

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.

По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';

2) щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', и (j),

3) аффрикаты: ц, ч';

4) дрожащие: р,р'.

По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:

1) губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: ф,ф', в,в'.

2) язычные — язычно-зубные: т,т', д,д", н,н', с,с', з,з', ц; язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к', г', х','й (j); заднеязычные (задненёбные):г, к, х.

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м', н,н';

2) ротовые: все остальные согласные.

См. таблицу по фонетике.

Значение артикуляционной классификации звуков.

Традиционная артикуляторная фонетика до настоящего времени оперирует довольно простыми признаками речевых артикуляций. Эти признаки были обнаружены и определены еще в то время, когда знания о физиологических механизмах артикуляции были ограниченны. В настоящее время наши представления о сущности артикуляторных речевых движений углубились и обогатились. Сам артикуляторный процесс может быть представлен как выполнение управляющей команды, задаваемой специальными центрами головного мозга. Наблюдаемая непосредственно или при помощи специальных методик артикуляция является лишь конечным результатом сложной деятельности разных участков речевого тракта. Механизмы артикуляции вырабатываются у человека в довольно раннем возрасте, а при изучении иностранного языка привычные механизмы мешают «правильному» произношению до тех пор, пока не выработаются новые механизмы.Изучение механизмов артикуляции требует использования сложных методик записи движения органов речи во время их работы — фото- и киносъемок губных артикуляций, рентгеносъемок артикуляций языка, мягкого нёба, регистрации движений нижней челюсти, голосовых связок, дыхательных движений и многих других физиологических параметров, влияющих на конечный результат речепроизводства. Мы ограничимся лишь самыми необходимыми сведениями, без которых трудно понять организацию речевой деятельности.

Артикуляцию каждого звука принято описывать как последовательность трех фаз: экскурсии, т. е. перехода произносительных органов из некоторого предшествующего состояния к состоянию, необходимому для производства данного звука; выдержки, т. е. сохранения достигнутого положения на протяжении некоторого времени; рекурсии — перехода к положению покоя или к артикуляции следующего звука.

В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Акустическая особенность смычковых музыкальных инструментов с фрикционным способом звукоизвлечения допускает различную атаку звука, градация которой простирается от почти незаметного до очень четкого произношения. Также очень большое значение имеет при письме , уточнение звукового состава записываемого слова через проговаривание. С помощью этого человек не только уточняет звуковой состав слова, но и превращает слышимые в данный момент звуковые варианты в фонемы. Произнося слово мы анализируем его артикуляционный состав.

Акустическая классификация звуков, ее соотнесенность с артикуляционной.

Акустическая классификация звуков (акустика звука) - описание звуков речи по параметрам соответствующих этим звукам колебаний воздуха (спектральным параметрам). О необходимости изучать акустические характеристики речи писали выдающиеся русские ученые: И.А. Бодуэн де Куртенэ , В.А. Богородицкий, Л.В. Щерба, большое внимание уделяется акустической классификации звуков русской речи в теориях Московской, Ленинградской (Петербургской) и Пражской фонологических школ.

акустические классификации звуков речи

1) по соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (сочетающие тон и шум)

Согласные подразделяются на шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы: глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума);

2) по силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие);

3) по длительности (протяженности по времени) выделяются долгие (длительные) и краткие звуки;

4) по высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие.

Акустика включает в себя такие параметры, как:

1) вокальность – гласные и сонорные согласные;

2) невокальность – шумные согласные;

3) консонантность – все согласные, включая сонорные и шумные;

4) неконсонантность – все гласные;

5) высокая тональность – звуки с большой частотой колебаний. К ним относятся все гласные переднего ряда, зубные и передненёбные согласные, а также средненёбный [j];

6) низкая тональность – звуки с низкой частотой колебаний. К ним относятся все остальные звуки;

7) прерванность – все смычные (характеризуются резко оборванным краем волны, которому предшествует период полного молчания), за исключением носовых;

8) непрерванность;

9) звонкость;

10) глухость.

Акустическая классификация звука дополняет артикуляционную классификацию, характеризуя непосредственно сам звук, тем самым разграничивая произнесение фонем, близких по артикуляционному укладу.

При нарушении фонематического слуха и фонематического восприятия акустические критерии человеческой речи претерпевают качественные изменения. В экспрессивной речи наблюдаются не только искажения звуков, но и их пропуски, замены. На уровне словосочетаний и предложений наблюдаются слияние двух слов в одно, нарушение последовательности слов в предложении и т. д.

11. Ударение. Его смыслоразличительная функция.

Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно-акустической спецификой. Ударение-это суперсегментное явление.

Ударение в широком смысле –– это любое выделение (акцент) в потоке звучащей речи той или иной ее части (звука — в составе слога, слога — в составе слова, слова — в составе речевого такта, синтагмы; синтагмы в составе фразы) с помощью фонетических средств. По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое (тактовое), фразовое.

Ударение слоговое –– выделение определенного звука в составе слога. Слоговым ударением называется изменение силы звучания или тона слогообразующего звука. Обычно выделяют пять типов слогового ударения: ровное, восходящее, нисходящее, восходяще-нисходящее, нисходяще-восходящее. При восходящем ударении слог характеризуется восходящей интонацией. При нисходящем ударении ударный слог характеризуется нисходящей интонацией.

Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. Согласно традиционной точке зрения русское словесное ударение является динамическим (силовым), экспираторным, выдыхательным, т.е. ударный гласный является самым сильным и громким в слове. Однако экспериментально-фонетические исследования свидетельствуют, что громкость («сила») гласного зависит как от качества гласного ([а] — самый громкий, у], [и], [ы] — самые тихие), так и от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове сады безударный гласный сильнее, чем ударный.

Фиксированное ударение ориентируется на крайние позиции в слове –– либо на его начало, либо на конец. «Легкими» являются слоги, оканчивающиеся на краткий гласный, а «тяжелыми» –– слоги, имеющие либо долгий гласный, либо гласный, прикрытый конечным согласным.

Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным и словообразовательным. Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении (рука—руки). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение: туфля, туфли.

Ударение тактовое (синтагматическое) –– выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Ударение фразовое –– выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

 

Ударение фразовое –– выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Слова, которые имеют побочное ударение - относительные клитики.( да, но..)

Функции ударения.

лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

- морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки

- некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию:

1) в омографах: за́мок, замо́к;

2) в формах разных слов: бе́лка и белка́;

3) в омоформах: но́ги и ноги́.

Местом ударения различаются варианты слов:

1) общеупотребительные и профессиональные варианты: ко́мпас - компа́с;

2) литературный и диалектный: вью́га - вьюга́;

3) литературный и просторечный: киломе́тр - кило́метр;

4) нейтральный и разговорный: пригово́р - при́говор;

5) литературный и народнопоэтический: деви́ца - де́вица;

6) современный и устарелый: му́зыка - музы́ка;

7) дублеты: ба́ржа - баржа́.

Слог как суперсегментная единица. Теории волны сонорности.

Самое общее определение слога по отношению к русскому языку: Слог - минимальная произносительная единица, не имеющая собственного значения.… Доказательства произносительной целостности слога (по Л.Р. Зиндеру): 1) при замедлении речь не распадается на отдельные звуки, а произносится по слогам; 2) при афазии на едином дыхании…

Интонация как фразовая просодия.

Функции и средства интонации. Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос,… Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в… В предложении мы всегда имеем дело с множеством интонационно выражаемых семантических характеристик. Многообразию…

Позиция. Сильные и слабые позиции. Позиционные и непозиционные чередования звуков.

субфонологическая — на уровне аллофонов[1] фонологическая — условия, определяющие реализацию фонемы в речи[2] синтаксическая — место в предложении с теми или иными синтаксическими свойствами[1].

