рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СТРОФИКА

СТРОФИКА - раздел Литература, Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины Строфа В Стихосложении– Группа Стихов, Объединенных Каким-Ли...

Строфа в стихосложении– группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу.

Моностих – стихотворение из одной строки:

Покойся, милый прах, до радостного утра. (Н.М. Карамзин)

Двустишие (дистих) – простейшая форма строфы, состоящая их двух стихов одинакового или неодинакового ритмического строения; бывает самостоятельным стихотворением (в жанре эпиграммы, эпитафии, надписи):

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой. (А.С. Пушкин)

Трехстишия– строфа из трех стихов, может иметь три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха рифмуются, третий холостой; 3) два стиха рифмуются, третий имеет рифму в смежной строфе (терцины).

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,

Не услыхать в меха обутой тени,

Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья. (О. Мандельштам)

Терцины – ряд трехстиший, связанных рифмовкой по схеме aba bcb cdc ded, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом. Терцины были канонизированы Данте в “Божественной комедии”.

Дж. Алкариот

ЧЁРНЫЙ МАГ

Когда сгустится тьма вокруг,

Ты, словно раб предназначенья,

Начертишь кровью ровный круг,

Отбросишь жалкие сомненья.

Войдёшь в него, забыв про страх.

Тебя подхватят тьмы теченья.

Отбросишь тело – бренный прах.

Ты с теми, кто во тьму шагнули!

Погасли огоньки в глазах.

А где твой дух, а не в аду ли?

 

Хокку (хайку)– жанр японской поэзии, 17-сложное трехстишие (5+7+5), часто с цезурой после 2-го стиха:

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке…

Это ее душа. (Басё)

 

Четверостишие (катрен) – строфа из четырех строк; система рифмовки в катрене – abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая):

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать… (Ф.И. Тютчев)

 

Пятистишие – строфа из пяти строк, напоминающая “расширенный” на одну строку катрен; наиболее употребительные формы – AbAAb или aBaBa:

Ты кинешь камешек, и вновь

зыбь круговая гладь встревожит.

О нет, звезде не прекословь,

растаять в сумраке не может

мой лучший луч, моя любовь… (В. Набоков)

 

Лимерики– пятистишия, написанные анапестом; схема рифмовки – аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются:

Непослушную внучку из Йены

Бабка сжечь собралась, как полено,

Но заметила тонко:

“А не сжечь ли котенка?” –

Невозможная внучка из Йены.

К удалому флейтисту из Конго

Раз в сапог заползла анаконда.

Но настолько отвратно

Он играл, что обратно

Через час уползла анаконда. (Э. Лир, пер. М.Фрейдкина)

 

Танка – древнейший жанр японской поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7); традиционная тематика – любовь, разлука, странствия, времена года:

 

Шум сосновых вершин…

Не только в голосе ветра

Осень уже поселилась,

Но даже в плеске воды,

Бегущей по камням речным. (Сайгё)

 

Шестистишие– стихотворная строфа из 6 стихов; наиболее частые формы: aabccb, ababcc (“Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина), ababab (т. н. секстина), abaccb (у П. Антокольского, Вс. Рождественского) и мн. др.

 

Я помню ночь, как черную наяду,

В морях под знаком Южного Креста.

Я плыл на юг; могучих волн громаду

Взрывали мощно лопасти винта,

И встречные суда, очей отраду,

Брала почти мгновенно темнота.

О, как я их жалел, как было странно

Мне думать, что они идут назад

И не остались в бухте необманной,

Что дон Жуан не встретил доны Анны,

Что гор алмазных не нашел Синдбад

И вечный Жид несчастней во сто крат. (Н. Гумилев)

 

Октава– строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc; в русской литературе утвердились две традиции октавы: лирическая (В.А. Жуковский, “На кончину королевы Виртембергской”) и лирико-сатирическая (“Домик в Коломне” А.С. Пушкина).

То был не сон; но мнилось: в чарах сна

Одни меж плит мы бродим погребальных…

Зима легла на высотах печальных:

Дыханьем роз дышала здесь весна.

В гроб снежных гор сошла в цветах венчальных

Краса долин, умильна и ясна…

В суровый храм вели могил ступени:

Уста ж, горя, любви шептали пени… (Вяч. Иванов)

 

Одическая строфа – строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме ababccdeed, употреблявшаяся в жанре торжественной оды:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать. (М.В. Ломоносов)

 

Онегинская строфа – принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман “Евгений Онегин”; состоит из 14 стихов со строгой схемой рифм – ababccddeffegg; ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки (перекрестной, смежной и охватной), увенчиваемые заключительным двустишием:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

8. Тема, проблема, идея лит произведения.

Термин «Тема» употребляется в двух значениях:

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции автора. Характерная особенность жизни, взятая для изображения.

Синтетически рисуя жизнь, писатель затрагивает целый ряд вопросов, связанных друг с другом. Поэтому идейно — тематическая ткань произведения необычно сложна. Всякое произведение многотемно, многопроблемно. Так образ Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» наталкивает читателя на один круг вопросов, Татьяна — на другой, Ленский — на третьи и т. д.

И в пределах каждого из этих характеров, отдельные его стороны, взаимодействуя с другими характерами, ставят пред читателями новые вопросы. Так, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» затрагивает широкий круг современных ему вопросов: оторванность передовой дворянской интеллигенции от народа, положение крестьянства, романтическую беспочвенность и мечтательность и многое другое. Все эти вопросы, в конечном счете, объединены проблемой кризиса личности в дворянском обществе 20 годов Х1Х века.

Иногда произведение является для писателя самой постановкой вопроса, на его решение.

1) Тематика.

Тема – круг событий, образующих жизненную основу эпических и драматических произведений и служащих для постановки философских, социальных, этических и других идеологических проблем.

Тематика – совокупность тем в литературном произведении. Основные характеры и явления действительности, положенные в основу произведения. Причины выбора данного предмета изображения. Обогащение тематики мотивами. Тематика лирики: философская, гражданская, любовная, пейзажная, патриотическая, политическая.

Виды тематики. Анализ тематики.

Тематика: главная тема, побочные темы. Главная тема связана с образом центрального героя. Главная тема проходит через судьбы ряда персонажей.

Характер тематики.

Конкретно-историческая (характеры и обстоятельства обусловлены определенной социально-исторической ситуацией).

Вечная (фиксируются повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ в разные эпохи).

Сочетание конкретно-исторического и вечного аспектов.

Конкретизация тематики (параметры).

Социальные параметры (класс, группа, общественное движение и т.п.).

Психологические параметры (психологическая определенность характера).

Социальные параметры.

Временные параметры (эпоха в ее основных, определяющих тенденциях).

Национальные параметры.

Предмет анализа.

Характеры.

Обстоятельства.

Характеры и обстоятельства.

Путь анализа. Описать социальные и психологические черты. Охарактеризовать взаимодействия характеров друг с другом. Описать социальные и психологические черты; охарактеризовать взаимодействия характеров друг с другом.

 

2) Проблематика.

За множественностью отдельных тем, проблем важно определить основную тематику и проблематику произведения, обусловившую его содержание. Проблема - жизненно важный вопрос требующий своего осмысления и решения.

Центральная проблема, поставленная писателем, осмысляется им и получает свою оценку. Главная проблема, которая объединяет вокруг себя, все частные проблемы составляет проблематику произведения.

Проблематика – система вопросов, поставленных писателем в произведении, область осмысления, понимания писателем отраженной реальности; сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. Наиболее существенные для автора вопросы, поднимаемые в произведении. Причины выбора данной проблематики. Конфликт и способы его разрешения в произведении. Авторская позиция в разрешении конфликта.

Типы проблематики. Анализ проблематики.

Тип проблематики.

Общий интегрирующий признак (осмысляемый аспект действительности).

Проблемные типы содержания.

Мифологическая.

Фантастико-генетическое осмысление мира.

Мифопоэтическое мировидение.

Использование мифологических моделей.

Мифотворчество.

Национальная .

Сущность национального характера.

Складывание национальной государственности.

Межгосударственные и внутринациональные конфликты.

Исследование национального менталитета на бытовом материале.

Социо-культурная.

Устойчивые общественные отношения, статика жизни (состояние среды).

Политическая жизнь.

Моральное состояние общества.

Социальные отношения.

Черты повседневного быта и культуры.

Романная.

Личностный поиск истины, непосредственная связь человека и “идеи”, динамика жизни. Авантюрное содержание (динамика внешних изменений в судьбе, “самостоянье” личности).

Идейно-нравственное содержание (процесс нравственного и идейного самоопределения личности).

Философская.

Абсолютные ценности жизни (безразлично к их носителям), закономерности жизни.

Констатирование существующих устойчивых закономерностей.

 

3) Идея.

Идея- это авторское решение вопроса заключенного в теме. Тематика и проблематика- когда в особо крупных произведениях имеется не одна а много тем и проблем. Идея в художественном произведении – это внутренне содержание художественного образа, тот смысл который вкладывает в образ сам автор, а за ним и читатель. Художественная идея – это образное выражение познающей и оценивающей мысли писателя. Его убеждений, симпатий и антипатий. Основная главная идея худ. произведения- также имеет образный характер, но она существует как тот внутренний смысл, который заключен не в отдельном образе или эпизоде, а в целом произведении, во всей системе его образов, как итог развития этих образов и каких общая оценка их содержания. Замысел- первоначальная мысль о создании произведения.

Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания — тематики, проблематики и идейно — эмоциональной оценки изображаемой жизни. При изучении произведения нельзя сводить идею к четкому ответу на тот вопрос, который поставлен в произведении, как основной. Такой подход к пониманию идеи произведения страдает упрощенностью. Иногда писатель обращается к явлениям, о которых у него самого нет четкого вывода, явления эти еще не определены, а писатель, понимая их важность, в то же время, не может дать ясного ответа на вопрос о том, как к ним относится.

Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности. Что и как утверждает или отрицает автор. Почему? С какими взглядами автора связана идея произведения.

Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой.

Идейный мир – это область художественных решений, сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и его проявлениям.

Составляющие понятия “идейный мир”. Особенности воплощения авторских идеалов и оценок в произведении.

Авторские оценки. Авторские оценки – активное авторское избирательно-пристрастное отношение к изображаемому.

Неоднозначность характеров – причина неоднозначной оценки их писателем.

Авторский идеал. Авторский идеал – представления писателя об идеальной личности и высшей норме человеческих отношений.

1. Идеал воплощен прямо и непосредственно в образе идеального человека.

2. Идеал необходимо реконструировать, сопоставляя положительные и отрицательные оценки.

3. Идеал конструируется от противного: он прямо противоположен изображенной действительности.

Художественная идея. Художественная идея – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства и заключающая в себе определенное осмысление художником характерности жизни и эмоциональное отношение к ним (их оценку).

1.Право выразить идею “передоверено” автором одному из персонажей.

2.Идея пропитывает всю структуру художественного произведения.

Идейно-эмоциональное отношение автора к герою:

Акцентировка в отношении автора к тому или иному герою инвективы, трагизма, героизма и т. д.

Идейно-эмоциональное отношение автора к героям – сложная гамма ориентаций и переживаний автора, выражающая различное его отношение к разным персонажам. Идейно-эмоциональная ориентация героя: Идейно-эмоциональная ориентация героя – отношение героя к миру и его проявлениям, иногда представляющая собой сложный, даже противоречивый конгломерат переживаний и установок.

Мироориентация героя: романтизм, сентиментальность, цинизм, ироничность и т. д.

Пафос творческой мысли писателя и его произведения – глубокая и исторически правдивая идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением.

Виды пафоса:

Героический. Утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества.

Драматический. Чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека, а также внутренней противоречивости личности.

Трагический. Осознание исторической прогрессивности и правдивости высоких нравственных идеалов, во имя которых герой переживает трагическую борьбу с самим собой, вызванную противоречием в его сознании личных и “сверхличных” начал, или же признание исторической ложности и обреченности идеалов героя.

Сатирический. Сильное и резкое, негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни.

Комический (юмор). Смех над относительно безобидными комическими противоречиями, соединенный нередко с жалостью к людям, проявляющим эту комичность.

Сентиментальный. Рефлексия умиленности, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний.

Романтический. Рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному “сверхличному” идеалу и его воплощениям. И др.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Природу вдохновения творческого мышления мы рассматриваем на примере изучения формирования самосознания индивидуальности художника Сопоставляя... Соответствующее склонностям и влечениям изначальное восприятие мира определяет... Вдохновение мы рассматриваем как проявление и реализацию индивидуальности художника синтез психических процессов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СТРОФИКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
Литературоведение– это наука, кот изучает специфику, генезис и развитие словесного иск-ва, исследует идейно-эстетич ценность и структуру лит-ных произведений, изучает соц-историч з

Специфика искусства.
Споры о специфике и сути искусства, художественного творчества ведутся еще со времен античности. Сущность художественного творчества Аристотель связывал с врожденной «страстью» человека к подражани

Мир искусств и художественной литературы.
Мир искусств и художественной литературы — это культурное и духовное достояние человечества. Каждый народ богат своей культурой, которая в ярких образах отражает его менталитет

Виды художественных образов.
Одна из важнейших функций литературного образа — придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. Специфика словесного образа проявляется также во в

Эпилог.
Заключительный компонент произведения, финал, отделенный от действия, развернутого в основной части текста. КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Композиция

СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА.
В литературном произведении следует различать объект речи и субъект речи. Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д. Субъек

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
Литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке. Слово является в литературе материальным носителем образности. В связи с этим необходимо различать понятия “художественная

Поэтические приемы
Поэтические приемы (тропы) – преобразования единиц языка, заключающиеся в переносе традиционного наименования в иную предметную область. Эпитет – один из

Лексические ресурсы художественной речи.
Художественная литература использует общенациональный язык во всем богатстве его возможностей. Это может быть лексика нейтральная, высокая или сниженная; устаревшие слова и неологизмы; слова иностр

Поэтические фигуры.
Синтаксическая выразительность является еще одним важным языковым средством художественной литературы. Здесь важны и длина и мелодический рисунок фраз, и расположение в них слов, и разного рода пов

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерно

Сюжет, фабула, композиция худ произведения.
К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Е Д Е Т А Л И произведения: 1. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ -сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения гер

Дополнительные.
Пролог. Вступительная часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Композиция литературно — художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают,

Идейно-эмоц направленность лит-ры. Понятие о пафосе и его разновидностях.
Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой. Идейный мир – это область

Эпические жанры.
Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин

Эпос как род художественного творчества. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров.
Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно–общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с поко

Лирика как род художественного творчества. Жанры лирики. Понятие и споры о лирическом герое.
Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная че

Драма как род художественного творчества. Характеристика жанров драматургии.
Самобытным родом художественного творчества является драма. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме ре

Познавательная функция литературы.
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались. Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных худож

Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение).
Почему «кассандровское начало»? Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало»

Воспитательная функция.
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир. В

Понятие о направлении, течении и стиле в современном литературоведении.
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего под

Понятие античной литературы.
Если Греция - колыбель европейской культуры, то греческая литература - это основание, фундамент литературы европейской. Слово “античный” в переводе с латинского обозначает “древний”. Но не всякую д

Судьба античной литературы.
Сюжеты, герои и образы античной литературы отличаются такой законченностью, ясностью и глубиной смысла, что к ним постоянно обращаются писатели последующих эпох. Античные сюжеты находят новое толко

Периодизация и особенности античной литературы.
В своем развитии античная литература прошла несколько этапов и представлена классическими образцами во всех литературных видах: это эпос и лирика, сатира, трагедия и комедия, ода и басня, роман и и

Античная мифология.
Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т.е., сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась

Античный эпос. Гомер.
Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную

Расцвет драмы в эпоху Перикла.
5-4 вв. до н.э. - славная эпоха в истории Греции, отмеченная необычайным взлетом ее литературы и искусства, науки и культуры, расцветом демократии. Этот период называют аттическим, по имени Аттики

Античный театр.
Человечеству свойственно подражать. Ребенок в игре подражает тому, что он видит в жизни, дикарь в пляске изображет сцену охоты. Древнегреческий философ и теоретик искусства Аристотель все искусство

Античная трагедия.
Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами

Античная комедия.
Людям свойственно смеяться. Аристотель эту присущую людям черту возводил даже в достоинство, отличающее человека от животного. Люди смеются над всем, даже над самым дорогим и близким. Но в одном сл

Греческая лирика.
В развитии греческой литературы существует закономерность: определённые исторические периоды отмечены господством определённых жанров. Древнейший период, «гомеровская Греция» - время героического э

Греческая проза.
Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на

Эпоха Средневековья.
Римская империя рухнула в V в. н.э. в результате восстания рабов и нашествия варваров. На её обломках возникли недолговечные варварские государства. Начался переход от исторически исчерпавшего себя

Слово о законе и благодати» Иллариона.
4. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба). Жития святых. Памятники агиографического жанра — жития святых — также воспитывали

Повесть о разорении Рязани Батыем.
6. Жанр ораторской прозы — один из основных в системе жанров древнерусской литературы в XIII в. представлен «словами» Серапиона. До нас дошло пять «слов» Серапиона. Основная тема с

Понятие гуманизма.
Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, н

Послание архиепископа новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае».
Происходившая в рассмотренный период политическая борьба за первенство среди русских княжеств усиливает публицистическую направленность и злободневность создававшихся в это время литературных произ

Повесть о Темир-Аксаке.
Основными жанрами литературы, как и в предшествующие периоды, являются летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний,

Историческое повествование.
В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах

Публицистика (И.Пересветов, А.Курбский, Иван Грозный).
В Древней Руси не было специального термина для определения публицистики — как и не было его и для беллетристики; границы публицистического жанра, которые мы можем наметить, конечно, весьма условны

Романтизм как универсальная худ. сис-ма.
Романтизм– направление в лит-ре нач 19 в. РОМАНТИЗМ.Несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти

Реализм как универсальная худ. сис-ма.
Реализм — в литературе и искусстве — направление, стремящееся к изображению действительности. Р. (вещественный, действительный) – худ метод, след

Принципы соцреализма.
Народность. Под этим подразумевалась как понятность лит-ры для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность. Показ

В литературе.
Лит-ра социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на чит

Модернизм как универсальная худ. сис-ма.
Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого врем

I Постмодернизм: определение и характеристика.
Постмодернизм есть лит-ное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в

Стирание границ между массовым и элитарным искусством.
Имеется в виду универсальность произведений постмодернистской лит-ры, их направленность как на подготовленного, так и неподготовленного читателя. Во-первых, это способствует единению публики и худо

II. Особенности русского постмодернизма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х – 70-е гг. – (А.Терц, А.Битов, В.Ерофеев, Вс. Некрасов, Л.Рубинштейн, и др.) 70-е – 8

Символизм и акмеизм.
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ

Футуризм в России.
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Давида и Н. Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и

Кубофутуризм.
Программой российского футуризма, точнее той его группы, которая сначала называла себя «Гилея», а в историю литературы вошла как группа кубофутуристов (почти все поэты-гилейцы – в той или иной степ

Эго-футуризм. Игорь Северянин
Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм. («Я-будущее» или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организо

Другие группировки футуристов.
После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Цен

Футуристы и русская революция.
События 1917 г. поставили футуристов сразу в особое положение. Они приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Приним

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”. 2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества. 3. Творчество — не подражание, а продолжение

Натурализм как литературное направление.
Наряду с символизмом, в годы его появления, другим не менее распространенным течением в буржуазной лит-ре был натурализм. Представители: П. Боборы

Экспрессионизм как литературное направление.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ(франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживани

БЕДЕКЕР ПО РУССКОМУ ЭКСПРЕССИОНИЗМУ
Терехина В. 17 октября 1921 года в Политехническом музее под председательством Валерия Брюсова проходил “Смотр всех поэтических школ и групп”. С декларациями и стихами выступали неоклассик

ДЕКЛАРАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛИЗМА
1. Сущность искусства — производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственно неповторимой форме единственно неповторимого эмоционального восприятия. 2

Сюрреализм как литературное направление.
Сюрреализм(фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрре

Об объединении ОБЭРИУ.
Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относ

Александр Введенский
  Гость на коне (отрывок)   Конь степной бежит устало, пена капает с конских губ. Гость ночной, тебя не ста

Постоянство веселья и грязи
  Вода в реке журчит, прохладна, и тень от гор ложится в поле, и гаснет в небе свет. И птицы уже летают в сновиденьях. И дворник с чёрными усами *

Экзистенциализм как лит направление.
Экзистенциализм.В конце 40- начале 50-х гг. фр проза переживает полосу «засилья» лит-ры экзистенциализма, кот оказал на иск-во влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда. Сложи

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ РУССКИЙ.
Термин, применяющийся для идентификации совокупности филос. учений, а также (в более широком смысле) духовно-родственных им литературных и иных художественных течений, строй категорий, символов и о

Саморазрушающееся искусство.
Саморазрушающееся искусство — один из странных феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей... Огромное восемнадцатиколесное сооружение т

Фигуры речи. Тропы.
Средства изобразительности речи. Правильность, ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы ре

Тропы (греч. tropos - оборот).
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего каку

Художественная речь и её составляющие.
Художественная речь (иначе – язык художественной литературы) частично совпадает с понятием «литературный язык». Литературный язык – это язык нормативный, его нормы фиксируются

Системы стихосложения (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерно

Дольники. Акцентный стих В. Маяковского.
1. ДОЛЬНИК – вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. Интервал между ударениями н

Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского.
Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживае

Метр, ритм и размер. Виды размеров. Ритмические определители стиха.
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ри

Рифма, способы рифмовки.
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом

Виды строф.
Строфа -это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое цело

Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцев

Философская и литературно-критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.
Литературоведение как особая и развитая наука возникло сравнительно недавно. Первые профессиональные литературоведы и критики появляются в Европе только в начале XIX века (Сент–Бев, В.Белинский). Д

Развитие литературно-критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения.
В Средние века литературно–критическая мысль полностью заглохла. Разве что какие–то ее отблески можно найти в краткий период так называемого каролингского Возрождения (конец VIII– нач.IX века). В с

Литературно-критическая мысль эпохи Просвещения.
Соотечественник Вольтера Дени Дидро (1713–1784), не нападая на последователей Аристотеля и Буало, высказывал уже и нечто новое по сравнению с ними. В статье «Прекрасное» Дидро говорит об относитель

Биографический метод литературоведения.
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, би

Мифологическая школа, мифологическая и ритуально-мифологическая критика в литературоведении.
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, би

Культурно-историческая школа. Основные идеи А. Веселовского об искусстве слова.
Учеником Сент–Бева считал себя другой выдающийся литературовед – Ипполит Тэн (1828–1893), идеи и методология которого были определяющими для европейского литературоведения второй половина XIX века.

Сравнительно-исторический метод литературоведения.
Не удивительно, что крупнейший русский литературовед XIX в., А.Веселовский, испытавший в молодости влияние культурно–исторической школы, позже преодолел ее ограниченность и стал основоположником ор

Психоаналитическая критика.
Эта влиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и его последователей. З.Фрейдом разработаны две важные психологи

Формальные школы в литературоведении. Русская формальная школа.
Формальные школы в литературоведении. Для литературоведения второй половины XIX века характерен интерес к содержательной стороне литературы. Крупнейшие исследовательские школы того времени

Структурализм и «новая критика».
Новая критика Наиболее влиятельная школа в англо–американском литературоведении ХХ века, зарождение которой относится к периоду первой мировой войны. Методам литературоведения ХХ

Постструктурализм и деконструктивизм.
Постструктурализм Идейное течение западной гуманитарной мысли, оказывавшее в последнюю четверть века сильнейшее влияние на литературоведение Западной Европы и США. Постструктурали

Феноменологическая критика и герменевтика.
Феноменологическая критика Феноменология – одно из наиболее влиятельных направлений ХХ столетия. Основатель феноменологии – немецкий философ–идеалист Эдмунд Гуссерль (1859–1938), стремивши

Вклад Ю.М. Лотмана в современное литературоведение.
Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922, Петроград — 28 октября 1993, Тарту) — советский литературовед, культуролог и семиотик. Член ВКП(б

Вклад М.М. Бахтина в современную науку о литературе.
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва) — русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Иссле

Жанры и внутренняя диалогичность произведения.
Бахтин в литературе видел не только ”организованный идеологический материал”, но и форму ”социального общения”. По Бахтину, процесс социального общения запечатлевался в самом тексте произведения. И

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги