Художественная техника пианиста

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НОВОМОСКОВСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕФЕРАТ по методике, педагогике и психологии тема Художественная техника пианиста студентки IV-курса Меркуловой Анны педагог-консультант Хаджиева М.В. 2001г. Содержание стр. Вступление 1 О свободе.2 Принципы движения 3 Укрепление пальцев 4 Legato5 Stakatto12 Заключение.17 Вступление. Фортепианная техника.Приемы звукоизвлечения туше Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства.

Развитие технических навыков на практике нельзя отделить от музыкально-пианистического обучения. Понятие техника пианиста практикуется весьма широко, включая не только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. Техника это туше, аппликатура, знание правил фразировки писала французская пианистка Маргарита Лонг. Точная естественная фразировка помогает преодолению трудностей, дурная мешает развитию беглости, т.к. влечет за собой неправильные и лишние движения.

Развитие техники широко и многогранно. Разностороннее обучение по специальности предусматривает постоянную работу над техникой. Рассмотрим 3 вопроса 1. На каком материале основывается техническое развитие учащегося. 2. Связь технической работы с музыкально-техническим обучением. 3. Основные требования при работе над этюдами. В конце первого начале второго года обучения в репертуаре ученика появляются пьесы подвижного характера.

Постепенно их скромные технические задачи становятся сложнее, а некоторые сочинения ставят целью развитие определенного технического навыка например, Шуточка и Токкатина Кабалевского третий, четвертый класс в школе. В репертуаре учеников пятого шестого класса этюды А dur и F dur ор. 27 Кабалевского, Тарантелла Прокофьева. В конце обучения в школе мы учим прелюдии Кабалевского, этюды Аренского, содержащие значительные технические трудности. На всем протяжении обучения работа над развитием техники непосредственно связана с художественными произведениями.

У некоторых пианистов при хорошем развитии одних элементов техники сильно страдают другие. В отдельных случаях это недостаток данных. Но чаще в нежелании себя утруждать и в незнании правильной системы и метода работы. Современная фортепианная педагогика рассматривает упражнения, как одно из важнейших средств формирования, развития техники исполнения. Работая над упражнениями, необходимо рассматривать фортепианную технику в самом широком смысле.

При этом в центре внимания освоение различных приемов звукоизвлечения, овладение всеми видами туше. Успешное освоение упражнений может быть лишь при условии постоянного осязательного, слухового и двигательного контроля. Ниже приводится описание различных видов туше основных красок многоцветной звуковой палитры, и способов их воспроизведения. Важно, внимательно вчитавшись в описание внешних движений и мышечных ощущений в игровом аппарате, обеспечивающих контакт с инструментом, характер штриха, силу удара, контроль свободы руки, кисти и т.д проверить их на собственном опыте.

Процесс технического обучения на более высокой ступени представляется в основном таким I. Одновременные и последовательные занятия всеми элементами на коротких упражнениях, позволяющих осуществить постоянный осязательный контроль, необходимый в ходе серьезных занятий. II. Одновременное развитие техники при изучении музыкально полноценных репертуарных произведений, технически полезных для данного ученика.

III. В случае необходимости дополнительная работа над ограниченным количеством этюдов, тщательно отобранных для окончательного преодоления трудностей. Используемые обыкновенно этюды, как правило, не отличаются большой художественной ценностью. В большинстве случаев они излишне длинны, не удобны для усвоения, часто бессодержательны, рассчитаны преимущественно на развитие одного вида техники.

Только работа над короткими упражнениями позволяет сосредоточить все внимание на ритмической стороне игры, правильных ощущениях и движениях, качестве звука и туше. Поэтому изучение упражнений с точки зрения технической подготовки, намного рациональнее, чем поверхностное проигрывание этюдов.

О свободе

Только пальцы и суставы кисти должны при необходимости более или менее... б раскачаем руки вдоль корпуса и продолжим их пассивное колебание впло... е легко машем кистью в запястье.. б описываем круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки. Упражнения 1.

Принципы движения

Для совершенного движения необходимо, чтобы не связанные с движением м... 3 Принцип целесообразности. Вся двигательная деятельность во время игр... Принципы движения. Стараться, чтобы положения рук и корпуса, не включали неестественных э... кистей и рук.

Укрепление пальцев

Это означает не поднимать пальцы сознательно и не применять удара. Пассивное legato типичное импросинистическое туше. Об этом не придется беспокоиться, если рука будет свободна, мы соответ... Только в сильной динамике пальцы несколько фиксируются в суставах кист... в staccato запястьем.

Заключение. В заключение хочется сказать, что при всей этой работе над технической стороной, нельзя забывать о главной цели художественной передаче замысла автора, раскрытия образа.

Техника не цель, а средство для передачи замысла. В пианистической практике, понятно, могут возникнуть определенные изменения, вольности, комбинация и приемов движений. Для выражения конкретного содержания часто требуются своеобразные отклонения от школьного способа игры с образными движениями. Если интерпретатор понимает и правильно чувствует содержание произведения или фразы, всякие внешние проявления возникнут сами по себе, рефлекторно.

Двигательную реакцию на внутреннее переживание часто невозможно преодолеть. В конце концов, она естественна и понята. Интерпретатор, особенно с живым темпераментом, должен, однако, постоянно контролировать себя, чтобы укрощать свой пыл, проявляющийся в преувеличенных движениях. Основной нашей задачей является воспитание грамотного пианиста, обладающего технической эрудицией, понимающего, что техника является лишь средством к достижению совершенства, в котором, однако, подлинное искусство не может не нуждаться.