Фонема как дистинктивная единица языка

дифференциальные (различительные) признаки - только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой, например глухость-звонкость ( дом -… интегральные (неразличительные) признаки - эти признаки лишь… Реальное содержание фонем данного языка - это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему…

Система и состав согласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ.

Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то такие… При этом факультативные варианты бывают общезначимые и индивидуальные, а также… Если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить…

Система и состав гласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ

Безударный звук [Λ], соответствующий выделенным буквам, может представлять и фонему <о> и фонему <а>, но какой следует отдать… <с о/а бака>, <в о/а к/г зал>, <ст о/а кан>, С точки зрения МФШ, в русском языке насчитывается пять гласных фонем: <и э а о у>. В сильных позициях (под…

Орфоэпия. Основные требования современной орфоэпической нормы.

В звучащей речи наблюдаются закономерности двух типов: 1) закономерности реализации фонем, не знающие исключений в данной системе языка, 2)… Три задачи орфоэпии как науки: 1) определить понятия "произносительная… Произносительная норма как одна из разновидностей языковой нормы - это правила произношения звукосочетаний в рамках…

Основные этапы орфоэпической кодификации.

Яков Карлович Грот впервые систематизировал и теоретически осмыслил свод орфографических законов литературного языка. Для его нормативного «словаря… Новый этап в кодификации норм связан с именами Ушакова, Виноградова,… Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия.…

Старомосковская орфоэпическая норма сегодня

К началу XX века попыток сознательной и последовательной кодификации произношения еще не предпринималось. Четырехтомный «Толковый словарь русского… Ч или Ш? В современной научной практике принято иллюстрировать особенности старомосковского говора, сравнивая их с современными…

Социофонетика.

1) Направление, изучающее социально-фонетические связи и зависимости. 2) Раздел лингвистики, изучающий, насколько широко распространено то или иное… В.И. Чернышев, стоявший у истоков синхронной социальной фонетики, рассматривал ее только с нормативных позиций. В 1906…

– Конец работы –

Используемые теги: Современный, Русский, литературный, язык, Термин, Сущность0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современный русский литературный язык: термин и сущность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...

ЛЕКЦИЯ 1. Современный русский литературный язык как предмет изучения
СЛОГ звук или сочетание звуков объединенных волной сонорности то есть степенью звучности гласности Это основано на специфике работы нашего... ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО слог или группа слогов объединенных вокруг одного... РЕЧЕВОЙ ТАКТ или СИНТАГМА группа фонетических слов или одно фонетическое слово объединенные интонацией не конца...

Понятие литературный язык. Место литературного языка среди других форм существования языка
Литературный язык это язык государственных и культурных учреждений школьного обучения радио и телевидения науки публицистики художественной... Современный литературный язык многофункционален Он используется в различных... Основные сферы использования литературного языка телевидение и кино наука и образование печать и радио...

Современный литературный русский язык
Современный русский литературный язык многофункционален он используется в различных сферах общественной и индивидуальной деятельности человека для… В соответствии с многообразными функциями средства литературного языка… То, что целесообразно употреблять в газете, не годится в лирическом стихотворении научный оборот неуместен в обиходной…

Современный русский литературный язык
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС... Современный русский литературный язык...

Современный русский язык
Так, интеллигентный, воспитанный человек использует привычные для него слова и выражения необразованный и грубый - пользуется набором иных речевых… В отличие от него литературный язык - более узкое понятие.Под литературным… Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Современный русский язык», раздел «Синтаксис» на V / VI семестры
по дисциплине Современный русский язык раздел Синтаксис на V VI... Специализации основная Русский язык и литература...

перевода с английского языка на русский язык зоонимов
Учение о категории рода имеет давнюю традицию. Вопрос о способах языкового выражения различия пола живых существ интересует многих ученых. Среди работ, посвященных проблеме категории рода в английском языке, следует… Данная дипломная работа представляется актуальной, так как исследование в ней проводится в русле культурологической и…

Современный русский язык
Е О Воскресенская... Современный русский язык Фонетика...

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп
ББК Рус... В... Валгина Н С Розенталь Д Э...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам